Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ МНЕЗИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенникова О.А.

В статье представлены основные направления логопедической работы по обучению грамоте детей с ОНР 3 уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

6. Motor skills and exercise capacity are associated with objective measures of cognitive functions and academic performance in preadolescent children / S. Geertsen et al. // PLoS One. 2016. №11. DOI: 10.1371/journal.pone.0161960.

7. Nielsen G., Bugge A., Andersen L. The influence of club football on children's daily physical activity // Soccer and Society. 2016. №17(2). P. 246-258.

8. Psychosocial factors related to children's active school travel: A comparison of two European regions / D. McMinn et al. // International Journal of Exercise Science. 2014. №7. P. 75-86.

© Полякова Е.Л., Поляков Л.М., 2020

УДК 376.37

О.А.Стенникова

магистрант ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» г. Челябинск, РФ Научный руководитель: С.Г.Щербак

канд.пед.наук, доцент ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье представлены основные направления логопедической работы по обучению грамоте детей с ОНР 3 уровня.

Ключевые слова

Фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные

представления, зрительный мнезис.

На современном этапе развития образования большинство детей с общим недоразвитием речи обучаются в общеобразовательных школах. Трудности усвоения школьных предметов, обусловленные нарушением письма и чтения, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Успешность обучения детей в школе будет зависеть от их готовности к овладению грамоте в дошкольном возрасте.

Готовность к овладению начальным навыкам грамоты в наибольшей степени зависит от таких компонентов как грамматический строй речи, словарный запас, произношение звуков и слов сложнослогового состава, фонематических процессов, зрительное и акустическое восприятие, слухоречевая и зрительно-предметная память, праксис и внимание.

С целью определения направлений коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 426 г. Челябинска». Мы изучили степень готовности к обучению грамоте у 10-ти детей с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет.

Исследование носило комплексный характер. Для изучения устно-речевых навыков мы использовали методические рекомендации Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.В. Чиркиной. Также в обследование были включены нейропсихологические методы и приёмы, предложенные А.Н. Корневым, А.В. Семенович.

Проведенное нами комплексное обследование готовности к обучению грамоте показало следующее:

- различное соотношение речевой и неречевой симптоматики несформированных функций,

- недостаточная сбалансированность речевого и психического развития. По уровню сформированности невербальных психических процессов это была неоднородная группа. В большей

степени страдают речеслуховая память, слуховой гнозис и внимание. Сохранными неречевыми компонентами оказались зрительно-предметная память, зрительный гнозис и праксис.

Экспериментальное обучение начальным навыкам грамоты старших дошкольников с ОНР осуществлялось в рамках существующей системы коррекционного обучения детей с ОНР.

Традиционно коррекционно - логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, включает в себя последующее развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка, самостоятельной развернутой фразовой речи, произносительной стороны речи, а также подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения[3].

В основу методики обучения начальным навыкам грамоты детей 6-7 летнего возраста с ОНР были положены:

- система подготовки к школе детей с нарушениями речи

Г.А. Каше [2];

- система обучения грамоте дошкольников по методикам Д.Б. Эльконина [6], Л.Е. Журовой [1], Н.В. Дуровой;

- система формирования межполушарного и подкорково-коркового обеспечения психологического развития в дошкольном возрасте А.В. Семенович [5].

Обучение грамоте проводилось с помощью аналитико-синтетического метода (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова и др.). Аналитико-синтетический метод обучению грамоте способствует развитию фонематических процессов и является одним из способов формирования фонологического анализа и синтеза.

Мы определили основные направления коррекционной работы по формированию начальных навыков грамоты: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительного мнезиса.

Как показано в исследованиях Н.Х. Швачкина, различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируются различение гласных, затем согласных. Для начала обучению детей грамоте в процессе уточнения произношения гласных звуков мы использовали специальные символы, которые изображаются красным цветом, что является традиционно условным обозначением гласных звуков в графической звуковой схеме слова.

Формирование устойчивой связи звук - символ проводилось с опорой на речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Умение различать артикуляцию отрабатывается первоначально на звуках А-У, поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно. Затем вводятся символы звуков И, О.

Развитие фонематического восприятия осуществлялось путем игровых упражнений в выделении заданного гласного звука из ряда других гласных звуков, последовательное называние гласного из ряда двух-трех гласных.

У детей экспериментальной группы существенно нарушена речеслуховая память, поэтому для расширения объема слуховой памяти была предложена следующая последовательность при выполнении заданий: прослушать последовательность гласных звуков, повторить последовательность гласных звуков отраженно за взрослым, при возникновении затруднений повторить заданную последовательность гласных звуков сопряжено с логопедом, выложить заданную последовательность карточками-символами. По такой же схеме изучаются согласные звуки.

Одной из важнейших операций, которая обеспечивает успешность в формировании грамоты является правильное и быстрое соотнесение буквы со звуком. Совершенствование, развитие и доведение этого навыка до автоматизма обеспечивает хорошую технику чтения и письма в будущем. Для ребенка буква является сложной по графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Также большая роль отводится процессу зрительного восприятия и памяти в усвоении навыка идентификации звука и буквы.

Для облегчения запоминания ребенком образа буквы подключаются различные виды памяти: зрительная, ассоциативная, тактильная, кинестетическая. Для активизации ассоциативной памяти

предлагают детям найти сходство буквы с каким-либо предметом или дорисовать букву так, чтобы она была похожа на какой-либо предмет.

Для подключения возможностей тактильной памяти предлагают определить букву на ощупь (магнитная азбука, буквы из пластилина и т.д.)

В процессе закрепления навыка идентификации звука и буквы проводилась работа по формированию буквенного гнозиса и дифференциации зрительных образов.

Руссецкая М.Н.[4] выделила в своих исследованиях такие направления: развитие зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного зрительного внимания, развитие зрительной памяти, увеличение объема зрительного восприятия, расширение поля зрительного восприятия.

Работа над развитием зрительного анализа и синтеза предполагает уточнение сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), развитие навыков составления целостных изображений из частей и выработку помехоустойчивости зрительного восприятия.

С целью определения пространственных соотношений элементов букв с детьми проводился анализ букв на составляющие их элементы, установление сходства и различия между буквами, что обеспечивало узнавание и запоминание буквенного знака. Отрабатывались различные признаки буквы: количество элементов, их тип, пространственное расположение.

Для формирования у детей обобщенного представления о графеме использовались хорошо известные упражнения на сравнение различных вариантов написания букв. Ребенку предлагалось в последовательности букв, напечатанных различным шрифтом найти одинаковые изображения буквы.

Выработка помехоустойчивости зрительного восприятия, осуществлялась путем узнавания изображений в условиях зашумления. Предлагалось найти и показать на карточке буквы, которые спрятались, перевернулись или их не полностью написали.

Известно, что процесс чтения и письма не может успешно протекать без достаточного внимания ребенка, поэтому особое место в обучении дошкольников грамоте занимают специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, концентрацию, устойчивость и переключение.

Тренировка устойчивости внимания осуществляется в процессе выполнения различных вариантов задания «корректурная проба». Ребенку дается задание найти и зачеркнуть, обвести или подчеркнуть букву в ряду других букв.

Упражнения, направленные на усиление концентрации внимания, представляют варианты задания «лабиринты». Детям предлагается проследить глазами за линиями лабиринта и найти объект.

Для формирования навыка чтения слогов включались специальные упражнения, которые наглядно обучали детей правилу соединения двух букв в слог. Для закрепления навыка чтения слогов использовались слоговые таблицы, рассчитанные на обобщение звуков в слогах путем разного рода сопоставлений. При обучении чтению слов усвоение предлагаемого материала проходило по двум направлениям одновременно: усложнение семантического значения предлагаемых для прочтения слов от простых обиходных слов к обобщенным понятиям; соблюдалась строгая последовательность в усложнении слоговой структуры слова: чтение односложных слов-слогов; чтение двусложных слов из открытых слогов; чтение трехсложных слов из открытых слогов.

Таким образом, в коррекционной работе по подготовке к обучению грамоте необходимо учитывать структуру дефекта. Основные направления коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте должны включать как развитие речевых процессов, так и неречевых функций.

Список использованной литературы:

1. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1979.

2. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. Москва : Просвещение, 1985

3. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с

нарушениями речи. /Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. М.: Изд-во «Просвещение», 2008.

4. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.03 Русецкая Маргарита Николаевна. Москва, 2009. 288 с.

5. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие. М.: 2002.

6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989.

© Стенникова О.А., 2020

УДК 37

Р.З. Хайров

Преподаватель Гулистанского ГУ, г. Гулистан. РУз Б.А. Абдурасулов Преподаватель Гулистанского ГУ, г. Гулистан. РУз З.У. Куйчиева Преподаватель Гулистанского ГУ, г. Гулистан. РУз

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В данной статье показаный педагогическая история индивидуального подхода к ученикам в изобразительном искусстве, деятельность зарубежных и отечественных учёных педагогов в этой проблеме.

Ключевые слова: Индивидуальный подход, художник, учитель, ученики.

Эффективность обучения на занятиях изобразительного искусства во все времена предполагает учёт индивидуальных особенностей учеников. В Древнем Египте, а потом и в Древней Греции обращали внимание на индивидуальный подход к ученикам при обучении художественному ремеслу. Такими известными художниками были древние греки V веке до н.э. Из них первым мифологическим художником считался Дедал, который тоже обучал своих учеников ремеслу. В те давние времена художников относили к клану ремесленников. Тогда не существовало академий искусств и художественно-графических факультетов.

Средние века в эпоху Возрождения в ряде европейских государств индивидуальный подход к ученикам занимала основное внимание педагога. В художественных мастерских работа педагога строилась на базе четко разработанных правил и законов изобразительного искусства, в основе которых лежали объективные законы ученик являлся практическим помощником и последователем своего учителя, он в основном перенимал его манеру исполнения художественных произведений, что было особенно необходимым при коллективном выполнении заказных работ. Художниками становились талантливые мальчишки, чьи способности и одобряли родители. Обычно будущих художников уже с десятилетнего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.