Научная статья на тему 'Основные направления применения результатов космической деятельности в социально-экономических системах Курской области'

Основные направления применения результатов космической деятельности в социально-экономических системах Курской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ДАННЫЕ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Николаев Виктор Николаевич, Потапенко Александр Михайлович, Новиков Вадим Николаевич, Макарьин Игорь Вячеславович

Выполнен анализ возможностей применения результатов космической деятельности и инновационных информационных систем в социально-экономических системах Курского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Николаев Виктор Николаевич, Потапенко Александр Михайлович, Новиков Вадим Николаевич, Макарьин Игорь Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления применения результатов космической деятельности в социально-экономических системах Курской области»

менее 1%. Данные анализа указывают на возможность использования данного метода для исследования не только ВВП, но и остальных факторов, которые влияют на экономический рост государства.

Список литературы

1. www.gks.ru

Latynina Natalia Aleksandrovna, senior lecturer Kazan innovative University. V. G. Timirjasewa (IEML), Kazan, Russia

ESTIMATION OF DYNAMICS OF GDP OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

This article describes the dynamics of GDP of Russia for the period from 2000 to 2015, shows the process of forecasting the values of economic indicator time series.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Николаев Виктор Николаевич, д.т.н., профессор (e-mail:nikovic54@yandex.ru) Потапенко Александр Михайлович, к.т.н., профессор (e-mail:nikovic54@yandex.ru) Новиков Вадим Николаевич, аспирант (e-mail:79508719570@yandex.ru ) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия Макарьин Игорь Вячеславович, к.т.н., доцент (e-mail:2150000@mail.ru) 27 ЦНИИМО РФ, г.Москва,Россия

Выполнен анализ возможностей применения результатов космической деятельности и инновационных информационных систем в социально-экономических системах Курского региона.

Ключевые слова: результаты космической деятельности, инновационные информационные системы, социально-экономические системы, данные дистанционного зондирования

Введение. Использование в настоящее время результатов космической деятельности (РКД) РФ совместно с возможностями информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в региональных социально-экономических системах (СЭС) различного вида, показало их высокую эффективность при решении задач создания наукоемкой инновационной продукции и представляет существенный сегмент современной региональной экономики [1].

При этом важной научно-технической задачей при построении информационной инфраструктуры при использования РКД в регионе является оценка целесообразности и эффективности решения

тематических задач в различных отраслях экономики и СЭС в интересах развития Курской области [2-5].

Теоретическая часть. Наиболее перспективными направлениями использования РКД, в частности данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), в целях ускорения социально-экономического развития регионов являются [6-8]:

- цифровое картографирование территорий с целью информационного обеспечения кадастровых работ, градостроительной деятельности и планирования территориального развития;

- мониторинг промышленной и сельскохозяйственной деятельности, природных ресурсов и природопользования, экологической ситуации, чрезвычайных ситуаций и других объектов и процессов.

Приоритетными направлениями применения РКД в Курской области следует считать [9-11]:

- создание баз данных результатов дистанционного зондирования Земли, атрибутивной информации для долговременного мониторинга производственных объектов, природной среды, в первую очередь на лицензионных участках добычи минерально-сырьевых ресурсов;

- повышение эффективности системы защиты населения и территории Курской области от угроз природного и техногенного характера за счет комплексного использования спутниковых навигационных технологий и иных результатов космической деятельности;

- создание комплексных систем мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов, сложных инженерных сооружений и конструкций;

- обеспечение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях;

- мониторинг и управление использованием земель иного назначения и объектов, в том числе планирование и управление градостроительством и имуществом;

- мониторинг и диспетчеризация общественного, ведомственного и специального транспорта;

- экологический мониторинг территорий и объектов;

- мониторинг состояния площадных объектов, территориально разнесенной инфраструктуры;

- мониторинг и управление дорожными сетями;

- пространственное планирование территорий и объектов;

- обеспечение безопасности транспортных коридоров.

Основными направлениями использования инновационных технологий в инфраструктурах СЭС различного уровня являются [12]:

- высокоточное позиционирование для проведения геодезических работ;

- диспетчеризация (мониторинг и управление) различных видов транспорта;

- обеспечение безопасности и правопорядка, оперативное управление силами реагирования аварийных, медицинских и силовых служб;

- мониторинг инженерных сооружений.

В таблице 1 представлены задачи использующие данные РКД решаемые в интересах комитетов администрации области [1].

Таблица 1 - Приоритетные задачи, решаемые в рамках полномочий подразделений администрации области, требующие использования РКД

№№ п/п Подразделение администрации области Содержание приоритетных задач, требующие использования РКД

11 1 Комитет лесного хозяйства: получение точечной информации высокого разрешения по объектам лесного хозяйства; обеспечение интеграции «ИСДМ-Рослесхоз» с областной ГИС; зонирование территорий лесного хозяйства и источников противопожарного водоснабжения; решение пространственных расчетно-прогнозных и информационно-справочных задач; диспетчерское управление и позиционирование транспорта лесного хозяйства.

22 Комитет здравоохранения мониторинг сил и средств службы медицины катастроф и средств скорой медицинской помощи Курской области; оказание консультативной медицинской помощи и развитие телемедицины; развитие системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», во взаимодействии с системой вызова экстренных оперативных служб «112»; решение пространственных расчетно-прогнозных и информационно-справочных задач здравоохранения; обучение специалистов технологиям использования РКД.

3 33 Дорожное управление контроль перемещения транспортных средств категории М находящихся в эксплуатации и используемых для перевозки опасных грузов; обеспечение высокой точности геодезических измерений и работы, дорожной техники при строительстве дорог; контроль параметров состояния дорожной сети и ее инфраструктурных объектов; ведение и актуализация баз данных по объектам дорожной и придорожной инфраструктур; определение и планирование приоритетных мероприятий на основе использования банка геопространственных данных; контроль результатов дорожных работ; контроль и прогнозирование оползневых явлений и состояния объектов дорожной инфраструктуры; моделирование развития дорожной сети; высокоточное геодезическое обеспечение строительных работ.

44 4 Комитет строительства и архитектуры моделирование и формирование объемно-пространственной композиции городской застройки; прогнозирование комплексного градостроительного развития; территориальное развитие и градостроительное зонирование; геопространственная поддержка принятия градостроительных и архитектурных решений; реализация оперативного автоматизированного информационного взаимодействия с Управлением Росреестра по Курской области; разработка и пространственный анализ проектов детальной планировки.

55 Государственная инспекция строительного надзора непрерывный контроль за строящимися, реконструируемыми социально-значимыми объектами надзора; обеспечение высокой точности проверок соответствия мест размещения объектов, разбивки основных осей объектов проектной документации; оперативное формирование отчетных документов и актуализация сведений по объектам надзора; периодическое получение объективной информации о состоянии до 90 социально-значимых объектов на основе космических снимков высокого разрешения; решение пространственных расчетно-прогнозных и информационно-справочных задач по объектам строительного надзора; реализация оперативного автоматизированного обмена

геопространственными данными с комитетом строительства и архитектуры и другими подразделениями.

66 Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК повышение инвестиционной привлекательности Курской области в разрезе подключения к объектам инженерной инфраструктуры; оперативный информационный обмен координатно-привязанными геопространственными данными между городскими службами областного центра и районов; актуализация и хранение данных по объектам ЖКХ и ТЭК; решение пространственных расчетно-прогнозных и информационно-справочных задач по объектам коммунальной инфраструктуры; обеспечение мониторинга состояния объектов повышенной опасности.

87 Комитет по культуре решение информационно- справочных задач по объектам культуры; обучение специалистов технологиям использования РКД; мониторинг и контроль транспорта, находящегося на учёте комитета и подведомственных организаций.

88 Комитет по физической культуре и спорту решение информационно- справочных задач по объектам спорта; предоставление высокоточных космических снимков с координатной привязкой в целях создания карт местности для проведения соревнований; мониторинг и контроль транспорта, находящегося на учёте комитета и подведомственных организаций; решение расчета, обновлений и хранения физкультурно-оздоровительных и спортивных данных.

19 Комитет агропромышленного комплекса систематическое наблюдение за агроэкологическим состоянием и использованием земель сельскохозяйственного назначения, параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации, ведение реестра плодородия почв; формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве; ведение агроэкологических паспортов полей; планирование объемов государственной поддержки на основе производства продукции растениеводства; учет результатов производства; управление земельным фондом; на основе ДДЗ, определение состояния сельскохозяйственных земель и посевов на полях; формирование тематических карт для использования органами исполнительной власти, а также для обеспечения доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

110 Департамент экологической безопасности и природопользования ведение и актуализация баз данных о залповых выбросах загрязняющих веществ, о состоянии карьеров по добычи общераспространенных полезных ископаемых, о собственниках земельных участков, а также о водных объектах и объектах размещения твердых бытовых отходов; получение геопространственных данных с координатной привязкой по объектам природопользования; контроль и прогнозирование результатов об уровнях воды в водных объектах, о толщине льда и высоте снега на льду, об изменении глубины водных объектов; мониторинг и управление транспортными объектами департамента.

111 Комитет образования и науки обеспечение контроля состояния объектов, относящихся к категории с повышенным круглосуточным экстренным вниманием; ведение и актуализация баз данных объектов, находящихся в компетенции комитета; мониторинг объектов образования и науки; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

112 Комитет пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия решение информационно- справочных задач по объектам пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета; обучение специалистов технологиям использования РКД.

113 Комитет по управлению имуществом отображение на основе электронных карт объектов административного подразделения, природно-географических территорий; введение баз данных объектов имущества; мониторинг земель, находящихся в аренде, собственности, невостребованных долей, фонде перераспределения, свободном (неиспользуемом) фонде перераспределения; мониторинг

транспорта, состоящего на учёте комитета.

114 Комитет социального обеспечения введения и актуализации баз данных по предоставлению социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей; Мониторинг социально-экономического и правового положения граждан; прогнозирование социального положения области; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета и подведомственных организаций.

115 ГУ МЧС России создание региональной навигационно-информационной системы мониторинга и обеспечения безопасности на транспорте (РНИС); создание в инфраструктуре РСЧС Курской области целевых систем мониторинга и управления пожарной, экологической, техногенной безопасностью; интеграция РНИС и целевых систем мониторинга и управления РСЧС Курской области с федеральными системами и областной инфраструктурой использования РКД; создание на основе системы ГЛОНАСС автоматизированной информационно-управляющей системы оперативно-диспетчерского управления силами экстренного реагирования.

116 Комитет по делам молодежи и туризму введение и актуализация баз данных комета; отображение на основе электронных карт туристической инфраструктуры области, санитарно-курортных организаций, загородных детских оздоровительных лагерей, молодежных центов; решение информационно- справочных задач по объектам туризма и делам молодежи; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета; обучение специалистов технологиям использования РКД.

117 Департамент информационно- коммуникационных технологий и безопасности информации отображение на основе электронных карт общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам; предоставление справочных и информационных материалов по вопросам своей деятельности; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета; обучение специалистов технологиям использования РКД; введение и актуализация баз данных департамента.

118 Комитет финансов введение и актуализация баз данных, финансовых реестров, нормативных правовых актов; прогнозирование и анализ финансово-экономических обоснований к законопроектам и другим проектам постановлений и распоряжений об изменении финансовых обязательств Курской области, правовым актам Курской области, предусматривающим расходы областного бюджета; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

219 Комитет по труду и занятости населения введение и актуализация баз данных по занятости населения, трудовой деятельности и законодательным актам; контроль и прогнозирование ситуации на рынке труда области; отображение на основе электронных карт мест организаций, предприятий, имеющие вакансии по соответствующим видам деятельности; обучение специалистов технологиям использования РКД.

220 Комитет по тарифам и ценам введение и актуализация баз данных по тарифам и ценам на ЖКХ, электроэнергию, теплоэнергию, на транспортные услуги и пр.; контроль и прогнозирование ситуации по установлению тарифов и цен на заданный вид услуги; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

221 Комитет информации и печати введение и актуализация баз данных комитета; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

222 Комитет по развитию внешних связей введение и актуализация баз данных комитета; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

223 Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования отображение на основе электронных карт объектов малого предпринимательства; введение и актуализация баз данных комитета; обучение специалистов технологиям использования РКД; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

224 Комитет промышленности, транспорта и связи введение и актуализация баз данных комитета; предоставление справочных и информационных материалов по вопросам своей деятельности; мониторинг транспорта, состоящего на учёте комитета.

Заключение. Проанализированы основные направления применения результатов космической деятельности на региональном уровне.

Представлены и распределены тематические задачи, использующие ДДЗ, в структурных подразделения Курской области.

Список литературы

1. Научно-технический отчет о НИР «Разработка областной целевой программы «Использование системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Курской области на 2013-2015 годы» Курск: ЮЗГУ, 2013.

2. Николаев В.Н. Технико-экономические модели геоинформационных систем научно-производственных предприятий: монография. - Курск: Издательство ЮЗГУ, 2015. - 220 с.

3. Николаев В.Н. Методология построения и использования инновационных геоинформационных систем: монография - Курск: Издательство ЮЗГУ, 2014. - 166 с.

4. Николаев В.Н. Управление жизненным циклом инновационной ГИС: монография. - Саабрюкен: Palmarium academic publishing, 2013. - 374 с.

5. Макарьин И.В., Николаев Ю.В., Новиков П.В. Управление технико-экономическими ресурсами социально-экономической организации // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2016. Т. 14. № 10. С. 66-69.

6. Николаев В.Н., Макарьин И.В. Организация инфраструктуры производства базовых информационных ресурсов научно-промышленного предприятия // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2013. № 1. С. 93-100.

7. Антипов Е.А., Морозов М.И., Николаев Ю.В. Технико-экономическая оценка распределенной информационной инфраструктуры предприятия // В сборнике: Информационные системы и технологии материалы докладов II международной научно-технической заочной конференции «ИСТ-2016». Юго-Западный государственный университет. 2016. С. 48-51

8. Николаев В.Н. Модель управления технико-экономическими ресурсами информационной системы инновационного предприятия // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 6-1(39). С. 68а-72.

9. Николаев Ю.В., Непочатых П. А. Модель оценки стоимости ресурсов распределенной информационной игровой учебно-развлекательной системы // В сборнике: актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. С. 169-172.

10. Николаев В. Н. Выбор показателя качества функционирования системы обработки геопространственной информации с разнотипными распределенными ресурсам // Системы управления и информационные технологии. 2006. Т.23. № 1. С. 51-53.

11. Николаев В. Н. Модель процесса функционирования распределенной системы обработки геопространственной информации коллективного пользования с различными элементами // Системы управления и информационные технологии. 2006. Т.25. № 3. С. 19-22.

12. Николаев В.Н., Дорохов Д.С., Толбин А.Э. Модель организации технико-экономических ресурсов инновационного предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2(7). С. 192-195.

Nikolaev Viktor Nikolaevich, doctor of technical Sciences, Professor (e-mail:nikovic54@yandex.ru) South-West state University, Kursk, Russia Potapenko Alexander Mikhailovich, Ph. D., Professor

(e-mail:nikovic54@yandex.ru) South-West state University, Kursk, Russia Novikov Vadim Nikolaevich, postgraduate student (e-mail:79508719570@yandex.ru ) South-West state University, Kursk, Russia

Makarin Igor Vyacheslavovich, candidate of technical Sciences, associate Professor

(e-mail:2150000@mail.ru)

27 TSNIIMO RF, Moscow, Russia

THE MAIN AREAS OF APPLICATION OF RESULTS OF SPACE ACTIVITY IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS, KURSK REGION

Abstract. The analysis of the possible application of results of space activities and innovative information systems in socio-economic systems of the Kursk region.

Keywords: he results of space activities, innovative information system, the socio-economic system, remote sensing data.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ В СОСТАВЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И УЧРЕЖДЕНИЙ Новиков Вадим Николаевич, аспирант (e-mail:79508719570@yandex.ru ) Николаев Юрий Викторович, преподаватель (e-mail: nikosha8@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия Макарьин Игорь Вячеславович, к.т.н., доцент (e-mail:2150000@mail.ru) 27 ЦНИИ МО РФ, г.Москва, Россия

Выполнена классификации ГИС и ее элементов как инновационных автоматизированных информационных систем в составе социально-экономических систем. Сформулированы основные требования к информационной информационному обеспечению систем управления такого вида.

Ключевые слова. ГИС, АСУ, социально-экономическая система, классификация, информационное обеспечение, инфраструктура информационных систем, управление

Введение. В ряде научных источников [1-3] подчеркивается, что настоящий этап развития общества характеризуется возрастающей потребностью применения новых информационных технологий, при построении инфраструктуры современных социально-экономических систем (СЭС). Информационная среда в данных объектах, являясь системообразующим фактором, активно влияет на состояние политического, технологического, экономического и других составляющих потенциалов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.