Научная статья на тему 'Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака'

Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Людмила Константиновна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 180 УК РФ (Незаконное использование товарного знака).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака»

Никитина Людмила Константиновна

аспирант кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (тел.: 89184245803)

Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 180 УК РФ (Незаконное использование товарного знака).

Annotation

In the article perfection questions criminally-rule of law, are considered by provided item 180 of the criminal code of Russian Federation (Illegal use of a trade mark).

Ключевые слова: преступление, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, фирменное наименование, коммерческое обозначение.

Key words: a crime, a trade mark, a service mark, the name of a place of an origin of the goods, the company name, a commercial designation.

ледует отметить, что, поданным

С проведенного нами опроса специалистов, низкая эффективность уголовно-правовой нормы об ответственности за незаконное использование товарного знака обусловлена не столько проблемами ее применения, сколько несовершенством конструкции исследуемой нормы уголовного закона (72% респондентов высказали такое мнение).

Подтверждением этому служат и результаты ознакомления с юридической литературой, специальные исследования изобилуют предложениями об изменении редакции ст. 180 УК РФ. В этой связи представляется целесообразным остановиться на рассмотрении некоторых из таких инициатив.

Так, Е.В. Демьяненко предлагает отразить в названии ст. 180 УК РФ не только указание на товарный знак, но и на знак обслуживания, и наименование места происхождения товара [1].

Однако, на наш взгляд, хотя и такое предложение не беспочвенно, оно вряд ли сможет оказать сколь существенное воздействие на эффективность исследуемой уголовно-правовой нормы. А, кроме того, данный законодательный прием неоднократно используется в действующем УК РФ (например, ст. 170

"Регистрация незаконных сделок с землей"). Представляется, что существующее наименование ст. 180 УК РФ обусловлено исключительно соображениями лаконичности.

А.Ф. Быкодорова предлагает в рамках ст. 180 УК РФ установить ответственность за изготовление с целью использования чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, сходных с ними обозначений для однородных товаров, предупредительной маркировки [2, с. 132].

Такое предложение, вероятно, обусловлено стремлением ужесточить уголовную ответственность за незаконное использование товарного знака. Точнее, автор тем самым инициирует криминализацию приготовления к исследуемому преступлению в виду того, что в действующей редакции уголовного законодательства приготовление к преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 180 УК РФ, не наказуемо. Поскольку наказуемым является только приготовление к тяжкому или к особо тяжкому преступлению (ч. 2 ст. 30 УК РФ), к числу которых преступление, закрепленное ч. 1 ст. 180 УК РФ, не относится.

Однако, по нашему мнению, данное предложение вряд ли соответствует имеющейся тенденции гуманизации уголовной политики, в

_172

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

особенности в части преступлений в сфере экономической деятельности. Кроме того, исходя из характеристик уровней общественной опасности основного состава незаконного использования товарного знака и его квалифицированных видов, которые были предложены выше, считаем необоснованным установление ответственности за указанные действия. Тем более что изготовление товарных знаков с целью их незаконного использования может влечь уголовную ответственность при условии направленности данного деяния на групповое незаконное использование товарного знака (ч. 3 ст. 180 УК РФ).

В специальных уголовно-правовых и с с л е д о в а н и я х н ем ал о п ред л о же н и й высказывается относительно нормативной регламентации предметов изучаемого преступления.

В частности аргументируется целесообразность исключения из числа предметов незаконного использования товарного знака как преступления по УК РФ предупредительной маркировки. Отстаивая данную точку зрения, И.А. Клепицкий пишет: "проставление предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного знака не нарушает чьих-либо прав и, представляется, не может причинить какого-либо ущерба" [3, с. 407]. Подобной точки зрения придерживаются многие авторы [4].

Думается, окончательно данная проблема назрела в свете вступления в силу 1 января 2008 г. части IV ГК РФ. Дело в том, что в действующих нормах гражданского законодательства, предусматривающих права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (глава 76 ГК РФ), понятие "предупредительная маркировка" не используется. Оно, как выше нами отмечалось, было известно ранее действовавшему Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992 г. [5] И только с помощью толкования, при этом толкования не буквального, можно прийти к выводу о том, что под предупредительной маркировкой следует понимать знаки охраны.

Вместе с тем, обозначенный аспект, хотя и является, на наш взгляд, весьма существенным, тем не менее, не единственный в аргументации необходимости декриминализации незаконного использования предупредительной маркировки.

Так, стоит отметить логически неверное изложение диспозиции ч. 2 ст. 180 УК РФ, текст которой гласит: "незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Фе-дерации

товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб".

Анализ этой нормы с учетом ее бланкетного наполнения показывает, что наказуемым является незаконное использование предупредительной маркировки. В то же время, в соответствии с положениями гражданского законодательства единственно возможным вариантом незаконного использования предупредительной маркировки является ее помещение вместе с не зарегист-рированным в РФ товарным знаком или наименованием места происхождения товара. То есть в принципе не может быть законного использования предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара.

Следовательно, признак "незаконное" в ч. 2 ст. 180 УК РФ является избыточным, не несущим в себе смысловой нагрузки, а лишь способствующим возможному неверному толкованию и применению анализируемой уголовно-правовой нормы.

Как правильно отмечается И. А. Клепицким, незаконное использование предупредительной маркировки (знака охраны) не нарушает чьих-либо прав и не может причинить какого-либо ущерба. Действительно, факт проставления такой маркировки лишь нарушает формальный порядок оповещения о правовой охране товарного знака (наименования места происхождения товара). Вопрос о том, чьи права могут быть в таком случае нарушены, остается неясным.

И если незаконное использование предупредительной маркировки, безусловно, может быть осуществлено неоднократно, то причинить кому-либо крупный ущерб в результате совершения указанных действий вряд ли возможно. Такое сложно представить даже теоретически.

Еще одним аргументом целесообразности декриминализации деяния, закрепленного ч. 2 ст. 180 УК РФ, является следующая, по сути дела, парадоксальная ситуация. Правовой запрет на использование предупредительной маркировки отсутствуют как в нормах гражданского, так и в нормах административного права. Получается, что рассматриваемый акт поведения при наличии соответствующих признаков одномоментно перерастает из аморального или просто нечестного поступка в преступление. И это притом, что в подавляющем большинстве нормы о преступлениях в сфере экономической деятельности имеют своих "дублеров" в КоАП РФ, отличающихся уровнем

общественной опасности запрещенных в них деяний.

При этом представляется вполне обоснованным введение административной ответственности за незаконное использование знаков охраны [6, с. 216], поскольку уровень общественной опасности такого деяния ни в коем разе не соответствует уровню общественной опасности уголовно-наказуемого проступка.

И, наконец, заключительным аргументом необходимости декриминализации деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 180 УК РФ, являются результаты проведенного нами опроса мнения специалистов: 83% респондентов выска-зались за целесообразность его декриминализации.

Рассматривая вопрос о необходимости об оптимизации уголовно-правовой регламентации предметов преступления, закрепленного в ст. 180 УК РФ, стоит обратить внимание на такой примечательный факт. Товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения являются не единственными средствами индивидуализации, установленными главой 76 ГК РФ. Помимо названных предметов, к числу средств индивидуализации также относятся фирменное наименование и коммерческое обозначение.

Вместе с тем, действующей редакцией уголовного закона правовая охрана указанным средствам индивидуализации не предоставляется, тогда как обращение предупредительной маркировки (знаков охраны) регулируется УК РФ. В связи с чем закономерно возникает вопрос об обоснованности невключения в число предметов преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, фирменных наименований и коммерческих обозначений.

Представляется целесообразным предварить рассмотрение данного вопроса обращением к анализу юридических характеристик фирменного наименования и коммерческого обозначения.

В соответствии со ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наимено-вание юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего

фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).

При этом, согласно пп. 3 и 4 ст. 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В свою очередь, юридическое лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Следует подчеркнуть, что, в силу п. 2 ст. 1476 ГК РФ, фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

С учетом изложенного, представляется, что юридическое значение фирменного наименования не менее ценно, чем значение других средств индивидуализации. Кроме того, необходимость надлежащей правовой охраны фирменного наименования вытекает из положений международных нормативно-правовых актов, о чем было сказано выше.

Важно отметить, что уголовно-правовая охрана фирменного наименования, наряду с охраной товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, осуществляется во многих зарубежных странах.

О целесообразности включения фирменного наименования в число предметов преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, высказывались мнения и в уголовно-правовой доктрине. [7] Однако особую актуальность данный вопрос приобрел в свете вступления в силу части IV ГК РФ.

Таким образом, очевиден вывод о необходимости установления в рамках ст. 180 УК

_174

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

РФ уголовно-правовой охраны фирменного наименования. С этим согласилось 65% опрошенных в ходе проведенного нами социологического исследования специалистов.

Далее о коммерческом обозначении.

В соответствии со ст. 1538 ГК РФ, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

При этом правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства и н д и в и д у а л и з а ц ии п рин ад л е жа щ е г о е м у предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Согласно п. 2 ст. 1539 ГК РФ, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и

возместить правообладателю причиненные убытки.

Следует подчеркнуть, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака (ст. 1541 ГК РФ).

С учетом изложенного, думается, что закономерным, последовательным и обоснованным является предложение о включении в число предметов преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, коммерческого обозначения. Стоит отметить, что данный вывод одобрен 53% опрошенных в ходе проведенного нами исследования респондентов.

По данным проведенного нами исследования введение в ст. 180 УК РФ фирменного наименования и коммерческого обозначения в качестве предметов рассматриваемого преступления в достаточной мере отвечает критериям криминализации деяний.

Между тем, совершенствование правовой регламентации предметов незаконного использования товарного знака не является единственным возможным направлением оптимизации уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 180 УК РФ. В частности, одним из путей повышения эффективности уголовно-правового противодействия нарушению прав на средства индивидуализации, на наш взгляд, является расширение дифференциации уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака.

Так, в результате анализа материалов уголовных дел нами сделан вывод о том, что значительное число изучаемых общественно опасных деяний совершается лицами, использующими свое служебное положение.

Под указанными лицами в уголовном праве обычно понимают должностных лиц (примечание 1 к ст. 285 УК РФ), а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях (примечание 1 к ст. 201 УК РФ) [8, с. 8]. В связи с наличием у данной категории лиц определенных управленческих полномочий они, нередко, обладают возможностями для масштабного незаконного использования товарного знака, сравнимого с

175

фактами совершения изучаемого преступления организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

В итоге такие действия приближены по уровню общественной опасности с групповым незаконным использованием товарного знака, хотя и могут не обладать признаками последнего. Это обусловливается тем, что субъект, наделенный полномочиями должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, может не осведомлять подчиненных лиц, например, в ходе производственной деятельности, о противоправности использования товарного знака.

В то же время, исходя из действующего законодательства, в описанной ситуации содеянное подлежит квалификации по ч. 1 ст. 180 УК РФ. В этой связи представляется обоснованным внесение предложение о целесообразности нормативного закрепления квалифицированного вида незаконного использования товарного знака по признаку его совершения лицом с использованием своего служебного положения [9].

Данный вывод нашел поддержку 77% специалистов, опрошенных в ходе проведенного нами социологического исследования.

В отличие от ранее высказанных в теории уголовного права инициатив об изменении наименования ст. 180 УК РФ, нами предлагается сформулировать название данной статьи УК РФ в соответствии с современными положе-ниями гражданского права.

Формулировка "товарный знак" не являются обобщающей по отношению к иным средствам индивидуализации, как выше нами отмечалось, она используется законодателем в качестве условного обозначения, служащего цели лаконичности.

Вместе с тем, в ГК РФ применяется в отношении всех рассмотренных предметов единая формулировка - средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. По нашему мнению, использование данного словосочетания будет гармонировать с положениями современ-ного отечественного гражданского права.

При этом в целом мы предлагаем использовать следующее название ст. 180 УК РФ: "Нарушение прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий". По схожему принципу построены названия родственных ст. 180 УК РФ ст. 146 УК РФ "Нарушение авторских и смежных прав" и ст. 147 УК РФ "Нарушение изобретательских и

патентных прав".

Подводя итоги определения основных направлений оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака, необходимо сделать следующие основные выводы:

1) доказана необходимость декриминализации незаконного использования предупредительной маркировки (знака охраны) (ч. 2 ст. 180 УК РФ);

2) в целях обеспечения полноты уголовно-правовой охраны прав на средства индивидуализации обоснована целесообразность криминализации незаконного использования фирменного наименования и коммерческого обозначения;

3) аргументирована потребность в расширении дифференциации уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака путем включения в ст. 180 УК РФ квалифицирующего признака "совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения";

4) предлагается следующая редакция ст. 180 УК РФ:

"Статья 180. Нарушение прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

1. Незаконное использование чужого средства индивидуализации юридического лица, товара, работы, услуги или предприятия, в том числе сходных с ними до степени смешения обозначений в отношении однородных товаров (видов деятельности), если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -

наказывается...

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются.".

Литература

1. Демьяненко Е. В. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 89. См. также: Козлов А. А. Незаконное использование средств индивидуали-зации товаров (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25.

2. Быкодорова А. Ф. Уголовно-правовое значение незаконного использования товарного знака: Дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.

3. Клепицкий И. А. Система хозяйственных

_176

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

преступлений. М., 2005.

4. Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. С. 451; Козлов А.А. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11; Склярук С. А. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 10; Филиппов П. А. Уголовно-правовая защита права интеллектуальной собственности: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.

5. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992 г. № 3520-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. № 42. Ст. 2322 (в посл. ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ).

6. Кузнецова Н. Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / Науч. ред. и предисл. академика В. Н. Кудрявцева. М.:

Издательский Дом "Городец", 2007.

7. Кондрашина В. А. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака по законодательству России и зарубежных стран: Дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 14; Филиппов П. А. Уголовно-правовая защита права интеллектуальной собственности: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11; Бондарев В.Н. Уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. С. 8.

8. Рясов А. В. Признак "использование служебного положения" и его уголовно-правовая оценка по уголовному законодательству России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2010.

9. Талан М. В. Преступления в сфере экономической деятельности. Казань, 1997. С. 110; Козлов А. А. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.