Научная статья на тему 'Основные направления работы цикловой методической комиссии в техникуме'

Основные направления работы цикловой методической комиссии в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления работы цикловой методической комиссии в техникуме»

основные направления работы цикловой методической комиссии в техникуме

Е. А. Шахова, заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»

Цель работы методической службы — это перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых методов, форм и средств организации учебного процесса, обобщение передового педагогического опыта. Методическая работа обеспечивает единство двух направлений: педагогической науки и методической практики. Поэтому является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности.

Методическая служба должна создавать условия для реализации следующих направлений методической работы:

• создание оптимальной образовательной среды;

• разработка учебно-методического обеспечения дисциплин и модулей, согласно ФГОС;

• формирование профессионализма и методической компетентности педагогических работников;

• формирование методической культуры и творческого подхода к работе у преподавателей.

За последние годы содержание методической работы значительно обогатилось за счет углубления ее научного аспекта и расширения исследовательско-экспериментального направления при условии тесной взаимосвязи работы с преподавателями в цикловых методических комиссиях (ЦМК).

Работа ЦМК строится на основе положения, в соответствии с которым организуется работа преподавателей по осуществлению творческого подхода к обучению студентов; совершенствованию форм и методов обучения и организации самостоятельной работы обучающихся; учебно-методического обеспечения изучаемых дисциплин и модулей; формированию здоровьесбере-гающего пространства; реализации инноваций в педагогике.

Основными направлениями работы цикловых методических комиссий нашего техникума являются организационная работа, работа над методическими проблемами, методическая работа, внеаудиторная работа.

Работая над методическими проблемами, педагоги готовят выступления по актуальным вопросам методической практики, которые заслушиваются на методических или педагогических советах. Традиционной формой совершенствования педагогического мастерства являются семинары, мастер-классы, круглые столы, которые проводятся методической службой и ЦМК.

Еще одним направлением работы цикловых комиссий является обобщение педагогического опыта. Обобщение педагогического опыта — вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание.

Традиционная форма распространения педагогического опыта — проведение открытых занятий, которые разрешают задачи апробации и отбора приемов, форм и методик современного продуктивного обучения. Большое внимание уделяется анализу проведенных занятий.

Результативность деятельности ЦМК отражается и в использовании электронных образовательных ресурсов. Информационно-образовательная среда формируется в соответствии с программой развития техникума и осуществляется путем оснащения интерактивным оборудованием учебных кабинетов и лабораторий; повышения квалификации преподавателей по во-

просам применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе; разработки и приобретения учебно-методического программного обеспечения по учебным дисциплинам; обеспечения доступа обучающихся и преподавателей к образовательным ресурсам сети Интернет; создания информационной базы автоматизированных обучающих систем и электронных учебных пособий.

Внедрение электронных учебных пособий позволяет организовать обучение в формате мо-дульно-компетентностного подхода, что обеспечивает индивидуальное, групповое и коллективное обучение с ориентацией на формирование базовых компетентностей обучающегося и способствует реализации одного из главных требований времени — подготовки каждого студента к самостоятельному получению знаний и умений.

Ежегодно в техникуме проходят недели ЦМК. Цель их проведения — повышение профессиональной компетентности преподавателей и развитие познавательной и творческой активности студентов.

На высоком профессиональном уровне в рамках недель ЦМК проводятся учебно-исследовательские студенческие конференции, победители которых достойно представляют техникум на городском и областном уровнях. Преподаватели также активно участвуют в учебно-исследовательской деятельности.

Для организации индивидуальной работы по самообразованию для преподавателей ЦМК

разработан План совершенствования педагогического мастерства, включающий в себя следующие разделы:

1) повышение квалификации (методические семинары, курсы повышения квалификации, выступления на ЦМК, самообразование);

2) методическая работа (изучение теоретических источников по проблеме инновационного подхода к образовательному процессу, изучение опыта работы других преподавателей);

3) совершенствование УМК;

4) неделя ЦМК (проведение олимпиад, конкурсов, конференций, открытых уроков и т. д.);

5) участие в конкурсе «Преподаватель года» и других профессиональных конкурсах;

6) аттестация (работа по самоанализу своей педагогической деятельности в межаттестационный период).

В конце учебного года заполняется колонка «Отчет о выполнении плана» Плана совершенствования педагогического мастерства либо указываются причины его невыполнения, что является основой для коррекционных действий на следующий учебный год.

Сложившаяся в техникуме система взаимосвязи в работе методической службы и цикловых методических комиссий характеризуется гибкостью и многоуровневостью, что позволяет охватить все компоненты образовательного процесса, способствует профессиональному росту и формированию педагогической и методической компетентности педагогов.

внутрифирменное обучение педагогических работников техникума

Е. А. Булычева, методист ГПОУ «Калтанский многопрофильный техникум»

В условиях происходящих изменений в системе образования и в обществе, в связи с введением ФГОС и профессиональных стандартов существенно возрастает роль и значение профессионального образования, которое становится одним из основных факторов социально-экономического развития государства в целом и системы образования в частности. Современное общество нуждается в специалистах высокой квалификации, готовых к профессиональному развитию, мотивированных на активную педагогическую деятельность и мобильно реагирующих на происходящие изменения. Эффективность функционирования и развития профессио-

нальной образовательной организации также зависит от многих причин и в первую очередь от уровня квалификации педагогических кадров, которые выступают носителями новой системы профес-сионально-педагогиче-ских ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.