Научная статья на тему 'Основные направления использования опыта Западной Европы и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации'

Основные направления использования опыта Западной Европы и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
533
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варсеев Алексей Валерьевич

В статье рассматривается опыт различных западноевропейских стран и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации. В частности, автор настаивает на ужесточении российского антиэкстремистского законодательства, а также предлагает иные организационные меры противодействия экстремизму на основе изучения зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTION OF EXPERIENCE OF WESTERN EUROPE AND THE U.S. IN COUNTERING EXTREMIST CRIMES DESTINATION IN RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the experiences of various Western European countries and the United States in combating crimes of extremist orientation in the Russian Federation. In particular, the author insists on the tightening of Russian anti-extremism legislation, as well as offering other organizational measures to counter extremism on the basis of study of foreign experience.

Текст научной работы на тему «Основные направления использования опыта Западной Европы и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации»

9.8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Варсеев Алексей Валерьевич, аспирант. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: besh-tau.2011@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается опыт различных западноевропейских стран и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации. В частности, автор настаивает на ужесточении российского антиэкстремистского законодательства, а также предлагает иные организационные меры противодействия экстремизму на основе изучения зарубежного опыта.

Ключевые слова: зарубежный опыт, преступления экстремистской направленности, экстремизм.

THE MAIN DIRECTION OF EXPERIENCE OF WESTERN EUROPE AND THE U.S. IN COUNTERING EXTREMIST CRIMES DESTINATION IN RUSSIAN FEDERATION

Varseev Aleksey Valerjevich, postgraduate student. palce of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: besh-tau.2011@mail.ru

Annotation: The article discusses the experiences of various Western European countries and the United States in combating crimes of extremist orientation in the Russian Federation. In particular, the author insists on the tightening of Russian anti-extremism legislation, as well as offering other organizational measures to counter extremism on the basis of study of foreign experience. Keywords: international experience, extremist crimes and extremism.

Противодействие этнорелигиозному экстремизму и терроризму стало важнейшей задачей современности и требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение их проявлений в любых формах. Эта работа носит долгосрочный характер и строится на основе вышеуказанной нормативной базы.

При этом многие ученые считают нормативно-правовую базу противодействия экстремизму в России, других странах СНГ достаточной для осуществления соответствующей правоприменительной деятельности. Позволим себе с этим не согласиться.

Так, публикации российских СМИ, данные социологических исследований, материалы судебно-следственной практики, публичные выступления российских политиков являются серьезным основанием для утверждения о том, что соответствующие нормы УК, призванные наказать виновных в экстремизме, пока не работают. И дело тут не только в отсутствии на то желания правоприменителя. Дело еще в том, что сами эти нормы, включая их санкции, нуждаются в существенной корректировке.

Так, если в России за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрены либеральные административные меры (ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях), то в Германии за распространение пропагандистских средств, "которые по своему содержанию направлены на то, чтобы продолжить стремления бывших национал-социалистских организаций", может быть назначено лишение свободы на срок до 3 лет (§86а УК ФРГ). В Германии лишением свободы до 3 лет может быть наказано лицо, которое "предлагает, передает или делает доступным для лица, не достигшего восемнадцати лет", материалы, разжигающие ненависть против национальной, расовой или религиозной группы (ч. 2 § 130 УК ФРГ), а во Франции к категории нарушений отнесены даже непубличные диффамация и оскорбление, направленные против определенной этнической группы, нации, расы или религии (ст. R. 624-3 и ст. R. 624-4 УК Франции).

Если в России возбуждение ксенофобии для отдельных политиков является обычной нормой поведения, то в Китае возбуждение национальной вражды может повлечь за собой лишение политических прав, включая лишение права быть избранным, свободы слова и права занимать должности в государственных органах (ст. 249 УК КНР). Имеет смысл обратиться и к законодательному опыту государств Северной Европы.

Важно подчеркнуть, что публичное оскорбительное заявление или распространение предмета, содержащее дискриминационное заявление, совершенные "в ходе занятия свой профессиональной деятельностью", может повлечь для виновного лишение права заниматься данной профессиональной деятельностью (ст. 137е). В России, как известно, большинство дел, например, по ст. 282 УК, прекращается из-за отсутствия якобы доказательств вины их совершения. В этом смысле УК Голландии может служить примером, поскольку почти не оставляет лазеек для виновного. Например, по ст. 137е отвечает лицо, которое не только знало, но и "должно обоснованно предполагать", что его публичное заявление является оскорбительным для группы лиц на основании их расовой принадлежности.

Полагаем, что законодатель, учитывая серьезный международный резонанс совершаемых преступлений, должен незамедлительно отреагировать на указанные обстоятельства.

Крайне желателен в создавшейся ситуации перенос преступлений, предусмотренных ст. 282, 2821 и 2822 УК РФ, в главу 34 "Преступления против мира и безопасности человечества". В то же время нельзя не учитывать и недостатков в самой правоприменительной практике, выражающихся в том, что органы государственной власти недостаточно жестко и оперативно реагируют на проявления межнациональной и межрелигиозной розни, на публичные оскорбления религий, национальностей, на поругание религиозных святынь, и тем более, на проявления насилия на национальной или религиозной почве. Такие действия должны неотвратимо наказываться; подобная реакция способна реально остановить многих потенциальных разжигателей вражды.

Особое внимание следует обращать на те общественные объединения и религиозные организации, деятельность которых противоречит уставным целям и задачам, направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв внутренней безопасности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Варсеев А.В.

страны, усиление сепаратизма, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной вражды.

Административно-силовые меры призваны решительно пресекать попытки деятельности экстремистов. Региональные власти северокавказских субъектов Федерации активнее всего задействуют именно административный ресурс. Частным случаем административных выступают силовые меры, которые призваны осуществлять непосредственное воздействие на вооруженные формирования исламских боевиков («ваххабитов», националистов и др.) путем разоружения либо физического уничтожения террористических групп силами Министерств обороны и внутренних дел, а также спецслужб.

Помимо собственно силовых мер в отношении «исламских» экстремистов и террористов, представляется важным усилить оперативную деятельность и профилактическую практику в отношении экстремизма и терроризма. Речь идет о необходимости профилактики тех групп, которые пока еще не реализовали террористические устремления, но в идеологии которых заложены принципы нетерпимости по отношению к людям, которых они рассматривают в качестве «неверных», а также содержатся прямые призывы к изменению конституционного строя России. Именно такова, например, идеология радикального «северокавказского ваххабизма».

Для этого, например, правоохранительными органами ряда субъектов РФ созданы специальные оперативные группы и подразделения, которые непосредственно занимаются проведением профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению экстремистских проявлений в общественных и религиозных организациях. Как представляется, эту работу надо осуществлять и в дальнейшем. Кроме того, административными мерами можно приостанавливать деятельность СМИ, издательств, фондов и банков, связанных с религиозными ультрарадикалами. Отсутствие активного противодействия экстремизму со стороны органов власти и государственных служащих всех уровней должно соответствующим образом квалифицироваться с применением надлежащих санкций.

Разумеется, подобного рода работа не должна превращаться в «охоту на ведьм», ограничивать права и свободы мусульман и их контакты с зарубежными единоверцами, препятствовать деятельности иностранных благотворительных организаций в России и т. д.

Как свидетельствует широкая мировая практика борьбы с радикальным исламским движением, одни лишь репрессивные меры не только не способны поставить точку в деятельности исламистов, но и ведут к росту экстремизма с их стороны.

Эффективной стратегией противодействия является просвещение граждан по части культурного и конфессионального многообразия и единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом. При этом следует обращать внимание на то, что поиск культурной уникальности, конфессиональной исключительности, «национальных» характеров и психологии, глубоких исторических корней и «исторических несправедливостей», внешних врагов и прочее, как правило, приводит к ужесточению разделительных линий между гражданами одного государства. Однако общеизвестно, что народы России имеют гораздо больше общих культурных и исторических ценностей и соци-

альных норм, чем различий, обусловленных этнической принадлежностью. Образование не только молодежи, но и взрослых, должно включать точную информацию об истории геноцидов, погромов и репрессий в мировой истории, но при этом оно не должно позволять превращать прошлую коллективную травму в предмет сакрального значения и питать идеи реванша и «исправления прошлого» за счет новых несправедливостей.

Важное направление борьбы может быть представлено общественным мониторингом экстремизма, его профилактикой и нейтрализацией на массовом, низовом уровне. Общество само должно мобилизовать свои ресурсы на противодействие экстремизму, понимая, что его жертвами будут не отдельные группы, а все граждане. Профилактика и нейтрализация экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе и что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан и отправлении ими обрядов. Возможны и необходимы меры общественного воздействия и нейтрализации в отношении и тех, кто уже «вне системы». При этом следует учесть, что недостаточно аргументированное неприятие этой части граждан и попытки «загнать их в подполье» контрпродуктивны. Экстремистами не рождаются, ими становятся. Поэтому нельзя исключать необходимость диалога, в том числе и антиподов или заклятых ненавистников друг друга.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс ФРГ.

2. Уголовный кодекс Франции.

3. Уголовный кодекс КНР.

4. Уголовный кодекс Голландии.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Literature list:

1. The criminal code of the Federal Republic of Germany.

2. Criminal code of France.

3. The criminal code of the PRC.

4. The criminal code of the Netherlands.

5. Criminal code of the Russian Federation.

Рецензия

на статью адъюнкта Варсеева А.В. «Основные направления использования опыта Западной Европы и США в сфере противодействия преступлениям экс-тремисткой направленности в Российской Федерации»

В статье рассматривается опыт различных западноевропейских стран и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации. В частности, автор настаивает на ужесточении российского антиэкстремистского законодательства, а также предлагает иные организационные меры противодействия экстремизму на основе изучения зарубежного опыта.

Автор обосновывает тезис о том, что нормативно-правовая база противодействия экстремизму в России, других странах СНГ не является достаточной для осуществления соответствующей правоприменительной деятельности. Он подробно анализирует нормы права, в частности УК РФ, что дает ему возможность утверждать о необходимости ужесточения наказания за конкретные преступления экстремисткой направленности.

В статье анализируются административно-силовые меры воздействия, призванные решительно пресекать попытки деятельности экстремистов. Помимо собственно силовых мер в отношении экстремистов и террористов, автор считает необходимым усилить оперативную деятельность и профилактическую практику в отношении экстремизма и терроризма.

Также в статье обосновывается идея о том, что эффективной стратегией противодействия является просвещение граждан по части культурного и конфессионального многообразия и единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом.

Рассуждения автора последовательны, аргументированы, логичны. Статья Варсеева А.В. отвечает всем необходимым требованиям.

Вывод: статья адъюнкта Академии управления МВД России Варсеева А.В. «Основные направления использования опыта Западной Европы и США в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности в Российской Федерации» может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, доктор социологических наук, профессор В.Б. Коробов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.