Таврический научный обозреватель -^^^ауг^шепсе
УДК: 338.43 : 330.59(5-012)
Пастухова Н. Ю.
к. э. н.,
ФГБНУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса»
Бойко А. Н.
к. э. н.,
ФГБНУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ДФО
В работе дана картина социально-экономических проблем села, проанализированы региональные особенности развития сельских территорий ДФО, предложены основные направления комплексного их развития.
Ключевые слова. Дальний Восток, Хабаровский край, социологическое обследование, сельские муниципальные образования, показатели качества жизни на селе, комплексное развитие сельских территорий.
Перевод всей социально-экономической системы страны на рыночные принципы хозяйствования, вызвал затяжные негативные тенденции в развитии реального сектора экономики и сельскохозяйственного производства, в частности [1]. Эти изменения не могли не затронуть социально-экономическое развитие сельских территорий и проблем их устойчивого развития.
В округе продолжает сокращаться население, как по южным, так и по северным территориям. За период 1990-2015 гг. округ в общей численности потерял 1846,0 тыс. человек или 22,9% постоянного населения, в т. ч. 385,1 тыс. человек или 20,2% сельского населения. В Магаданской области сельского населения в 2015 году к уровню 1990 года осталось 6,9%, Чукотском а.ок. — 45,7, Еврейской а. о. — 71,3, Амурской области — 77,1%.
Безработица в сельской местности округа в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась на 14,0 тыс. человек или 2,1%. Среди сельских безработных на молодежь до 29 лет приходится 25-30%, что стимулирует миграцию сельского населения.
Данными аналитики в очередной раз, подтверждено, что на селе основными сферами приложения труда остаются сельскохозяйственное производство и бюджетная сфера, это 74,0 и 86,0 % опрошенных. В качестве самозанятости респонденты в основном указывают ЛПХ — 76,0 % ответивших. В обследуемых районах — аналогичная ситуация.
Обеспеченность объектами и услугами социально-инженерной инфраструктуры как индикатор уровня жизни включает показатели, характеризующие доступ населения к услугам детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, отдыха и туризма, обеспеченность средствами связи и дорожно-транспортными коммуникациями.
Результаты социологического обследования по поводу оценки современной ситуации в сельских муниципальных районах Хабаровского края в 2015 голу сложились следующим образом: 4,0% (в 2014 году таких было18,0%) заявляют о её улучшении, 26,0 против прошлогодней оценки в 27,3 — об ухудшении и для 62,0 против 44,5% она не изменилась. Опрошенные, как и прежде, в качестве основных проблем выделяют нехватка рабочих мест, безработица и упадок сельскохозяйственного производства (64,0%), низкий уровень заработных плат и доходов (70,0%), рост цен (60,0%).
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
В обследованных районах произошли изменение в уровне пешей и транспортной доступности социально-бытовых объектов по месту жительства. Если в 2014 году практически по всем предлагаемым вариантам для ответов респонденты выбрали время в пути не более 15 минут, то в 2015 году — доля других вариантов ответов увеличилась и уже около 30 минут до средней школы добираются — 32,0%опрошенных, до детсада — 10,0, Дома культуры и ФАПа — 18,0, поликлиники — 70,0%.
Ситуацию в сфере сельского здравоохранения оценивают более негативно отрицательные ответы, в 1,5 раза превышают положительные.
Основные направления комплексного развития территорий сельских муниципальных образований необходимо разрабатывать на разных уровнях власти.
На уровне администрации сельских поселений:
- обеспечивать условия для развития в селе разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, направленных на повышение занятости населения;
- принимать программы по поддержке занятости населения;
- содействовать развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (включая семейную занятость), созданию потребительских кооперативов;
- оказывать содействие в развитии на селе малого бизнеса.
На уровне администрации сельских районов:
- расширять информационную базу для предоставления правовых и экономических консультаций сельским предпринимателям;
- создавать условия для развития малого предпринимательства, потребительских заготовительных и перерабатывающих кооперативов;
- обучать новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства;
- предоставлять компенсационные выплаты и налоговые льготы юридическим лицам, создающим новые рабочие места;
- разрабатывать и реализовывать целевые программы по развитию КФХ, ЛПХ, организовать закупки продукции у владельцев хозяйств для муниципальных учреждений;
- способствовать развитию несельскохозяйственных видов деятельности, сохранению и созданию новых рабочих мест;
- возрождать, развивать и содействовать продвижению на рынок традиционных ремёсел как один из способов обеспечения занятости сельского населения (например, создание сувенирной продукции коренных народов).
На региональном уровне:
- осуществлять развитие инженерной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов культурно-досугового типа, дорог, газификацию сёл;
- разрабатывать и реализовывать целевые программы по улучшению экономики сельскохозяйственных предприятий;
- обеспечивать региональный заказ на сельскохозяйственную продукцию по гарантированным ценам;
- выделять средства на социальное развитие села;
- развивать и поддерживать КФХ, ЛПХ и предприятия малого бизнеса;
- принимать меры по восстановлению сельской промышленности, созданию перерабатывающих предприятий;
- сохранять льготы по заработной плате и коммунальным платежам сельским учителям, медработникам, культработникам [2].
Только комплексный подход к решению различных проблем сельских муниципальных образований позволит минимизировать вложения в их развитие путем принятия на местном уровне дифференцированного решения с учетом типа сельского
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
поселения, количества и возрастной структуры проживающего населения, наличия транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Литература
1. Аграрный сектор Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития / под общ. ред. А. С. Шелепы. — Хабаровск : Российская акдемия сельскохозяйственных наук, Дальневосточный региональный научный центр Россельхозакадемии, ГНУ ДВНИИЭОП АПК Россельхозакадемии. . — 2013. — С. 127.
2. Отчёт НИР за 2016 год. Хабаровск : ФГБНУ «ДВНИИЭ АПК». — 2016. — 61 с.