Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
домашнее насилие / насилие в семье / семейно-бытовая сфера / семья / предупреждение / общесоциальные меры / domestic violence / family and household sphere / family / prevention / general social measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.В. Катушонок

Рассматриваются основные направления предупреждения домашнего насилия, осуществляемые на общесоциальном уровне. Статья охватывает такие направления общесоциального предупреждения, как обеспечение гендерного равенства в различных сферах общественной деятельности, государственная семейная политика и социальная помощь малообеспеченным семьям, а также предупреждение пьянства и алкоголизма. Исследование основано на анализе статистических данных, представленных Национальным статистическим комитетом, о заработной плате в Республике Беларусь, количестве лиц, страдающих алкоголизмом и стоящих на диспансерном учете, количестве потребляемого в республике алкоголя на душу населения. Отмечаются положительные результаты в реализации отдельных мер, а также указывается на недостатки иных направлений общесоциального предупреждения домашнего насилия. В результате проведенного исследования предлагается ряд мер, направленных на повышение эффективности предупредительного воздействия общесоциальных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF GENERAL SOCIAL PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE

The article discusses the main areas of social prevention of domestic violence. The main areas of general social warning are ensuring gender equality, state family policy, social assistance to low-income families and prevention of alcoholism. The study is based on the analysis of statistical data on wages in the Republic of Belarus, persons suffering from alcoholism and and persons who are registered registered at the dispensary, the amount of alcohol consumed in the republic per capita. The author notes positive results in the implementation of some measures. The author points out the shortcomings of the general social prevention of domestic violence. As a result of the study, a number of measures are proposed that are aimed at increasing the effectiveness of the preventive effect of social-wide measures.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ»

УДК 343.85 Б01 10.52928/2070-1632-2023-65-3-84-88

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

О.В. КАТУШОНОК (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой) ОЯСЮ: /М1н://огс1с1. ог%/0000-0002-0619- 7444

Рассматриваются основные направления предупреждения домашнего насилия, осуществляемые на общесоциальном уровне. Статья охватывает такие направления общесоциального предупреждения, как обеспечение гендерного равенства в различных сферах общественной деятельности, государственная семейная политика и социальная помощь малообеспеченным семьям, а также предупреждение пьянства и алкоголизма. Исследование основано на анализе статистических данных, представленных Национальным статистическим комитетом, о заработной плате в Республике Беларусь, количестве лиц, страдающих алкоголизмом и стоящих на диспансерном учете, количестве потребляемого в республике алкоголя на душу населения. Отмечаются положительные результаты в реализации отдельных мер, а также указывается на недостатки иных направлений общесоциального предупреждения домашнего насилия. В результате проведенного исследования предлагается ряд мер, направленных на повышение эффективности предупредительного воздействия общесоциальных мер.

Ключевые слова: домашнее насилие, насилие в семье, семейно-бытовая сфера, семья, предупреждение, общесоциальные меры

Введение. Проблема домашнего насилия - признанная проблема белорусского общества. Ею охвачены все слои населения и затронуты различные возрастные группы. Несмотря на это и на довольно высокий уровень информированности о фактах домашнего насилия, криминогенных детерминантах, основных формах его проявления, многие вопросы остаются до сих пор нерешенными.

Выработанная система противодействия домашнему насилию ориентирована на применении уголовно-правовых либо административно-правовых мер реагирования, то есть на последствия уже состоявшегося насилия. Следует также отметить и высокий уровень специально-криминологических мер, осуществляемых правоохранительными и иными специально уполномоченными органами, направленных на предупреждение домашнего насилия. В то же время система организации общесоциальной профилактики домашнего насилия остается весьма проблематичной. Профилактическое воздействие общесоциальными мерами должно быть ориентировано как на общие детерминанты, характерные для преступного поведения обоих полов, так и на те, которые выступают частными детерминантами преступного поведения мужчин и женщин в отдельности.

В контексте исследуемой проблемы домашнего насилия общесоциальная профилактика рассматривается как совокупность социально-политических, экономических, социально-психологических, образовательных, культурно-воспитательных и иных мер, направленных на решение социальных, экономических и других проблем общества в целях уменьшения или нейтрализации возможных предпосылок преступного поведения внутри семьи.

Основная часть. В качестве одного из основных направлений общесоциального предупреждения домашнего насилия следует выделить обеспечение гендерного равенства. В определенной степени, это будет способствовать искоренению устоявшихся стереотипов о патриархальных устоях общества и доминировании мужского пола над женским в брачно-семейных отношениях.

На наш взгляд, в Республике Беларусь существующие механизмы обеспечения гендерного равенства довольно развиты. Так, например, согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь «женщинам и мужчинам обеспечивается предоставление равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья»1. Статья 11 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК Республики Беларусь) устанавливает, равное право на выбор профессии, рода занятий и работы как мужчинам, так и женщинам. Осуществляется данное право «в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей». В соответствии со ст. 14 ТК Республики Беларусь запрещается дискриминация в сфере трудовых отношений в зависимости от пола. Кодекс об образовании Республики Беларусь (п. 1.4 ч. 1 ст. 2) устанавливает, что одним из принципов государственной политики в сфере образования является инклюзия в образовании, «обеспечивающая равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося».2 Регулирование иных правоотношений также основано на принципе равенства граждан перед законом (ч. 3 ст. 3 УК Республики Беларусь,

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г., 27 фев. 2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

2 Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 13 января 2011 г., № 243 -З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 марта 2023 г., № 257-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

ч. 1 ст. 1.6 КоАП Республики Беларусь). Но, несмотря на то, что нормы белорусского законодательства в целом являются гендерно нейтральными3, «при отсутствии гарантий и механизмов защиты права и возможности не реализуются на практике»4.

Наиболее проблемно, на наш взгляд, обеспечить гендерное равенство в трудовых отношениях. Прежде всего, следует согласиться, что гендерно-правовые исследования исходят из «необходимости обеспечения равенства полов, а не одностороннего улучшения положения женщин» [1, с. 196]. Так, ст. 168 ТК Республики Беларусь устанавливает очередность предоставления отпусков. По общему правилу при предоставлении отпуска наниматель учитывает мнение работника, но обязан запланировать отпуск в летнее или другое удобное время по желанию матери (мачехи), воспитывающей двоих и более детей в возрасте до четырнадцати лет. В таком виде, не предоставляя право выбора времени отпуска отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до четырнадцати лет, усматривается гендерная асимметрия. Для её исключения полагаем обоснованным предоставления права выбора и отцу (отчиму). Согласно ст. 262 ТК Республики Беларусь «запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда». Перечень таких работ определен в Списке тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин (далее - Список № 35).

По сути, наличие Списка № 35 можно рассматривать как ущемление прав женщин, желающих работать на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Обоснованием запрета использования труда женщин на таких работах является «охрана репродуктивного здоровья», которая «должна строиться на предупреждении нарушений, обусловленных профессиональной деятельностью и необходимостью учета сложившейся демографической ситуации в стране» [2, с. 45]. Однако есть женщины, которые являются бесплодными, либо прошли добровольную стерилизацию, женщины, имеющие заболевания, которые при наступлении беременности могут привести к серьезным осложнениям и в связи с таким женщинам запрещают рожать. Не стоит забывать и о женщинах, убежденных чаелдфри. Для представленных категорий женщин наличие Списка № 35 является реальным препятствием для трудоустройства по желаемой профессии.

Следует отметить, что значительный шаг вперед в направлении к гендерному равенству в трудовой сфере был сделан путем внесения изменений в Список № 35. Так, в отличие от ранее действовавшего Списка, в который была включена 181 позиция, ныне действующий Список № 35 сократился в два раза. Женщинам наравне с мужчинами предоставлено право работать водителем автомобиля на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалов 2,5 тонны), а также на литейных работах, по некоторым профессиям в производстве целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них и др. профессиях5.

Список № 35 в нашей республике уже пересматривался три раза, при этом последний раз - в 2014 году. Полагаем, что в целях расширения возможности женщин при выборе профессии Список № 35 следует пересматривать хотя бы раз в пять лет. С учетом современных реалий, достижений в науке и технике это будет способствовать тому, что своевременно будет уменьшаться количество работ и профессий, на которых запрещено использовать труд женщин, а также исключаться неактуальные профессии и работы.

Одним из ключевых аспектов гендерного равенство является уровень заработной платы. В настоящее время в Республике Беларусь заработная плата мужчин значительно выше, нежели чем у женщин. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь с 2017 года по 2021 год уровень заработной платы женщин составлял от 71,9% до 74,6% от заработной платы мужчин6. Однако, на наш взгляд, усматривать в этом гендерное неравенство не верно. Мужчины зарабатывают больше, так как заняты в тех сферах, где заработная плата выше. Так, по данным за декабрь 2021 года к таким сферам относятся: горнодобывающая промышленность - номинальная заработная плата - 3478,3 руб. (доля женщин - 20,3%); производство химических продуктов - 3324,8 руб. (доля женщин - 37,1%); информация и связь - 5109,8 руб. (доля женщин - 41,8%). В свою очередь, номинальная заработная плата в тех сферах, где подавляющее большинство - женщины, гораздо ниже: образование - 1086,3 руб. (доля женщин - 80,9%), здравоохранение и социальные услуги - 1344 руб. (доля женщин - 84,8%), розничная торговля - 1236,8 руб. (доля женщин - 74,7%) и т.д.7. Если же обратиться к числу лиц, зарегистрированных в качестве безработных в 2021 году, то мужчин больше - 112 109 (62,9%) против 66 167 женщин (37,1%)8.

3 Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 - 2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 17 февр. 2017 г., № 149 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

4 Волина Л.Г. Гендерная политика в Республике Беларусь: процессы и механизмы реализации: автореф. дисс. ... полит. наук: 23.00.02; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2016. - 26 с.

5 Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35: Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 6 июня 2022 № 35 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

6 ШЪ: //www.belstat.гov.bv/upload/iblock/857/n6oczwl2oivziгz0k5xi0v5sziгq9zp1.pdf.

7 ШЪ: Шр8 //www.belstat.гov.bv/upload/iblock/818/7xfpp7xux21aqfuvsxuvvo3rp5dd7evl.pdf.

8 ШЪ: Шр8 //www.belstat.2ov.bv/upload/iblock/da7/2ofs6kwxniibet4h4icu0kdlturoipo8.pdf

О довольно высоком уровне гендерного равенства в нашей республике можно судить и на основе анализа положений Доклада о глобальном гендерном разрыве за 2022 год9. Согласно данному документу Республика Беларусь находится на 36 месте из 146 стран. При этом по отдельным показателям наша республика занимает более высокие позиции. Например, в категории «Экономическая активность и возможности» Беларусь находится на 4 позиции. По уровню грамотности, зачисления в высшие учебные заведения и другим показателям Республика Беларусь на первом месте.

Не менее значимым направлением общесоциального предупреждения домашнего насилия является государственная семейная политика.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» определен ряд мер по реализации государственной семейной политики, в числе которых:

- «осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни;

- создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

- совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений;

- дальнейшее совершенствование мер воздействия, применяемых к родителям, не выполняющим своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей»10.

Как отмечается в Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021 - 2025 годы одним из направлений гендерной политики Республики Беларусь является «содействие совмещению родительных и профессиональных обязанностей»11. Надлежащее выполнение женщинами своих профессиональных обязанностей, в том числе и выход на работу до достижения ребенком возраста трех лет, напрямую зависит от количества времени, которое женщина может затратить на работу. Для этих целей должна быть хорошо развита сеть дошкольных учреждений. По данным Национального статистического комитета обеспеченность детей постоянными учреждениями дошкольного образования в 2021 году составила 86,1%12.

Следует отметить, что нехватка дошкольных учреждений наблюдается в новых микрорайонах. В микрорайонах старой постройки наблюдается обратная тенденция: воспитанников недостаточно, идет сокращение штата работников и, в конечном итоге, закрытие учреждения. На наш взгляд, родители должны иметь право выбора дошкольного учреждения, в связи с чем, считаем целесообразным увеличение количества частных дошкольных учреждений, которые бы полностью удовлетворяли требованиям родителей и в плане педагогического состава и процесса обучения и воспитания. В настоящее время из 3760 дошкольных учреждений только 14 (что составляет 0,4%) являются частными и 30 (0,8%) принадлежат иным организациям13.

Одним из направлений политики государства по противодействию домашнего насилия в определенной степени можно назвать социальную помощь малообеспеченным семьям. Полагаем, что при реализации семейной политики в данном направлении следует продолжить поиск новых механизмов, которые бы облегчали совмещение семейных и профессиональных ролей родителей без ущерба для детей. Мы согласны, что одним из приоритетных направлений социальной политики государства является улучшение демографической ситуации в стране. Однако существующая система льгот (в частности, денежные выплаты при рождении третьего ребенка, льготные условия решения жилищных проблем, возможность получения семейного капитала и другие) в определенной степени может явиться корыстным мотивам рождения третьего и последующих детей. Полагаем, что при реализации государственной семейной политики для обеспечения благосостояния населения следует переориентироваться на защиту и охрану экономических и социальных интересов семей с двумя детьми, а не стимулировать путем льгот рождение третьего и последующих детей [3, с. 170].

К числу основных мер общесоциальной профилактики домашнего насилия следует отнести и социально -психологические меры, направленные на создание «психологической атмосферы нетерпимости по отношению к антиобщественным проявлениям, на формирование здоровой нравственной атмосферы в трудовых коллективах, социальных ячейках, группах, на утверждение нравственно состоятельных межличностных отношений» [4, с. 62]. Они должны способствовать искоренению негативных криминогенных тенденций и психологического настроя в обществе, формировать уверенность граждан в собственной безопасности, во взаимной поддержке в сложных жизненных ситуациях, повышать доверие к правоохранительным органам.

Важнейшим аспектом социально-психологического компонента профилактики является предупреждение

9 URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2022/digest.

10 Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 21 янв. 1998 г. № 46 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

11 Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021 - 2025 годы : утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2020 № 793; в ред. Постановления Совета Министров от 13 июля 2023 г., № 457 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

12 URL: https://edu.gov.by/statistics/Система образования Республики Беларусь в цифрах 2021-2022.pdf

13 Там же.

пьянства и алкоголизма, так как чрезмерное употребление алкоголя существенно понижает уровень самоконтроля и в результате может привести к совершению противоправных деяний. Снижению пьянства и алкоголизма в Республике Беларусь уделяют значительное внимание. Система мер, направленных на снижение уровня потребления алкоголя, выделена в самостоятельное направление в государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021 - 2025 годы (далее - Программа). Согласно данному документу одной из задач подпрограммы 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» является снижение уровня негативных социальных и экономических последствий пьянства и алкоголизма, потребления других психоактивных веществ14. Реализация в республике ранее действовавших программ уже способствует снижению ряда показателей, связанных с потреблением алкоголя. По данным Национального статистического комитета снижается количество лиц с впервые в жизни установленным диагнозом «алкоголизм». Так, в 2021 г. было зарегистрировано 12,7 тыс. таких лиц, в то время, как в 2010 г. -27,9 тыс. (снижение почти на 55%). Сокращается и количество указанной категории граждан из расчета на 100 тыс. чел. - 136,9 тыс. в 2021 г. к 294,7 тыс. в 2010 г.15. Численность пациентов, состоящих под наблюдением в организациях здравоохранения с данным диагнозом, в 2010 г. составила 195,9 тыс. чел., в 2021 г. - 157,1 тыс. чел., что составляет 80,2% от уровня 2010 г.16.

Наблюдается и снижение преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так, согласно данным, представленным Национальным статистическим комитетом в 2021 г. число преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, составило 15562 или 53,4% к уровню 2010 г. (в 2010 г. - 29 168 случаев). Число дорожно-транспортных преступлений, совершенных по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением иных средств и веществ, также заметно сокращается - 288 случаев в 2021 г. или 32,3% к уровню 2010 г., когда было зарегистрировано 893 случая. По вине указанной категории водителей в 2021 г. в республике погибло 86 человек. Для сравнения в 2010 г. - 206 человек17.

Однако следует отметить негативные тенденции в количестве алкоголя, потребляемого населением Республики Беларусь. Так, с 2016 г. наблюдается рост общего объема потребления зарегистрированного алкоголя: в 2016 г. - 11,2 л на душу населения в возрасте 15 лет и старше, в 2017 г. - 11,3 л, в 2018 г. - 11,6 л, в 2019 г. -11,7 л, 2020 г. - 11,8 л. В 2021 г. объем потребления - 12,0 л, что составляет 107,1% к уровню 2016 г. Общий объем потребления незарегистрированного алкоголя еще больше18. В этой связи считаем обоснованным введение Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363 запрета на продажу энергетических напитков лицам, не достигшим 18 лет19. Также в целях предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма следует поддержать дальнейшую реализацию таких мероприятий Программы, как:

- «разработка концепции антиалкогольной политики Республики Беларусь;

- принятие комплекса мер, направленных на снижение алкоголизации населения;

- информирование населения о вредных последствиях употребления спиртосодержащей продукции» 20 и др.

Однако, как нам представляется, «увеличение цен на крепкие алкогольные напитки»21 как мера, направленная на снижение алкоголизации населения, должного результата иметь не будет. Так, ежегодно в нашей республике цены на алкогольные напитки, в том числе и слабоалкогольные, повышаются. Например, цены на алкоголь в 2021 г. составили 106% к уровню 2020 г., в 2020 г. - 105,3% к уровню 2019 г., в 2019 г. - 103,1% к уровню 2018 г. При этом, как уже отмечалось выше, уровень потребления алкогольных напитков в последние годы растет. Увеличение стоимости спиртных напитков не приведет к снижению уровня их потребления, а будет способствовать поиску иных путей удовлетворения своих потребностей. В частности, можно предположить увеличение объемов самогоноварения, потребления контрафактной алкогольной продукции, приобретение спиртосодержащей продукции в аптеках и т.д. Также это может привести к увеличению объемов контрабанды алкоголя и незаконного ввоза спирта и спиртосодержащей продукции в Республику Беларусь. Указанные обстоятельства требуют, прежде всего, от оперативно-розыскных органов принятия своевременных мер по предупреждению и пресечению возможных нарушений в данной сфере.

Заключение. Меры общесоциального предупреждения имеют широкий спектр действия и воздействуют

14 Программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы : утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 янв. 2021 № 28.

15 URL: https://www.belstat.gov.bv/upload/iblock/da7/2ofs6kwxniibet4h4icu0kdlturoipo8.pdf.

16 URL: https://www.belstat.gov.bv/upload/iblock/da7/2ofs6kwxniibet4h4icu0kdlturoipo8.pdf.

17 URL: https://www.belstat.gov.bv/upload/iblock/da7/2ofs6kwxniibet4h4icu0kdlturoipo8.pdf.

18 URL: https://www.belstat.gov.bv/upload/iblock/da7/2ofs6kwxniibet4h4icu0kdlturoipo8.pdf.

19О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 июня 2021 г. № 363 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

20 Государственная Программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021 -2025 годы: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 янв. 2021 № 28 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

21 Государственная Программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021 -2025 годы: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 янв. 2021 № 28 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

практически на все основные детерминанты не только домашнего насилия, но и в целом противоправного поведения. Именно поэтому общее предупреждение является основой для адекватного планирования и проведения мероприятий специального предупреждения, уже непосредственно направленного на предупреждение домашнего насилия. Все профилактические мероприятия общесоциального предупреждения, направленные на укрепление семьи и повышение её статуса, улучшение микроклимата и межличностного общения в семье, осуществляемые, как государственными, так и общественными структурами, должны планироваться комплексно, сочетая при этом меры различного уровня воздействия. При этом такая деятельность должна осуществляться систематически, а не носить разовый характер. Достижение целей предупреждения домашнего насилия в первую очередь зависит от скоординированного и ответственного подхода руководителей и работников соответствующих субъектов общесоциальной профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловьев П.В. Гендерно-правовая экспертиза нормативных правовых актов как элемент нормотворческого процесса и способ защиты конституционных прав граждан Республики Беларусь // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D, Эконом. и юрид науки. - 2018. - № 6. - С. 93-201.

2. Кляуззе В.П. Возможностей стало больше. О новациях списка, запрещающего привлечение к труду женщин // Налоги Беларуси. - 2022. - № 27. - С. 42-49.

3. Катушонок О.В. Государственная семейная политика как одно из направлений общесоциальной профилактики внутрисемейного насилия // Борьба с преступностью: теория и практика: материалы VI Междунар. научн.-практ. конф., посв. 70-летию образования Могилев. ин-та МВД (Могилев, 2-3 апр. 2018 г.). - С. 169-172.

4. Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. - Горький, 1976. - 92 с.

Поступила 02.11.2023

THE MAIN DIRECTIONS OF GENERAL SOCIAL PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE

О. KATUSHONOK (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article discusses the main areas of social prevention of domestic violence. The main areas of general social warning are ensuring gender equality, state family policy, social assistance to low-income families and prevention of alcoholism. The study is based on the analysis of statistical data on wages in the Republic of Belarus, persons suffering from alcoholism and and persons who are registered registered at the dispensary, the amount of alcohol consumed in the republic per capita. The author notes positive results in the implementation of some measures. The author points out the shortcomings of the general social prevention of domestic violence. As a result of the study, a number of measures are proposed that are aimed at increasing the effectiveness of the preventive effect of social-wide measures.

Keywords: domestic violence, family and household sphere, family, prevention, general social measures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.