Научная статья на тему 'Основные направления противодействия киберпреступности с экстремистской установкой в Киргизии'

Основные направления противодействия киберпреступности с экстремистской установкой в Киргизии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КИРГИЗИЯ / COMPUTER CRIME / COUNTERACTING CYBERCRIME / CYBER TERRORISM / EXTREMISM AND EXTREMIST ORGANIZATIONS / KYRGYZ REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердалиев К. Ч.

Обосновывается актуальность противодействия киберпреступности в Киргизии как одно из направлений противодействия экстремизму и терроризму. Приводятся примеры компьютерных преступлений и статистика этого вида преступлений в Киргизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of counteraction of cybercriminality with extremist installation in Kirghizia

The article describes the relevance of anti-cyber crime in the Kyrgyz Republic as one of the areas to combat extremism and terrorism. Are examples of computer crime and statistics in this category of crime in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Основные направления противодействия киберпреступности с экстремистской установкой в Киргизии»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ С ЭКСТРЕМИСТСКОЙ УСТАНОВКОЙ

В КИРГИЗИИ

К. Ч. БЕРДАЛИЕВ,

адъюнкт кафедры теории и социологии управления в ОВД Академии управления МВД России,

старший следователь УВД Первомайского района г. Бишкек Научная специальность: 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор,

организация правоохранительной деятельности E-mail: [email protected]

Научный руководитель: заместитель начальника кафедры теории и социологии управления в ОВД,

профессор, доктор юридических наук Т.Н. Кильмашкина

Аннотация. Обосновывается актуальность противодействия киберпреступности в Киргизии как одно из направлений противодействия экстремизму и терроризму. Приводятся примеры компьютерных преступлений и статистика этого вида преступлений в Киргизии.

Ключевые слова: компьютерные преступления, противодействие киберпреступности, кибертерроризм, экстремизм, экстремистские организации, Киргизия.

THE BASIC DIRECTIONS OF COUNTERACTION

OF CYBERCRIMINALITY WITH EXTREMIST INSTALLATION

IN KIRGHIZIA

K.CH. BERDALIEV,

associate Theory and Sociology of Management in the internal affairs Management Ministry of Internal Affairs of Russia, Senior Investigator Internal Affairs Department of the Pervomaisky district of Bishkek city

Annotation. The article describes the relevance of anti-cyber crime in the Kyrgyz Republic as one of the areas to combat extremism and terrorism. Are examples of computer crime and statistics in this category of crime in the Kyrgyz Republic.

Keywords: computer crime, counteracting cybercrime, cyber terrorism, extremism and extremist organizations, Kyrgyz Republic.

Мы живем в эпоху информационного общества, когда компьютеры и телекоммуникационные системы используются во всех сферах жизнедеятельности человека и государства — от решения проблем национальной безопасности, здравоохранения и управления транспортом до торговли, финансов и даже межличностного общения. В последние десятилетия мир переживает период перехода от индустриального общества к обществу информационному1. Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений.

Единое мировое информационное пространство стало реальностью. В последние годы происходит стремительный рост числа пользователей глобальными сетями, прежде всего Интернетом. В 2008 г. число пользователей, регулярно посетивших Интернет, составило 1,5 млрд человек, и сам Интернет стал

крупнейшей глобальной телекоммуникационной сетью информационных ресурсов2.

В настоящее время можно отметить интенсивное увеличение киргизского сегмента глобальной информационной сети Интернет как в количественном (число операторов и пользователей), так и в качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении3.

Динамичное внедрение новейших электронных систем и коммуникационных средств в разные сферы

1 Щербович И.А. Проблемы совершенствования правового регулирования в информационной сфере и условия формирования информационного общества // Правовые вопросы связи. 2007. № 1.

2 Азаров М.С. Административно-правовое регулирование доменного имени как объекта информационного права //Административное и муниципальное право. 2010. № 5.

3 Статистические данные Национального статистического комитета Киргизской Республики // Использование информационно-коммуникационных технологий по видам экономической деятельности. URL: http ://212.42.101.124:1041/statl .kg/images/stories/docs/Ejegod-nik/Trans/%2020.pdf.

деятельности современного общества не только привело к развитию положительных тенденций и явлений, но и выявило ряд проблем негативного характера.

Специфика телекоммуникационной инфраструктуры такова, что существенный ущерб ей можно нанести внезапно, минимальными силами и средствами, находясь практически вне зоны досягаемости. Информационная сфера с ее особенностями является привлекательной для разного рода экстремистских организаций. Особо следует отметить устойчивую тенденцию к укреплению международных связей преступных группировок и трансграничность самих преступных посягательств.

Жертвами экстремистских организаций, орудующих в виртуальном пространстве, могут стать не только люди, но и государства. При этом безопасность тысяч пользователей может оказаться в зависимости от нескольких экстремистов.

Количество преступлений, совершаемых в кибер-пространстве, увеличивается пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности, например в глобальной сети Интернет, являются самыми быстрыми на планете4.

По оценкам экспертов правоохранительных органов стран Центральной и Восточной Европы по вопросам борьбы с компьютерной преступностью, прибыли преступников от преступлений в сфере использования ЭВМ занимают третье место после доходов наркоторговцев и от продажи оружия, а нанесенный ущерб оценивается миллиардами долларов. Только в США ежегодно экономические убытки от такого рода преступлений составляют около 100 млрд долл.5.

У международного терроризма другой облик и иная сущность, чем 10—15 лет назад. Он располагает мощной финансовой базой, высокими технологическими возможностями и огромным военным потенциалом. Наряду с традиционными видами устрашения экстремисты в своем арсенале широко используют компьютерные технологии и Интернет. Так, известная тоталитарная секта «Аум Синрике» работала над созданием электромагнитных импульсных «пушек», разоружающих компьютерные системы, проводила эксперименты по созданию новых опасных сетевых вирусов, а также вела набор новых рекрутов в свою секту с использованием глобальной сети Интернет. В начале 2003 г. объявил о себе как о новой террористической организации «Арабский электронный джихад». Эта организация заявила о том, что

собирается уничтожить все израильские и американские веб-сайты, а также «все другие неугодные ей сайты»6.

Одним из важных направлений противодействия экстремизму и терроризму является борьба с киберпре-ступлениями, т.е. с преступлениями в виртуальном пространстве. С 2000 по 2009 г. в Киргизии по гл. 28 УК к уголовной ответственности было привлечено только семь человек. В сфере компьютерной информации за тот период было совершено только 10 преступлений7. Эти цифры отражают истинное положение дел в сфере противодействия преступлений в киберпространстве в Киргизии. Сегодня республика отстает от многих государств мира, где сферы информационных технологий более развиты и распространены, на десятки, а то и более лет, что, может быть, объясняет такое малое число зарегистрированных преступлений в этой сфере. Но в то же время следует призадуматься о латентности и неспособности в нынешних условиях замечать и выявлять фактически совершенные преступления, и официальная статистика, возможно, не отражает реальной картины происходящего. Для сравнения: по сообщению начальника БСТМ МВД России8 Б. Мирошни-кова, преступлений в сфере высоких технологий в России только за 2009 г. было выявлено 5,5 тыс., за 9 месяцев 2010 г. — уже около 7,5 тыс.9.

Преступления в сфере высоких технологий, в виртуальной информационной среде национальных, государственных границ не признает. В Киргизии еще не разработана система противодействия компьютерным преступлениям.

Недооценка общественной опасности посягательств на интересы, охраняемые гл. 28 УК Киргизии, особенно с экстремистской установкой, а также недостаточный уровень подготовки правоприменительных органов, призванных вести борьбу с этим видом преступлений, могут привести к катастрофическим для государства последствиям.

4 Номоконов В.А. Интернет и преступность: криминологические и правовые аспекты взаимосвязи // Организованный терроризм и организованная преступность. М., 2002. С. 187.

5 Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник. М., 1998. С. 768.

6 Голубев В. Организационно-правовые аспекты противодействия компьютерной преступности и кибертерроризму. URL: http: www.cri-me-research.ru//.

7 Данные единого отчета преступности ИЦ МВД Киргизии с 2000 по 2009 гг.

8 Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) — одно из подразделений управления «К» МВД России.

9 МВД: киберпреступления стали масштабнее и изощреннее. URL: http://www.securitylab.ru/news/400116.php.

Киберпространство экстремисты могут использовать в двух направлениях:

1) совершение с помощью компьютеров и компьютерных сетей террористических действий, т.е. умышленная атака на компьютеры, компьютерные программы, компьютерные сети или обрабатываемую ими информацию, создающая опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Это деяние должно быть совершено в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. К этому виду терроризма можно отнести угрозу совершения подобных действий для достижения вышеуказанных целей. Этот вид терроризма в научной литературе называется кибертерроризмом;

2) использование киберпространств цифровыми информационными системами, сетями или компонентами этих систем или сетей в целях осуществления экстремистской деятельности, указанной в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г.

В настоящее время в научной литературе много внимания уделено кибертерроризму10, разновидности киберпреступности, так как с нарастающей компьютеризацией общества, переходом на расчеты финансовых и банковских структур с использованием ЭВМ и в связи с транснациональным характером компьютерной преступности традиционная система мер противодействия киберпреступлениям не сможет обеспечить борьбу с кибертерроризмом. В них не учтены специфика экстремизма в киберпространстве, многообразие общественных отношений, на которые посягают экстремистские киберпреступления (это не только экономические интересы, но и государственная безопасность, конституционные права человека, его честь и достоинство т.д.).

Нельзя ограничиваться борьбой с сайтами экстремистского толка. Запрещенные экстремистские сайты будут выходить под другими названиями в других странах. Киберпространство не имеет материальных границ. Необходимо выработать системный, комплексный подход в решении этой проблемы. Можно условно выделить три направления в данной сфере: организационное, правовое и техническое.

Организационная составляющая должна двигаться в направлении обучения и воспитания кадров,

специализирующихся на противодействии подобного рода преступным посягательствам, широкого привлечения представителей гражданского общества, устранения безграмотности в этой сфере среди государственных служащих и т.п.

Из-за недостаточного профессионализма сотрудников правоохранительных органов в сфере компьютерных преступлений и в силу малого количества специалистов в сфере высоких технологий возникла необходимость создания дополнительной организационно-штатной структуры в системе МВД Киргизии, которая будет специализироваться в этом направлении по аналогии с Управлением «К» МВД России.

В США, помимо государственных органов, противостоящих киберпреступности, имеется специальный «киберотряд» Vigilant, куда входят более 600 добровольцев, включая глав технических отделов крупных компаний и бывших высокопоставленных американских кибершпионов. С группой сотрудничают высокопоставленные чиновники разных уровней в 22 странах мира. Деятельность организации обширна, они борются с хакерскими атаками, противостоят через Интернет террористам и крупным наркокартелям11. По аналогии с США в Киргизии с помощью гражданского сектора необходимо создать аналогичный «киберотряд» или Центр противодействия киберпреступности.

Государственные органы пользуются своими цифровыми информационными системами, сетями в коммуникативных целях, однако нынешние киберугрозы становятся изощреннее, например средства информационно-психологического (психофизического) воздействия, в том числе в рамках программ МК-Ультра — ультрамозговой контроль, МК-дельта — дистанционное изменение поведения человека (Блюберд, Артишок). К числу применяющихся разработок относят вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую измененное состояние психики человека вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ12). Широко распространены программы —

10 Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001; Krasavin S. What is Cyber-terrorism? URL: http://rr.sans.org/infowar; Denning D.E. Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy. URL: http://www.nautilus.org/info-policy/-workshop/papers/denning.html; Томас Т.Л. Сдерживание асимметричных террористических угроз, стоящих перед обществом в информационную эпоху// Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма: мат-лы междунар. конф. М., 2002. С. 165.

11 Элитный американский киберотряд вышел из подполья. URL: http://www.bfm.ru/news/2010/08/02/elitnyj-amerikanskij-kiberotrjad-vyshel-iz-podpolja.html.

клавиатурные шпионы (keyboard loggers), с помощью которых можно узнать практически обо всех действиях пользователя компьютером13. Во многих социальных сетях есть геолокационные сервисы, позволяющие получать исчерпывающую информацию о том, где находится их жертва, что и с кем она обсуждает в сети14. Пример, произошедший с WikiLeaks, отражает возможность киберпространства.

Необходимо повысить уровень знаний о компьютерных преступлениях среди государственных служащих Киргизии. По организационной составляющей нужно создать специализированный государственный орган, обеспечивающий координацию деятельности правоохранительных органов по вопросам противодействия экстремизму в киберпространстве, так как взаимодействие должно быть не только международным, но и внутренним.

Правовая составляющая совершенствования деятельности правоохранительных органов по противодействию киберпреступлениям с экстремистской направленностью должна продвигаться в сторону устранения разных правовых коллизий в масштабах как республики, так и межгосударственных правовых отношений, устраняющих всякие проблемы по выявлению, пресечению, раскрытию а также привлечению к уголовной ответственности виновных лиц.

В значительной части выявляемых киберпреступле-ний либо субъект, либо объект, либо предмет преступного посягательства находятся в географических пространствах разных государств, что, с одной стороны, затрудняет работу правоохранительных органов отдельно взятой страны, а с другой — способствует поиску взаимовыгодных и взаимоприемлемых условий кооперации и сотрудничества, способствуя формированию единой системы противодействия современным вызовам и угрозам. Для эффективного противодействия требуется более широкое, оперативное и хорошо отлаженное международное сотрудничество в области права. Необходимо разработать модельный закон для стран СНГ, где должны быть проработаны основные организационные вопросы противодействия кибертерроризму.

В целях расширения правовых основ сотрудничества правоохранительных и судебных органов стран — участниц СНГ в борьбе с киберпреступлениями 1 июня 2001 г. в Минске 10 странами — членами СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина и Россия)

было подписано Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Соглашение определяет ключевые направления и формы сотрудничества в области борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации (обмен информацией, основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия), а также перечень уголовно наказуемых деяний.

Однако официальное и неофициальное сотрудничество в правоохранительной сфере осложнено рядом проблем, таких как различие правовых систем и правоохранительных структур, отсутствие каналов связи, например для обмена базовой и оперативной информацией о преступности, и различие подходов и приоритетов.

Техническая составляющая предполагает оснащение специализированных подразделений, занимающихся противодействием преступности в сфере высоких технологий, техническими средствами, оборудованиями и компьютерными технологиями по последней букве достижений научно-технического прогресса. Современное материально-техническое обеспечение при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере высоких технологий является немаловажной составляющей в сфере противодействия компьютерным преступлениям. Специфика этой категории преступлений предполагает адекватное техническое вооружение со стороны правоохранительных органов. Эффективное противодействие преступлениям такого характера логично предполагает использование правоохранительными органами технических средств и достижений научно-технического прогресса, по крайней мере не хуже, чем у посягающих.

Принимая во внимание условия политической нестабильности последних 10 лет, в Киргизии возник вопрос о национальной безопасности страны. Первостепенной задачей государства в лице ее правоохранительных органов является обеспечение безопасности народа Киргизии как в реальном, так и в виртуальном мире. Если для правоохранительных органов обеспечение безопасности в реальном мире является традиционным и известным, то в виртуальном пространстве это явление новое. Работа в этом направлении будет эффективна при успешном слиянии воедино всех трех составляющих.

12 Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: автореф. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 119.

13 Клавиатурный шпион. URL: http://www.xakep.ru/post/29476/.

14 McAfee: Киберугрозы в 2011 году URL: http://wwwsecuritylab.ru/news/-403747.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.