Научная статья на тему 'Основные направления правового регулирования сельской жизни в зарубежных странах с развитой экономикой'

Основные направления правового регулирования сельской жизни в зарубежных странах с развитой экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Александр Александрович

В статье даётся анализ правового регулирования сельской жизни в зарубежных странах с развитой экономикой. На его основе выделены задачи, которые решаются в этих странах на современном этапе органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью развития аграрного сектора экономики и сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the legal regulation of rural life in other countries with developed economies

The article gives the analysis of legal regulation of rural life in other countries with developed economies. On its basis and allocated tasks to be solved in these countries at the present stage the organs of state power and bodies of local self-government with the purpose of development of the agricultural sector and rural areas.

Текст научной работы на тему «Основные направления правового регулирования сельской жизни в зарубежных странах с развитой экономикой»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

Афанасьев А.А.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Афанасьев Александр Александрович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия». Подразделение: кафедра конституционного и административного права. E-mail: afanasiev-3a@yandex.ru

Аннотация: В статье даётся анализ правового регулирования сельской жизни в зарубежных странах с развитой экономикой. На его основе выделены задачи, которые решаются в этих странах на современном этапе органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью развития аграрного сектора экономики и сельских территорий.

Ключевые слова: правовое регулирование, государство, местное самоуправление, сельское население, сельская территория, сельское хозяйство, социальные стандарты.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE LEGAL REGULATION OF RURAL LIFE IN OTHER COUNTRIES WITH DEVELOPED ECONOMIES

Afanasyev Alexander Alexandrovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Omsk law academy. Department: constitutional and administrative law chair. E-mail: afanasiev-3a@yandex.ru

Annotation: The article gives the analysis of legal regulation of rural life in other countries with developed economies. On its basis and allocated tasks to be solved in these countries at the present stage the organs of state power and bodies of local self-government with the purpose of development of the agricultural sector and rural areas. Keywords: legal regulation, state, local government, rural population, rural area, agriculture, social standards.

Использование зарубежными странами с развитой экономикой правовых механизмов воздействия на комплекс общественных отношений, направленных на обеспечение жизнедеятельности, условий расширенного воспроизводства, улучшение качества жизни и развитие территории проживания сельского населения (сельскую жизнь), обеспечивает им в целом охрану общественных интересов и экономической системы.1

При этом в экономически развитых странах за последние двести лет развития изменился характер и принципы функционирования рынка, возрастает роль государственных финансов в обеспечении социальных гарантий. В современных развитых экономиках при помощи правовых механизмов, рычагов бюджетной и кредитно-денежной политики оказывается заметное воздействие на динамику совокупного спроса. Госу-

1 См. подробнее: Афанасьев А.А. Правовое регулирование сельской жизни в Российской Федерации: Монография. Омск, 2012. С. 31-43.

дарство, осуществляя капиталовложения, вкладывая средства в развитие научных исследований, регулирует движение основных макроэкономических показателей, влияет на динамику и направления научнотехнического прогресса, структурные сдвиги в экономике страны. Как только отмечается недостаток платежеспособного спроса населения сравнительно с тем, что может быть произведено, осуществляются компенсации из государственного бюджета в целях повышения спроса населения на товары и услуги, расширения производства, увеличения занятости (за счёт снижения налогов и других организационнофинансовых инструментов). Под влиянием общества меняется система социальных гарантий трудящихся. В развитых странах установлен стандарт пенсии (социальной пенсии), который составляет 50-60 и даже 70 процентов зарплаты человека, утратившего заработок (в соответствии с рекомендациями МОТ он не должен быть ниже 40 процентов). Сегодня государственный механизм реализации экономической политики стимулирует процессы структурной перестройки, обеспечивает введение социальных гарантий трудящихся. В последние десятилетия за счет государственных программ поддержки и создания необходимых жизненных условий установлены общегосударственные социальные стандарты как для отдельных категорий населения, так и регионов (в основе исполнения стандартов важнейший принцип организации социального порядка в обществе - субсидиарная ответственность государства по обеспечению равных условий жизни для всего населения страны.2

В странах Западной Европы на основе Европейской хартии местного самоуправления все больше регулируются государством, финансируются дополнительно и напрямую важнейшие направления сельского образа жизни, входящие в компетенцию местного самоуправления.3

В целях эффективной реализации социальноэкономической политики государства с развитой экономикой в последние десятилетия особое внимание уделяют развитию аграрного сектора и сельских территорий, используя механизм правового регулирования комплекса общественных отношений, определяющих сельскую жизнь. Основой этому являются принятые положения по устойчивому развитию сельского хозяйства и сельской местности на сессии FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в Риме в 1996 году.4 Участники международной конференции в Архангельске по итогам трехлетней

2 См. подробнее: Сивачёв Н.В. США: государство и рабочий класс (от образования Соединённых Штатов Америки до окончания второй мировой войны). М., 1982. С. 127-129; Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. С.30-31; Лапшина С.И. Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. С. 46.

3 См., напр.: Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 14,16; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005. С. 66.

4 Promoting Sustainable Agriculture and Rural Development: Agenda 21 Chapter 14. Rome: FAO, 1996.

9

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

работы в рамках русско-шведского проекта "Развитие местного самоуправления и малого предпринимательства в сельской местности" отмечают, что когда-то Швеция столкнулась с теми же проблемами огромного оттока сельского населения в города, безработицей, низкой рождаемостью, которые сейчас являются самыми злободневными в России. Но общими усилиями государства и местного населения страна добилась колоссальных результатов.5 Приоритетность развития сельских территорий на уровне Европейского Сообщества доказывает тот факт, что на поддержку относительно слаборазвитых регионов, большинство из которых сельские, ежегодно тратится 30-35 процентов бюджета данной организации (свыше 30 млрд. евро).6

Развитые страны при правовом регулировании отрасли сельского хозяйства учитывают весь спектр общественных отношений, связанных с жизнедеятельностью села: связь со всеми сферами экономической деятельности, особый жизненный уклад населения, зависимость от естественных природных процессов. Сельское хозяйство в решающей степени определяет условия жизни в сельской местности, является гарантом функционирования среды обитания, сохранения природной среды. В странах, где сельское хозяйство функционирует эффективно, где стоит острая проблема реализации избытка продовольствия, государство продолжает оказывать аграрной сфере существенную финансовую помощь, выравнивать уровни доходов фермеров с другими категориями населения. Такая политика поддержки состоит не только в субсидировании производства для обеспечения продовольственной безопасности (установление квот и высоких закупочных цен, предоставление льготных кредитов и т.д.), но и в развитии социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории, повышении благосостояния населения, сохранении культурного наследия, экологии и природной среды, ландшафта, закреплении населения в исторических местах обитания, подержании традиционного образа жизни. Это позволяет также сохранять сельскому населению народные традиции, где жизнь вписана в исторически освоенный ландшафт, основы духовности и нравственности. Несмотря на то, что такой механизм государственной поддержки села является чрезвычайно дорогостоящим, правительства развитых стран видят в этом залог сохранения основ государства. 7

Аграрный сектор экономики в силу объективных причин не в состоянии конкурировать с другими производственными отраслями народного хозяйства, требует особой поддержки со стороны властных структур. Для выравнивания социальных условий, качества жизни сельского населения правительства развитых стран оказывают селу финансовую, организационную и политическую поддержку, которая рассматривается как обязательный и безусловный элемент государственной политики. Государство стремится выровнять уров-

5 Материалы конференции по итогам трехлетней работы в рам-

ках русско-шведского проекта "Развитие местного самоуправления и малого предпринимательства в сельской местности", Архангельск, 20-21 июня 2006 года // URL:

http://www.management.pomorsu.ru/news/210606.htm (дата обращения: 15.03.2007).

6 См.: Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005. С. 67-68.

7 См., например: Попова О.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России. Орёл, 2004. С. 5-18; Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 37.

ни доходов фермеров, иных сельхозпроизводителей с другими категориями населения, сохранить сельскохозяйственную местность как образ жизни людей, стимулирует научно-технический прогресс и структурную перестройку агробизнеса, обеспечивает благоприятный режим торговли, налогообложения, осуществляет механизм поддержки цен, минимальный уровень доходности фермеров.

Вместе с тем каждое государство имеет свою специфику при определении цели и направлений программ, направленных на развитие села, а также в правовых механизмах их реализации. В этом отношении показателен опыт Канады, США, Италии, Германии и ряда других стран, осуществляющих поддержку сельских территорий на основе государственных программ.8 Программы сопровождаются соответствующим правовым обеспечением. К примеру, в принятом во Франции "Законе о развитии сельских территорий" от 23 февраля 2005 года № 2005-157 регламентируются 8 главных направлений национальной политики обустройства сельских территорий страны: экономическое развитие сельской местности через поддержку сельскохозяйственной деятельности, туризма и несельскохозяйственных отраслей, коренное обновление землеустройства в сельской местности, укрепление привлекательности сельских территорий с помощью мер по благоустройству жилья, улучшению доступа к государственным услугам и поддержке медицины и другие.9

В США периодически принимают законы и государственные программы с целью государственного регулирования аграрного сектора экономики и поддержки сельхозпроизводителей, повышения качества жизни сельских общин. К примеру: законы о сельском хозяйстве на шестилетний период - Farm Bill 1996 и Farm Bill 2002; Закон 480; Закон о развитии сельской местности и сельских хозяйств. К важнейшим направлениям правового регулирования относится реализация программ повышения или стабилизации цен и доходов фермеров, охраны природных ресурсов и окружающей среды, международной торговли, маркетинга и расширения спроса с целью повышения конкурентоспособности фермеров на внешнем и внутреннем рынках, страхования сельского хозяйства и т.д. До 60 процентов населения этой самой богатой страны в мире пользуется прямой адресной поддержкой пищевой продукцией, карточками, на которые можно купить только продукты, произведённые в США.10 * Всего имеется десять видов программ и механизмов государственного правового регулирования поддержки фермерского хозяйств и иных товаропроизводителей. Реализацией требований законодательства и государственных программ, помимо Министерства сельского хозяйства США, занимаются специально созданные иные координирующие структуры. К примеру, фонд "Сельская Америка", с ежегодным объемом финансирования порядка 300 млн. долларов, выделя-

8 См., напр.: Канада: местное управление и самоуправление. М., 1995. С.23; Черкасов А.И. Организация местного самоуправления в США // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление: Проблемно-тематический сборник. Вып. 2. Местное управление и самоуправление в России и за рубежом. М, 2000. С. 137; Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 240; Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 62.

9 Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005. С.236-237.

10 URL: http://www.point.ru/news/stories/26134/ (дата обращения:

25.12.2012).

10

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

Афанасьев А.А.

ет средства под контролем Министра сельского хозяйства по определенным перспективным направлениям - на научно-исследовательскую деятельность, развитие сельской местности (очистка воды, утилизация отходов, развитие овцеводства и т.д.) и др.11

Для стран Европейского Союза основная цель заключается в поддержании устойчивого развития аграрного сектора и сельской местности, особо выделяя сферу охраны окружающей среды. Начало разработке и реализации новой политики сельского развития было положено Европейской конференцией по сельскому развитию (Ирландия, Корк, 7-9 ноября 1996 года), где была принята декларация, в которой подчеркивалась необходимость повысить степень конкурентоспособности сельских территорий через диверсификацию экономики (развитие малого и среднего бизнеса и сферы услуг в сельской местности), управление природными ресурсами, использование функций окружающей среды, продвижение культуры и туризма. Исследование ретроспективы европейской политики сельского развития позволило выделить три концепции: отраслевую, которая идентифицирует сельское развитие с общей модернизацией сельского хозяйства и агропромышленного комплекса; перераспределительную, которая связывает сельское развитие исключительно с сокращением различий между наиболее отсталыми сельскими районами и остальными отраслями экономики (концепция сближения); территориальную, идентифицирующую сельское развитие с развитием сельских районов в целом, путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, экономических, природных, ландшафтных и пр.) и интеграции между всеми компонентами и отраслями на местном уровне.12 Сегодня в Норвегии подчеркивается необходимость сохранения культурного наследия и агробиологического разнообразия, поддержания здоровья населения, сельскохозяйственных растений и животных. Швейцария выделяет продовольственную безопасность, "потребности разбросанного населения", вопросы охраны окружающей среды и ландшафта, а также качества пищевых продуктов. Закон Франции от 9 июля 1999 года "О сельскохозяйственной деятельности" определил обширную сферу публично-правового регулирования аграрных отношений при осуществлении государством как публичной властью контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией сельскохозяйственных предприятий, за качеством и происхождением сельскохозяйственной и пищевой продукции, санитарного и ветеринарного надзора. К формам государственного регулирования аграрных отношений французское законодательство относит также территориальные договоры физических и юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, с административными органами, которые содержат обязательства о производственных направлениях предприятия, рабочих местах, социальных аспектах, вкладе предприятия в сохранность природных ресурсов, осуществлении общественно-полезных мероприятий, направленных на развитие коллективных проектов в области сельскохозяйственного производства. Япония акцентирует внимание на роли внутреннего аграрного производства в обеспечении продовольственной безопасности (продовольственном самообеспечении). Германия

11 Назаренко В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики. М., 2008. С. 373-414.

12 См. подробнее, напр.: Серова Е.В. и др. Сельская бедность и сельское развитие в России. М., 2004. С. 22, 91.

размер финансовой поддержки сельскому хозяйству определяет на основе ежегодной оценки динамики развития земель с точки зрения сильных и слабых сторон, их потенциала.13

Следует отметить радикальное различие применяемых инструментов аграрных политик развитых стран и стран с переходным типом экономики. Первые идут по пути поддержания высоких внутренних цен, в т.ч. через субсидии на посевные площади и конечную продукцию, прямые выплаты в доходы фермерских хозяйств. Поскольку население тратит на продукты питания 12-15 процентов дохода, этот выбор вполне оправдан. В странах с переходным типом экономики идут по другому пути: субсидируют приобретение горюче-смазочных материалов (энергоносителей), вводят щадящий режим налогообложения, создают лизинговые схемы и т.п., в которых ведущим звеном является государство. Все эти меры направлены на поддержание низких внутренних цен. Основанием такого выбора выступает низкий уровень доходов населения, при котором значительную долю в структуре расходов занимают расходы на питание.

Существующий во всех развитых странах институт частной собственности на землю обеспечивает надежность хозяйств собственников, поскольку земля может быть, к примеру, предложена в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита в банке. В основном собственники предпочитают индивидуальное хозяйствование. Вместе с тем, расширяется практика арендных отношений в аграрной сфере, когда собственность на землю отделена от землепользователя (продается не земля сама по себе, а право её долгосрочной аренды). Так доля арендованной земли в Великобритании составляет 28 процентов, Франции - 54 процента, США - 66 процентов, Бельгии - 67,8 процентов от всей площади сельскохозяйственных земель. В Великобритании получили развитие альтернативные аренде способы землепользования, основанные на партнерстве и паевом ведении хозяйства. Во Франции практикуется вариант фермерского сотрудничества - Объединение по совместному ведению сельского хозяйства (GAES), отличительной чертой которого выступает объединение средств производства нескольких фермеров. В Италии, где индивидуальные наделы фермеров меньше экономически обоснованных размеров, мелкие фермеры интегрируют совместное управление (GEA). При этом доход делится по трудовому участию и земельному паю. В Испании имеются группы фермеров, объединивших свои земельные участки, что позволяет им работать в других местах и получать от группового пользования долю в прибыли.14

Для всех развитых стран характерны те или иные варианты государственной поддержки доходов сельхозпроизводителей на достаточно высоком уровне, благодаря чему нет вымывания трудовых ресурсов из аграрного сектора экономики. Государство, общество лояльно относится к сельским труженикам, быть, к примеру, фермером выгодно и престижно. Кроме того условия их жизни по комфорту и благам цивилизации

13 См. также, напр.: Аграрное право / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Боголюбов и к.ю.н. Е.Л. Минина. М., 2000. С. 445-453.

14 См.: Садков В.Г., Попова О.В. Зачем продавать курицу, несущую золотые яйца? / Становление, проблемы и перспективы развития рынка муниципальных земель в России // Муниципальная власть. 1999. № 4. С. 106-109; Попова О.В. Государственное регулировании агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России. Орёл, 2004. С. 21-22.

11

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

немногим отличаются от городских, а жизнь в экологически чистых условиях является бесспорным преимуществом. Постоянные рабочие сельхозорганизаций в межсезонный период, семьи фермеров заняты в сфере сельскохозяйственных услуг, страховании, банковском деле, строительстве, переработке продовольственного сырья и т.д., а также на малых и средних предприятиях, расположенных в сельской местности. Распространены сельский туризм, различные промыслы.15

В развитых странах рынок сделал доступными практически все составляющие производственного капитала для аграрного сектора. Развитая сеть финансовокредитных учреждений позволяет получить доступ к финансовым ресурсам. Потенциальными источниками финансирования инвестиций в реальные активы выступают: собственные средства фермеров; заемные ресурсы; бюджетные средства. Источники кредитования фермеров в развитых странах включают банковскую систему, кооперативные организации, оптовых торговцев сельскохозяйственной продукцией и частных лиц. Государство также предоставляет кредиты фермерам в рамках своих программ. Например, в США предоставляются "невозвратные" займы (англ. nonrecourse loans). Реализация этой программы обеспечивается через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), созданную в 1933 году. Руководство и финансирование ТКК осуществляется Министерством сельского хозяйства США. На основе Закона США о консервации почв выделяются субсидии фермерам, которые перевели часть своих площадей под посев культурами, относящимися по характеру воздействия на почву к категории "консервирующие" (из категории "истощающие"). В Канаде в целях поддержки агропромышленного производства бюджетные средства выделяются на погашение процентов по кредитам, взятым сельхозпроизводителями для проведения сезонных работ, информационно-консультативное обслуживание фермерских хозяйств, поддержку маркетинга сельскохозяйственной продукции и др.16

Обращает внимание то обстоятельство, что в странах Европы и США, в связи с тем, что у крупных банков в сельской местности нет экономического интереса создавать филиальную сеть (низкая концентрация населения и предпринимателей, а значит мало потенциальных клиентов), получило распространение учреждение сельскохозяйственных кредитных кооперативов и кооперативных банков с участием государственных средств и средств самих членов кооператива.

Управление как фактор производства в аграрном секторе экономики развитых стран имеет свою специфику: большинство фермерских хозяйств представлено малыми и средними семейными предприятиями, в которых функцию управления выполняет глава семьи. Он выступает и основным работником, и руководителем. Стремительно меняющееся современное сельскохозяйственное производство требует новых управленческих навыков и знаний. Помощь фермерам со стороны государства в сфере совершенствования системы управления ведется по двум основным направлениям: образование и информационное обеспечение. Они обеспечивают сокращение времени продвижения

15 См.: Agricultural Fact Book 1998. - USDA/Offike of Communication Washington, 1999. - 269 p.

16 См., напр.: Курепина H., Богзыко Ю. Социальноэкономический кризис сельской местности // Экономист: ежемесячный научно-практический журнал / Министерство экономического развития и торговли РФ. 2009. № 6. С. 80.

достижений науки и техники в производство, создают необходимые условия для постоянной модернизации отрасли, нацеливают на решение насущных социальных проблем. В большинстве стран эта поддержка оказывается бесплатно на базе сельскохозяйственных колледжей, которые организуют полные курсы обучения и ряд краткосрочных курсов. Важную роль играют консультационные службы. Особого внимания заслуживают государственные консультационноинновационные службы Экстеншн (англ. Extension) в США. Система представлена тремя иерархическими уровнями: федеральным, региональным и местным с соответствующим бюджетным финансированием (Конгресс США выделяет примерно 35 процентов необходимой суммы, графства - около 30). На федеральном уровне служба Экстеншн входит в Министерство сельского хозяйства США и координирует деятельность по реализации важнейших программ, выделенных в качестве приоритетных: "Контроль за качеством воды", "Семья в условиях риска", "Центры развития сельского населения", "Охрана труда и здоровья в сельской местности", "Биологически чистое производство сельскохозяйственных продуктов", "Обеспечение продовольственной помощью бедных слоев населения" и др.

Важнейшей задачей аграрной политики государства в развитых странах является поддержание паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары промышленного производства. Способы государственной поддержки цен примерно одинаковые во всех западных странах и сводятся к установлению уровня индикативной (учитывающей верхние и нижние пределы колебаний рынка) цены, которую государство гарантирует за счет бюджетных средств. Например, законом Farm Ball 2002 в США были установлены прямые компенсационные платежи (англ. target pricket), размеры которых фиксировались по каждой растениеводческой культуре.17

Одним из направлений аграрной политики развитых стран является борьба с излишками сельскохозяйственной продукции, которая ведется в нескольких направлениях: сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции; стимулирование внутреннего спроса на продовольствие; содействие экспорту излишков продовольствия.18

Стимулирование внутреннего спроса тоже идет по нескольким направлениям. Во всех странах принимаются программы продовольственной помощи малоимущим гражданам. В США, к примеру, реализуется 16 государственных программ продовольственной помощи малоимущему населению. Бюджетное финансирование выделяется на Программу продовольственных талонов, Программу помощи сообществам, Программу продовольственной помощи в чрезвычайных ситуациях, Программу бесплатной столовой и продовольственного банка, Дополнительную программу по продовольственным товарам (CSFP), Программу распреде-

17 См., напр.: Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В двух томах.: Пер. с англ. Общая редакция перевода д.э.н., проф. А.А. Прохоровского. Таллинн, 1995. Т. 1. - 399 с., т. 2. - 400 с.; Baumol W.J., Blinder A.S. Ekonomics: principles and policy. - Orlando: "The Dryden Press” 1997. - 915 p.

18 См., напр.: Попова O.B. Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России. Орёл, 2004. С. 44-49; Бероева Н., Арсюхин Е. Выживет ли наш фермер в ВТО? // URL:

http://www.kp.ru/daily/25954.5/2896552 (дата обращения:

20.12.2012).

12

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

Афанасьев А.А.

ления продовольствия в индейских резервациях и

др.19

В странах с развитой экономикой поощряют вывоз излишков сельскохозяйственной продукции не только за счёт субсидирования экспорта, но и другими мерами господдержки, В США, к примеру, вручается Медаль отличия в сельскохозяйственном экспорте имени Эдварда 3, Мадигана компаниям и другим предпринимательским структурам за их заслуги в продвижении сельскохозяйственного экспорта из страны, Широко используются государственные программы продовольственной помощи развивающимся странам (программа "Продовольствие во имя мира", реализуемая США и предусмотренная общественным законом 480, позволила наименее развитым странам покупать излишки американской сельхозпродукции за национальные валюты, а не за доллары),

Для характеристики и сравнительного анализа уровня поддержки национальных сельхозпроизводителей используется показатель PSE (англ, producer support estimate), В соответствии с этим показателем наиболее высокий уровень государственной поддержки имеет аграрный сектор Швейцарии, Норвегии, Японии и других развитых стран, что обеспечивает достаточную конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, Дотации со стороны государства на гектар пашни составляют в Словении - 580 евро, Италии - 546, Кипре - 518, Нидерландах - 514, Греции - 504, Бельгии - 494, Австрии - 458, Германии - 401, Франции - 345, Латвии - 191 (в России на порядок ниже -37 евро, что объясняется как недостаточностью доходов бюджета, так и отсутствием концепции государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства страны, в итоге аграрный сектор экономики находится в сложном положении),20

Аграрная политика государств выстраивается в соответствии с требованиями мирового торгового соглашения по сельскому хозяйству - Всемирная торговая организация (ВТО), Оно вступило в силу в 1995 году, Суть его заключается в сокращении внутренних сельскохозяйственных субсидий сельхозпроизводителям и смягчении торговых барьеров, способствующих неэффективному распределению ресурсов как внутри страны, так и во всем мире, Важным положением ВТО является определение совокупной меры государственной поддержки национального товаропроизводителя - AMS (англ, Aggregate Measure of Support), Общий объем AMS включает в себя: меры поддержки базовых сельскохозяйственных продуктов; меры поддержки доходов сельхозпроизводителей; эквивалентные меры поддержки, Каждая страна исчисляет свой уровень AMS для составления Графика члена ВТО по сокращению поддержки национального сектора сельского хозяйства, В этом графике размеры AMS по годам выступают ориентирами преобразования отношений между аграрным сектором национальной экономики и государством и носят название Ежегодных и окончательных связующих уровней обязательств, Вместе с тем, за правительствами стран ВТО сохраняется пра-

19 См, подр,, напр,: Курепина Н,, Богзыко Ю, Социальноэкономический кризис сельской местности // Экономист: ежемесячный научно-практический журнал / Министерство экономического развития и торговли РФ, 2009, № 6, С,76,

20 Сравнительный анализ рыночных показателей и эффектив-

ности использования земель сельскохозяйственного назначения в Европе и России // Федеральный портал "Индикаторы рынка земли" (www.land.-in.ru) - URL: http://www.land-

in.ru/UserFiles_earth/Europe_15-01-2008.pdf (дата обращения:

14.01.2013).

во заниматься проблемами повышения эффективности аграрного сектора, развития производственной и социальной инфраструктуры сельской местности, оказывать продовольственную помощь нуждающимся и т.Д.

Как видим, в целом в странах с развитой рыночной экономикой действуют развитые системы государственной поддержки аграрного производства, основными задачами которых являются: поддержание стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; предотвращение нежелательных миграционных процессов; поддержание продовольственной безопасности; защита внутреннего рынка от влияния извне; финансирование программ сокращения производства; помощь в адаптации к новым условиям; обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т.Д,

Следует отметить также в Западных странах наличие системы по оказанию бесплатной правовой помощи местной власти в сельской местности со стороны правительственных структур, К примеру, в Великобритании центральными министерствами издаются различные циркуляры, устанавливающие стандарты местных служб, организации бюджетно-финансовой деятельности, назначения, смещения и условий труда определенных категорий служащих, толкующие законодательство, а также дающие местным властям те или иные советы (большинство таких циркуляров не содержит директивных указаний, а носит рекомендательный характер),21

Таким образом, в экономически развитых странах механизм государственного правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием аграрного сектора экономики и сельских территорий, направлен на решение следующих задач: 1) государственную поддержку сельского хозяйства на основе государственных программ; 2) широкое применение публично-правовых начал регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве; 3) развитие сельскохозяйственной торговли; 4) сохранение культурного наследия, экологии и природной среды, ландшафта; 5) оказание продовольственной помощи малоимущим слоям населения и, как следствие, обеспечение гарантированными государственными заказами сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозпродукции; 6) кредитование сельского населения и субсидирование перспективных направлений социально-экономической жизни села; 7) развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности (дороги, качественное водоснабжение, развитие системы канализации и утилизация отходов и др,); 8) исследование производства экологически чистых продуктов; 9) оказание правовой помощи местной власти со стороны государственных правительственных структур; 10) повышение квалификации сельских жителей и переобучение; 11) повышение уровня охраны труда; 12) закрепление населения в исторических местах обитания, поддержание традиционного образа жизни,

Список литературы:

1, Аграрное право / Отв. ред. д.ю.н., проф. С,А, Боголюбов и к.ю.н. Е.Л. Минина, - М.: Издательство

21 См,: Лапшина И.Е. Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 10, С, 47,

13

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 480 с.

2. Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. - Тамбов: ООО "Издательство Юлис", 2005. - 384 с.

4. Афанасьев А.А. Правовое регулирование сельской жизни в Российской Федерации: Монография - Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 308 с.

4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996. - 352 с.

5. Бероева Н., Арсюхин Е. Выживет ли наш фермер в

ВТО? // URL: http://www.kp.rU/daily/25954.5/2896552

(дата обращения: 20.12.2012).

6. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М.: Финансовый контроль, 2005. - 431 с.

7. Канада: местное управление и самоуправление -М.: ИНИОН РАН, 1995. - 56 с.

8. Курепина Н., Богзыко Ю. Социально-

экономический кризис сельской местности // Экономист: ежемесячный научно-практический журнал / Министерство экономического развития и торговли РФ. -2009. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лапшина Е.И. Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 10.

10. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В двух томах.: Пер. с англ. Общая редакция перевода д.э.н., проф. А.А. Прохоров-ского. Таллинн, 1995. Т. 1. - 399 с., т. 2. - 400 с.

11. Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Журнал российского права. - 2009. - № 12.

12. Назаренко В.И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики. - М.: Памятники исторической мысли, 2008. - 476 с.

13. Попова О.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России./ О.В. Попова. - Орел: ОрелГАУ, 2004. - 213 с.

14. Реформы местного управления в странах Западной Европы. - М.: ИНИОН, 1993. - 125 с.

15. Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. -2006. № 10.

16. Садков В.Г., Попова О.В. Зачем продавать курицу, несущую золотые яйца? / Становление, проблемы и перспективы развития рынка муниципальных земель в России // Муниципальная власть. - 1999. - № 4.

17. Серова Е.В. и др. Сельская бедность и сельское развитие в России. - М.: ИЭПП, 2004. - 50 с.

18. Сивачёв Н.В. США: государство и рабочий класс (от образования Соединённых Штатов Америки до окончания второй мировой войны). - М.: "Мысль", 1982.- 342 с.

19. Сравнительный анализ рыночных показателей и

эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Европе и России // Федеральный портал "Индикаторы рынка земли" (www.land.-in.ru) - URL: http://www.land-in.ru/UserFiles_earth/

Europe_15-01 -2008.pdf (дата обращения: 14.01.2013).

20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2005. - 768 с.

21. Черкасов А. И. Организация местного самоуправления в США // Федерализм, региональное управление

и местное самоуправление: Проблемно-тематический сборник. Выл. 2. Местное управление и самоуправление в России и за рубежом. - М.: РАН, 2000.

22. Agricultural Fact Book 1998. - USDA/Offike of Communication Washington, 1999. - 269 p.

23. Baumol W.J., Blinder A.S. Ekonomics: principles and policy. - Orlando: "The Dryden Press" 1997. - 915 p.

24. Promoting Sustainable Agriculture and Rural Development: Agenda 21 Chapter 14. Rome: FAO, 1996.

25. Лепшокова Р.А. Проблемы реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на примере Ставропольского края // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. №1.

26. Лошкарева И.А. Становление конституционноправового регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в истории России и за рубежом // Бизнес в законе. - 2013. - №5.

27. Мирошник С.В., Немыкина О.Е. Конституционноправовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №3.

Рецензия

на статью «Основные направления правового регулирования сельской жизни в зарубежных странах с развитой экономикой», подготовленную для опубликования в журнале доцентом кафедры конституционного и административного права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», кандидатом юридических наук Афанасьевым Александром Александровичем

В целях эффективной реализации социальноэкономической политики государства с развитой экономикой в последние десятилетия особое внимание уделяют развитию аграрного сектора и сельских территорий, используя механизм правового регулирования комплекса общественных отношений, определяющих сельскую жизнь. Основой этому являются принятые положения по устойчивому развитию сельского хозяйства и сельской местности на сессии FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в Риме в 1996 году.

Автор статьи справедливо отмечает, что использование рядом зарубежных стран правовых механизмов воздействия на комплекс общественных отношений, направленных на обеспечение жизнедеятельности, условий расширенного воспроизводства, улучшение качества жизни и развитие территории проживания сельского населения (сельскую жизнь), обеспечивает им в целом охрану общественных интересов и экономической системы.

Анализ действия права при реализации государственной политики зарубежными странами с развитой экономикой в отношении села позволил А.А. Афанасьеву выделить круг решаемых ими задач и их эффективность. Учёт этого опыта, по мнению автора статьи, наряду с богатым отечественным опытом, позволит в дальнейшем найти пути совершенствования правового регулирования сельской жизни в целях успешной реализации государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельских территорий.

Статья рекомендуется в печать в соответствующей рубрике журнала.

Доктор юридических наук, профессор А.Д. Керимов

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.