Научная статья на тему 'Основные направления инновационного развития Дальнего Востока России'

Основные направления инновационного развития Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсунский Борис Леонидович, Янковская Ксения Геннадьевна

В статье рассматриваются состояние, ключевые проблемы, факторы, условия, тенденции и особенности инновационной деятельности на Дальнем Востоке России, предлагаются возможные пути и направления совершенствования инновационной политики дальневосточного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корсунский Борис Леонидович, Янковская Ксения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of innovative development of the Russian Far East

The article deals with the state, main problems, factors, conditions, tendencies and peculiarities of innovative activity in the Far East of Russia. The authors offer the ways of intensifying innovative policy of the Far Eastern region.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного развития Дальнего Востока России»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ Основные направления инновационного развития Дальнего Востока России

Б.Л. Корсунский К.Г. Янковская

В статье рассматриваются состояние, ключевые проблемы, факторы, условия, тенденции и особенности инновационной деятельности на Дальнем Востоке России, предлагаются возможные пути и направления совершенствования инновационной политики дальневосточного региона.

The article deals with the state, main problems, factors, conditions, tendencies and peculiarities of innovative activity in the Far East of Russia. The authors offer the ways of intensifying innovative policy of the Far Eastern region.

■wpm-.-'- j

If

Б.А. Корсунский

Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП [3]. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фир-

К.Г. Янковская

мам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых, более эффективных, продуктов и технологий. За годы реформ системные трансформации произошли в научно-техническом потенциале России. Объем научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой резкое снижение конкурентоспособности

Корсунский Борис Леонидович - д-р экон. наук, профессор Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии ЕАО (г. Биробиджан)

Янковская Кгетгист Геннадьевна - ст. преподаватель кафедры экономики и финансов Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии ЕАО (г. Биробиджан)

национальной экономики и утрату значи- ны. Однако в силу геополитического, тельной части потенциала экономического экономико-географического положения, роста (см. табл. 1). по мере индустриализации, укрепления

Таблица 1

Внутренние затраты на исследования и разработки (в % к ВВП)

1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Германия 2,19 2,27 2,40 2,45 2,46 2,49 2,52 2,49

Россия 0,85 0,95 1,00 1,05 1,18 1,25 1,28 1Д7

США 2,51 2,62 2,66 2,74 2,76 2,65 2,68 2,69

Источник: Группа восьми в цифрах. 2006: статистический сборник / Росстат. - М:,

2006. - С. 88

Из таблицы 1 видно, что доля внутренних затрат на исследования и разработки в России имеет тенденцию к сокращению, хотя в США увеличивается.

Переход к устойчивому экономическому росту предполагает создание соответствующих макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования производственной деятельности, устранение ценовых диспропорций, а также решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного

обороноспособности страны на Востоке России, начиная со второй половины прошедшего столетия, получают развитие научно-технологические комплексы, а с середины 90-х годов начинает формироваться и научно-инновационная система дальневосточного региона.

За последние 15 лет (по сравнению со среднероссийскими показателями) на достаточно высоком уровне остается численность кадров научно-исследовательского сектора, сконцентрированных в основном в крупных городах Дальнего Востока (да-

Таблица 2

Ассигнования иа исс&едовавня и разработки из средств государственного

бюджета (млн. долларов США)

1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Германия 15782 15918 16264 16564 16876 17461 18033 18046

Россия 5977 3690 4526 4785 6005 7170 9088 9047

США 68791 73569 77637 83613 91505 103057 118065 124552

Источник: Группа восьми в цифрах. 2006: статистический сборник / Росстат. - М:,

2006. - С. 89

воспроизводства, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. Это требует соответствующей инвестиционной, структурной, промышленной, научно-технической, ценовой и других составляющих экономической политики государства (см. табл. 2).

Приведенные в таблице 2 данные убедительно подтверждают ущербность экономической политики российского государства в реформенном периоде.

Исторически инновационный потенциал формировался в России преимущественно в европейской части стра-

лее - ДВ). Если в 2005 году на 1000 человек экономически активного населения России приходилось 12,4, а на 1000 занятых в экономике - 13,6 человек, занятых исследованиями и разработками, соответственно, то на Дальнем Востоке - 11,5 и 12,8. Эти показатели гораздо выше аналогичных значений по странам СНГ, где они в 2006 г. составили, соответственно, - 10,0 и 10,5. В то же время, иная ситуация наблюдается с численностью исследователей - сегодня эти показатели ниже, чем в экономически достаточно стабильных регионах России. В

2006 г. число исследователей на Дальнем

Востоке на 1000 человек экономически активного населения и на 1000 занятых в экономике составляло, соответственно, 5,9 и 6,5 чел.

С одной стороны, структура науки на Дальнем Востоке продолжает соответствовать российским стандартам. Показатели этой структуры выглядят достаточно благополучно. Сумма долей в обшей численности исследователей государственного сектора и сектора высшего образования на Дальнем Востоке в 2006 г. составила 34,0%, что близко к такой же доле для России в целом, где она в 2004 г. была равна 33%. Это означает, что и доля предпринимательского сектора науки в регионе примерно такая же, как в России.

С другой стороны, имеет место существенный разрыв в структуре публикаций. В частности, значительная доля научных статей в изданиях общероссийского значения (63,5%) падает на физику-математику и общественные науки. Это значительно выше, чем в среднем по ДВ, где данные науки обеспечивали в сумме 18%, и больше, чем в научном сообществе России, в целом, где суммарная доля данных наук составила 27,8%. Высокая доля публикаций по физико-математическим и общественным наукам во многом является результатом низкой доли публикаций в области технических наук и биологии, которая снижается. Если в России в целом отношение доли опубликованных научных статей в области технических и биологических наук к доле статей в области физики и математики составляет 3,5-5:1, то на Дальнем Востоке это соотношение примерно равно 1:3. Низкой доле научных статей в области технических и биологических наук соответствует и низкая доля затрат в сфере исследований и разработок в этих дисциплинах. Она самая низкая среди некоторых региональных центров Дальнего Востока (например, гг. Биробиджане, Магадане, Благовещенске и Якутске).

В то же время, доля затрат региональных бюджетов на исследование и разработки, направленных на развитие производства, самая высокая среди регионов Дальневосточного федерального округа и в три раза превышает аналогичную долю затрат в ряде регионов Центральной России. Иными словами, с одной стороны, региональные бюджеты не в достаточной мере выполняют свои обязанности в социальной сфере, а с другой стороны, всеми силами

стремятся финансировать исследования и разработки в тех областях, где этим должны заниматься товаропроизводители.

К сожалению, в Дальневосточных субъектах Федерации уровень инновационной активности по сравнению со среднероссийскими показателями значительно хуже (см. табл. 3).

Если в целом по России уровень инновационной активности организаций в 2005 г. составил 9,7%, то по Дальневосточному федеральному округу - 6,2%. Из 10 субъектов Федерации Дальнего Востока только в одном Хабаровском крае, превышен среднероссийский показатель и составил 17%, а в Приморском крае, Республике Саха (Якутия), Амурской, Еврейской автономной областях он ниже среднего показателя по ДФО, в Чукотском автономном округе инновационно-активных организаций нет.

За последние годы сократилось число организаций, выполнявших исследования и разработки (см. табл. 4).

Если в 2005 г. по сравнению с 2000 г. число организаций, выполнявших исследования и разработки по РФ сократилось на 14%, ДФО - на 10%, то в Хабаровском, Приморском краях и республике Саха (Якутия) - на 17%.

Сокращается и численность персонала, занятого исследованиями и разработками (см. табл. 5). За последние четыре года, в целом по Российской Федерации, численность персонала уменьшилась на 4%. На Дальнем Востоке число исследователей сократилось в 9 из 10 субъектов Федерации.

Дальний Восток сильно отстает от промышленно развитых регионов России по отношению затрат на исследования и разработки в ВРП (см. табл. 6).

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что если внутренние текущие затраты на исследования и разработки по РФ в 2005 году к 1995 году увеличились в 18,9 раза, то по ДВ только - в 17,3 раза, а по Еврейской Автономной области (ЕАО) - лишь в 12,5 раза; на прикладные исследования затраты по РФ возросли в 17,2 раза, по ДВ

- в 19,8 раза, по ЕАО затраты не осуществлялись с 1995 года; затраты на разработки по РФ увеличились в 19,9 раза, по ДВ - в 5,5 раз, а в ЕАО таких затрат не производилось вообще.

По масштабам финансирования науки Дальний Восток за 90-е гг. «откатился» на уровень регионов со средним (по абсолют-

Таблица 3

Инновационно-активные организации

Число организаций Уровень инновационной активности, процентов

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Российская Федерация 2017 2622 2387 2498 2515 2532 2708 4,6 8,8 8,5 9,0 9,5 9,6 9,7

Дальневосточный федеральный округ 92 11В 116 124 114 102 97 2,7 6,3 6,5 7,1 6,9 6,0 6,2

Республика Саха (Якутия) 9 27 14 20 20 18 19 1,0 6,6 4,2 6,7 6,6 5,0 5,1

Приморский край 49 38 35 29 17 23 20 5,1 5,8 4,6 4,1 2,9 4,2 4,4

Хабаровский край 9 23 30 30 46 36 33 3,2 21,5 21,3 16,3 19,1 15,1 17,0

Амурская обласгь 6 6 6 7 4 4 2 1,3 3,0 5,1 5,3 2,9 2,7 1,3

Камчатская область 2 6 4 5 7 5 7 0,6 4,9 4,7 5,0 9,3 5,7 7,1

Магаданская область 4 2 5 7 3 2 4 1,7 >,з 5,1 8,5 3,6 2,5 6,2

Сахалинская область 9 12 16 21 12 12 10 4,3 7,2 7,9 10,9 7,1 6,7 6,2

Еврейская автономная область 4 1 6 4 5 2 2 7,3 2,8 19,4 10,0 11,4 4,1 3,9

Чукотский автономный округ 3 1 9,7 6,3

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006

Таблица 4

Число организаций, выполнявших исследования и разработки

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

РФ 4059 4099 4037 3906 3797 3656 3566

Дальневосточный федеральный округ 140 157 154 151 153 146 142

Республика Саха (Якутия) 19 24 24 24 23 22 20

Приморский край 52 45 45 44 44 43 42

Хабаровский край 30 34 34 34 34 32 31

Амурская область 9 16 14 14 13 13 12

Камчатская область 13 16 15 12 16 15 15

¡Магаданская область 9 8 8 8 8 7 7

Сахалинская область 6 11 11 11 11 11 12

Еврейская автономная область 1 1 1 2 2 1 1

Чукотский автономный округ 1 2 2 2 2 2 2

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб.

/ Росстат. - М., 2006

Таблица 5

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

РФ ' 1061044 887729 885568 870878 858470 839338 813207

Дальневосточный федеральный округ 13942 14184 14356 14816 14949 14673 14347

Республика Саха (Якутия) 2687 2662 2688 2727 2602 2645 2573

Приморский край 6074 6225 6284 6525 6434 6411 6471

Хабаровский край 1842 1683 1686 1803 1808 1646 1536

Амурская область 624 1013 988 978 959 946 890

камчатская область 916 993 1032 998 1407 1263 1293

Магаданская область 739 567 606 629 604 606 599

Сахалинская область 964 912 947 1032 1008 1032 865

Ёврейская автономная область 59 71 71 72 77 75 72

Чукотский автономный округ 37 58 54 52 50 49 48

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб.

/ Росстат. - М., 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной величине расходов) и даже незначительным (по доле в ВРП) научным потенциалом. Доля затрат на науку в ВРП в 2006 г в регионе составила около 1,2%, что примерно вдвое меньше среднего по России. Отметим, что если в промышленно развитых регионах основную долю расходов на исследования и разработки берет на себя промышленность, то на Дальний Восток предпринимательский сектор обеспечивает всего 8% от общих расходов на науку.

Низкий уровень изобретательского потенциала, недостаточный спрос со стороны производства на результаты научно-технической деятельности свидетельствуют о существовании серьезных внутренних проблем не только в предпринимательской среде, но и в самой науке. Проблемы инновационной, научно-технической и экономической политики заключаются в ее бессистемности. Дальний Восток, обладающий достаточно развитым научно-техническим потенциалом, по состоянию институциональных инструментов инновационного процесса, по сравнению с ведущими цен-

трами России, находится на уровне девяностых годов прошлого столетия.

В экономике Дальнего Востока (по сравнению с ведущими научными центрами страны) наблюдается низкий уровень предпринимательской активности в области инноваций. По данным на 2005 год, только 1,3% продукции, отгруженной предприятиями региона, является инновационной, по РФ этот показатель составляет 5% (см. табл.7).

По сравнению с 2000 годом объем отгруженной инновационной продукции по Российской Федерации увеличился на 0,6%, по Дальнему Востоку увеличился всего на

0,4%, однако, в двух субъектах Федерации Дальнего Востока (Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ) такая продукция не производилась: в ЕАО - с 2005 года, в Чукотском автономном округе

- начиная с 2000 года.

Основные ресурсы инновационной деятельности, выраженные абсолютными показателями инновационно-активных предприятий и объемов инновационных затрат,

Таблица 6

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ

(тысяч рублей; 1995 г. - ведя, руб.)

Всего Фундаментальные исследования Прикладные исследования Разработки

1995 2000 2005 1995 2000 2005 1995 2000 2005 1995 2000 2005

РФ, млн. руб. 11672,1 73873,3 221119,5 1829,9 9875,7 31022,9 2118,1 12117,5 36360,2 7724,0 51880,2 153736,4

Дальневосточный федеральный округ 261478 1577471 4537047 116304 734581 2606169 78885 488179 1566754 66290 354711 364124

Республика Саха (Якутия) 77195 362832 637369 37427 229709 492239 28061 47160 102255 11707 85963 42875

Приморский край 83359 607298 1866048 41494 265280 1095364 24010 316672 728583 17855 25345 42102

Хабаровский край 23075 156075 368513 8859 50542 167082 4408 40459 62328 9808 65074 139103

Амурская область 14955 54492 116112 3961 27082 85539 1723 8579 27816 9272 18831 2757

Камчатская область 21540 180498 582971 12234 56133 251857 8350 2212 297205 956 122153 33909

Магаданская область 14776 83531 440284 8412 76981 427721 3551 657 12563 2812 5892

Сахалинская область 25068 118820 461411 2438 22381 66238 8770 72440 336004 13861 24000 59169

Еврейская автономная область 673 4262 8406 641 4262 8406 12 19

Чукотский автономный округ 838 9665 55933 838 2212 11723 7453 44210

Власть и управление на Востоке России. 2008. №3 (44)

Таблица 7

Объем отгруженной инновационной продукция

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Млн. руб. В процентах от общего объема отгруженной продукции Млн. руб. В процентах от общего объема отгруженной продукции Млн. руб. В процентах от общего объема отгруженной продукции Млн. руб. В процентах от общего объема отгруженной продукции М л и . руб. В процентах от общего объема отгруженной продукции Млн. руб. В процеигах от общего объема отгруженной продукции

Российская Федерация 154682,4 4.4 183000,9 4,1 207151,1 4,2 315603,5 4,6 435122,2 5,3 545540,0 5,0

Дальневосточный федеральный округ 1527,0 0,9 1806,4 0,9 1999,0 0,9 1303,2 0,5 1568,5 0,5 4510,6 1,3

Республика Саха (Якутия) 169,9 0.3 45,7 0,1 60,3 0,1 352,3 0,4 637,2 0.6 236,1 0,2

Приморский край 392,7 1,0 185,5 0,6 402,8 1,1 164,6 0,4 117,1 0,3 2108,5 3,7

Ха&аровский край 466,2 1,4 830,7 1,4 1302,9 2,3 709,8 1,0 618,0 0,8 2090,7 3,3

Амурская область 69,4 0,9 90,0 0,9 29,0 0,2 23,1 0,1 71,3 0,4 33,8 0,1

Камчатская область 148,4 1,0 497,0 3,2 118,2 0,7 3,5 72,7 0,4 12,8 0,1

Магаданская область 115,0 1,3 17,6 0,2 11,8 0,1 4,1

Сахалинская область 165,4 1,3 154,0 1,1 38,2 0,2 31,8 0,2 48,8 0,2 24,5 0,1

Еврейская автономная область 3,5 0,2 30,0 1,7 6,4 0,3 3,5 0,2

Чукотский автономный округ

Теория и практика управления

сосредоточены в организациях частной либо смешанной (без иностранного участия) формах собственности. В то же время, организации частной формы собственности не являются лидерами и значительно уступают организациям государственной формы собственности, уровень инновационности которых в полтора раза превышает средний показатель по дальневосточному региону, а также организациям иных форм собственности, что подтверждает необходимость принятия конкретных решений, направленных на формирование в регионе эффективных собственников -развитие фондового рынка, совершенствование процедуры банкротства, активизация антимонопольной политики и т. п.

В деятельности предприятий Дальнего Востока в сфере технологических инноваций, непосредственно связанной с необходимостью проведения исследований и разработок, прослеживается тенденция снижения уровня инновационности с ростом размера предприятия. Среди организаций, приступивших за последние пять лет к производству новой продукции или усовершенствовавших прежнюю, подвергнув ее значительным технологическим улучшениям, доля инновационной продукции у крупных предприятий в три с половиной раза ниже, чем у малых организаций.

Инновационная активность предприятий Дальнего Востока зачастую не связана с активной научно-исследовательской деятельностью. В 2006 г. в структуре затрат на технологические инновации доля исследования и разработок возросла на 0,9 пункта относительно 2002 г., но при этом она была равна лишь 11,7% (по России этот показатель равен 17%) при доле затрат на приобретение машин и оборудования 29,3%.

По отношению к наукоемкости сохраняется та же закономерность, что и по отношению к инновационности: чем больше размер фирмы или организации, тем ниже наукоемкость ее продукции. У крупных предприятий она втрое ниже, чем у малых. Что же касается жизненного цикла (возраста) заменяемой продукции, то разрыв между наиболее эффективной группой -малыми предприятиями численностью 50

- 99 человек - и наименее эффективными крупными предприятиями (1000 и более человек) составляет около 7 лет. К сожалению, несмотря на такую прогрессивность малых предприятий, их предпринимательская активность низка. Так, в группе малых

организаций с численностью работников до 49 (и с 50 до 99 человек) она составила 7,1% и 6,3% - в 2006 г. при средней доле инновационно-активных предприятий по Дальнему Востоку 5,5%. Для сравнения, в промышленно развитых регионах доля малых инновационно-активных предприятий с численностью занятых от 20 - 49 человек находится в пределах от 14 до 53%.

Одним из условий осуществления инновационного процесса региона должно быть наличие основных элементов: сформированных целей и задач инновационного развития, его организации и стратегии инновационной системы, которую возможно представить схематично следующим образом (см. рис. 1).

По нашему мнению, наиболее актуальными являются следующие направления региональной политики по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности:

1. Развитие конкурентной среды на основе введения:

а) современных, соответствующих международным нормам законодательной и нормативной баз в области регулирования слияний, поглощений и кооперации конкурентов, процессов стандартизации, заключения лицензионных соглашений;

б) институциональной структуры, системы преференций, направленных на поддержание баланса интересов отечественных и зарубежных производителей.

2. Улучшение благоприятного инвестиционного климата, вовлечение в процесс инвестирования лидеров высокотехнологичного бизнеса России.

3. Рационализация условий хозяйствования на основе:

а) повышения возможностей формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной практики в отношении исполнения хозяйственных и кредитных договоров;

б) санации производственных мощностей, включения в налоговое и земельное законодательство нормативов, ориентирующих предприятия на отказ от неиспользуемых производственных площадей и оборудования;

в) создания системы технологического аудита предприятий с целью оценки их возможности осваивать и развивать свою технологическую способность.

4. Расширение зоны эффективного

Рис. 1. Структура региональной инновационной системы

собственника через совершенствование правовой основы и практики банкротства предприятий; улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка).

5. Развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента, включая:

а) инфраструктуру рынка деловых услуг, позволяющую предприятиям находить и уточнять необходимую информацию при работе в сетях;

б) содействие развитию системы научно-

консультационных и консалтинговых услуг для инновационно-активных предприятий;

в) ускорение запуска действующей при участии или содействии государства системы юридического консалтинга для участников инновационного процесса;

г) формирование рынка услуг частному сектору по обеспечению его методиками и средствами менеджмента, в том числе и инновационного;

д) создание инфраструктуры, помогающей разработке, распространению и освоению ноу-хау, менеджмента по освоению

новых технологий. главной функцией которых является подданные мероприятия должны быть на- держка уже сформировавшихся и окреп-

правлены на формирование и улучшение ших малых предприятий. На базе крупных

Таблица 8

Число использованных передовых производственных технологий

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Российская Федерация 70069 80012 93412 107015 119639 140983

Дальневосточный федеральный округ 778 1994 2454 3500 4392 5404

Республика Саха (Якутия) 116 1300 1499 1722 2012 2538

Приморский край 211 242 327 664 765 1049

Хабаровский край 410 376 539 974 1383 1561

Амурская область 13 31 41 38 97 97

Камчатская область 8 8 5 55 91 95

Сахалинская область 19 36 43 44 21 22

Еврейская автономная область 1 1 - - 23 42

Чукотский автономный округ - - - 3 - -

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб.

/ Росстат. - М., 2006

инновационного потенциала региона, который определяется, прежде всего, совокупностью таких факторов, как: культура ведения бизнеса в регионе; культура управления (государственного управления и управления бизнесом); менталитет.

Отметим, что за прошедшее пятнадцатилетие в результате действий государства появились новые институциональные структуры, позволяющие обеспечить развитие полноценной инновационной системы Дальнего Востока и его отдельных территорий. Возникла система государственных научных центров, которая позволила, в основном, сохранить костяк научно-технического потенциала в условиях переходного периода. В эту систему сегодня входят 65 организаций, в них работают более 18 тыс. человек, в том числе около 2800 докторов и около 10 тысяч кандидатов наук, действуют 16 инновационно-технологических центров,

инновационно-технологических центров создаются инновационно-промышленные комплексы, развивается сеть технопарков, действует Комсомольский-на-Амуре техноэкополис, формируются особые экономические зоны технико-внедренческого типа ИТ. д.

В то же время, в экономике Дальнего Востока наблюдается незначительный уровень привлечения и использования передовых технологий (см. табл. 8).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в каждом третьем субъекте Федерации Дальнего Востока (Амурская, Камчатская и Сахалинская области) число использованных технологий в 2005 году по отношению к предыдущему году практически не увеличилось. В то же время, в эпоху повсеместного распространения информационных технологий инновационные процессы базируются на сетевом взаимодействии фирм, компаний и организаций, произво-

дящих, распространяющих и использующих знания.

Тенденция работать в сети во всем мире усиливается год от года, к сожалению, система кооперации в регионе в целом пока не приобрела соответствующих масштабов и в значительной степени линейна

- совместные проекты являются только двухсторонними, и присутствие третьей стороны, как правило, не продуцируется. Наибольшую склонность к кооперации в регионе проявляют поставщики оборудования, материалов, компонентов, программных средств (примерно 4 проекта на одного участника), потребители продукции (3,5 проекта), научно-исследовательские организации (3,3 проекта), партнеры в составе группы, то есть внутри образованных союзов и объединений (2,3 проекта). Высшие учебные заведения занимают предпоследнее место по склонности к кооперации (1,9 проекта). В промышленных регионах России эти показатели выше, но их структура очень схожа. Отличительной чертой Дальнего Востока является то, что по склонности к кооперации его научные

организации оказываются примерно на том же месте, что и высшие учебные заведения в России, и наоборот - высшие учебные организации России занимают то же место, что и научно-исследовательские организации на Дальнем Востоке.

По нашему мнению, в перспективе технологическая и инновационная политика в регионе должна фокусироваться не на изолированных предприятиях и учреждениях, а на содействии их организации в сети и кластеры. В этих целях необходимо:

1) усиление стимулов к кооперации и создание кооперационных сетей, в т. ч. и четкой правовой регламентации движения интеллектуальной собственности;

2) развитие служб, облегчающих доступ к знаниям;

3) снятие административных барьеров и развитие стимулов для кооперации государственного сектора исследований и разработок и частного сектора.

Концепция кластеров является особо привлекательной для региональной экономики. Под кластерами нами понимается сеть независимых предприятий, науч-

Совет кластера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные

ресурсы

Наука

Инновации

Технологи». Обо ру лов ан ие.

Связанные отрасли

Внутренние поставщики

Единое логистическое окно

Производство ключевых товаров

Специальные услуги и ресурсы. Образование

Единая сетевая внутренняя информационная среда

Правительство

региона

Внешние ресурсы и контрагенты

Информационные ресурсы внешней среды

Маркетинг

Потребитель (внутренний, внешний)

Рис. 2. Общая структура регионального инновационно-внедренческого кластера

ных учреждений (включая университеты), служб, организующих взаимодействие науки и производства, поддерживающих организаций (брокеров, консалтинговых фирм) и потребителей, связанных в единую инновационно-технологическую цепочку, производящую добавленную стоимость. Общую структуру кластера, возможно, представить следующим образом (см. рис. 2).

Он объединен как географически, так и в рамках единой внутренней информационной среды, связанной с внешней. Совет кластера включает региональное руководство и связан с правительственным советом (департаментом) по бизнесу. Его задачи -чисто аналитические. Главное в структуре кластера - распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для внешней среды. Такая структура позволяет минимизировать транспортные издержки.

Региональные кластеры могут обеспечивать: аккумуляцию знаний в избранных областях; создание высокой пропускной способности путей трансфера знаний и технологий; фокусировку исследований и организацию общих технологических платформ, своеобразных полюсов роста; развитие склонности участников инновационных цепочек кластера к риску за счет смягчения последствий от возможных технологических провалов.

Одной из основных по важности задач в формировании региональной инновационной политики должен быть поиск методов выявления данных конгломеративных систем. Применение на практике разработанной методологии и обнаружение данных структур позволит сформировать программы развития кластеров в инновационной среде. При определении приоритетов развития инновационной деятельности целесообразно отталкиваться от уже складывающихся на территориях инновационных кластеров. Под инновационным кластером понимается географически локализованная совокупность инновационно-активных субъектов экономической деятельности с мотивированными и устойчивыми кооперационными отношениями, образующими непрерывную систему получения, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации рыночного продукта в отдельном отраслевом сегменте [4]. Общность кластерной инфраструктуры, благоприятные условия для обмена знаниями

и поддержки новых идей, единый рынок рабочей силы позволяют компаниям и организациям, участвующим в них, получить преимущество от локальной близости в виде повышения конкурентоспособности. При этом, генерация новых знаний, скорость коммерциализации инноваций во многом определяются эффективностью и устойчивостью кооперационных связей. Меры государственной поддержки, реализуемые в рамках формирования кластеров, главным образом должны быть ориентированы на стимулирование привлечения внебюджетных средств в развитие конкретного кластера.

Требуется развитие прямого диалога между представителями фундаментальной и прикладной наук (включая междисциплинарные взаимодействия), а также организация стабильных «мест встречи» для кооперативной деятельности (центров кооперативных исследований), призванных осуществлять урбанизированный интерфейс между государственными НИИ, высшими учебными заведениями, промышленностью и интегрировать их усилия на основе соединения совместных исследовательских команд из представителей науки и образования, правительственных структур и пользователей результатов, проводимых единой командой. Необходимы программы прямого партнерства государственного и частного секторов. Все существующие формы партнерства предполагают совместное инвестирование частным и государственным секторами в финансовой или ресурсной форме (оборудование, персонал, интеллектуальная собственность). Основной целью программ должно являться создание рынка идей для исследовательских проектов, а также вербовочной базы для партнеров в совместных предприятиях. Интерес к исследовательскому проекту в рамках программы должен возникать только в том случае, если он признан способным решить проблему, являющуюся острой для той или иной отрасли.

Важным условием зарождения современного инновационного потенциала предприятий Дальнего Востока является прохождение регионом и Россией в целом инвестиционной стадии развития, когда происходит процесс распространения и имитации зарубежных технологий. Первоочередной задачей этой стадии является возникновение у предприятий технологической способности, когда предприятия

оказываются в состоянии производить и собирать высокотехнологичную продукцию, основываясь на технологии, завезенной из-за рубежа.

К сожалению, предприятия ДВ недостаточно активно используют современные зарубежные технологии. Например, в 2006 г. из более чем 670 приобретенных новых технологий, технических достижений и программных средств зарубежных оказалось только 90, при закупке прав на патенты и лицензии из 46 зарегистрированных договоров только 4 были приобретены за пределами Российской Федерации. При целенаправленном приеме на работу квалифицированных специалистов в регионах Дальнего Востока в 2007 г. из 120 случаев такого приема только 2 соответствуют приглашению на работу специалистов из дальнего зарубежья.

Для инициирования данных процессов необходимы специальные программы и схемы, включающие, на наш взгляд, в себя: 1) обучение менеджеров и кадров инженерно-технического состава предприятий; 2) организацию инфраструктуры процессов диффузии новых технологий, включающих в себя развитие технологических центров диффузии новых технологий.

В функции этой инфраструктуры должны входить, кроме организации процессов обучения менеджеров и технологов компаний, организация сетей технической кооперации по адаптации технологий, центров информации и технической экспертизы технологий, проведение демонстрационных проектов для технологических брокеров и т. д.

Следует подчеркнуть, что на Дальнем Востоке практически отсутствует реальный рынок интеллектуальной собственности, хотя имеется значительный задел готовых результатов научно-исследовательской деятельности в виде патентов, лицензий и т. п. (см. табл. 9).

Общее количество зарегистрированных договоров на использование изобретений (лицензионных и об уступке патента на изобретение) в 2006 г. составило около 190, то есть оно было равно всего 11%. К этому стоит добавить, что в общем объеме зарегистрированных в 2006 г. договоров 52,9% составляют договоры уступки патента, значительная часть которых заключена в связи с банкротством патентообладателя. С 2000 по 2006 гг. в первую тройку лиде-

ров на ДВ в торговле промышленной собственностью устойчиво входят медицина и легкая промышленность. При лидерстве спроса на технологии здесь предложение науки является аутсайдером как по числу публикаций, так и по бюджетным затратам на исследовательские работы.

В настоящее время в дальневосточном регионе действует 19 технопарков. В частности, как правило, здесь не предусмотрено обучение по вопросам организации бизнеса и менеджмента, бухгалтерскому учету, не оказывается и содействие в поиске партнеров по бизнесу, установлении связей с научно-исследовательским и учебным секторами, не говоря уже о помощи в области зашиты интеллектуальной собственности. В основном дальневосточные инкубаторы бизнеса представляют собой площадки безопасности, ограждающие предприятия, находящиеся на них, от агрессивной внешней среды. Срок пребывания в инкубаторе не ограничен. Поэтому предприятия и пытаются отсидеться на этих площадках подольше (при международном стандарте 2-3 года они проводят здесь около десяти лет). Необходимо определение форм и регламента государственной поддержки процессов инкубации, а также создания государственными научными учреждениями и вузами дочерних фирм (спин-офф) для продвижения на рынок научно-исследовательских разработок. Требуется значительно большее внимание развитию венчурного бизнеса в регионе. В этих целях следует: четко определить механизмы участия бизнеса и государства в формировании и функционировании системы венчурного финансирования, дифференцированных в зависимости от стадий роста малых технологических фирм; разработать механизмы налоговых послаблений и других льгот для участников процессов зарождения и развития малых технологических фирм; создать в регионе биржевые площадки для технологических фирм, имеющих недолгую историю; повысить статус и усилить поддержку государственных и межкорпоративных фондов, деятельность которых направлена на развитие малых технологических фирм в регионе.

К первоочередным задачам следует, на наш взгляд, отнести развитие и поддержку дальневосточной сети центров трансфера технологий в качестве единой инфраструктуры, способной, во-первых, объединить в общих рамках основных агентов инно-

Таблица 9 гч;

_ го

Поступление патентных заявок н выдача охранных документов

2000 2004 2005

Подано заявок на выдачу патентов Выдано патентов Подано заявок на выдачу патентов Выдано патентов Подано заявок на выдачу патентов Выдано патентов

На изобретения На полезные модели На изобретения На полезные модели На изобретения На полезные модели На изобретения На полезные модели На изобретения На полезные модели На изобретения На полезные модели

РФ 23712 6511 15140 5448 22985 8648 19123 8230 23644 9082 19447 6958

ЦФО 9875 2641 6306 2272 9885 3553 7694 3421 10410 3501 8935 2719

СЗФО 2248 812 1694 689 2359 1026 1823 904 2250 1017 1797 854

ЮФО 3256 316 1284 252 2284 424 2447 420 2227 507 2031 339

ПФО 4351 974 2636 782 4140 1922 3604 1831 4436 2168 3389 1678

УФО 1544 410 891 366 1400 828 1055 792 1434 951 1057 657

СФО 2287 387 1373 293 2316 788 2044 750 2367 794 1832 616

ДФО 469 89 409 76 572 94 440 96 494 135 406 95

Власть и управление на Востоке России. 2008. №3 (44)

вационного цикла, во-вторых, управлять процессом, исходя из анализа и потребностей рынка, в-третьих, создать институциональные, прежде всего финансовые, механизмы трансфера инновационных разработок, в-четвертых, обеспечить для всей сферы инновационного производства России выход на динамично развивающиеся рынки стран АТР и СВА.

Резюмируя, отметим, что на современном этапе исторического развития инновационная деятельность регионов и хозяйствующих субъектов протекает в условиях глобализирующейся экономики и должна учитывать мировой опыт и стандарты, ориентироваться на международные рынки. Стратегическими целями инновационной деятельности выступают повышение уровня конкурентоспособности, получение прибыли и удовлетворение платежеспособного спроса. Экономическое положение субъектов Федерации Дальнего Востока весьма различно. Соответственно неодинаковы и их возможности в сфере инноваций. Поэтому регионы ДВ по-разному активны на инновационном поле. Уже поэтому, не говоря о других обстоятельствах, закономерно приобретение передовых технологий за рубежом. Превышение спроса над предложением дает хороший стимул для создания новых продуктов и технологий. Поэтому главная цель инновационной политики заключается в том, чтобы всемерно наращивать инновационный ресурс регионов на основе развития научно-технического, научно-исследовательского, образовательного потенциалов, создавая благоприятные условия для инновационной деятельности и устойчивого экономического роста региональных социально-экономических систем.

Литература и источники:

1. Бочаров, А. В. Государственная инновационная политика - формирование национальной инновационной системы / А. В. Бочаров, Ю. М. Шмелев // Инновации. -2006. ~№2.

2. Глазьев, С. Ю. Экономическая теория технического развития. - М. : Наука, 1990.

3. Денисон, Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М. : Прогресс, 1971.

4. Емельянов, С. Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра технологий / С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская // Инновации. - 2006. -N6 2.

5. Заусаев, В. К. Инновационный потенциал восточных регионов России / В. К. Заусаев, С. П. Быстрицкий, Н. Ю. Криворучко // ЭКО. ~ 2005. -№10.

6. Корсунский, Б. Л. Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт : материалы межд. научно-метод. конф. 2 марта 2007 г. - Хабаровск. - С. 263 - 277.

7. Корсунский, Б. А. Роль инноваций в современном обществе : материалы межд. научно-практ. конф. 13-14 марта

2007 г. - Петропавловск-Камчатский. - С 277 - 292.

8. Криворучко, Н. Ю. Теоретические аспекты государственного регулирования инновационной деятельности на уровне региона : материалы регион, науч-практ. конф. : Экономика. Т. 1. // Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы. - Хабаровск : Дальневост. научн. б-ка, 2003. - С. 122- 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.