Ванян К. Д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОМ МОДЕРНИЗАЦИИ
4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
4.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Ванян Кристина Дживановна, кандидат юридических наук. Должность: доцент кафедры конституционного и административного права.
Место работы: Северо-Кавказский федеральный
университет (филиал в г. Пятигорске)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы
системных деформаций в реализации основных конституционных принципов. Такие деформации стали закономерным результатом публично-правовой политики, проводимой в течение последнего десятилетия и направленной на выстраивание системы ограниченного плюрализма и авторитарной модернизации. В условиях развития современной российской государственности становится актуальной необходимость разрушения искусственных барьеров между обществом и государством. С целью решения этой проблемы следует создать условия для полноценных обратных связей граждан и политической власти, используя конституционные институты и процедуры в их истинном смысле, а также развивая новые формы гражданской деятельности, которые не нашли отражения в Конституции.
Ключевые слова: правовое государство, демократия, светское государство, разделение властей, конституционализм, модернизация.
MAIN DIRECTIONS OF CONSTITUTIONAL MODERNIZATION
Vanyan Kristina Dzhivanovna, candidate of jurisprudence. Position: associate professor of the department of constitutional and administrative law.
Work place: North-Caucasian Federal University (Branch in Pyatigorsk).
Annotation: in the article considered the problem of system deformations in the realization of the basic constitutional principles. Such deformations became a natural result of public legal policy in the last decade and aimed at establishing a system of limited pluralism and authoritarian modernization. In the conditions of development of the modern Russian statehood has become an urgent need of destruction of the artificial barriers between society and the state. For the purpose of the solution of this problem it is necessary to create the conditions for full feedbacks citizens and political power, using the constitutional institutions and procedures in their true sense, as also developing new forms of civic activity, which are not reflected in the Constitution.
Keywords: rule of law, democracy, secular state, separation of powers, constitutionalism, modernization.
В рамках проекта «Основы конституционного строя России: двадцать лет развития» были предложены перспективные направления конституционной модернизации, охватывающие общие концептуальные основы политического режима, институциональный дизайн и разделение властей, а также механизмы конституционного контроля, управления и
легитимности власти1. Указанные предложения по изменению правового порядка охватывают все уровни конституционно-правового регулирования, включая текст Конституции и основного конституционного законодательства, судебное толкование и правоприменительную практику, при этом концентрируясь на тех проблемных ситуациях, где существуют сбои, затрудняющие реализацию важнейших принципов.
Первый раздел включает следующие концептуальные предложения. Во-первых,
превращение концепции правового государства в полноценную основу стратегии конституционной модернизации. Существующий в настоящее время разрыв между позитивным правом и правосознанием общества возможно преодолеть путем совершенствования конституционной доктрины2. С этой целью необходимо обоснование ключевых понятий российской конституционно-правовой доктрины, максимально сужающее многозначность и произвольность трактовок основных конституционных принципов и их реализации.
Во-вторых, преодоление неопределенности и консервативно-реставрационных тенденций в трактовке основных прав. Необходима концептуальная и юридическая четкость в определении масштаба таких понятий, как «правовое государство», «демократия», «разделение властей» и другие, способная сузить зоны манипулирования правом и устранить противоречия в его судебной интерпретации. При обосновании принципов «светское государство», «свобода совести» и «свобода слова» должны быть определены первоочередные вопросы нормативного урегулирования существующих проблем и предложены поправки в действующее федеральное законодательство, которые могли бы способствовать выработке последовательной государственной политики светскости в российском обществе.
В-третьих, обеспечение полноценной экономической конкуренции и защиты прав собственника как основы рыночной экономики. Количественный баланс частной и публичной форм собственности в общей структуре собственности постепенно должен смещаться в пользу частной. Значимыми проблемами рыночного законодательства, которые можно решить путем его корректировки, остаются следующие:
- недопущение увеличения налоговой нагрузки на средний и малый бизнес;
- снижение законодательных барьеров для осуществления инвестиций в российскую экономику;
- реформирование правовой базы, регулирующей правовой статус государственных корпораций, и постепенный отказ от данной организационно-правовой формы;
- недопущение законодательного возложения на бизнес финансирования социальных обязательств государства,
1 Основы конституционного строя России: двадцать лет развития: монография / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, А. А. Джагарян и др.; под ред. А. Н. Медушевского- Москва: Институт права и публичной политики, 2013. - 358 с.
2 Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст: Аналитический доклад / Отв. ред. А. Н. Медушевский.-М.: Институт права и публичной политики, 2013. - 76 с.
79
Бизнес в законе
1 ’2014
материальное обеспечение которых должно осуществляться за счет налоговых поступлений.
В целях усиления гарантий частной собственности как основы рыночной экономики особенно важно недопущение произвольного лишения собственников их имущества (без справедливой компенсации) в связи с реализацией популистских проектов, а также в интересах более крупных собственников; четкое регулирование законодателем ограничений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом (например, установление в Земельном кодексе Российской Федерации соответствующих процедур),не допускающее широкой степени усмотрения со стороны чиновников; проведение понятной и предсказуемой налоговой политики. На наш взгляд, следует признать как общее правило, что непосредственное вмешательство государства в экономику допустимо только в чрезвычайных обстоятельствах, например в случаях несостоятельности («провала») рынка, или в таких проблемных ситуациях, как асимметрия информации, производство общественных благ, внешние эффекты и монополии.
В-четвертых, введение системы обратных связей общества и государства и повышение значения институтов непосредственной демократии. Для этого в области центрального и местного управления
необходимо увеличить уровень публичности власти и добиться сбалансированного сочетания институтов представительной и прямой демократии, чтобы решения, касающиеся жизненных интересов населения, принимались им самим или на основе обязательных публичных слушаний. Для повышения уровня легитимности муниципальной власти,
полагаем, следует рассмотреть вопросы о восстановлении обязательности явки избирателей для признания муниципальных выборов состоявшимися, а также о введении ценза оседлости для избрания на выборные должности; предусмотреть создание
общественных палат как органов общественного представительства с консультативно-совещательными и контрольными функциями в городских округах и муниципальных районах с установлением общих принципов их организации и деятельности в федеральном законе; придать реальное практическое значение институтам прямой муниципальной
демократии, в том числе путем развития «электронного» («сетевого») народовластия и в особенности так называемого краудсорсинга-современной технологии демократического участия, позволяющей пользователям сети Интернет вносить свои предложения по тем или иным общественно значимым вопросам и проектам решений.
Второй раздел предполагает модификации политической системы и механизма разделения
властей: сделать парламент более представительным, а правительство - более ответственным, перейти к реальной многопартийности и гарантиям прав политической оппозиции; добиться полноценной реализации принципа разделения властей и ограничить прерогативы президентской власти; сделать федерализм более действенным; пересмотреть соотношение тенденций централизации и децентрализации, преодолев избыточную унификацию и бюрократизацию государственного управления; провести принцип субсидиарности в решении вопросов регионального и местного
значения, обеспечив разграничение функций институтов управления и самоуправления; активизировать институты местного самоуправления и обеспечить его правовое регулирование.
В рамках третьего раздела предложено:
- реформировать судебную систему и повысить ее роль в реализации принципа правового государства;
- представить доктрину обоснования и легитимизации судебных решений по острым экономическим и политическим вопросам;
- разработать технологии конституционных реформ для достижения поставленных целей;
- определить этапы, сроки и инструменты проведения преобразований, критерии их эффективности;
- сформировать институты независимой научной экспертизы и ввести мониторинг реализации конституционных принципов3 4.
Разделяем мнение участников научного проекта «Двадцать лет демократического пути: укрепление конституционного порядка в современной России» о том, что основными задачами экспертной деятельности являются:
- систематизация имеющегося законодательства и выяснение общих тенденций политико-правового развития;
- критический анализ конституционных проектов и предложений по изменению Конституции, выдвигаемых различными политическими силами;
- осуществление систематического мониторинга текущих конституционных изменений с регулярной публикацией его результатов;
- разработка методологии анализа данных явлений и процессов с целью обеспечения сравнительно сопоставимых, доказательных и точных выводов, поддающихся строгой научной верификации;
- предоставление обществу и политической власти прогностических рекомендаций по желательным направлениям конституционной модернизации и технологиям
4
ее осуществления .
Стоит отметить, что сохраняющаяся неопределенность и противоречия при формулировании правовых позиций Конституционного Суда по вопросам интерпретации ключевых конституционных принципов ведет к юридическим трудностям и психологическому конфликту в переходном обществе: завышенные правовые
ожидания (опирающиеся на высокий рейтинг конституционного правосудия, основанный на его предшествующей роли в либерализации законодательства) сталкиваются с
непредсказуемостью, противоречивостью и необоснованностью решений, которые не могут быть объяснены обществу в единой логической формуле5.
Таким образом, на основании вышеизложенного, полагаем, что в современных условиях в России необходимо создание такой системы власти, при которой принцип разделения властей с четко выверенной системой взаимных сдержек и противовесов будет последовательно проведен на конституционном, законодательном и
институциональном уровнях. Для этого следует внести поправки в действующую Конституцию, модифицирующие существующую конструкцию разделения властей:
3 Основы конституционного строя. - М., 2013. С. 299-309.
4 Медушевский А.Н. Конституция как процесс // Вестник Европы, 2013, № 36. [Электронный ресурс].URL:
http://magazines.russ.ru/vestnik/2013/36/a3.html(Дата обращения 02.02.2014).
5 Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. - М., 2005.
80
Ванян К. Д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОМ МОДЕРНИЗАЦИИ
- пересмотр полномочий президента в сторону их усечения;
- усиление роли и независимости суда, его переориентация на конституционно закрепленный приоритет прав и свобод человека;
- усиление роли правительства в связке «президент-правительство» или встраивание президента в исполнительную власть как главы этой ветви с упразднением поста премьера.
Необходимо исключить практику создания «параллельных» правительству, квази-
правительственных и иных теневых структур исполнительной власти, не подконтрольных Госдуме и обществу; создание условий и гарантий для возвращения парламенту реальных (не имитационных) функций инициирования и обсуждения законопроектов; совершенствование механизма подотчетности президента и правительства перед Госдумой.
Кроме того следует обеспечить гарантии для свободного функционирования гражданского общества, правозащитных организаций и СМИ; конституционно закрепить основные принципы избирательной системы и усилить гарантии для создания и деятельности партий. Чтобы вернуться к балансу властей в рамках действующей конституции, нужны прежде всего политическая воля, трансформация всего законодательства, связанного с распределением полномочий между ветвями власти, ликвидация избыточных полномочий президента, которые были ему даны сверх прописанных в конституции, и корректировка позиций Конституционного Суда по этим вопросам.
Подводя итог, хочется особо подчеркнуть, что в сложившейся политической ситуации речь должна идти не о радикальном пересмотре конституции, а о правовой модификации политического режима -изменениях избирательной системы, введении реальной многопартийности, восстановлении конкурентной среды в СМИ. Профессиональное и, главное, независимое обсуждение, различного рода проектов конституционных реформ, должно стать неотъемлемой частью такой программы.
Список литературы:
1. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития: монография / С. В. Васильева,В. А. Виноградов, А. А. Джагарян и др.; под ред. А. Н. Медушевского - Москва: Институт права и публичной политики, 2013. - 358 с.
2. Конституционные принципы и пути их реализации: российскийконтекст: Аналитический доклад / Отв. ред. А. Н. Медушевский.- М.: Институт права и публичной политики, 2013. - 76 с.
3. Основы конституционного строя. - М., 2013. С. 299-309.
4. Медушевский А.Н. Конституция как процесс // Вестник
Европы, 2013, № 3б.[Электронный
ресурс].URL:http://magazines.russ.ru/vestnik/2013/36/a3.html (Дата обращения 02.02.2014).
5. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. - М., 2005.
Reference list:
1. Fundamentals of the constitutional system in Russia twenty years of development: monograph / S.V. Vasilyev, V.A. Vinogradov, A.A. Dzhagaryanand other, ed. A.N.Medushevsky
- Moscow: Institute of Law and Public Policy, 2013. - 358 p.
2. Constitutional principles and ways to implement them: the Russian context: Analytical Report / Ed. A.N.Medushevsky. -Moscow: Institute of Law and Public Policy, 2013. - 76 .
3. Foundations of Constitutional Order .- Moscow, 2013. P. 299-309.
4. A.N.Medushevsky. Constitution as a process // The Herald of
Europe, 2013, № 36. [Electronic resource].
URL:http://magazines.russ.ru/vestnik/2013/36/a3.html (Date of application 02.02.2014 ) .
5. Constitution of the Russian Federation in the Constitutional Court of Russia. - Moscow, 2005.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью К. Д. Ванян «Основные направления конституционной модернизации»
В рецензируемой статье исследуются проблемы реализации фундаментальных конституционных принципов в условиях современной российской государственности. Предложения по конституционной модернизации охватывают такие категории как общие концептуальные основы политического режима, институциональный дизайн и разделение властей, а также механизмы конституционного контроля, управления и легитимности власти.
Изучение текста статьи «Основные направления конституционной модернизации» дает основание утверждать, что проблема статьи актуальна и перспективна как в теоретическом, так и в практическом отношении.
В статье справедливо отмечается, что в настоящее время в России назрела необходимость создания такой системы власти, при которой принцип разделения властей с четко выверенной системой взаимных сдержек и противовесов будет последовательно проведен на конституционном, законодательном и институциональном уровнях. С этой целью автор предлагает внести поправки в действующую конституцию, модифицирующие существующую конструкцию разделения властей, особо подчеркивая потребность правовой трансформации политического режима - изменение избирательной системы, введение реальной многопартийности, восстановление конкурентной среды в СМИ.
В завершении автор указывает на то, что неотъемлемой частью такой программы должно стать профессиональное и независимое обсуждение экспертами различного рода проектов конституционных реформ.
Представленная К.Д. Ванян статья «Основные направления конституционной модернизации» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного вида, и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент:
д.ю.н., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарноэкономического института
Мазуренко А.П.
81