Научная статья на тему 'Основные направления профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел'

Основные направления профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1317
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШАЕМЫЕ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CRIMES COMMITTED AGAINST EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Убушиев Б.В.

Статья посвящена анализу основных направлений профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. Автор приходит к выводу о том, что система профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, должна строиться с учетом новых социально­экономических и общественных реалий, на базе демократических ценностей Российской Федерации и мирового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Убушиев Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions of crime prevention committed against police officers

The article is devoted to the main directions of crime prevention committed against members of Internal Affairs Bodies. The author concludes that the system of prevention of crimes committed against members of the police, should take into account new economic and social realities, on the basis of democratic values in the Russian Federation and international experience.

Текст научной работы на тему «Основные направления профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел»

ТРИБУНА

молодого ученого

Б.В. УБУШИЕВ,

старший оперуполномоченный боевого отделения специального отряда быстрого реагирования (СОБР) (МВД по Республике Калмыкия)

B.V. UBUSHIEV,

Senior operative officer, Combat Section, Special Rapid Reaction Unit, (Ministry for Internal Affairs, the Republic of Kalmykia)

УДК 343.1

основные направления профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел

Basic directions of crime prevention committed against police officers

Статья посвящена анализу основных направлений профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. Автор приходит к выводу о том, что система профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, должна строиться с учетом новых социально-экономических и общественных реалий, на базе демократических ценностей Российской Федерации и мирового опыта.

Профилактика, преступления, совершаемые в отношении сотрудников органов внутренних дел, правовое регулирование.

The article is devoted to the main directions of crime prevention committed against members of Internal Affairs Bodies. The author concludes that the system of prevention of crimes committed against members of the police, should take into account new economic and social realities, on the basis of democratic values in the Russian Federation and international experience.

Prevention, crimes committed against employees of Internal Affairs Bodies, legal regulation.

В настоящее время одним из главных направлений борьбы с преступностью, в том числе и с преступлениями, совершаемыми в отношении сотрудников органов внутренних дел, является сфера превентивного воздействия, подразумевающая выявление и нейтрализацию причин и условий этого негативного социального явления.

В научной литературе предупреждение преступлений, в том числе и преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, принято рассматривать как целостный процесс, как социальную систему, которая включает как общесоциальное, так и специально-криминологическое предупреждение. Первая из названных подсистем явля-

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

122

ется определяющей, но в комплексе эти подсистемы дополняют друг друга и направлены на достижение общих целей.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, охватывает меры, непосредственно направленные на устранение причин и условий совершения конкретных преступлений. По объему и направленности применения профилактических мер различают общую, специальную, вик-тимологическую профилактику и индивидуальное предупреждение.

Общие профилактические меры направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступлений. Они способствуют выявлению, устранению социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им или облегчающих их совершение, на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан.

Специальная профилактика правонарушений представляет собой меры административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного характера, применяемые правоохранительными органами и направленные на предупреждение и выявление правонарушений, устранение причин и условий их совершения. Данные меры осуществляются специальными субъектами с использованием мер принуждения, убеждения и социального контроля.

Индивидуальное предупреждение представляет собой конкретизацию общепрофилактических и специальных предупредительных мер в отношении отдельных лиц, планирующих преступления, совершаемые в отношении сотрудников органов внутренних дел. Индивидуальное предупреждение подразумевает проведение мероприятий на основании достаточных данных, указывающих на признаки, позволяющие субъекту профилактики правонарушений прогнозировать совершение лицом преступления с целью позитивной коррекции поведения, ликвидации криминогенных факторов, действующих в его окружении.

Предупреждение преступлений — это многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на:

а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий;

б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирую-

щих или провоцирующих совершение преступлений;

в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска;

г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости — и на их ближайшее окружение [7].

Таким образом, профилактика является неотъемлемой составляющей предупреждения преступлений и согласно проекту Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», принятому Государственной Думой РФ в марте 2014 г. в первом чтении, представляет собой меры социального, правового, воспитательного и иного характера, осуществляемые субъектами профилактики, направленные на устранение причин и условий совершения правонарушений, а также на обеспечение предупредительного воздействия на лиц с антиобщественным поведением.

При разных трактовках и классификациях (в зависимости от специфики объекта и предмета исследований) цели профилактической деятельности в сфере борьбы с преступностью так или иначе включают в себя:

а) стремление минимизировать влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами преступности;

б) воздействие на причины правонарушений, а также на условия и обстоятельства, способствующие правонарушениям;

в) воздействие на негативные факторы в сфере непосредственного социального окружения личности (микросреду), которые в конечном счете формируют индивидуальные установки и мотивы преступлений;

г) воздействие на личность, способную в силу своих индивидуальных качеств совершить преступление или продолжать преступную деятельность [6].

Высокое число ежегодно регистрируемых преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, требует повышения эффективности предупредительной работы. Определенно, огромная роль в решении данной проблемы принадлежит системе совершенствования профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Важность профилактических мер актуализирует их способность на начальной стадии выявить причины и условия формирования противоправных видов поведения и принять меры по их коррекции и предотвращению.

По вертикали структуру предупредительной деятельности можно разделить на следующие элементы.

1. Федеральный уровень, который предусматривает следующие мероприятия:

а) координацию всей предупредительной деятельности;

б) выявление региональных ресурсов;

в) научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение;

г) определение минимального стандарта предупредительных, профилактических и реабилитационных мероприятий;

д) контроль за ходом реализации региональных программ по предупреждению преступлений, особенно — по ее профилактике.

При этом на государственном уровне должна быть решена одна из важнейших задач предупреждения преступлений — удовлетворение основных жизненных потребностей человека, детерминирующих его здоровый образ жизни (нормальные жилищные условия и полноценное питание, доступность медицинской помощи семьям, специализированная социально-психологическая поддержка и др.).

2. Региональный уровень (субъекты РФ), на котором:

а) привлекаются местные ресурсы;

б) разрабатывается стратегия реализации региональной программы по предупреждению преступлений с опорой на кадровый потенциал специалистов, осуществляющих предупредительную деятельность;

в) практически реализуются профилактические и иные программы по предупреждению преступлений;

г) учитывается специфика региональных условий (социально-экономических, этнокультурных, демографических, климатогеографических и др.);

д) учитывается предшествующий позитивный и негативный опыт работы по предупреждению преступлений;

е) контролируется ход реализации региональной программы.

3. Местный уровень, на котором непосредственно осуществляется основная часть специально-криминологической и индивидуальной профилактической и иной предупредительной деятельности [5].

Таким образом, под профилактикой преступлений, в том числе преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, можно понимать деятельность государства и его структур, а также общества, направленную против возможного, но еще не задуманного, готовящегося, а также происходящего и совершаемого преступления.

Значительное место в комплексе мер по предупреждению преступлений, совершаемых в от-

ношении сотрудников органов внутренних дел, необходимо отвести правовым мерам, поскольку с их помощью устанавливается круг объектов и субъектов воздействия, формы и виды принуждения и социального контроля.

Работа по предупреждению преступлений против сотрудников органов внутренних дел проводится в подразделениях на основе положений, закрепленных в нормативных правовых актах. От содержания данных актов зависит в значительной степени и содержание мер, направленных на предупреждение и профилактику преступлений, совершаемых в отношении сотрудников.

Важную роль в предупреждении преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, играют ведомственные нормативные правовые акты. Они не только устанавливают полномочия, но и детально конкретизируют их. Точное описание юридических фактов в данных нормативных документах ориентирует сотрудников органов внутренних дел на правомерную деятельность в различных ситуациях, и в силу этого они являются важным элементом в обеспечении безопасности сотрудников органов внутренних дел.

Вместе с тем представляется очевидной необходимость разработки комплексного нормативного документа, концентрирующего в себе основные направления предупреждения преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. Это позволило бы преодолеть имеющие место в настоящее время разобщенность и фрагментарность действующих нормативных документов.

На основе анализа положений ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и УК РФ можно отметить, что нормы права, которые исключают преступность деяния и стимулируют правомерную социальную активность сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей, являются важным средством предупреждения преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел [2, 3].

Наиболее перспективными, с точки зрения предупреждения преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, следует признать общепрофилактические меры, включающие в себя совершенствование профессиональной подготовки, техническое переоснащение, улучшение физической и боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел, и ряд других мер, реализация которых предполагает позитивный эффект.

В качестве одной из мер общей профилактики, направленной на предупреждение преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, представляется возможным и необходимым проведение профессионального

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

123

О и О X

ы

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

124

отбора на службу на более высоком уровне. Необходимо с осторожностью подходить к вопросам о переводе сотрудников в службы, которые непосредственно связаны с необходимостью использования различных видов физического принуждения, применения огнестрельного оружия, экстремальными ситуациями, а также к привлечению работников неоперативных подразделений к охране общественного порядка на время праздников, проведения массовых мероприятий и т. п. В настоящее время существует возможность экспертной профилактики при проведении работы по предупреждению преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел [4].

Что касается мер индивидуального предупреждения преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, то, учитывая ситуативный характер рассматриваемой группы преступлений, применение предупредительных мер, оказывающих непосредственное воздействие на профилактируемого сотрудника, представляется многим специалистам весьма затруднительным. Вероятнее, что более эффективным будет применение мер вик-тимологической профилактики.

Государство постоянно стремится к созданию действенной системы защиты от преступлений, в том числе и преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, путем установления уголовной ответственности за совершение рассматриваемой категории преступлений, так как угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка влечет за собой угрозу стабильности общества в целом [1].

В УК РФ заложен большой потенциал с точки зрения предупреждения преступлений, со-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2013. 2 дек. № 48. Ст. 6165.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. 2013. 2 дек. № 48. Ст. 6165.

вершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. Анализ правового положения сотрудников органов внутренних дел показывает, что в последнее время был принят ряд нормативных актов, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере социально-правовой охраны сотрудников органов внутренних дел, но еще далеко не все сделано для защиты их жизни, здоровья, чести и достоинства.

Дальнейшая разработка и реализация уголовно-правовых аспектов защиты от преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, должны создать необходимые предпосылки для успешной борьбы с подобными преступлениями.

По нашему мнению, необходимо ввести ведомственное правовое регулирование в четкие правовые рамки, принять единый нормативный акт, консолидирующий в себе основные направления предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. Это позволит преодолеть разобщенность и фрагментарность действующих нормативных документов.

Таким образом, при формировании соответствующей современным требованиям системы профилактики преступлений, в том числе совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел, следует использовать положительный опыт борьбы с указанной категорией преступлений, не допуская при этом заимствования из него не оправдавших себя, отживших элементов (формализм, показуха, нарушение принципа добровольности и др.). Эта система профилактики должна строиться с учетом новых социально-экономических и общественных реалий, на базе демократических ценностей РФ и мирового опыта.

5. Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью: монография. М., 2007.

6. Голубева Л.Н. Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений // Право и политика. 2007. № 7.

7. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2007.

E-mail: ubushiev076@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.