Научная статья на тему 'Основные направления модернизации системы управления инновационной деятельностью предприятий региона'

Основные направления модернизации системы управления инновационной деятельностью предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулыгина Екатерина Николаевна

В статье рассмотрены основные направления развития механизма управления инновационной деятельностью предприятий региона. Проанализированная инновационная деятельность в региона, рассмотрены возможные источники еѐ развития. Исследованы тенденции развития инновационной деятельности, рассмотрены направления повышения инвестиционной привлекательности инновационной деятельности предприятий в регионе в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации системы управления инновационной деятельностью предприятий региона»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

коллективных материальных стимулов, ведущей формой реализации которых является оплата труда различных категорий персонала.

Оплата труда - это любой заработок, исчисленный, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу или оказанные услуги. Оплата труда состоит из основной и дополнительной заработной платы, а также из других поощрительных компенсаций (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура заработной платы

Основная заработная плата работника зависит от результатов его труда и определяется тарифными ставками, сдельным расценкам, должностным окладам, а также надбавками и доплатами в размерах, не выше установленных действующим законодательством. Уровень дополнительной оплаты труда в основном зависит от конечных результатов деятельности предприятия.

Список использованной литературы: 1. Закон РФ «О налоге с доходов физических лиц» от 01.02.2002 г. № 889- IV, ст. 133-144.

© Крыжановская Т.А., 2016

УДК 330.322.2

Кулыгина Екатерина Николаевна

аспирант кафедры менеджмента и государственного управления Института экономики и предпринимательства ННГУ им.Н.И.Лобачевского

г. Нижний Новгород

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления развития механизма управления инновационной деятельностью предприятий региона. Проанализированная инновационная деятельность в региона,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

рассмотрены возможные источники её развития. Исследованы тенденции развития инновационной деятельности, рассмотрены направления повышения инвестиционной привлекательности инновационной деятельности предприятий в регионе в современных условиях.

Ключевые слова

Управление инновациями, инновационный сектор экономики, инновационное развитие региона, инновационная деятельность, инвестиционная привлекательность региона, инновационная стратегия предприятия.

В современной экономической ситуации развитие технологий управления инновационной деятельностью является очень важным элементом управления как отдельным предприятием, так и отраслью в целом. Показателем разработанности механизма управления инновационным развитием является четко выраженный системный характер развития инновационного сектора. К сожалению, сегодняшнее развитие инновационного сектора экономики в условиях финансового кризиса не может похвастаться данным показателем. Создание экономических предпосылок для развития инновационной сферы заключается лишь в формировании некоторых элементов инновационной структуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов). Большинство политических и экономических мероприятий в рамках инновационных преобразований характеризуются слабым, низкоэффективным законодательным обеспечением. Проблематика инновационного развития экономики находит слабое отражение в социально - культурной сфере общества, инновационный менеджмент как учебная дисциплина нерационально встроен в систему российского образования.[1] Политические, экономические, законодательные меры инновационного развития экономики проводят в отсутствии официально утвержденных определений базовых теоретических основ инновационной деятельности.

Для реализации цели и задач управления инновационным развитием предприятий необходима диверсифицированная гибкая система инструментов, позволяющих выполнять требуемые преобразования всех элементов инновационной сферы. Механизм управления инновационным развитием предприятий -гибкая диверсифицированная система инструментов, методов, рычагов, организующая и стимулирующая разработку и внедрения новых знаний в производство. [2]

Совершенствование исследуемого механизма предопределяет необходимость разработки методико-аналитических инструментов, позволяющих учитывать особенности экономических интересов предприятий, специфики и уровня развития региона, в котором находится предприятия, соотношение технологических структур экономики.

Один из таких инструментов - оценка уровня инновационного развития предприятия. Для активизации процесса инновационного развития необходима информационная система, позволяющая отслеживать изменение уровня регионального инновационного потенциала. [3] Наличие методики анализа структурных пропорций позволит принимать обоснование управленческие решения в инновационной сфере в зависимости от целей и задач предприятий региона.

Развитие инновационной сферы требует регулирования процесса трансфера результатов научно -технической деятельности, с учетом информации о стартовых условиях предприятий региона, состояния и структуры их инновационного потенциала. С помощью трансфера технологий знания и технологии превращаются в новые продукты и услуги, что способствует экономическому росту и удовлетворению социальных потребностей. [4] В настоящее время предлагается к использованию региональная система стимулирования трансфера РНТД, направленная на изменения экономических отношений в целях создания условий для коммерциализации инноваций.

Неоднородность регионов России по объему и структуре инновационного потенциала предопределяет использование различных методов управления в процессе реализации системы стимулирования трансфера РНТД, что, в свою очередь, приводит к необходимости диверсификации источников финансового обеспечения инновационного развития предприятий региона. Для эффективного развития инновационной деятельности предприятий региона, отличающегося комплексом инновационных целей и задач, необходима модель финансового обеспечения, учитывающая инвестиционную потребность

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

инновационной сферы и инвестиционный потенциал региона.

Таким образом, механизм управления инновационным развитием предприятий региона должен включать следующий набор инструментов:

-оценку уровня инновационного развития предприятий;

-региональную систему стимулирования трансфера результатов научно-технической деятельности предприятий;

-организационную модель финансирования инновационной деятельности предприятий. [5]

Результатом функционирования механизма управления инновационным развитием предприятий должна стать комплексная, целенаправленная модернизация региональной инновационной сферы, выраженная в совершенствовании ее институциональной среды, инфраструктуры, системы финансирования, в укреплении социально-культурной основы и формировании эффективных рычагов управления, что будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий региона.

Определение сущности управления инновационным развитием региона и содержания механизма управления позволило предложить информационную модель управления инновационным развитием предприятий региона.

Предложенная модель носит системный характер, что подтверждается, во-первых, наличием четко выраженной цели. Данная модель позволяет определить характер взаимодействия участников процесса инновационного развития, установить порядок информационного обмена и последовательность использования инструментов, необходимых для эффективного становления инновационной сферы региона.

Определение сущности управления инновационным развитием предприятий региона и содержания механизма управления позволяет построить информационную модель управления инновационным развитием предприятий в соответствии с рисунком 1.

Данная модель позволяет определить характер взаимодействия участников процесса инновационного развития, установить порядок информационного обмена и последовательность использования инструментов, необходимых для эффективного становления инновационной сферы региона.

Рисунок 1 - Информационная модель управления инновационным развитием предприятий региона

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Субъект управления (федеральные и региональные органы власти) оказывает целенаправленное воздействие на объект (региональную инновационную сферу) посредством последовательных методов (механизм управления инновационным развитием предприятий региона).

Инновационное развитие предприятий региона основано на следующих принципах:

1) комплексность - комплексная модернизация всех форм общественных отношений, влияющих на формирование инновационной экономики;

2) системность - согласованное, целеориентированное, взаимосвязанное развитие политической, экономической, социально - культурной, законодательной общественных формаций с целью создания условий для инновационной экономики;

3) последовательность - последовательное проведение всех вышеуказанных процессов. [6] Модель управления инновационным развитием предприятий региона включает обратную связь,

позволяющую скорректировать региональную инновационную политику.[7]

Модель управления инновационным развитием предприятий региона - это совокупность институтов и система экономических взаимоотношений, организующих целенаправленное воздействие государственной инновационной политики на инновационную сферу мезо - уровня посредством реализации механизма управления инновационным развитием предприятий региона.

Модель управления инновационным развитием предприятий региона учитывает взаимодействие федерального и регионального уровней организации инновационной деятельности: в условиях самостоятельности региональных органов власти в способах реализации инновационной политики, необходимым условием является их согласованность с основами инновационной политики федерального уровня. Федеральная инновационная политика, используя рычаги федеральной власти, оказывает комплексное воздействие на всю инновационную сферу государства и, на основе анализа эффективности осуществления инновационной политики на региональных уровнях, вносит необходимые коррективы в работу механизма управления инновационным развитием региона. Список использованной литературы:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Сайт Минэкономразвития России URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations /doc20101231_016

2. Кулыгина Е.Н. Перспективы развития инновационной деятельности промышленных предприятий Нижегородской области. / Кулыгина Е.Н. //Актуальные проблемы реализации государственной промышленной политики в России и за рубежом: сборник тезисов, докладов и статей международной межвузовской конференции. 26 мая 2015г. М.: ФГБОУ ВПО "РЭУ имени Г.В.Плеханова" 212с. 2015г. С. 104-107.

3. Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов// Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2006, №1 (205), с.15-19.

4. Яшин С.Н., Кошелев Е.В. Финансовый и инвестиционный анализ инноваций //Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 220600 - «Инноватика» и специальности 220601 - «Управление инновациями» - М-во образования

5. Нижегородская область: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Правительства Нижегородской области. - Нижний Новгород. - 2010. № 3

6. Казанцев С.В. Инновационное развитие регионов России // ЭКО. - 2007. - №10. - с.2-19

7. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Оценка устойчивости инновационного развития предприятий //Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2012, №32 (512), с.9-17.

и науки РФ, Гос.образовательное учреждение высш.проф.образования Нижегородский гос.технический унт им.Р.Е.Алексеева. Нижний Новгород, 2010.

8. Электронный ресурс. Режим доступа:http://newsruss.ru/doc/mdex.php/ Технологические_инновации_в_России

9. Соменкова Н.С. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия/Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. Нижний Новгород. 2011г., с.243-245

© Кулыгина Е.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.