Научная статья на тему 'Импортозамещающая инвестиционная политика в Республике Таджикистан: влияние на инфляцию и экономическую безопасность'

Импортозамещающая инвестиционная политика в Республике Таджикистан: влияние на инфляцию и экономическую безопасность Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
263
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / RURAL AREA / AGRICULTURE / MODELS OF DEVELOPMENT / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бобоева Мехриджон Мухторджоновна

В статье рассмотрены концепции развития сельских территорий и базирующиеся на их основе интерпретативные модели развития сельской местности Европейского Союза. Выявлены особенности каждой неформализованной модели и подчеркнуты положительные моменты каждой из моделей для дальнейшего применения в развитии сельской местности Республики Таджикистан, в условиях развития АПК страны и сельских местностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Development Models in Reference to Rural Areas of the European Union

The article dwells on the conception of developmentin reference to rural areas and interpretative models of the former in regard to the countrysides of the European Union. The author elicits the peculiarities of each non-formalized model with the emphasis of positive moments in the perspective of their further application for the rural areas ofTajikistan; agroindustrial complexes being involved.

Текст научной работы на тему «Импортозамещающая инвестиционная политика в Республике Таджикистан: влияние на инфляцию и экономическую безопасность»

Бобоева Мехриджон Мухторджоновна,

ассистент кафедры финансов и кредита ПИТТУ им. акад. М. С. Осими

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Развитие сельской местности в РТ сегодня затрагивает важнейшие аспекты социально-экономической и политической жизни государства. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики, и приведенные ниже демографические и макроэкономические данные показывают, насколько важно развитие данной отрасли для развития экономики страны в целом.

Рис 1. Структура населения РТ в возрасте 15 лет и старше, занятого в отрасли сельского хозяйства по полу и регионам (без внешних трудовых мигрантов) в 2012 г.

Структура работников занятых в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбаловства РТ на 2012 г (всего занятых 239143бчел.)

■ Сельское хозяйство, лесно е хозяйство и рыболовство

■ Всего занятых

Источник: Занятия и виды экономической деятельности занятого населения РТ. Том 7. Агентство по статистике при Президенте РT, 2013.

________________Таблица 2. Соотношение сельского и городского населения РТ на 2011 г.

Доля городского населения, % Доля сельского населения, %

Республика Таджикистан 26,4 73,6

ГБАО 13,6 86,4

Согдийская область 24,9 75,1

Хатлонская область 17,2 82,8

РРП 13,4 86,6

Душанбе 100 -

Источник - Таджикистан: 20-лет государственной независимости /Статистический сборник, 2012.

40,90%

59,10%

Рис.1. Отраслевая структура ВВП РТ на 2011г. (%)

Отраслевая структура ВВП на 2011г.

11,80%

12,30%

■ Промышленность

13,70і:

14,30

23,80%рочие отрасли

■ Строительство

■ Сельское и лесное хозяйство

■ Торговля

■ Транспорт и связь

■ Налоги (за минусом субсидий)

16,70%

Источник - Таджикистан: 20-лет государственной независимости/Статистический сборник, 2012.

Как видно из данных рис. 1, больше 70 процентов общего числа населения составляют сельские жители, более 23 процентов ВВП РТ составляет производство товаров сельскохозяйственной отрасли, при этом обеспечивая местами работы более 59 процентов активного населения. К сожалению, являясь, по сути, аграрной страной, Республика Таджикистан на сегодня не достигла того уровня развития этого сектора, который мог бы обеспечить полную продовольственную безопасность страны. Причинами такого отрицательного явления можно назвать и пятилетнюю гражданскую войну, и, как следствие, продолжительную аграрную реформу, резкий переход страны от одной экономической системы к другой, т.е. от командноадминистративной к рыночно ориентированной.

Перспективы развития данной отрасли, несомненно, связаны с сельскими регионами страны и сельскими жителями. Существующая сегодня политика в основном сводится к развитию сельских территорий, отрасли сельского хозяйства на этих территориях, что, безусловно, на сегодняшний момент является правильным направлением. Превалирует больше точка зрения аграрных фундаменталистов, которые утверждают, что всемерная поддержка производственных отраслей должна вызвать экономический рост и, тем самым, стимулировать развитие села и всей сельской экономики [4]. Кратко это можно изложить так: развитие сельской местности только за счет развития сельского хозяйства.

Стоит отметить, что в Республике Таджикистан сельские территории сегодня сталкиваются со многими системными проблемами. Это неразвитость инженерной, социальной, дорожной инфраструктуры, сферы услуг, отсутствие привлекательных рабочих мест, низкий уровень развития местного самоуправления, низкие доходы и т.д. и, как следствие, - наблюдаемая миграция сельского населения (в основном в

бывшие республики СССР). Кроме того, для страны проблема обеспечения населения продовольствием является первоочередным вопросом, потому что страна вынуждена импортировать основные продовольственные товары, что говорит о невыполнении сельскими территориями своей основной функции. В связи с этим выявляется потребность в поиске новых путей развития сельской местности. Опыт развития сельских территорий экономически развитых стран может послужить хорошей предпосылкой, но стоит учесть тот факт, что поддержка, оказываемая сельскому хозяйству и сельским территориям в этих странах, очень велика как на государственном уровне, так и на местном. Примером развития сельских территорий в данной статье будет пример стран ЕС.

Опыт, знания и практика Евросоюза в области организационно - экономических аспектов развития сельской местности может оказаться весьма полезным и может быть учтен при принятии каких-либо дальнейших стратегических планов в области сельского хозяйства и развития сельской местности.

Сельское хозяйство ЕС функционирует на основе Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза (ЕСХП), которая является системой сельскохозяйственного субсидирования и сельхозпрограмм в ЕС. Целью ЕСХП является: обеспечение фермеров приемлемым уровнем жизни, потребителей - качественной продукцией по справедливым ценам и сохранение сельскохозяйственного наследия. Создание ЕСХП было предложено Еврокомиссией в 1957 году, которая создала общий рынок сельскохозяйственной продукции и с тех пор является центральным элементом европейской институциональной системы. Три главных принципа проведения ЕСХП:

1. Целостность рынка.

2. Предпочтение продуктов сообщества.

3. Финансовая солидарность.

Затраты на сельское хозяйство, несмотря на то, что доля этой экономической деятельности в ВВП сообщества занимает менее 2 процентов, являются очень высокими. Например: до 1992 года они составляли 49% бюджета ЕС, в 2006 г. -46,7%. К 2013 году доля финансирования ЕСХП должна составить 32%; за счет увеличения доли затрат на региональную политику с 17% до 36% в 2013 году доля затрат на сельское хозяйство уменьшается, но остается весьма высокой. Большое внимание уделяется именно сельскому развитию в целом, а не отдельно сельскому хозяйству.

«Термин «сельское развитие» применительно к более развитым странам получил распространение недавно. В основном он применяется достаточно широко к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства является доминирующим в формировании национального дохода», - пишет в своей книге профессор Франческо Мантино, руководитель отдела сельского развития Национального института аграрной экономики. Он же и утверждает, что в Западной Европе в рамках политики ЕС концепция сельского развития применяется начиная с 1970-х годов и с тех пор постоянно эволюционирует.

В рамках политики ЕС:

- существуют различные подходы к проблеме сельского развития как на уровне теоретических разработок, так и на уровне практической реализации политики, направленной на развитие аграрного сектора и сельских территорий;

- эти теоретические подходы и их практическая реализация не принадлежат определенным периодам и часто существуют вместе и накладываются один на другой;

- каждая отдельная концепция сельского развития утверждается и реализуется на основе сложной институциональной, политической, социальной систем.

Можно выделить три концепции сельского развития ЕС:

1. Концепция, идентифицирующая сельское развитие с модернизацией сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса, которая ставит развитие сектора в основу развития сельских территорий.

2. Концепция, связывающая сельское развитие только с сокращением различий между наиболее отсталыми сельскими регионами и остальными отраслями экономики.

3. Концепция, идентифицирующая сельское развитие с развитием сельских районов в целом путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, физических, природных, ландшафтных и др.)

Этим трем концепциям соответствуют три различные модели (неформализованные), которые используются для политики развития сельских территорий. Перечислим эти модели:

1. Отраслевая модель развития сельской местности;

2. Перераспределительная модель развития сельской местности;

3. Территориальная модель развития сельской местности.

Рассмотрим природу и основополагающие характеристики каждой модели по отдельности и проанализируем следующие вопросы в каждой модели:

A) цели модели для сельского хозяйства и агропродовольственного сектора;

Б) задачи политики;

B) роль, которая отводится сельской местности;

Г) роль, которую играют отрасли.

1. Отраслевая модель - в рамках этой модели в центр внимания ставится сельское хозяйство, сельское развитие опирается на развитие сельского хозяйства; это точка зрения аграрного фундаментализма. Основная цель государственной политики заключается в поддержке сельскохозяйственных производителей для усиления конкурентоспособности путем увеличения размеров производства. Эта модель была широко распространена в 1980 годы и подразумевала развитие сельской местности только на основе модернизации сельского хозяйства, поскольку без сильного конкурентоспособного аграрного сектора у сельской местности не было бы потенциала для развития и для повышения своего благосостояния. Главными составляющими этой модели являются сельскохозяйственные предприятия и, соответственно, сельскохозяйственный производитель, ведущий производство на условиях полной занятости. Рост конкурентоспособности дости-

гается за счет увеличения масштабов производства как экстенсивными, так и интенсивными путями. Интеграция в рынок имеет большое значение для этих предприятий. Сельские же территории рассматриваются как совокупность ресурсов для сельского хозяйства и как источник развития производственных процессов в сельском хозяйстве. В рамках данной модели развитию сельской местности отводится второстепенная роль. Государственная поддержка направлена исключительно на привлечение инвестиций в сельское хозяйство. Сельская местность - это поставщик продовольствия, город - потребитель и одновременно поставщик средств производства для сельского хозяйства.

В политике ЕС этой модели придавалось особое значение, которое объясняется следующими причинами:

- сельская местность занимает 56% от общей территории ЕС;

- многофункциональность сельского хозяйства. Оно выполняет не только производственную, но и ресурсную, экологическую, рекреационную и ряд других функций; сельское хозяйство — это одна из отраслей, которая в свете изменения международных сценариев (реформа ЕСП, вступление в Сообщество стран Восточной Европы, новые торговые соглашения в рамках ВТО) испытывает сильный шок и поэтому нуждается в большей мере в структурной адаптации.

Отраслевую модель развития сельской местности можно отнести к «классической». Эта модель - своего рода «фундамент» всех последующих подходов к развитию сельской местности. Основные характеристики отраслевой модели развития сельской местности приведены в таблице 1.:

Таблица 1.

Основные характеристики отраслевой модели развития сельской местности

Цели политики Повышение доходов в аграрном секторе; Рост масштабов производства (на уровне предприятия); Интенсификация сельхозпроизводства.

Задачи политики Стимулирование инвестиций в развитие аграрного сектора; Поддержка доходов сельхозпроизводителей.

Роль сельской местности Совокупность ресурсов для развития сельского хозяйства; Потенциальный инвестор в развитие сельского хозяйства.

Роль отраслей Ключевая отрасль - сельское хозяйство; Интеграция сельского хозяйства и агробизнеса в глобальный контекст.

2. Перераспределительная модель - сельское развитие как способ сокращения разрыва между наиболее отсталыми сельскими районами и другими отраслями экономики, - получила распространение в 1970-80 годы. В данной модели сельское развитие характеризуется двумя основными моментами:

1. Сельские районы рассматриваются как районы слаборазвитые, и поэтому они требуют особого внимания со стороны государственной политики. Основная цель модели состоит в том, чтобы задействовать эффект перераспределения как с

помощью инструментов прямых компенсаций воздействия неблагоприятных факторов, так и с помощью структурной поддержки.

2. Потребность развития, применяемая в этой модели, требует диверсификации доходов сельскохозяйственных предприятий, поскольку сельское хозяйство является основной отраслью производства в этих районах. В то же время модель признает, что сельское хозяйство не может быть единственным рычагом, с помощью которого можно преодолеть разрыв между этими районами и остальной экономикой. Кроме того, когда подчеркивается необходимость диверсификации производства в этих районах, ссылка, как правило, делается главным образом на традиционные отрасли: агротуризм, сельский туризм, переработка сельскохозяйственной продукции в самих хозяйствах и пр.

По большому счету, эта модель сельского развития относится в основном к развитию внутренних холмистых и горных районов, которым следует претерпеть изменения в сторону социально-экономического равновесия. Определение понятия «слабая (отсталая) местность», требующая постоянных дотаций в силу своих природных и социально-экономических особенностей, было введено структурной политикой ЕС в 1975 году в соответствии с директивой социально-структурного развития ЕС № 268, которая выделила три типа регионов:

— горные регионы;

— неблагоприятные регионы, находящиеся под угрозой обезлюдения;

— регионы, характеризующиеся специфической неблагоприятной обстановкой.

По сравнению с отраслевой моделью, которая сводит проблему сельского развития к проблеме структурной перестройки внутри сельского хозяйства, в частности в районах, обладающих наибольшим потенциалом, перераспределительная модель базируется на совершенно противоположной позиции, т. е она видит необходимость сконцентрировать инструменты и финансовые ресурсы на отсталых территориях. Также именно в рамках этой модели появляются выплаты, компенсирующие воздействие неблагоприятных природных и социально-экономических факторов, которые выделяются сельскохозяйственным производителям, проживающим в этих районах и имеющим земельные участки площадью не менее 3 га, и которые обязуются продолжать заниматься производством на этой земле не менее пяти лет. Этот вид поддержки имел настолько большое значение, что сохранился в законодательном контексте Сообщества до наших дней.

Отталкиваясь от предпосылки потребности установления равновесия между отсталыми и богатыми районами, перерастпределительная модель видит необходимость сконцентрировать инструменты и финансовые ресурсы на первых территориях. [1] Основные характеристики перераспределительной модели развития сельской местности приведены в таблице 2:

Таблица 2.

Основные характеристики перераспределительной модели развития сельской местности

Цели политики Снижение воздействия неблагоприятных природных и социально-экономических факторов; Сокращение различий между слабыми (отсталыми) и развитыми равнинными регионами

Задачи политики Компенсационные выплаты слабым (отсталым) регионам; Стимулирование инвестиций в развитие аграрного сектора; Диверсификация источников доходов работников аграрного сектора

Роль сельской местности Центральная роль слабых сельских территорий (холмистые, горные районы, депрессивные сельские территории, неблагоприятные районы и пр.); Внимание к критериям определения «слабые сельские районы».

Роль отраслей Центральное место - сельское хозяйство; Прочие отрасли как возможность диверсифицированного развития сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что перераспределительная модель развития сельской местности выполняет не только функцию выравнивания регионального развития, но и функцию интеграции ресурсов сельской местности с «классическими» направлениями политики поддержки сельского хозяйства.

3.Территориальная модель - эта модель развития исходит не из отраслевых интересов, не рассматривает потребности территориального перераспределения ресурсов между горными и холмистыми территориями, рассматривает территорию во всей совокупности. Также модель развития сельской местности исходит из того, что сельская местность - это основа самого процесса развития в силу меняющейся роли аграрного сектора для экономики стран ЕС. В основу этой модели положена теория о неоэндогенном развитии сельской местности, т.е. стимулировании использования потенциала внутренних и внешних факторов развития [1]. Основным внутренним фактором, стимулирующим развитие сельской местности, является модернизация и развитие сельского хозяйства. Диверсификация видов деятельности в сельской местности и развитие несельскохозяйственной занятости выступает как внешний фактор, активизирующий потенциал развития сельской местности. Основополагающую роль в развитии диверсификации видов деятельности в сельской местности играет многофункциональность сельской местности. Стремительная урбанизация в государствах - членах ЕС открыла перед сельской местностью новые возможности для развития. Перенос промышленного производства в сельскую местность, повышение требований населения к качеству окружающей среды, относительно дешевая стоимость жилья оказали положительное влияние на рост привлекательности жизни в сельской местности. Сельские регионы, расположенные в непосредственной близости к городам, приобрели новые функции. Все это позволило диверсифицировать сельскую экономику и снизить значимость

аграрного сектора в формировании занятости и доходов сельского населения [1]. В таблице 3 приведены основные элементы территориальной модели развития сельской местности:

Таблица 3.

Основные элементы территориальной модели развития сельской местности

Цели политики Стимулирование использования потенциала сельского региона; Диверсификация видов деятельности в сельской местности.

Задачи политики Поддержка диверсификации видов деятельности в сельской местности; Региональное экономическое развитие; Развитие инженерной, социальной инфраструктуры, сферы услуг; Стимулирование инвестиций в развитие аграрного сектора.

Роль сельской местности Сокращение разрыва между сельскими регионами и городом в уровне социально-экономического развития

Роль отраслей Стимулирование использования потенциала развития сельского хозяйства (внутренний фактор развития) и потенциала развития; Диверсификации видов деятельности в сельской местности (внешний фактор развития);

Все представленные модели, как видно, характеризуются своими особенностями и различиями. Отраслевая модель базируется только на развитии сельского хозяйства. Особенностью данной модели являлось повышение доходов в аграрном секторе, увеличение масштабов производства (на уровне предприятия) и интенсификация сельхозпроизводства. Поставленные цели достигались путем стимулирования инвестиций в развитие аграрного сектора и поддержки доходов сельхозпроизводителей путем прямого субсидирования фермеров. В рамках этой модели нет интереса к концепции местного или сельского развития, и еще в меньшей степени - к различиям между отдельными сельскими районами, которым отводится второстепенная или вообще незначительная роль в интерпретации структурных изменений сельского хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью перераспределительной модели является то, что сельские районы рассматриваются по преимуществу как районы слаборазвитые, структурно отстающие от развития городских районов в силу неблагоприятных социальноэкономических условий. Целью данной модели является сокращение различия между отсталыми сельскими районами и городскими районами путем компенсационных выплат горным и депрессивным районам за счет сокращения прямого субсидирования фермеров, поддержки инвестиций в развитие сельскохозяйственных предприятий и диверсификацией источников доходов сельскохозяйственного

предприятия. Роль сельского хозяйства в развитии сельских регионов в данной модели остается также главной.

Цель политики территориальной модели является использование внутренних ресурсов территории, диверсификация доходов сельскохозяйственных предприятий, выявление новых форм сокращения издержек, распространение форм диверсифицированных видов деятельности, формирование несельскохозяйственных видов деятельности (промышленное и ремесленное производство, услуги и т.д). Поставленные цели достигаются путем поддержки диверсификации доходов, политики местного экономического развития, поддержки развития инфраструктуры и услуг для местного населения и поддержки инвестиций в сельскохозяйственные предприятия, т.е. развитие сельской территории осуществляется путем сокращения разрыва между сельскими регионами и городом на уровне социально-экономического развития.

Анализ подходов к развитию сельской местности ЕС позволяет отметить, что проблеме развития сельской местности в сообществе всегда уделялось большое внимание на протяжении длительного периода времени. Направления государственной поддержки развития села претерпевали изменения: обеспечение продовольственной безопасности, развитие и модернизация аграрного сектора, создание благоприятных условий для достойного уровня жизни сельского населения, развитие диверсификации видов деятельности во всех сельских регионах ЕС с целью увеличения доходов фермеров. Современные подходы к развитию сельской местности Европейского сообщества строятся на потребностях общества и направлены на защиту сельского жизненного пространства и повышение уровня жизни его жителей, а также улучшение качества продуктов питания и защиту окружающей среды. Также особое внимание уделяется поддержке наиболее слабых (отсталых) сельских регионов и территориальному сотрудничеству.

Учитывая специфику региональных и местных условий Республики Таджикистан, а также зная, что исторически Таджикистан является аграрной страной, можно сделать вывод, что на данный период времени модель развития сельских регионов РТ близка к отраслевой модели развития, которую можно объяснить нерешенными проблемами продовольственной безопасности. Развитию сельской местности отводится второстепенная роль, или она отождествляется с развитием сельского хозяйства. Опираясь на модели развития сельских регионов стран ЕС, можно сделать вывод, что развитие сельского региона не должно базироваться только на развитии сельского хозяйства в целом, но и осуществляться другими путями, такими, как диверсификация видов деятельности в сельской местности, которая приводит к сокращению издержек, диверсификации доходов сельскохозяйственных предприятий, сокращению разрыва между сельскими регионами и городом в плане социально-экономического развития, и т.д. Но для осуществления поставленных задач потребуется сильная поддержка данной отрасли как на государственном, так и на местном уровнях. С помощью административных и фискальных инструментов, а также, в идеале, - с помощью прямого субсидирования фермеров. Потенциалу сельской местности также должно уделяться больше внимания, чем самой отрасли сельского хозяйства. Она должна включать несколько

перспективных моделей для условий РТ, причем в разных регионах в качестве базовых могут быть применены разные модели - в зависимости от тех целей, которые ставятся в каждом конкретном регионе. Например, перераспределительная модель может быть рассмотрена по отношению к сельским регионам ГБАО, территориальная модель может быть применена к таким сельским территориям, которые имеют большой туристический и культурный потенциал для будущего развития.

Список использованной литературы:

1. Сельское развитие в Европе: политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней -2008 Совместное издание Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Business Media of the Sole 24 Ore

2. The future of rural society: Commission communication transmitted to the Council and to the European Parliament on 29 July 1988 // Bulletin of the European Communities, Supplement - 4/88. - 67p.

3. Saraceno, E. Rural Development Policies and the Second Pillar of the Common Agricultural Policy / E. Saraceno // e University of Dublin [Electronic resource]. - Dublin, 2012

4. Киселев С.В. Государственное регулирование сельской экономики. /Монография.

1994, с.51.

5. http://ec.euroya.eu/asriculture/statistics/asricultural/index_en.htm (дата обращения: 28.01.2013)

М.М. Бобоева

Особенности моделей развития сельской местности Европейского Союза

Ключевые слова: сельская местность, сельское хозяйство, модели развития,

диверсификация

В статье рассмотрены концепции развития сельских территорий и базирующиеся на их основе интерпретативные модели развития сельской местности Европейского Союза. Выявлены особенности каждой неформализованной модели и подчеркнуты положительные моменты каждой из моделей для дальнейшего применения в развитии сельской местности Республики Таджикистан, в условиях развития АПК страны и сельских местностей.

M.M. Boboyeva

Peculiarities of Development Models in Reference to Rural Areas of the European Union

Key words: rural area, agriculture, models of development, diversification

The article dwells on the conception of developmentin reference to rural areas and interpretative models of the former in regard to the countrysides of the European Union. The author elicits the peculiarities of each non-formalized model with the emphasis of positive moments in the perspective of their further application for the rural areas ofTajikistan; agroindustrial complexes being involved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.