Научная статья на тему 'Основные направления преобразования системы органов милиции в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Основные направления преобразования системы органов милиции в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1702
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА ОРГАНОВ МИЛИЦИИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МИЛИЦИЯ / БОРЬБА С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ / БОРЬБА С ХИЩЕНИЯМИ / СПРАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЫЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусак В. А.

В статье исследуются тенденции и закономерности организации и деятельности милиции в военный период. Автор выделяет два направления преобразования централизованной системы органов милиции: вопервых, были созданы новые подразделения вследствие расширения в военный период объема функций милиции, вовторых, произошла активизация ряда направлений деятельности милиции, в первую очередь связанных с организованной эвакуацией. Основное внимание уделяется второму направлению, акцентируется внимание на деятельности железнодорожной милиции, борьбе с хищениями, пресечении детской беспризорности и безнадзорности, справочной деятельности милиции. Отмечается, что принятые меры организационного и функционального характера были обусловлены особенностями военной обстановки. В сложившихся условиях функции милиции, направленные на обеспечение общественного порядка, бесперебойной и эффективной работы тыла, существенно расширились, при этом органы милиции выполняли многоплановые задачи, которые охватывали целый спектр проблем мобилизационного, организационного, контрольного и уголовноправового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления преобразования системы органов милиции в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

Основные направления преобразования системы органов милиции в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

В.А. ГУСАК - доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

В статье исследуются тенденции и закономерности организации и деятельности милиции в военный период. Автор выделяет два направления преобразования централизованной системы органов милиции: во-первых, были созданы новые подразделения вследствие расширения в военный период объема функций милиции, во-вторых, произошла активизация ряда направлений деятельности милиции, в первую очередь связанных с организованной эвакуацией. Основное внимание уделяется второму направлению, акцентируется внимание на деятельности железнодорожной милиции, борьбе с хищениями, пресечении детской беспризорности и безнадзорности, справочной деятельности милиции. Отмечается, что принятые меры организационного и функционального характера были обусловлены особенностями военной обстановки. В сложившихся условиях функции милиции, направленные на обеспечение общественного порядка, бесперебойной и эффективной работы тыла, существенно расширились, при этом органы милиции выполняли многоплановые задачи, которые охватывали целый спектр проблем мобилизационного, организационного, контрольного и уголовно-правового характера.

Ключевые слова: государственные органы; правоохранительные органы; система органов милиции; железнодорожная милиция; борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью; борьба с хищениями; справочная деятельность милиции; обеспечение функционирования тыла.

Современные методы теории государства и права позволяют с юридической точки зрения проанализировать исторический опыт деятельности милиции в период Великой Отечественной войны. Исследование тенденций и закономерностей организации и деятельности милиции, ее положения в системе государственных органов, организационного преобразования системы органов милиции в военный период позволяет раскрыть некоторые исторические и юридические аспекты политической и социально-экономической обстановки военного периода.

Начало Великой Отечественной войны потребовало изменения деятельности всех государственных органов, преобразования их структуры и организационно-правовых форм работы. Цель проведенных преобразований в системе органов милиции заключалась в наиболее эффективной организации ее деятельности в соответствии с закономерным процессом выдвижения на первый план функции обороны страны. В директиве СНК СССР и Цк ВКП(б) от 29 июня 1941 г., которую Р.С. Мулукаев называет программным документом перестройки жизни страны в условиях военного времени1, утверждались основные принципы преобразований: «Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану

заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи»2. Милиция являлась тем органом, который, непосредственно и постоянно взаимодействуя с населением, обеспечивал укрепление правопорядка, общественной дисциплины, борьбу с преступностью, то есть осуществлял функции, которые в военный период рассматривались как необходимые условия победы3. Деятельность органов милиции необходимо было подчинить интересам фронта и укреплению тыла, цели обеспечения его нормального функционирования4.

Можно выделить два направления преобразования централизованной системы органов милиции: во-первых, были созданы новые подразделения вследствие расширения в военный период объема функций милиции, во-вторых, произошла активизация ряда направлений деятельности милиции, в первую очередь связанных с организованной эвакуацией.

Как и до начала войны, высшим органом милиции было Главное управление милиции НКВД СССР. Ему подчинялись управления милиции НКВД союзных и автономных республик, начальники этих управлений одновременно являлись и заместителями наркомов внутренних дел по милиции. Управления милиции также входили в состав УНКВД краев и областей. Начальники управлений милиции краев и областей являлись заместителями начальников УНКВД. В городах, районных центрах, поселках действо-

вали отделы милиции, входившие в состав гор-райотделов НКВД.

Второе направление предполагало обусловленную военной обстановкой активизацию

1) деятельности железнодорожной милиции,

2) борьбы с хищениями, 3) пресечения детской беспризорности и безнадзорности, 4) справочной деятельности милиции. Логика дальнейшего изложения будет построена на последовательном анализе изменений деятельности милиции в указанных сферах, при этом основной акцент будет сделан на взаимодействии милиции с другими государственными органами.

Процесс организованной эвакуации и приема эвакуированного населения, эвакуации предприятий, учреждений и организаций, военных и иных грузов, промышленных объектов, оборудования, сырья, ресурсов сельского хозяйства, техники, культурных ценностей, который в начале войны приобрел массовый характер, являлся одной из наиболее сложных задач начального периода войны. Всего во второй половине 1941 г. было перебазировано в восточные районы страны более 2743 предприятий. В этот период в тыл было эвакуировано по железным дорогам свыше 10 млн чел. и водным транспортом - 2 млн чел.5

Работа железнодорожной милиции была перестроена с учетом условий военного времени. Весь личный состав был переведен на казарменное положение, сотрудники перешли на усиленный вариант несения службы. В краткий срок произошли существенные изменения работы подразделений и управленческого аппарата. Так, наружная служба вместо трех смен в сутки по восемь часов стала выставлять две смены по двенадцать часов. Рабочий день других сотрудников дорожного отдела был установлен до часа ночи6.

На железнодорожную милицию были возложены обязанности по обеспечению безопасности эвакуированных граждан, поддержанию правопорядка в местах их временного пребывания. Функции по охране стратегически значимого промышленного оборудования, в том числе оборонного назначения, эвакуированного продовольствия, культурных ценностей от преступных посягательств осуществлялись совместно с органами государственной безопасности.

В непосредственной близости к районам военных действий железнодорожная милиция обеспечивала точное выполнение приказов военного командования и Наркомата путей сообщения в отношении воинских перевозок, а также информировала о появлении вражеских войск и парашютистов в местах эвакуации, контролировала вопросы отвода железнодорожного состава в тыл страны. Железнодорожная милиция оказывала содействие уполномоченным СНК СССР в организации погрузки, встречи и выгрузки эвакуированного имущества и населения.

Функции железнодорожной милиции, обу-

словленные военной обстановкой, такие как выявление вражеского и уголовного элемента, изъятие незаконно хранимого оружия, борьба с мародерством, военным и трудовым дезертирством, уклонением от призыва, распространением панических слухов, осуществлялись совместно с территориальными органами милиции. Для этих целей на крупных станциях были созданы оперативные заслоны, усилены милицейские посты, действовали специальные оперативные группы, которые сопровождали пригородные поезда. Так, в ноябре 1943 г. в Казани силами шести оперативных групп было задержано 5 подозреваемых в дезертирстве из Красной армии, 4 подозреваемых в дезертирстве с оборонных предприятий и не имеющих документов, 20 подозреваемых в совершении краж, 1 чел. за хулиганство, 39 беспризорных и безнадзорных детей, 207 нарушителей постановлений НКПС7.

Для приема и проверки прибывающих лиц были организованы специальные приемные пункты, где сотрудники паспортных столов милиции и уголовного розыска осуществляли проверку документов и выяснение обстоятельств прибытия эвакуированных граждан, изъятие незаконно хранимого оружия8.

В целом, по данным Государственного архива Российской Федерации, во второй половине 1941 г. органами транспортной милиции было задержано 32 526 дезертиров, в 1942 г. - 31 183, в 1943 г. - 52 847, из них 29 760 были арестованы и переданы в органы НКВД и НКГБ, 23 087 чел. переданы начальникам гарнизонов, в 1944 г. было задержано 107 602 чел., из них были арестованы и переданы в органы НКВД и НКГБ 32 722 чел., переданы начальникам гарнизонов 74 880 чел.9

Вторая сфера деятельности милиции, в которой произошли преобразования, связана с необходимостью усиления борьбы с хищениями. Общественная опасность хищений продовольствия и продовольственных карточек в военный период возрастала в связи с тем, что хищения могли привести к массовым нарушениям общественного порядка и дестабилизации обстановки в тылу. Отделы борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС) были созданы в органах милиции еще в марте 1937 г. Для усиления борьбы с хищениями социалистической собственности в 1941 г. была увеличена штатная численность аппаратов БХСС в целом по стране на 30,7%10, что позволило организовать в республиканских и областных управлениях милиции отделы БХСС, а в их составе создать специализированные отделения, сделать их работу более эффективной.

Перемещение значительных материальных ценностей в процессе эвакуации также требовало активизации деятельности по предупреждению и пресечению хищений, особенно со стороны организованных преступных групп. В

соответствии с приказом НКВД СССР от 30 сентября 1941 г. на базе отдела по борьбе с бандитизмом Главного управления милиции НКВД СССР был создан отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ) НКВД СССР, что способствовало усилению борьбы с этим наиболее опасным видом преступлений. Сотрудники ОББ НКВД предотвращали факты массового бандитизма, а также побеги и беспорядки в среде спецпоселенцев11.

Выделение ОББ НКВД СССР в самостоятельное подразделение не означало освобождения органов милиции от участия в борьбе с организованными преступными группами. В подразделениях уголовного розыска сохранялись должности оперативных уполномоченных по борьбе с бандитизмом. В целях улучшения работы милиции по предупреждению и раскрытию данных преступлений в республиканских и областных управлениях милиции были организованы оперативные отделы (отделения) для осуществления мероприятий по заданиям отделов уголовного розыска и БХСС, научно-технической экспертизы, а также для контроля за соблюдением установленного режима на объектах разрешительной системы.

В военный период детская беспризорность и безнадзорность приобрела массовый характер. Сфера деятельности милиции, связанная с пресечением этих негативных социальных явлений, также потребовала существенных преобразований. Согласно директиве НКВД СССР от 11 февраля 1942 г. на органы милиции были возложены обязанности выявления всех оставшихся без родителей детей и направления их в приемники-распределители НКВД12. Непосредственная реализация этих функций была возложена на детские комнаты милиции, в которые направляли детей, обнаруженных на вокзалах, улицах и в других общественных местах. До 1942 г. такие комнаты действовали не во всех областных и городских центрах, а на железнодорожных станциях их создание вообще, не было предусмотрено. Борьбой с беспризорностью на транспорте занимались поездные бригады, кроме того, действовали заградительные посты для предупреждения проезда беспризорных детей.

В течение всего военного периода сеть детских комнат постоянно расширялась. К концу войны в стране их имелось свыше тысячи по сравнению с 260 в 1941 г.13 Для повышения роли детских комнат в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью НКВД СССР 28 июня 1944 г. издал нормативный акт, регулировавший их деятельность, определявший порядок их организации и финансирования14.

В числе значимых структурных изменений военного периода следует отметить организованный в соответствии с директивой НКВД от 24 июля 1943 г. отдел НКВД СССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и создание сети таких же подразделений на местах. В отделах территориальной и

транспортной милиции начали действовать отделения (группы) по борьбе с детской пре-ступностью15. Отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБД ББ НКВД) координировали деятельность всех служб НКВД по борьбе с беспризорностью, осуществляли руководство приемниками-распределителями и трудовыми колониями НКВД для подростков и обеспечивали трудоустройство несовершеннолетних. В то же время детские комнаты милиции организационно не были подчинены отделам по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и в течение всего военного периода продолжали оставаться непосредственно действующим органом, осуществляющим основные функции в этой области.

Еще одна сфера активизации деятельности милиции была связана с тем, что в военный период в процессе эвакуации многие граждане потеряли связь со своими родственниками или близкими. Для учета эвакуированного населения в составе паспортного отдела Главного управления милиции НКВД СССР было создано центральное справочное бюро. Аналогичные органы создавались при паспортных отделах управлений милиции республик, краев и областей. При центральном справочном бюро, а также в других управлениях милиции республик, краев, областей и крупных городов действовали детские справочные столы для розыска детей, утративших связь с родителями в процессе эвакуации или по другим причинам, связанным с военной обстановкой.

Справочные аппараты на местах финансировались за счет местных бюджетов и были немногочисленными. К примеру, в соответствии со штатным расписанием справочное адресное бюро по розыску эвакуированных при Управлении милиции Свердловской области состояло из четырех человек. На учет ими были взяты сотни тысяч эвакуированных граждан, установлены и сообщены десятки тысяч адресов лиц, с которыми в ходе эвакуации была утрачена связь16.

Наряду с работой по розыску людей и выдачей необходимой информации по индивидуальным запросам паспортные аппараты обеспечивали информацией государственные органы. В 1944 г. кустовыми адресными бюро было выдано 6 183 164 справки органам НКВД СССР, НКГБ СССР, Наркомату обороны СССР, прокуратуре и Наркомату финансов СССР, в 1945 г. - 5 691 983 справки, другим организациям и гражданам - соответственно 1 880 051 и 1 500 680. Кроме того, через систему кустовых адресных бюро в 1945 г. было выявлено свыше 46 тыс. лиц, совершивших преступления17.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принятые меры организационного и функционального характера были обусловлены особенностями военной обстановки. Функции милиции, направленные на обеспече-

ние общественного порядка, бесперебойной и эффективной работы тыла, существенно расширились. Органы милиции выполняли многоплановые задачи, которые охватывали целый спектр проблем мобилизационного, организационного, контрольного и уголовно-правового характера. Широкий круг полномочий милиции, ее централизация, организованность и оперативность, координация деятельности милиции с другими государственными органами обеспечивали эффективное функционирование всей системы государственной власти. Преобразования организации и деятельности милиции в области обеспечения организованного процесса эвакуации, борьбы с хищениями, пресечения детской беспризорности и безнадзорности, а также активизация справочной деятельности милиции во многом отражали социально-экономические и правовые особенности военного периода.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мулукаев Р.С. Милиция России (1917-1993 гг.): Ис-торико-правовой очерк. Орел, 1995. С. 128.

2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т. 6. С. 19.

3 См.: Улицкий С.Я. Борьба с преступностью в период Отечественной войны: Учеб. пособие. Владивосток, 2000.

4 См.: Сальников В.П. Органы внутренних дел Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1999. С. 110; Скилягин А.Т. Советская милиция в годы войны // Внутренние войска и органы внутренних

дел в период Великой Отечественной войны. 1941-1945. Л., 1976. С. 153.

5 См.: Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1986. С. 408.

6 См.: Забайкальская транспортная. Штрихи к истории забайкальской транспортной милиции / В.Г. Прудников, Э.О. Хавкин, В.С. Карасев и др. Чита, 1999. С. 68.

7 См.: Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан. Оп. 5. Д. 831. Л. 95-95об.

8 См.: Деятельность милиции Алтайского края в период Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект): Учеб. пособие / В.М. Семенов, С.П. Шатилов и др. Барнаул, 2001. С. 6.

9 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9478. Оп. 1. Ед. хр. 493. Л. 4, 5.

10 См.: Григуть А.Е. Роль и место органов НКВД СССР в осуществлении уголовно-правовой политики Советского государства в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 129.

11 См.: Вольхин А.И. Деятельность органов государственной безопасности Урала и Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2001. С. 86.

12 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 40. Т. 1. Л. 42.

13 См.: История советской милиции: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 75.

14 См.: Смирнова Н.В. Деятельность органов НКВД-МВД в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в Ленинграде и Ленинградской области. 1941-1949 гг. (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 55.

15 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9492. Оп. 2. Д. 30. Л. 63-69.

16 См.: ГАСО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 5077. Л. 88.

17 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1417. Л. 33, 16. —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.