Научная статья на тему 'Основные направления научных исследований нравственности и нравственной культуры личности'

Основные направления научных исследований нравственности и нравственной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агафонова С. В.

В статье представлены основные направления научных исследований нравственности и нравственной культуры личности, проводимых зарубежными и отечественными авторами. В рамках каждого направления выделены основные проблемы и предметы исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления научных исследований нравственности и нравственной культуры личности»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© Агафонова С.В.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В статье представлены основные направления научных исследований нравственности и нравственной культуры личности, проводимых зарубежными и отечественными авторами. В рамках каждого направления выделены основные проблемы и предметы исследований.

Ключевые слова нравственность, нравственная культура личности.

Большую часть своего времени почти каждый взрослый человек посвящает выбранной профессии. Профессия придаёт жизни человека подлинную ценность, дает возможность самореализации, но профессиональная деятельность должна реализовываться в рамках нравственных норм. Особенно это касается специалистов системы профессий «человек - человек». Исследование проблемы развития нравственной культуры специалистов системы профессий «человек - человек» определяется необходимостью поиска личностного потенциала повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Научные исследования нравственной культуры ведутся в рамках философии, социологии, этики, культурологии, педагогики. В психологии проблеме развития нравственной культуры личности посвящены отдельные работы.

В мировой науке в качестве основных направлений для исследования проблемы развития нравственной культуры можно выделить следующие: нравственно-моральное, нравственно-этическое, духовно-нравственное, нравственно-психологическое, нравственно-акмеологическое.

Существуют классические работы, посвященные проблемам периодизации и этапам нравственно-морального развития личности, освещаемым авторами западной когнитивной психологии (Ж. Пиаже, К. Гиллиган, Л. Кольберг, Н. Айзенберг, М. Блэтт). Зарубежными авторами уделяется внимание эмоциональному компоненту нравственности, способности испытывать нравственные чувства (А. Смит, М. Хоффман, К. Бэтсон, Д. Кок, А. Мехрабиан, Н.Эпштейн, А. Смит, А. Берковец), мотивации к нравственным действиям (К. Бэтсон, Д. Кок, Х. Хекхаузен, М. Хоффман, Ш. Шварц, Х. Хекхаузен). В рамках нравственно-морального направления отечественными авторами проясняется сущность понятий «нравственность» и «мораль», параметры их сходства и различий, суть соотношения понятий «искушение» и «обольщение» (С.К. Бондарева, Д.В. Колесов), анализируется содержание и пред-

* Доцент кафедры Общей психологии и психологии развития, кандидат психологических наук.

лагаются методы формирования нравственной направленности личности (О.Ю. Доронина), изучаются и исследуются моральное сознание личности (А.А. Хвостов, А.А. Иванова), его уровни (И.В. Сурова, М.В. Телегин), динамика развития (С.П. Парамонова), психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента (Э.Н. Ольшевская), анализируются моральные эмоции (И.К. Макогон, С.Н. Ениколопов), морально-нравственные качества (О.О. Мантонина) и моральное поведение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [9, 11, 13]. Исследовалась структура морального сознания личности (О.Г. Дробницкий) и психологические механизмы развития (Л.Н. Антилогова). Анализировались особенности и детерминанты морального поведения (С.Г. Якобсон, Г.И. Мо-рева, Е.В. Субботский), особенности моральной детерминации поведения в обыденном сознании больших групп населения (Н.Г. Дубов, А.А. Хвостов), моральное сознание личности в связи с регулятивными механизмами культуры (И.С. Кон, М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова) [10, 11, 14].

Основные положения для развития нравственной культуры специалистов системы профессий «человек - человек» могут быть почерпнуты из анализа знаний психологии добра и зла (В.А. Сухарев, Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова) из этической психологии личности (Л.М. Попов, О.Ю. Го-лубева, П.Н. Устин), из исследований нравственно-этического развития личности (Л.М. Попов, А.О. Максумова). В русле этого направления анализировались нравственно-этические компоненты (П.Н. Устин) и детерминанты личности (А.О. Максумова), нравственно-этические характеристики в структуре формирующейся личности (О.И. Мантонина), педагогическая этика для нравственного саморазвития (В.И. Андреев) и социально-этические проблемы теории личности (Л.М. Архангельский) [3, 13]. Предпринимались попытки осознания нравственно-психологических качеств личности (А.П. Гуркина). Нравственно-этическое развитие рассматривалось в контексте исследования процесса учебно-профессиональной деятельности, особенностей студентов как субъектов (Л.М. Попов, Т.В. Сучкова), и студентов обучающихся в техническом вузе (Е.Н. Двинянинова, Т.В. Сучкова, P.C. Са-фин) [8, 13, 15]. Проблемы нравственно-этического развития поднимались в контексте исследования этики бизнеса (В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич) и профессиональной деятельности руководителей малого и среднего бизнеса (А.О. Максумова). Эта проблема исследовалась также с целью создания ак-меологической модели развития нравственных ценностей у специалистов-управленцев (А.А. Деркач, Н.А. Коваль, Е.А. Лихачева) и для выявления психолого-акмеологических особенностей нравственно-этического развития будущих психологов (Т.Т. Фиданян). Ряд работ посвящен исследованию этических принципов отечественного психологического консультирования (Ю.Е. Алешина, Р.С. Немов, А.Ф. Бондаренко, С.Ю. Головин), этических аспектов модели профессиональной деятельности психолога-консультанта

(Г.С. Абрамова, Н.Г. Осухова), разработке нравственно-этических рекомендаций для различных подходов к психологическому консультированию (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.Д. Линде, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) [4].

В рамках духовно-нравственного направления в изучении становления человека личностью исследуется роль традиций (С.В. Тихомирова), диалога (М.Ю. Колпакова), религиозного опыта (В.П. Андронов, Т.Д. Андронова), особенности средств массовой информации в современном российском обществе (А.В. Морозов, Л.Е. Радченко). Рассматриваются проблемы духовно-нравственного становления, формирования и развития дошкольников (С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э. Ульянова), современных школьников (Н.Г. Капустина, Н.В. Федяева, И.А. Гудь, А.А. Чернова, В.В. Абраменкова), старшеклассников в образовательном процессе (Н.В. Сопова). Исследуются психологические условия духовно-нравственного развития личности студентов (А.Л. Горбачев, С.А. Месникович), духовно-нравственные ориентации современных студентов (В.Х. Манеров), возможности применения лич-ностно ориентированных образовательных технологий для активизации духовно-нравственного потенциала студентов в современном российском обществе в образовательных учреждениях (О.В. Трескина). Анализируются особенности становления будущих психологов в условиях современного общества (О.А. Миненко) и самореализации педагогов в досуговой сфере жизни (С.А. Котова). Для ученых представляют интерес духовно--нравственные аспекты: «миров образов» в интегральном образе реальности (А.А. Гостев), становление человека во взаимодействии с природой (Г.В. Шейнис) [13]. Исследуются особенности: воспитания детей интернатных учреждений (О.В. Петрушина), воспитания на основе этнокультурных традиций (О.У Го-гицаева), формирования личности при выявлении в процессе анализа поведения ее мировоззренческой и эмоциональной направленности (Т.В. Кожа-новская, В.В. Спасенников). Изучаются источники духовно-нравственного развития личности (Л.М. Аболин), этической культуры как проявления духовно-нравственного становления человека (П.Н. Устин), механизмы и условия формирования духовно-нравственной культуры личности (А.Л. Горбачев), проблема нравственного сознания в культуре, соотношения психологии, нравственности и культуры (Б.С. Братусь), соотношение культуры и религии, ценностей и тенденций развития религиозного сознания (О.Н. Четверикова) [4].

В настоящее время уточняются определения понятий «духовность» (Ю.В. Бусова) и «внутренняя духовная красота» (Д.В. Погонцева), личностный аспект духовности (Н.В. Марьясова), исследуется онтологическая истинность духовности (А.Л. Канапацкий), критерий духовной эволюции человека (Л.В. Яссман, О.Ю. Яссман), социокультурность духовности личности (Н.В. Марьясова) [12, 13]. Выявляются философско-психологические ос-

нования эмпирических исследований духовности (А.А. Костылева, Е.Н. Кос-тылев) и поднимаются проблемы духовного формирования личности посредством экзистенциального подхода (О.А. Куприна), формирование профессиональной культуры специалистов по работе с молодежью (Е.В. Коржуева). Большое внимание уделяется психологии духовности в системе профессионального становления специалиста (Н.А. Коваль), духовности профессионала (В.А. Пономаренко), технологиям развития духовности (А.Ю. Голубева) [13].

В рамках исследования проблемы нравственности анализируется человечность как явление духовной жизни человека (В.Д. Шадриков), христианский гуманизм как методологическая основа образования и воспитания личности при взаимодополняемости науки и религии в народосберегающих технологиях (Е.А. Азарова) и психология «русского гуманизма» как методологической основы теории самореализации личности (Е.А. Коломиец).

Сложно переоценить важность имеющихся в отечественной науке исканий в нравственно-акмеологическом направлении (А.А. Бодалёв, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) исследований акмеологических аспектов формирования профессионально-нравственной культуры личности специалиста (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева), особенностей развития профессионально-нравственной культуры будущих учителей, педагогов-психологов, и акмкео-логические основы и аспекты ее формирования у специалистов (Г.П. Иванов, Е.Н. Богданов) [1].

На современном этапе развития отечественной психологической науки в рамках нравственно-психологического направления можно констатировать наличие значительных и весомых разработок решения проблемы нравственного развития личности, которые, в связи с целенаправленным исследованием проблемы развития нравственной культуры специалиста системы профессий «человек-человек», нуждаются в нуждаются в углублении, детализации отдельных вопросов и систематизации.

В отечественной психологии исследовалась структура нравственного сознания (А.И. Титаренко), особенности формирования нравственного сознания, его влияния на поведение личности (В.Е. Гурин), взаимовлияние интеллектуального и нравственного развития (М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко) [7, 13]. Изучались связь морального сознания с нравственным поведением человека (Л.И. Анцыферова).

В рамках исследования проблемы нравственного развития личности изучаются ценностные ориентации и нравственные принципы личности как регуляторы поведения (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Н.В. Светлова, Л.М. Архангельский, Л.Н. Антилогова, Б.С. Братусь, И.А. Николаева, И.Л. Матасова, Т.А.Серебрякова, В.Х. Манеров, О.В. Сулимина, Л.М. Газизо-ва), мотивы, детерминирующие нравственность (Л.Н. Антилогова, С.Ф. Ани-симов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.В. Сто-лин, Л.И. Божович, Е.Е. Насиновская, И.А. Джидарьян), эмоциональный

компонент нравственности (Б.И. Додонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Е.В. Субботский, В.А. Сухарев, Н.А. Корниенко, А.А. Запорожец, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.Н. Антилогова, В.А. Лабуданская, И.М. Юсупов, В.В. Бойко, Е.Е. Насиновская, А.Ф.Лазурский, К.К.Платонов, А.Г. Ковалев). В разрезе изучения нравственных качеств личности (Л.И. Божович, В.А. Блюм-кин) предлагаются критерии для их классификации (В.Н. Шердаков, Л.Н. Антилогова) и оценки (Л.П. Станкевич). Анализируется «моральный склад» (Р.В. Петропавловский) и «моральный облик» личности (Ю.В. Медведев) [1, 2, 3, 4, 10, 11, 14]. Говоря о нравственных чувствах и переживаниях, надо отметить наличие исследований содержания и функций нравственных чувств в структуре личности (Е.Н. Богданов) и диагностический инструментарий для выявления особенностей эмоционально-нравственного развития личности (И.М. Юсупов, И.Б. Дерманова). Значительный вклад в понимание особенностей эмоционального компонента нравственности могут внести исследования психологических механизмов переживания жизненных событий, имеющих травматический характер (А.В. Полетаева), места и роли переживаний в молитве (Ф.Е. Василюк) [6].

В отечественной психологии значительное внимание уделяется проблеме нравственного самосознания (Л.А. Запорожец, Д.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Г. Якобсон, Г.И. Морева, Д.С. Шимановский) [4, 10]. Важным является направление пока еще немногочисленных исследований особенностей отражения нравственности в мировоззрении и жизненном нравственном выборе личности (Е.К. Веселова, М.К. Черняева, М.К. Бейсембиева, Н.И. Соболева, Л.И. Божович, В.В. Знаков, А.В. Брушлинский, Л.В. Темнова, М.И. Воловикова, Н.Б. Дрожжина) [7]. Нравственность выступает в качестве регулятора нравственного выбора и поведения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельд-штейн, В.М. Холмогорова, С.Ф. Анисимова) [16]. Анализируется роль, место и значимость волевых процессов для осуществления нравственного выбора (Л.И. Божович, И.М. Селиванова, М.С. Неймарк, П.А. Рудик). По мнению отечественных авторов, нравственный поступок предполагает принимаемое личностью сознательное нравственное отношение к другим людям, к обществу, к общественным нормам (С.Л. Рубинштейн, Л.Г. Антилогова, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [1]. Нравственная активность рассматривается как критерий уровня развития нравственного сознания (Л.Н. Антилогова). Исследовалось осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности (Б.О. Николаичев). Вопросы необходимости развития нравственности освещались при изучении влияния самопонимания на принятие решений в юношеском возрасте (Н.Г. Брюхова).

В отечественной психологии и педагогике большое внимание уделяется социологии нравственного развития личности (В.М. Соколов), поиску новых подходов к нравственному воспитанию, нравственному развитию и вос-

питанию детей и школьников (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Н.И. Болдырев), анализу психолого-педагогических принципов воспитания поступком (В.Е. Царёва, И.А. Кузьмичева). В рамках исследования психологических проблем самореализации личности сопоставлялись уровни самореализации с уровнями нравственного развития (И.Б. Дерманова, А.А. Реана, Л.А. Коро-стылева). Нравственное развитие рассматривалось как условие обретения личностной зрелости (Н.Г. Брюхова) [5].

Исследовалось нравственное развитие личности как субъекта, познающего и активно преобразующего действительность (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абуль-ханова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). В рамках субъектного подхода личность исследуется как субъект становления нравственного и правового сознания, нравственное становление человека (М.И. Воловико-ва), нравственная сфера личности студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности (Т.В. Сучкова) [7, 15]. Ряд работ посвящен ответственности как одному из основных качеств субъекта, важность которого для нравственного развития личности сложно переоценить (К. Муздыбаев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, В.А. Петровский, А.Н. Стражкова, А.Г. Спиркин, Л.И. Анцыферова).

С целью нахождения путей психологически обоснованного нравственного развития личности исследуются отечественные традиции психологической помощи (Л.Ф. Щербина). Личностно-нравственное развитие находит свое отражение в диалогических подходах к психологическому консультированию (Т.А. Флоренская, М.И. Воловикова, С.Л. Братченко, М.Р. Минига-лиева, А.Б. Орлов, А.Ф. Копьев) [7]. Важна динамика изменения отношения к нравственному развитию в психологическом консультировании - от медицинского к экзистенциальному подходу (В.Ю. Меновщиков, Т.А. Ребеко, Р. Кочу-нас, Н.Д. Линде), от духовно-нравственного к социально-гуманистическому (Т.А. Флоренская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.И. Красило) [4, 6, 13].

Отдельные аспекты нравственности рассматриваются разными отраслями психологической науки. Рассматривается подход к оценке надежности личности, проводятся исследования: в юридической психологии - детерминант мошенничества (Е.Ю. Стрижов), в социальной психологии - детерминации экономического самоопределения личности и группы (А.Б. Купрей-ченко), в экономической психологии - регуляции экономической активности (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко) [13]. Рассматривается нравственный аспект организационного поведения (Т.И. Дрынкина), самооценка как нравственный регулятор поведения и деятельности (В.А. Зобков). В контексте выявления путей для нравственного развития личности исследуются динамика нравственных представлений (Л.Л. Дикевич) и представления современной молодежи о свободе личности (Г.Н. Ларина), влияние социально-психологической зрелости группы на становление нравственного самоопределения старшеклассников (А.М. Еремина), отношение студентов вуза к нравственным

нормам учебной деятельности (А.С. Герасимова). Анализируются нравственные аспекты межличностных конфликтов в среде подростков (М.Б. Сивкова).

Как показал проведенный теоретический обзор научных источников, проблема нравственности носит междисциплинарный характер, привлекая внимание многих исследователей из разных областей наук - философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов. Проведенный выше анализ показал, что изучение проблемы развития нравственной культуры специалистов системы профессий «человек-человек» с целью поиска личностного потенциала повышения эффективности их профессиональной деятельности целесообразно осуществлять в рамках нравственно-психологического направления.

Список литературы:

1. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2006. - 496 с.

2. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Л.Н. Антилогова. -Новосибирск, 1999. - 434 с.

3. Архангельский Л.М. Моральные качества личности и основные аспекты их изучения // Моральные качества личности и основные аспекты их изучения. - М.: АН СССР, 1980. - С. 3-37.

4. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б.С. Братусь. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

5. Брюхова Н.Г. Нравственное развитие как ценностный ориентир и необходимое условие для обретения молодыми людьми личностной зрелости / Система ценностей современного общества: сборник материалов ХХ^ Международной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ 2012. - С. 151-155.

6. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. - М.: Смысл, 2005. - 192 с.

7. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. -М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 312 с.

8. Двинянинова Е.Н. Развитие нравственно-этической сферы личности студентов в процессе профессионального обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.Н. Двинянинова. - Казань, 2010. - 219 с.

9. Доронина О.Ю. Содержание и методы формирования нравственной направленности студента - будущего инженера: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.Ю. Доронина. - Самара: «ИНСОМА-ПРЕСС», 2008. - 28 с.

10. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. - М.: Наука, 1979. - С. 85-113.

11. Макарова А.П. Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.П. Макарова. - СПб., 2011. - 23 с.

12. Марьясова Н.В. Духовность в жизни человека: учебное пособие / Н.В. Марьясова. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 116 с.

13. Психология человека в современном мире. - Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т. А. Ребеко // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.

14. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1984. - 446 с.

15. Сучкова Т.В. Нравственная сфера личности как студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Сучкова. - Казань, 2008. - 22 с.

16. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Межд. пед. акад., 1994. - 192 с.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ДЕВИАНТНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Буркина Л.С.*

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, г. Новочеркасск

В представленной статье девиантность человека интерпретируется в контексте социально-философской рефлексии девиантности. Делается вывод о том, что социально-философская рефлексия девиантности показывает, что определение девиантности, которое в классической традиции укладывается в рамки социального контроля и разумности, обнаруживает ограниченность в культурной среде, которая может, на первый взгляд, представать как процесс культурного спонтанеизма.

Ключевые слова девиантность человека, социально-философская рефлексия, надприродность культуры, релятивизация ценностей культуры, деструктивная девиантность, креативная девиантность, антикультура.

* Доцент кафедры «Социология и психология», кандидат социологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.