Научная статья на тему 'Формирование доходов сельского населения: региональный подход'

Формирование доходов сельского населения: региональный подход Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
789
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / региональный подход / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / структура доходов / population earnings / regional approach / agriculture / structure of earning

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чудинов О. О.

Разрыв в доходах городского и сельского населения усложняет процесс развития АПК. Одним из способов решения этой проблемы является региональный подход, который позволит учесть особенности отдельного региона, не наруишя при этом целостности государства. Опыт европейских стран позволяет сделать вывод о том, что такой подход оправдан и применим в аграрной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gap in earnings of urban and rural population complicates the development of the agro-industrial complex. The regional approach, which takes into account specificities of each region, is a way to solve this problem. The experience of European countries shows that this approach may be successfully applied in the agrarian politics.

Текст научной работы на тему «Формирование доходов сельского населения: региональный подход»

тоимость и стоимость производства и приобретения кормов даны в табл. 3.

Таблица 3

Себестоимость производства и приобретения кормов

№ п/п Культуры Себестоимость 1 ц. к.ед., руб.

1 Зерновые 4620

2 Кормовые корнеплоды 4536

3 Кукуруза на силос 3931

4 Прочие силосные 3920

5 Однолетние травы на сено 2059

6 Многолетние травы на сено 1160

7 Покупные концентраты 720

8 Сено естественных сенокосов 974

9 Зеленый корм естественных пастбищ 0

10 Солома 66

11 Покупка грубых кормов (290)

12 Покупка карбамида (1200)

Источник: рассчитано автором

Поставленная задача решена с помощью симплекс-метода в оболочке Microsoft Excel.

В результате была получена оптимальная структура кормового баланса с учетом минимальных и максимальных ограничений (см. табл. 4).

Таблица 4

Оптимальная структура кормового баланса

Вид кормов и питательных веществ Абсолютное содержание, ц Удельный вес, %

Кормовые единицы — всего, ц 12 976 293 100

В том числе:

Концентрированные 3 808 882,8 29

Грубые 2 485 702,4 19

Сочные 1 258 927,2 10

Зеленные 5 422 780,9 42

Корма содержат перевари-мого протеина, кг 330 390 747

Источник: рассчитано автором

Таким образом, на производство кормов для получения заданного объема продукции животноводства необходимо иметь денежные средства на сумму 3518,2 млн руб. Предварительный анализ показал, что обеспеченность кормами по всем категориям хозяйств в регионе составляет всего 30% от требуемого объема. Поэтому для повышения урожайности и выхода питательных веществ необходима государственная помощь по кормопроизводству на сумму 2463 млн руб., что составляет 70% от необходимой суммы на производство кормов. Также необходимо пересмотреть систему земледелия, разработать оптимальный севооборот с обязательным включением производства сочных кормов, особенно кормовых корнеплодов и силосных культур.

Литература

1. Гордеев А.В. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. и направления работы на долгосрочную перспективу // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — №2.

2. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства на региональном уровне. Методические рекомендации. — Новосибирск, 2007.

3. Статистические данные Читинской области и АБАО за 2003-2007 гг

1 Забайкальский край как субъект РФ действует с 1 марта 2008 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

О.О. Чудинов,

аспирант Красноярского государственного аграрного университета

Shevo29@rambler.ru

Разрыв в доходах городского и сельского населения усложняет процесс развития АПК. Одним из способов решения этой проблемы является региональный подход, который позволит учесть особенности отдельного региона, не нарушая при этом целостности государства. Опыт европейских стран позволяет сделать вывод о том, что такой подход оправдан и применим в аграрной политике.

Ключевые слова: доходы населения, региональный подход, сельское хозяйство, структура доходов.

ББК 65.261.94; 63:338.93

Среди низкодоходных групп населения большую долю составляют жители села, и это обстоятельство позволяет выделить проблему формирования доходов этой группы в отдельную. Почти три четверти беднейшего населения мира живет в сельской местности и для них сельское хозяйство является основным и единственным источником существования. [1] Концентрация бедности в сельской местности порождает социально-политическую напряженность и нестабильность в государстве, снижает его продовольственную безопасность.

Проблема неравномерного распределения доходов по разным группам населения остается актуальной. За период с 2005 по 2008 гг. в России индекс Джини, характеризующий концентрацию денежных доходов, вырос с 40,9% до 42,3%, а децильный коэффициент за этот же период вырос с 7,0 до 7,5. Сокращение разрыва между доходами сельского и городского населения во многом зависит от направленности проводимой государственной политики, что позволяет разделить страны на: преимущественно аграрные, с реформирующейся экономикой и урбанизированные. [2]

Доходы сельского населения, в основном, формируются за счет зарплаты, от продажи собственной продукции, пенсий и социальных пособий.

В каждой стране формирование доходов сельского населения имеет свои особенности. В странах Европейского сообщества сложилась практика, которая заслуживает внимания.

Общая цель ЕС состоит в получении выгоды из быстрого расширения внутренних продовольственных рынков и развивающихся сельскохозяйственных секторов, на основании этого решается задача резкого сокращения устойчиво высокой сельской бедности. Достижения сельского хозяйства Евросоюза — прямой результат последовательной, гибкой аграрной политики. Еще со времени образования Общего рынка сельское хозяйство было центральной областью забот межгосударственных и государственных органов управления.

Решение проблем сельского хозяйства страны-члены ЕС искали не только в рамках аграрной политики, но и за ее пределами. Так как в экономической политике отраслевой и территориальный принципы тесно переплетены, то со временем возникла необходимость выделить политику развития сельских регионов в самостоятельную, так как занятость населения ограничена возможностями сферы производства, уровнем производительности труда и особенностями формирования доходов населения. Современная аграрная политика ЕС уже длительный период строится на фундаменте и в рамках структурной региональной политики. [5]

Политика Евросоюза направлена не только на получение прибыли, или расширение посевных площадей с целью увеличения рабочих мест. Задачи более обширные. Это модернизация сельскохозяйственного производства, совершенствование экономической и социальной структуры отрасли, обеспечение справедливых и стабильных доходов фермеров, снижение миграции населения из сельской местности за счет альтернативной занятости, улучшение условий жизни и труда и снижение разрыва в доходах между селом и городом.

На это направлено и предпенсионное регулирование. Фермеры в возрасте 55 лет, еще не достигшие пенсионного возраста, имеют возможность получать пособие. Это относится, в том числе, и к членам их семей и наемным работникам. Фермеры до 75 лет могут получать пособие в размере от 15 000 евро в год (максимум — 150 000 евро). Если фермеру уже выплачивается пенсия, то пособие выдается как дополнительная пенсия. [5]

ского хозяйства на 2008-2012 гг., где обозначена основная цель — стабилизация экономической ситуации в сельском хозяйстве страны. Ее реализация предусматривает: развитие сельских территорий, обеспечение занятости трудоспособного населения и повышение уровня жизни селян; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе модернизации и ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Всего в ней заложено 60 целевых показателей развития АПК и сельских территорий. [8]

По сравнению с развитыми странами из государственного бюджета РФ на поддержку сельского хозяйства выделяется меньше средств. Если поддержка сельского хозяйства в странах ЕС ежегодно составляет около 100 млрд евро, то, по словам В.Зубкова, в РФ в 2009 г. господдержка АПК составила 185 млрд рублей (около 4,5 млрд евро), в 2010 г. планируется еще сократить эти расходы до 104 млрд руб. [12]

Трудности современного этапа развития сельского хозяйства в России связаны как с процессом реформирования всей экономической системы, так и с недостатком опыта индивидуального предпринимательства. Приоритеты в сельском хозяйстве должны быть направлены на поддержку фермеров, мелких и средних сельскохозяйственных предприятий. Перед государством, в первую очередь, стоит вопрос о стабилизации

Сельхозпроизводители, которые не менее пяти лет ведут экологически ориентированное производство, вправе рассчитывать на субсидию за сохранение экологически ценных природных областей и ландшафта. В областях со сложными природными условиями, например, в горной местности, фермеры имеют возможность получать субсидии для обеспечения существующего сельскохозяйственного землепользования, для сохранения ландшафта и окружающей среды. В зависимости от экономической ситуации в регионе, состояния экологии и типа сельскохозяйственного предприятия такие выплаты составляют от 25 до 200 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий. Существует финансирование мероприятий, направленных на модернизацию и диверсификацию сельскохозяйственных предприятий. [5]

Особо необходимо отметить практику предоставления субсидий молодым фермерам (не старше 40 лет), которые имеют достаточную профессиональную квалификацию и впервые становятся во главе сельскохозяйственного предприятия. Для поддержки других видов деятельности в сельской местности, также могут предоставляться пособия. Среди них: модернизация инфраструктуры деревни, охрана культурных достопримечательностей, развитие народных промыслов, туризм и другие.

Большую роль в изменении структуры доходов фермеров в Евросоюзе играют кооперативы, вступление в которые, как правило, дает снижение издержек производства и гарантирует сбыт продукции, что положительно влияет на рост доходов селян. В странах Западной Европы распространены кредитные кооперативы — серьезный партнер для мелких и средних сельскохозяйственных производителей. За счет них расширяется круг оказываемых финансовых услуг, включая факторинг форфейтинг, лизинг и другие.[6]

Экономическая аграрная политика Евросоюза охватывает почти все стороны формирования доходов сельских жителей, стремясь к улучшению качества жизни и большей помощи фермерам за счет не только количества программ поддержки и развития, но и качества их выполнения.

В отличие от государств ЕС, Россия относится к странам с реформирующейся экономикой и для нее характерен более глубокий разрыв между доходами сельского и городского населения (табл. 1).

В стремлении смягчить дифференциацию населения по доходам, в РФ была принята Программа развития сель-

внутреннего рынка, о продовольственной безопасности страны и продовольственной независимости каждого региона.

Быстрорастущие рынки продуктов с высокой добавочной стоимостью — фруктов и овощей, птицы, рыбы и молочных продуктов — позволяют диверсифицировать сельское хозяйство и создать конкурентоспособный сектор мелких фермерских хозяйств, обеспечив высокий уровень занятости. В перспективе возможен экспорт этой продукции, так как страны переходного типа имеют сравнительные и относительные преимущества. Такой путь развития аграрного сектора может сократить бедность в том случае, если и сами сельские жители активно будут включаться в производство сельскохозяйственной продукции в качестве фермеров или наемных работников. Этому должны способствовать доступные кредиты и адресная государственная поддержка. [2]

Во многих странах свою нишу занимает агротуризм. И в России стали появляться такие фермы, на которых предоставляются временное жилье, егерские услуги, снасти для рыбалки и охоты, организованы конные прогулки, экскурсионное обслуживание, участие в фольклорных мероприятиях и другое. Так, информационный центр сельского туризма «АГРОТУР» консолидирует и размещает в Интернете информацию о наличии свободных мест в 67 сельских усадьбах, сдаваемых для туризма в Калининградской области. Пример объявления: «Крестьянское

Таблица 1

Распределение общей численности малоимущего населения России по основным группам (по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, %) [4]

По месту проживания Малоимущее население Крайне бедное население

2004 2005 2006 2007 2004 2005 2006 2007

Проживающие в городах — всего 63,0 61,4 60,8 59,6 49,4 48,8 46,9 45,1

Проживающие в сельских поселениях — всего 37,0 38,6 39,2 40,4 50,6 51,2 53,1 54,9

хозяйство «МЯЛИК». Общение с природой, рыбная ловля, незабываемые вечера у костра и камина, прогулки по лесу, общение с домашними животными доставят вам удовольствие. Хозяева с радостью примут вашу помощь при сенокосе или уходе за животными, организуют велосипедные прогулки по окрестностям. Любители «дикого отдыха» могут здесь отдохнуть и в собственных палатках на территории усадьбы»

Республика Алтай, село Чепош, «зеленый дом» «У Шиловых». Семья сдает для туристов обустроенный дом на 6 спальных мест со всеми удобствами, летом — обеспечение овощами со своего огорода. Владельцы предлагают сопровождение при посещении природных объектов Алтая, сплав по реке Катунь, конные прогулки, фольклорную программу, занятия народными ремеслами, оздоровительные процедуры.[13]

Для наиболее эффективного управления и экономического роста экономику сельского хозяйства следует строить на принципах региональной политики, как это делается в странах Евросоюза.

Понятие «регион» включает наряду с территориальным компонентом, экономическую, этнографическую, конфессиональную, социально-культурную составляющие. Территориальная общность предполагает некоторую идейную и психологическую идентификацию. Социальные показатели, такие как повышенная экономическая активность, показатели обеспеченности основными социальными услугами и жильем, активная региональная и инвестиционная политика властей и прочие, также отражают необходимость регионального подхода.

Основное направление региональной политики — это обеспечение уровня благосостояния, который мог бы удовлетворять среднестатистическим потребностям жителей региона, рациональное использование природных ресурсов, реализация преимуществ территориального разделения труда и других особенностей региона. Региональная политика способствует ослаблению внутреннего социального напряжения, развитию региона, но она не должна нарушать целостность и единство страны.

В управлении региональными программами важно соблюдать разграничение компетенций между федеральными и местными органами. Федеральные органы регулируют процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывают межрегиональные экономические связи, а местные органы управления сосредоточивают внимание на развитии рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.

Индикаторами экономического развития региона являются такие показатели, как валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на душу населения, отношение номинальных денежных доходов к прожиточному минимуму, динамика реальных доходов населения и уровень бедности. С учетом этих характеристик оценивается совокупный доход, его распределение и потребление. [3]

Красноярский край по выпуску валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях сельхозпроизводителей в 2008 г. занял 2-е место среди субъектов Сибирского федерального округа, в денежном выражении доля продукции сельхозпроизводителей края составила 17,1% (в 2007 — 14%) от общего объема в СФО. В ВВП региона доля АПК составляет 4%, от реализации сельскохозяйственной продукции получен доход в сумме 19841,4 млн руб., что на 36,2% больше, чем в 2007 г. [11]

Но, в то же время, при высоких показателях экономического развития среди регионов СФО, в Красноярском крае размер среднемесячной зарплаты различается по районам: 11-13 тыс. рублей (Емельяновский, Назаровский, Ужурский районы) и 5-6 тыс. рублей в 11 районах края.

В 19 районах края заработная плата ниже прожиточного минимума. Просроченная задолженность по заработной плате сокращается, но в 2008 г. составила 115 тыс. руб. [11]

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, среднедушевой доход жителя края на 2007 г. составлял 12 654,2 руб., а занятого в сельскохозяйственном производстве, только 5232 руб. [11]

Все это порождает отток молодежи из сельской местности и усиливает диспропорцию между факторами производства. В итоге происходит сокращение числа сельскохозяйственных предприятий и объемов сельскохозяйственной продукции.

На IV Съезде депутатов Красноярского края (секция «Социально-экономическое развитие села: среднесрочные перспективы и задачи органов власти») в области занятости и самозанятости сельского населения районов края было предложено:

1) обеспечить осуществление организационных мер по государственной поддержке личных подсобных хозяйств (ЛПХ) органами государственной власти и местного самоуправления;

2) определить направления их развития и меры финансовой поддержки;

3) создать систему закупки и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья в ЛПХ с целью развития сельского хозяйства края и повышения доходов селян. [9]

Меры правительства Красноярского края дали результат уже через год. Так, в 2008 г. среднедушевой доход жителя края, занятого в сельскохозяйственном производстве, составил 7364 руб., что выше 2007 г. на 28,95%. [11]

В крае увеличился объем лизинговых договоров. Между ОАО «Росагролизинг» и сельхозтоваропроизводителями Красноярского края на 2008 г. их было заключено на общую сумму 630 млн руб. За все время сотрудничества через лизинг в регион было поставлено 320 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, создано и модернизировано 980 скотомест. [10]

Эти меры носят не единовременный характер, с каждым годом финансирование сельского хозяйства края увеличивается. В 2009 г. компанией «Росагролизинг» были получены заявки на поставку оборудования для свиноводства и КРС для создания 8160 скотомест. В условиях развития рыночных отношений нужна четкая региональная политика, в основе которой учитывается специфика региона, направленная на реализацию основных внутригосударственных и мировых экономических реформ.

Развитие местного самоуправления и предпринимательства в регионе позволит решить социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов внутри него.

При условии региональной направленности экономических реформ становится особенно актуальной пространственная интеграция экономики России, укрепление всего общероссийского рынка. Для таких регионов, как Красноярский край, с его уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, необходимы государственные программы на основе совместного финансирования из регионального и государственного бюджетов.

Литература

1. Сельское хозяйство и экономическое развитие // Beyond Transition. — 2007. — №15. — С. 3-4.

2. Андерсон К., Свиннен Й. Искажения стимулов в сельском хозяйстве переходных стран // Beyond Transition. — 2007. — №15. — С. 5-6.

3. http://atlas.socpol.ru

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. / Росстат. — M., 2008. — С. 144.

5. Корольков А.Ф. ЕС: сельское хозяйство и аграрная политика // Современная Европа. — 2002. — №4. — С. 90-97.

6. Папцов А. Развитие сельскохозяйственной кооперации в ЕС // Агрострахование и кредитование. — 2009. — №9. — С. 52-54.

7. http://www.gks.ru

8. http://www.mcx.ru

9. http://www.sobranie.info

10. http://www.krskstate.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2008 году. — Красноярск, 2009.

12. http://www.vedomosti.ru

13. Серова Е.В., Звягинцев Д.В. Альтернативная занятость в сельской местности // Мир России. — 2006. — №4. — С. 3-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.