Научная статья на тему 'Основные направления использования образцов азербайджанского народного творчества на уроках изобразительного искусства в v – IX классах'

Основные направления использования образцов азербайджанского народного творчества на уроках изобразительного искусства в v – IX классах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
изобразительное искусство / декоративно-прикладное искусство / образцы фольклора / вид и жанры / художественная деятельность / эстетические чувства / fine art / arts and crafts / folklore patterns / look and genres / artistic activity / aesthetic feelings

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Расулова Эльнара Гошгар Гызы

статья посвящена преподаванию образцов азербайджанского народного искусства в V IX классах общеобразовательных школ. Излагается художественно-эстетическое значение образцов декоративно-прикладного искусства, упомянутых на уроках изобразительного искусства и во внеклассных занятиях. Большой интерес учащихся к изобразительному искусству Азербайджана связан с типами и жанрами, отражающими древнюю историю и богатство искусства. Эти произведения искусства давно привлекают внимание искусствоведов своей оригинальной формой, точным дизайном и особенно изображенными на них узорами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF USE OF SAMPLES OF AZERBAIJANI NATIONAL CREATIVITY IN THE LESSONS OF THE FINE ART IN V - IX CLASSES

the article is devoted to the teaching of samples of Azerbaijani folk art in V-IX classes of secondary schools. The artistic and aesthetic value of the decorative and applied art samples mentioned in the lessons of fine art and in extracurricular activities is described. The great interest of students in the visual arts of Azerbaijan is associated with types and genres that reflect the ancient history and richness of art. These works of art have long attracted the attention of art historians with their original form, precise design and the patterns especially depicted on them.

Текст научной работы на тему «Основные направления использования образцов азербайджанского народного творчества на уроках изобразительного искусства в v – IX классах»

BASIC DIRECTIONS OF USE OF SAMPLES OF AZERBAIJANI NATIONAL CREATIVITY IN THE LESSONS OF THE FINE ART IN V - IX CLASSES Rasulova E.G. (Republic of Azerbaijan) Email: Rasulova567@scientifictext.ru

Rasulova Elnara Goshgar gyzy - doctoral Student in the program of PhD, DEPARTMENT OF FINE ARTS, GANJA STATE UNIVERSITY, GANJA, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article is devoted to the teaching of samples of Azerbaijani folk art in V-IX classes of secondary schools. The artistic and aesthetic value of the decorative and applied art samples mentioned in the lessons of fine art and in extracurricular activities is described. The great interest of students in the visual arts of Azerbaijan is associated with types and genres that reflect the ancient history and richness of art. These works of art have long attracted the attention of art historians with their original form, precise design and the patterns especially depicted on them. Keywords: fine art, arts and crafts, folklore patterns, look and genres, artistic activity, aesthetic feelings.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В V - IX КЛАССАХ Расулова Э.Г. (Азербайджанская Республика)

Расулова Эльнара Гошгар гызы - диссертант по программе доктора философии, кафедра изобразительного искусства, Гянджинский государственный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика

Аннотация: статья посвящена преподаванию образцов азербайджанского народного искусства в V - IX классах общеобразовательных школ. Излагается художественно-эстетическое значение образцов декоративно-прикладного искусства, упомянутых на уроках изобразительного искусства и во внеклассных занятиях. Большой интерес учащихся к изобразительному искусству Азербайджана связан с типами и жанрами, отражающими древнюю историю и богатство искусства. Эти произведения искусства давно привлекают внимание искусствоведов своей оригинальной формой, точным дизайном и особенно изображенными на них узорами.

Ключевые слова: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, образцы фольклора, вид и жанры, художественная деятельность, эстетические чувства.

Важнейшие и широко распространенные образцы азербайджанского народного искусства играют важную роль в художественно-эстетическом воспитании людей разных поколений, в том числе учащихся средних общеобразовательных школ. Такая позиция связана, прежде всего, с художественным мышлением народа, внедрением декоративно-прикладного искусства, являющегося одним из важнейших видов и жанров народного художественного мышления и искусства. Каждый день, в любое время, дома, в семье, в разных сферах жизни и в повседневной жизни, образцы народного творчества, независимо от возраста, уровня образования, радуют всех, развивают эстетические чувства и стимулируя художественную деятельность.

Одним из важных аспектов азербайджанского изобразительного искусства является большое образовательное и воспитательное значение, так как учащиеся разных возрастов

могут быть вовлечены в описательную деятельность и в развитие первоначальных творческих навыков. Наблюдения, фактические материалы показывают, что большая часть ручных изделий учащихся посвящена изображению образцов азербайджанского народного искусства, и, конечно, эти виды работ различны по видам и форме.

Ручная работа учениц, в основном посвящена художественной вышивке и образцам миниатюрных ковров. Одна из интересных вещей заключается в том, что большинство изделий ручной работы, которые наши ученицы творят с большим энтузиазмом и любовью,

- это скатерти и полотенца, которые широко распространены в повседневной жизни. В этих работах более заметны национальные узоры и орнаментальные мотивы, демонстрирующие свой интересный мир.

Ручная работа учеников также представляет интерес узорами на деревянных, фанерных, металлических досках, орнаменты и рисунки на маленьких кусочках камня. Большой интерес школьников к изобразительному искусству Азербайджана связан с типами и жанрами, отражающими древнюю историю и богатство искусства. Исследования показали, что племена, жившие на территории Азербайджана 4000 лет назад, создавали оригинальные узоры из камня, глины, металла и использовали их в жизни и быту. Эти произведения искусства давно привлекают внимание искусствоведов своей оригинальной формой, точным дизайном и особенно изображенными на них украшениями.

Эти высокие технические и художественные особенности азербайджанского искусства всегда очаровывали тех, кто их видел.

Тот факт, что наши известные искусствоведы неоднократно подчеркивают важность образцов азербайджанского народного искусства, требует определения основных направлений, по которым учащиеся могут полюбить это искусство и передать их истинный смысл. Несомненно, первое направление включает занятия в классе. Поэтому важно уделять особое внимание этому аспекту, начиная с младших классов и взять за основу основные требования программ предметных курикулумов по изобразительному искусству в V-IX классах.

Ковроткачество, художественная вышивка, гравюра на дереве /V класс/, узоры по металлу, керамика, ювелирные изделия /VI класс/ национальные костюмы, художественное плетение /VII класс/, кузнечное дело, шебеке, смешанная техника /VIII/ класс/ и особое внимание обучению других декоративных образцов искусства, делает необходимым проведение работ в этой области на визуальной и иллюстративной основе.

Не следует забывать и об одном аспекте проблемы: что имеющиеся соответствующие образцы в любом виде и жанре должны быть заранее определены, а их эстетически-эмоциональные особенности воздействия должны быть доведены до учащихся с интересными комментариями, идеями и суждениями. Второе направление работы по доведению основной сути азербайджанского народного искусства до учащихся V-IX классов

- это проведение внеклассных занятий в более интересной и широкой форме. Наблюдения показывают, что многие квалифицированные учителя-предметники, работающие в разных городах и регионах страны, ссылаются в этом направлении на интересные формы работы.

Особый интерес представляет ассоциация изобразительных искусств, студийные иллюстрации, которые считаются одной из основных областей нашей национальной культуры и которые после многих лет испытаний все еще сохраняют свое эстетическое влияние. Одна из интересных особенностей заключается в том, что получившие широкое распространение формы внеклассных работ также предоставляют учащимся более подходящие образцы для расширения своих знаний и представлений об азербайджанском фольклоре. Эта позиция связана с педагогическим и методическим обеспечением. Доктор философии по педагогике, доцент Мардан Мамедов, в своем методическом руководстве на тему: «Организация интервью об образцах декоративно-прикладного искусства в Азербайджане в общеобразовательных школах» отмечает следующее:

Наблюдения и эксперименты, которые мы проводим на протяжении многих лет в средних школах, показывают, что ученики больше интересуются искусством декоративно-прикладного искусства в Азербайджане, чем другими жанрами. В ходе

77

уроков-интервью по изобразительному искусству, которые долгое время использовались в школьной практике, особое внимание следует уделить разнообразию жанров декоративно-прикладного искусства, что является очень важным направлением азербайджанского народного искусства.

Эти идеи, имеющие большое научное и методологическое значение, по-прежнему актуальны. Поэтому учителя, работающие в общеобразовательных школах и преподающие изобразительное искусство в V-IX классах, должны использовать взгляды и идеи, изложенные в этих рекомендациях, в процессе в классно-урочном процессе, а также во время проведения внеклассных мероприятиях. Не стоит забывать, что в настоящее время посредством уроков и внеурочных мероприятий необходимо довести до учащихся основную сущность азербайджанского народного творчества по изобразительному искусству и возможности эстетического образа.

Не следует забывать об одном аспекте проблемы: азербайджанское национальное творчество, которое в большей степени ориентировано на национальные и общечеловеческие ценности, усиливает художественные и эстетические чувства и развивает деятельность учащихся как наиболее эффективное и действенное средство, создавая почву для обогащения личности ученика на основе национальных ценностей.

Список литературы /References

1. Алиева Г. Художественные ковры и вышивка Азербайджана / XIX-XX вв. Баку. Издательство «Наука», 1990.

2. «Организация интервью об образцах азербайджанского декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах». Методическая рекомендация. Баку, 1990.

3. Эфендиев Р. Азербайджанское народное творчество в музеях мира. Баку. Издательство «Свет», 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.