Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНУТРИФИРМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова М.В., Захаров С.В.

В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности маркетинговой деятельности, полученные в результате обобщения опыта отечественных и зарубежных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF MARKETING ACTIVITIES

The article examines the main directions of increasing the effectiveness of marketing activities, resulting from the generalization of the experience of domestic and foreign scientists.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 339.138

Третьякова М.В. студент 4 курса направление «Экономика» Захаров С.В., к. э.н.

доцент

Шахтинский институт ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

Россия, г. Шахты ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности маркетинговой деятельности, полученные в результате обобщения опыта отечественных и зарубежных ученых.

Ключевые слова: маркетинговый потенциал, внутрифирменный маркетинг, экономическая эффективность.

Tretyakova M. V. 4 year student Field of Study «Economics» The Shakhty Branch of M.I. Platov South-Russia State Polytechnic University (NPI) Russia, Shakhty Zakharov S.V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor The Shakhty Branch of M.I. Platov South-Russia State Polytechnic University (NPI) Russia, Shakhty

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF MARKETING ACTIVITIES

Abstract: The article examines the main directions of increasing the effectiveness of marketing activities, resulting from the generalization of the experience of domestic and foreign scientists.

Key words: marketing potential, intrafirm marketing, economic efficiency.

Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности весьма многообразны. Выбор путей преобразования зависит от их влияния на выполнение целевых программ, экономичность, оперативность и надежность системы маркетинга и повышение ее конкурентоспособности, устойчивое позиционирование предприятия и его товаров (услуг) на рынке, положение предприятия в конкретной среде и т.д.

Обобщив результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными были выявлены следующие наиболее важные направления повышения эффективности маркетинговой деятельности на предприятии:

1. Формирование гибкой системы маркетинга, адаптированной к изменению спроса потребителей, рыночной конъюнктуры, маркетинговым нововведениям, интеллектуальному сервису, интернациональному ведению бизнесу. Данная система представляет собой совокупность подсистем, находящихся на высоком научно-техническом уровне. Любая коммерческая организация нуждается в создании маркетинговой службы, обеспечивающей управление маркетинговой деятельностью и взаимодействие управленческого аппарата. При формировании научно организованной системы маркетинга, функционирующей в программном режиме, и вся система управления предприятием становится надежной, рациональной и самоуправляемой.

2. Оптимизация организации маркетинговой службы позволяет закрепить четкое распределение должностных обязанностей между управленческим и производственным персоналом. Посредством грамотного распределения функций за маркетинговой службой и другими работниками сфер управления и производства открываются возможности для реализации программного маркетинга. Как показывает практика, организация по выполняемым функциям успешно функционирует при использовании такого функционально-процессуального инструментария, как процедурограммы, технолограммы, блок-схемы алгоритмов процесса, сетевые матрицы и графики и т.п. Таким образом, рациональная организация маркетинговой службы позволяет значительно повысить регулирование и координацию выполнения маркетинговых функций.

3. Оптимизация организационной составляющей маркетинга посредством кооперирования и интегрирования маркетинговых функций в рамках нескольких предприятий. Рационализация структуры управления создает организационные возможности для эффективного применения маркетинга. В этой связи целесообразно внедрение наиболее прогрессивных структур управления, к которым относятся программно-целевые, арендно-кооперативные и отраслевые. Применение данных структур позволяет улучшить регламентирование, нормирование и контроль маркетинговой деятельности. Опыт развитых стран доказывает эффективность применения программноцелевого маркетинга, организационно-экономического маркетингового цикла, использования матричных моделей и карт, норм и стандартов маркетингового процесса.

4. Совершенствование кадровой политики работы с персоналом. Наиболее успешные предприятия серьезное внимание уделяют качеству маркетинговой подготовки как работников маркетинговой службы, так и общепроизводственных специалистов и руководителей. В этой связи весьма полезны стажировки в вузах, на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, различного рода семинары, конференции, где происходит обмен опытом. Кроме того, немаловажную роль оказывает внутренняя аттестация сотрудников, которая позволяет проверить профессиональную пригодность персонала.

5. Автоматизация маркетинговой деятельности. Для эффективного осуществления маркетинговой деятельности, предполагающей хранение и обработку разнородного массива данных, требуется соответствующее программное обеспечение, так называемые маркетинговые информационные системы. Работа с маркетинговой информацией включает в себя полный арсенал технических средств регистрации, получения, приема и передачи, преобразования, обработки, анализа, хранения данных. При помощи интеллектуальной обработки данных получают отчеты, позволяющие принять эффективные маркетинговые решения. Качественное управление маркетингом немыслимо без использования информационных технологий. Например, автоматизация инфратоварного обеспечения помогает упорядочить основные процессы движения товара: погрузки, разгрузки, транспортировки и реализации. Поэтому внедрение автоматизированных систем управления маркетингом является одним из наиболее перспективных направлений для повышения эффективности маркетинговой деятельности.

6. Применение технологий маркетинга, имеющих теоретическое обоснование. К сожалению, данное направление зачастую остается без должного внимания. Опросы руководителей и специалистов показывают слабое владение теоретическими основами маркетинговой науки, хотя это направление наиболее перспективно.

7. Повышение управляемости маркетинговой деятельности посредством формирования научно обоснованной системы управления маркетингом и ее подсистем (функциональных и обеспечивающих) и организация их рациональной работы.

Описанные выше основные блоки совершенствования маркетинговой деятельности можно разбить на более мелкие на основе дерева целей. Несомненно, что для получения успешного результата все направления повышения эффективности маркетинга должны осуществляться в комплексе.

Таким образом, можно справедливо заметить, что осуществление успешной маркетинговой деятельности невозможно без эффективно функционирующей системы маркетинга. Для ее формирования логично организовать рабочую группу из специалистов предприятия, хорошо знающих специфику работы данного предприятия, и ученых, которые смогут предложить научно обоснованные подходы к решению маркетинговых задач. В ходе работы рабочей группы осуществляется проектирование, организация и отладка системы маркетинга. Первоначально выполняется анализ состава работников. После этого в маркетинговой матрице распределяются функции подразделений и работников. После формирования функциональных и обеспечивающих подсистем начинается организация и отладка функционирования системы, адаптированной к рыночным изменениям, и направленной на выполнение целевых программ.

Использованные источники: 1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг: Учеб. пособие. - 20е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 421 с.

2. Букреев А.М., Гончаров В.Н., Захаров С.В., Зось-Киор Н.В., Ильин В.Ю., Пожидаев А.Е. Кризис-менеджмент: учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Букреева и проф. В.Н. Гончарова. - Новочеркасск: ЮРГТУ(НПИ), 2012. -400 с.

3. Гончаров В.Н., Матросова Л.Н., Захаров С.В., Пожидаев А.Е., Ларин В.Н., Захарова О.С. Финансовый анализ: учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2013. - 402 с.

4. Гончаров В.Н., Захаров С.В., Зось-Киор Н.В., Ильин В.Ю., Шпилевой И.Н., Гончаров Е.В. Основы корпоративного управления. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2014. - 280 с.

5. Захаров С.В., Передериева С.А., Шевченко М.Н., Павленко О.А. Финансово-экономический механизм санации предприятий. - -Новочеркасск: Лик, 2016. - 186 с.

6. Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю. Маркетинг: учебник. - Изд. 2-е, доп. И перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 361 с.

7. Солоха Д.В., Гончаров Е.В., Захаров С.В., Белякова О.В., Шевченко М.Н., Захарова О.С. Теоретико-методологические основы организации системы управления устойчивым развитием потенциала предприятий. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2014. - 360 с.

8. Организация маркетинга в управлении предприятием бытового обслуживания / Б.Ю. Сербиновский, Т.А. Васильева, С.В. Захаров; Юж. Федеральный ун-т. - Новочеркасск: Лик, 2009. - 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.