ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
А.В. Кальянов
Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается складывающаяся система взаимодействия Российской Федерации с зарубежной диаспорой, определяются основные направления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Излагается краткий очерк из истории формирования российской зарубежной диаспоры, определяется ее специфика.
Современная Россия, Россия третьего тысячелетия, ставит перед собой сложные задачи, направленные на создание благоприятных внешних условий для модернизации страны, перевода экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения и т.д. Одним из главных направлений внешнеполитических усилий обозначена «всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом» (см.: [4]).
Для решения задач, стоящих перед государством и обществом, безусловно, необходимо комплексное привлечение имеющихся ресурсов страны. В ряду различных внешнеполитических средств важную роль играет политика государства в отношении многомиллионной русской диаспоры, которая рассматривается в качестве партнера государства, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры (см.: [4]).
Мировой опыт свидетельствует о том, что грамотно построенная система связей с зарубежной диаспорой становится значительным рычагом развития государств. В условиях глобализации миграционные процессы приобретают все более масштабный характер. Такая эволюция соответствует общим тенденциям роста открытости системы международных отношений и возрастания ее сложности. Диаспоры вносят заметный вклад в развитие своих родных стран в различных сферах. Активно используют политический, экономический и культурный потенциал
своих диаспор Китай, Израиль, Армения, Турция и целый ряд других государств. Взаимодействие с зарубежной диаспорой часто сводится к экономической, инвестиционной составляющей, которая заключается в привлечении капитала диаспоры в экономику страны. С помощью капиталов диаспоры поднималась экономика Ирландии, Китая.
Российская Федерация обладает одной из самых многочисленных диаспор в мире. По различным оценкам, вне России в настоящее время проживает около 30 миллионов наших соотечественников. Год от года укрепляющееся российское государство проявляет все больший интерес к «русскому миру», тому огромному количеству людей, которые в силу самых разнообразных причин оказались за пределами Родины, но, несмотря на это, проявляют неподдельный интерес к России, чувствуют сопричастность своих судеб с судьбой Отечества. «Укрепилось политическое понимание того, что ответственный подход к российским соотечественникам, налаживание партнерства с теми, кто духовно связан с Россией, является моральным долгом нашей державы» [2. С. 15].
По своей структуре российская диаспора (или же другое ее, более емкое название, «Русский мир») весьма неоднородна и условно может быть разделена на диаспору в странах ближнего и дальнего зарубежья.
После распада СССР в государствах постсоветского пространства оказалось свыше 25 млн наших соотечественников. Массовые трансграничные перемещения, с разной степенью интенсивности продолжающиеся и по сей день, привели к резкому сокращению их численности, которая к настоящему времени оценивается в 16—17 млн (см.: [12]). В некоторых странах СНГ численность россиян невелика (Армения, Таджикистан), в других (Украина, Казахстан) они составляют 20 и более процентов населения. Кроме того, в странах дальнего зарубежья проживает ориентировочно 15 млн выходцев из России. Таким образом «Русский мир» является, несомненно, одним из важнейших факторов присутствия и влияния России на международной арене. Вместе с тем наличие столь мощной зарубежной диаспоры требует проведения четкой государственной политики взаимодействия с зарубежными соотечественниками, учитывающей специфику ситуации в конкретных странах и регионах.
Формирование российской зарубежной диаспоры, «русского мира», происходило на протяжении веков. Важно подчеркнуть, что под диаспорой следует понимать ту часть эмигрантов, которые не просто покинули пределы России, но сохранили языковую, культурную и духовную связь с Отечеством. Эмиграция имела место еще в XVI—XIX вв., когда небольшие, а затем и крупные группы населения покидали Россию в поисках лучшей доли по политическим и религиозным мотивам. В XIX — начале XX вв. из России эмигрировали молокане, старообрядцы, подвергавшиеся преследованиям со стороны православного духовенства у себя на родине (см.: [8. С. 53]). В это же время происходила массовая эмиграция российских подданных в европейские страны, Северную и Южную Америку. Это была так называемая «трудовая миграция, поглощенная хозяйственной деятельностью и экономическим выживанием. В ее среде было недостаточно представителей интеллектуальной элиты и этнических активистов, которые взяли бы на себя
труд политического производства диаспорной идентичности. Без интеллектуалов как производителей субъективных представлений нет диаспоры, а есть просто эмигрантское население» [11. С. 29]. Важной вехой в формировании русского мира является волна массовой эмиграции после революции 1917 года, когда из России, прежде всего в страны Западной Европы, уехало около 2-х миллионов человек. Эмигрировавшие русские аристократы, дворянство, духовенство, интеллигенция создали за рубежом особую духовную среду, которая «стала рождением Русского мира» [11. С. 30]. Представители данной волны эмиграции были носителями русских обычаев, традиций русской духовной культуры. Также важной вехой в российской истории, в формировании зарубежной диаспоры являются сложные, драматические политические и экономические преобразования нашей страны в 90-е гг. XX века, когда сформировалась огромная российская зарубежная диаспора в странах ближнего зарубежья вследствие распада Союза ССР. «Не сотни тысяч, а миллионы людей — и не только русских по национальности — неожиданно для себя оказались на территории новых государств» [3. С. 3]. Эта диаспора в большинстве своем сформировалась из лиц нетитульной национальности. К сожалению, часто происходит ущемление прав этой значительной части населения бывших советских республик: массовое безгражданство, невозможность получения образования на русском языке и т.д.
Русский мир — это не просто российская или русская диаспора. Принадлежность к русскому миру — «это, в первую очередь, вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения ... духовного самоопределения ... Понятие «русский мир» испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса» [3. С. 5]. «Русский мир шире наций, границ, политических систем, шире идеологий» [9. С. 22]. В основе русского мира лежит российская цивилизация — одна из крупнейших по территории цивилизаций, сформировавшаяся на пространствах Восточной Европы и Северной Азии. Возникновение и развитие российской цивилизации берет свои истоки со времен образования Киевской Руси. Постепенно вокруг данного государственного образования формируется полиэтническая и многоконфессиональная общность, опирающаяся на соединение культур Запада и Востока. Базовой особенностью российской цивилизации является то, что ее интегрирующим началом выступает русский народ, для которого свойственно самоограничение, терпимость к представителям различных этносов и религий, склонность к взаимообогащению культур. Русский народ стал собирателем других этносов России, причем в основном мирным путем, он стал центром культурного притяжения не только для славянских, но и для тюркских, финноугорских и множества других народов, населяющих Россию. Российская зарубежная диаспора есть интегральная часть российской цивилизации, «это в известной степени часть России, вынесенная на периферию, если иметь в виду, что центром российской цивилизации является многонациональное Российское государство» [10. С. 18].
В XX веке Российское государство, к сожалению, не имело позитивного опыта выстраивания отношений с соотечественниками, жившими за рубежом. В силу
разных причин, прежде всего идеологического характера, представители зарубежной диаспоры чаще всего воспринималась не как друзья и родственники, а как потенциальные или, того хуже, активные недруги (см.: [2. С 21]).
Переосмысление позиции государства в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, налаживание партнерских отношений с зарубежной российской диаспорой из плоскости дискуссий переросло в конкретные шаги уже в конце 90-х годов XX в. Этот процесс нашел свое отражение в серии законодательных актов, создании специальных инструментов в рамках существующей системы органов государственной власти, которые позволили сформулировать и проводить в жизнь системную политику государства в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Основными вехами этой политики стали образование Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), принятие Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в 1999 г., создание, утверждение и реализация трехлетних программ работы с соотечественниками за рубежом, реализация госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, проведение за рубежом страновых и региональных конференций соотечественников.
Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом».
Комиссия является координационным органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данной проблематике.
В задачи Комиссии входят обобщение опыта работы органов исполнительной власти и подготовка рекомендаций для органов государственной власти по вопросам совершенствования государственной политики в отношении соотечественников, разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Комиссия развивает связи с организациями соотечественников, разрабатывает формы и рассматривает вопросы морального поощрения соотечественников за особый вклад в развитие сотрудничества с Россией и налаживание жизнедеятельности российской диаспоры за рубежом.
Комиссия обеспечивает реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом и осуществляет контроль за использованием финансовых средств, выделяемых из бюджета на эти цели.
При этом особое внимание уделяется поддержке и сохранению этнокультурной самобытности, развитию и распространению за рубежом русской культуры
и русского языка. Предметом особой заботы является содействие самоорганизации российской диаспоры за рубежом, существенному улучшению информационной работы с соотечественниками.
В 2006—2008 гг. активность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом значительно возросла и приняла системный характер. В ее состав вошли руководители профильных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, ряда министерств и ведомств, уполномоченный по правам человека.
Комиссия концентрирует усилия на выполнении Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006—2008 гг. В рамках этой программы за счет средств федерального бюджета (в 2006 г. было выделено 323 млн руб., в 2007 г. — 342 млн руб.) на плановой основе организуется профессиональная переподготовка учителей, оздоровительный отдых детей, мероприятия по медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны, осуществляются поставки учебной и методической литературы (см.: [2. С. 25]).
Большое внимание уделяется защите прав и свобод соотечественников, права на сохранение собственной идентичности и культуры, традиций, права на образование на родном языке и пр. В этом вопросе опора осуществляется на нормы международного права, в частности на Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, которая провозглашает право на равенство перед законом, запрет на дискриминацию, обеспечение возможности поддерживать и развивать свою культуру, сохранять основные элементы самобытности: религию, язык, традиции и культурное наследие (см.: [7. С. 319]).
Также важно отметить, что с 2007 г. деятельность ПКДСР была впервые направлена не только на страны СНГ и Прибалтики, но и распространена на 85 стран мира.
Одной из главных задач политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, является содействие консолидации диаспоры. Укрепление позиций российской диаспоры за рубежом тесно связано со способностью соотечественников добиваться сплоченности, консолидированно выступать во взаимоотношениях с окружающим миром, в том числе с Россией. Необходимость единения закреплена в резолюции Всемирного конгресса соотечественников, состоявшегося в октябре 2006 г. в Санкт-Петербурге, который призвал «поощрять тенденцию консолидации организаций соотечественников, их общественных позиций в целях максимального расширения политического, правового, социально-экономического и гуманитарного поля, обеспечивающего права и интересы зарубежных россиян» [6. С. 256].
Также в соответствии с решением Всемирного конгресса соотечественников создан и приступил к работе Координационный совет российских соотечественников. В состав Совета вошли 25 представителей от наиболее крупных страновых и региональных диаспор российских соотечественников, руководителей международных неправительственных организаций российских соотечественников и видных представителей общин. Созданный «орган способен концентрированно пред-
ставлять интересы всего зарубежного русского мира, обеспечивать постоянный диалог организаций соотечественников с заинтересованными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, общественными организациями» [2. С. 23]. Также к настоящему времени практически во всех странах мира с крупной российской диаспорой созданы страновые координационные советы соотечественников, объединяющие многочисленные общественные организации соотечественников в странах проживания.
Важным направлением политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, является информационное обеспечение. По данному направлению осуществляется целый ряд мер, прежде всего направленных на поддержку печатных изданий соотечественников, взаимодействие с русскоязычными СМИ, создание интернет-порталов.
В 2007 г. создано три региональных журнала для соотечественников, охватывающих балтийские страны («Балтийский мир»), центрально-азиатский регион («Единство в разнообразии»), страны дальнего зарубежья («Шире круг»). Также с конца 2007 г. издается журнал для соотечественников «Русский век» и функционирует одноименный интернет-портал. Последние два информационных ресурса прежде всего направлены на освещение госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, но также освещают иные вопросы по проблематике российской диаспоры.
В 2008 г. переиздается справочник «В помощь российскому соотечественнику за рубежом», идет работа над выпуском еженедельного приложения по теме соотечественников к одной из центральных российских газет, проведен комплексный мониторинг «Динамика политического поведения российских диаспор в государствах Евросоюза» и «Российская диаспора на пространстве СНГ». В ряде стран изданы книги «Русские за рубежом». В 2007—2008 гг. проводится специальное исследование «Кто есть кто в российской зарубежной диаспоре», по итогам которого будет издана книга.
Еще одной составляющей политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является реализация госпрограммы по добровольному переселению, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 22 июня 2006 г. Государственная программа реализуется поэтапно в 2006— 2012 гг. Первый подготовительный этап программы, реализуемый с 2006 г., связан с принятием нормативных правовых актов, необходимых для организации добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию, созданием системы управления госпрограммой, осуществлением ее информационной поддержки.
Второй этап госпрограммы (2007—2008 гг.) включает в себя добровольное переселение участников государственной программы и членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных программ переселения, анализ результатов реализации этих программ, а также определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации госпрограммы.
Третий этап госпрограммы (2009—2012 гг.) предполагает реализацию региональных программ переселения и их оценку, анализ результатов, полученных в ходе реализации госпрограммы (см.: [1]).
Целью госпрограммы по добровольному переселению является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, что будет способствовать социально-экономическому развитию страны, компенсации оттока населения со стратегически важных для России территорий, регулированию миграции и демографической ситуации в стране.
В заключение надо сказать, что усилия государства на направлении работы с диаспорой находят отклик и среди соотечественников за рубежом, о чем можно судить исходя из результатов регулярно проводимых конференций, контактов с представителями российской зарубежной диаспоры. Все это способствует становлению партнерских отношений между Россией и ее зарубежными соотечественниками.
Нельзя не рассматривать российскую зарубежную диаспору вне контекста современных международных процессов, в частности процесса глобализации. В настоящее время укрепляются коммуникативные процессы в рамках Русского мира, выстраивается полноценная цепь взаимосвязей между Россией и ее диаспорой в различных странах.
Мы живем в глобализирующемся мире, где диаспоры играют особую роль. Это мосты и скрепы, которые соединяют мир воедино, выступают инструментом влияния на ситуацию как в странах исхода, так и в странах их принятия [5. С. 41—42]. Россия как страна, обладающая одной из крупнейших диаспор в мире, заинтересована в ее укреплении, консолидации, росте экономической и политической активности. Дальнейшее единение России и Русского мира, одним из символов которого можно назвать воссоединение Русской Православной церкви и Русской Православной церкви за рубежом, способно оказать содействие в решении стоящих перед Россией внутри- и внешнеполитических задач, укрепить ее позиции в мире, способствовать формированию позитивного имиджа страны на международной арене, защитить права и интересы граждан России и российских соотечественников, проживающих за рубежом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. — № 637 от 22 июня 2006 г. // Поддержка соотечественников за рубежом. Нормативные акты. — 2006.
[2] Карасин Г.Б. Россия и соотечественники // Международная жизнь. — 2007. — № 12.
[3] Конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. 11—12 октября 2001 г. Москва. Итоговые материалы. — М.: Дрофа, 2001.
[4] Концепция внешней политики Российской Федерации. — СПС «Консультант Плюс».
[5] Кувалдин В. Знак беды // Стратегия России. — 2007. — № 7.
[6] Материалы Всемирного конгресса соотечественников: итоговый стенографический сборник. — СПб.: Изд-во «Человек и здоровье», 2006.
[7] Международный опыт защиты соотечественников за рубежом. — М.: Классикс стиль, 2003.
[8] Мчедлов М.П. и др. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь. — М.: Республика, 2001.
[9] Никонов В. Всемирное и национальное // Стратегия России. — 2007. — № 12.
[10] Павловский Г. О. Русский мир // Международная жизнь. — 2006. — № 11.
[11] Тишков В. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России. — 2007. — № 7.
[12] Чепурин А.В. Соотечественники как зарубежный ресурс // Независимая газета. — 2006, 13 февраля.
BASIC VECTORS OF THE RUSSIAN FEDERATION POLICY CONCERNING LIVING ABROAD COMPATRIOTS
A.V. Kalyanov
The Department of Comparative Political Studies Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
A developing system of interaction between the Russian Federation and its foreign diaspora is considered in the article. The basic vectors of public policy concerning living abroad compatriots are designated. A sketch on the history of russian foreign diaspora is stated and its specific character is described.