Научная статья на тему 'Оценка возможности ускорения инновационного развития субъектов РФ Дальневосточного федерального округа'

Оценка возможности ускорения инновационного развития субъектов РФ Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / субъект Российской Федерации Дальневосточного федерального округа / инновационный потенциал / технологический потенциал / научно-технический потенциал / результативность исследований и разработок / типология субъектов Российской Федерации. / innovative development / the subject of the Russian Federation of the Far Eastern Federal District / innova- tive potential / technological potential / scientific and technical potential / efficiency of research and development / typology of the subject of the Russian Federation.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка возможности ускорения инновационного развития субъектов РФ Дальневосточного федерального округа»

Гудкова А. А.

к. э. н., начальник отдела НИИ РИНКЦЭ

Плиева З.Р.

к.э.н., зам директора Центра НИИ РИНКЦЭ

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ УСКОРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА1

Ключевые слова: инновационное развитие, субъект Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, инновационный потенциал, технологический потенциал, научно-технический потенциал, результативность исследований и разработок, типология субъектов Российской Федерации.

Keywords: innovative development, the subject of the Russian Federation of the Far Eastern Federal District, innovative potential, technological potential, scientific and technical potential, efficiency of research and development, typology of the subject of the Russian Federation.

Ключевым вопросом и проблемой государственной региональной политики в настоящее время является пространственная трансформация территории страны, рассматриваемая в качестве единой системы, состоящей из двух подсистем - пространственной и отраслевой. Каждая из этих подсистем является экономическим гиперагентом. Именно в таком контексте разработаны стратегии социально-экономического развития федеральных округов и входящих в их состав субъектов РФ, сочетая в себе не только принципы отраслевого планирования, но и пространственное развитие территорий.

Роль субъектов РФ в обеспечении трансформации специализаций своих территорий обусловлена тем, что именно на региональном уровне происходит капитализация всех активов территорий (человеческого капитала, природных ресурсов, хозяйственных инфраструктур и т.д.) в системах национального и глобального экономического баланса. Кроме того, процессы генерации и практического использования научно-технических достижений все в большей степени имеют ярко выраженную региональную направленность, что свидетельствует об усилении роли сферы науки и инноваций в развитии субъектов РФ.

Геоэкономическое и геополитическое положение России предопределяет специфику развития различных регионов. Для Дальнего Востока главным пространством притяжения является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), обладающий существенным технологическим и инвестиционным потенциалом. Ориентация на страны АТР делает экономику дальневосточных территорий более устойчивой. Конкурентные преимущества российского Дальнего Востока в АТР обусловлены его экономико-географическим расположением, наличием огромных запасов природных ресурсов (рудные и нерудные природные ископаемые, гидроэнергетические, лесные и другие ресурсы), а также наличием протяженного морского побережья и внешней границы, что в своей совокупности обеспечивает возможности международного сотрудничества.

Вместе с тем соседство с развитыми и развивающими странами этого региона наряду с выгодами создает проблемы, связанные с необходимостью повышения конкурентоспособности местного производства, сокращения преимущественно сырьевой специализации Дальневосточного федерального округа (ДВФО) во внешней торговле, преодоления отставания в экономическом, технологическом и инфраструктурном развитии. На решение этих проблем ориентированы органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ ДВФО, а целевой задачей является развитие территорий российского Дальнего Востока на основе инновационной модели развития.

Инновационный потенциал субъектов РФ ДВФО

Данные официальной статистики по показателям инновационного потенциала2 отражают существенные различия между субъектами РФ ДВФО по достигнутому уровню их инновационного развития. В определенной степени это является результатом исторической эволюции проводимой государственной региональной политики, при которой сформировались отрасли традиционной специализации (промышленные, сырьевые). Имеющиеся в последние годы инфраструктурные проекты связаны с созданием «коридоров» к сырьевым ресурсам Дальнего Востока, а в качестве инфраструктурного обеспечения - с формированием кластеров, технологических платформ и других объектов инно-

1 Статья подготовлена по материалам научно-исследовательской работы, выполняемой ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ в рамках государственного задания (№ 26.4430.2017/НМ) в сфере научной деятельности Минобрнауки России.

2 В качестве информации и для проведения расчетов используются данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата). - http://www.gks.ru

вационной инфраструктуры. В качестве «полюсов» роста рассматриваются созданные в ДВФО территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).

В 2012-2015 гг. доля инновационно-активных организаций ДВФО, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем количестве инновационно-активных организаций (показатель уровня инновационной активности) не превышала 10,0% (табл. 1), что, впрочем, сопоставимо со средним по РФ уровнем.

Если обратиться к ключевому индикатору, характеризующему потенциал технологической модернизации и инновационного развития экономики региона (уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации), то и здесь средний показатель по ДВФО в целом ниже среднероссийского. Акцент на анализе этого показателя обусловлен предназначением технологических инноваций, а именно тем, что они представляют собой результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности1.

В разрезе субъектов РФ ДВФО диапазон этого показателя имеет существенные колебания. Данные статистики позволяют оценить инновационное развитие в Хабаровском крае как наиболее устойчивое. Уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2012-2015 гг. был выше не только среднего значения по федеральному округу, но и РФ в целом.

На территории этого субъекта РФ находится крупная городская агломерация с развитой экономикой - город Комсомольск-на-Амуре, являющийся крупнейшим промышленным узлом с предприятиями авиастроения, судостроения, нефтепереработки, металлургического производства и др. Существенную роль в промышленном производстве Хабаровского края играет оборонно-промышленный комплекс, обладающий более совершенными технологиями. Именно эти предприятия в большей степени реализуют крупные инвестиционные проекты по созданию высокотехнологичных производств и выпуску конкурентоспособной продукции.

Однако интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг) организаций Хабаровского края в последние годы снизилась до 2,40% (в 2013 г. - 3,30%). В 2013-2015 гг. сократился удельный вес произведенных инновационных товаров, работ, услуг (до 10,8%). При этом в общем объеме продукции, произведенной организациями ДВФО в целом, доля Хабаровского края в 2015 г. увеличилась до 21,06% (к примеру, в 2014 г. 6,31%).

Период 2012-2015 г. для Приморского края характеризовался спадом инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации. Отсутствие спроса на технологические инновации способствовало снижению затрат на этот вид инноваций: с 3,72% в 2012 г. до 0,40% в 2015 г. Результатом стало сокращение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных в крае товаров, работ и услуг (с 1,7% до 0,3% соответственно). В экономике Приморского края значительное место занимают отрасли, связанные с добычей и обработкой природных ресурсов (горнодобывающая промышленность, лесная промышленность, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы), а также машиностроение (прежде всего авиастроение, судостроение и судоремонт) и пищевая промышленность (прежде всего рыбная). Значительная часть этих отраслей относится к производствам низкотехнологичного уровня.

На первый взгляд благополучная картина сложилась в трех субъектах ДВФО (Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе). В отдельные годы число организаций, внедряющих инноваций, доходило до четверти от общего числа организаций, расположенных в этих субъектов РФ. Так, в Камчатском крае удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, составил в 2012 г. 23,5%, в Чукотском автономном округе - в 2014 г. 29,2%, а в Магаданской области - 19,6%. Однако эти данные не позволяют сделать однозначный вывод о потенциале, достаточном для инновационного развития этих субъектов РФ. Напротив, информация по этим субъектам РФ, представленная в таблице 1, свидетельствует о низких результатах их инновационной деятельности.

К примеру, несмотря на повышенный спрос организаций Камчатского края на технологические инновации доля инновационных товаров была весьма незначительной (0,3-1,2%). Интенсивность затрат на технологические инновации по сравнению со средней по федеральному округу величиной была ниже от двух до четырех раз. Доля этого субъекта РФ в объеме инновационных товаров, работ и услуг по ДВФО в целом составляла менее 1,5%.

Камчатский край является одним из наименее освоенных и экономически развитых субъектов РФ ДВФО. К ведущим секторам экономики края относится рыболовство (рыбная промышленность является основной специализацией промышленности края, произведя до 20,0% валового регионального продукта), торговля, транспорт, и связь. На стадии формирования находится горнопромышленный комплекс. На добывающий сектор экономики края приходится около 5,0% краевого объема отгруженных товаров, работ, услуг.

Основу экономики Магаданской области составляют горнодобывающая (добыча золота, угля) и пищевая промышленность, а также электроэнергетика. Экономическое развитие этого субъекта РФ в первую очередь определяют организации двух горнодобывающих зон - Магаданской и Колымской. Спрос на инновации во все годы периода 2012-2015 гг. был выше среднего уровня не только по федеральному округу, но и по РФ в целом (достигая, как отмечалось ранее, 19,6%). Несмотря на этот положительный факт интенсивность затрат на технологические инновации организаций Магаданской области оставалась на низком уровне (в диапазоне 0,32-0,89%).

Основными секторами экономики Чукотского автономного округа являются промышленность (добывающие отрасли: золотодобыча, уголь, газ), строительство, транспорт и связь.

1 Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: ЦИСН, 1996.

928

Таблица 1

Инновационный потенциал субъектов РФ ДВФО

Субъект РФ Годы Удельный вес организаций, осуществляющих Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, работ и услуг субъекта РФ Доля субъекта РФ в объеме инновационных товаров, работ и услуг по ДВФО Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг субъекта РФ

технологические, организационные, маркетинговые инновации (%) технологические инновации (в %)

Республика Саха (Якутия) 2012 6,7 5,2 0,3 0,31 0,61

2013 7,9 6,8 2,9 2,53 0,93

2014 8,5 7,1 1,6 1,31 0,33

2015 7,0 6,0 0,7 2,01 0,27

Камчатский край 2012 23,5 23,5 0,5 0,05 1,35

2013 14,3 14,3 1,2 0,14 0,61

2014 12,3 11,5 1,2 0,13 0,85

2015 11,8 11,1 0,3 0,12 0,54

Приморский край 2012 11,7 10,6 1,7 1,00 3,72

2013 9,4 8,5 1,0 0,61 3,00

2014 9,3 7,7 0,3 0,17 0,66

2015 6,1 5,6 0,3 0,55 0,40

Хабаровский край 2012 13,6 12,5 3,6 1,85 2,17

2013 11,6 10,2 11,7 6,62 3,30

2014 10,5 10,2 12,5 6,31 2,48

2015 9,7 9,0 10,8 21,06 2,40

Амурская область 2012 7,8 6,8 4,2 1,50 4,00

2013 6,4 5,7 4,7 1,44 3,44

2014 6,1 5,8 4,7 1,12 3,37

2015 5,4 4,8 2,8 3,90 2,89

Магаданская область 2012 24,6 19,6 9,4 1,76 0,70

2013 24,6 19,6 10,0 1,65 0,48

2014 15,1 12,0 0,1 0,01 0,32

2015 14,3 11,4 10,7 6,38 0,89

Сахалинская область 2012 3,7 3,7 57,4 93,39 3,60

2013 3,4 2,8 57,8 86,85 3,47

2014 4,1 4,1 60,1 90,94 5,35

2015 2,6 2,6 13,9 65,84 6,63

Еврейская автономная область 2012 9,0 6,4 0,0 - 1,21

2013 6,3 5,1 0,0 - 3,02

2014 6,3 6,3 0,6 0,01 0,68

2015 5,3 5,3 1,1 0,06 0,58

Чукотский автономный округ 2012 17,9 14,3 1,2 0,14 0,14

2013 25,0 21,4 1,7 0,17 0,14

2014 29,2 29,2 0,0 0,01 0,05

2015 17,8 17,8 0,1 0,08 0,80

ДВФО 2012 10,8 9,6 22,6 100,00 2,30

2013 9,5 8,3 23,5 100,00 2,34

2014 8,9 7,9 25,0 100,00 2,55

2015 7,2 6,5 6,9 100,00 2,51

Российская Федерация 2012 10,3 9,1 8,0 - 2,52

2013 10,1 8,9 9,2 - 2,92

2014 9,9 8,8 8,7 - 2,95

2015 9,3 8,3 8,4 - 2,63

Ориентация Чукотского края на развитие добывающих отраслей и проведение геологоразведочных работ с целью эффективного освоения минерально-сырьевой базы, с одной стороны, предопределила рост инновационной активности организаций, осуществляющих инновации, но, с другой стороны, не способствовала увеличению затрат на технологические инновации. Как пример, по результатам за 2014 г. уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, составил 29,2%, а интенсивность затрат - 0,05%.

Обзор показателей инновационного потенциала Республики Саха (Якутия), Сахалинской и Амурской областей, а также Еврейской автономной области отражает низкий уровень инновационной активности организаций этих субъектов РФ ДВФО.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия) составляет до 7,0% инновационно-активных организаций, осуществляющих технологические инновации. Ведущими секторами экономики этого субъекта РФ ДВФО являются горнодобывающая промышленность (добыча алмазов и золота), топливно-энергетический комплекс, химическое производство, металлургический комплекс, транспорт и связь и др. Данные сектора экономики относятся как к произ-

водствам среднетехнологичного высокого уровня (химическое производство), так и среднетехнологичного низкого уровня (металлургический комплекс).

Интенсивность затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, произведенных организациями Республики Саха (Якутия), в период 2012-2015 гг. составляла от 0,93 до 0,27%. Кроме того отмечалась тенденция снижения доли инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг (до 0,7%).

Анализ показателей инновационного потенциала Сахалинской области показывает, что при низкой инновационной активности организаций этого субъекта РФ, осуществляющих технологические инновации (2,8-4,1%) интенсивность их затрат на технологические инновации превышает средний уровень как по ДВФО, так и по РФ в целом.

Кроме того Сахалинская область лидирует по объемам инновационных товаров, работ и услуг, произведенных всеми инновационно-активными организациями ДВФО. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме произведенных в Сахалинской области продукции, товаров, оказанных услуг составлял до 60,0% (20122014гг.). Ощутимый спад произошел в 2015 г.: величина этого показателя снизилась до 13,9%.

Особо следует отметить, в общей структуре объема инновационных товаров, работ, услуг по ДВФО в целом именно организации Сахалинской области занимали лидирующие позиции: доля этого субъекта РФ доходила до 90,0%.

В Амурской области, несмотря на недостаточный уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, интенсивность затрат на технологические инновации превышала среднюю по ДВФО величину. Основу экономики Амурской области составляют горнодобывающая промышленность (железные и титановые руды, золотодобыча, цветные металлы, алюмосиликатное сырье, бурый уголь, др.). Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг в 2012-2014 гг. составляла 4,2-4,7% с падением до 2,8% в 2015 г.

Характерно, что тенденция падения в 2015 г. величины показателя доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг отмечалась и в целом по федеральному округу. Спад составил более 15 процентных пунктов (с 25,0 до 6,9%).

Инновационная деятельность в Еврейской автономной области направлена на реализацию проектов, формирующих горнодобывающий комплекс и связанных с переработкой леса. На долю обрабатывающих производств приходится около 7,0% регионального валового продукта. Инновационная активность организаций этого субъекта РФ ДВФО составляла 5,1-6,4%. В 2014-2015 гг. резко снизилась интенсивность затрат на технологические инновации (с 3,02 до 0,58%). Доля произведенной инновационной продукции в Еврейской автономной области крайне незначительна, составив в 2015 г. в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг только 1,1%.

Технологический потенциал субъектов РФ ДВФО

Важным фактором, влияющим на инновационную деятельность, а также определяющим технологичность экономической системы субъекта РФ, является наличие разработанных передовых производственных технологий и использование передовых производственных технологий.

Доля субъектов РФ ДВФО в общей структуре разработанных передовых производственных технологий в целом по РФ весьма незначительна, составив в среднем за период 2012-2015 гг. 1,9%. Несколько выше доля ДВФО в общероссийской структуре используемых передовых производственных технологий (3,3%) (табл. 2).

Таблица 2

Разработанные и используемые передовые производственные технологии

Субъекты РФ Число разработанных передовых производственных технологий, % Число используемых передовых производственных технологий, %

2012 г. 201 г.3 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Республика Саха (Якутия) 2 2 2 1 880 867 600 704

Камчатский край 1 3 - - 129 158 206 312

Приморский край 11 - 4 5 1204 1311 1269 1190

Хабаровский край 1 6 10 12 2144 2656 2595 2571

Амурская область - - - - 342 540 639 668

Магаданская область 7 6 2 - 513 607 483 617

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сахалинская область 3 - 15 6 478 517 627/ 723

Еврейская автономная область - - - - 120 145 145 158

Чукотский автономный округ - - 2 2 - - 392 402

ДВФО всего 25 17 35 26 5810 6801 6956 7345

РФ всего 1323 1429 1409 1398 191 372 193 830 204 546 218 018

В период 2012-2015 гг. наиболее благополучная ситуация отмечалась в Хабаровском крае. Из общего количества передовых производственных технологий, разработанных организациями ДВФО (103 технологии), около трети (28,2%) приходилось на организации Хабаровского края, а в структуре распределения используемых передовых производственных технологий в целом по ДВФО - 37,0%. Рост количества разработанных передовых технологий в этом субъекте РФ отражает стабильность его технологического потенциала.

Вторым субъектом РФ в ДВФО по лидерству в области разработки передовых технологий являлась Сахалинская область. За 2012-2015 гг. организациями области создано 24 технологии (23,3% от общего количества технологий, разработанных в федеральном округе за этот период). Почти в полтора раза возросло количество используемых передовых производственных технологий (с 478 ед. в 2012 г. до 723 ед. в 2015 г.).

В Приморском крае, на долю которого приходилось 19,4% от общего количества разработанных в федеральном округе передовых производственных технологий, отмечался ощутимый спад активности в этой области деятельности (в 2,2 раза). При этом количество используемых передовых производственных технологий сократилось только на 1,2%.

Из субъектов РФ ДВФО, имеющих низкую активность в разработке передовых производственных технологий и их использовании, выделяются Камчатский край и Чукотский автономный округ.

Научно-технический потенциал субъектов РФ ДВФО

В 2015 г. сеть научных организаций ДВФО объединяла 180 различных типов организаций, выполняющих исследования и разработки (ИиР) (табл. 3), что составило 5,5% от общего числа научных организаций в целом по РФ. Основной научно-технический потенциал сосредоточен в Приморском и Хабаровском краях и Республике Саха (Якутия). На эти три субъекта РФ приходилось 65,0% организаций, выполняющих ИиР, и 76,5% численности персонала, выполняющего ИиР, федерального округа.

При этом в структурах организаций и кадрового потенциала научно-технической сферы ДВФО доля организаций Приморского края составляла 28,1%, кадрового потенциала -41,1%, Хабаровского края - 23,3% и 15,7%, Республики Саха (Якутия) - 12,8% и 17,3% соответственно.

Средний размер одной организации Приморского края, выполняющей ИиР, в 2,4 раза больше, чем у другого лидера - Хабаровского края (в 2015 г. 114 и 47 человек соответственно).

Устойчивым трендом являлось увеличение численности персонала, занятого ИиР, в Хабаровском крае (в 2015 г. по сравнению с 2012 г. рост составил 26,7%), в Приморском крае (на 6,0%) и Сахалинской области (на 7,4%). При этом сократилась численность персонала, занятого ИиР, в Республике Саха (Якутия) (на 5,4%), Камчатском крае (на 3,6%). Наиболее существенным был отток научных кадров в Амурской области (на 19,7%).

Распределение персонала по категориям показывает, что удельный вес исследователей (ключевая категория персонала) в общей численности персонала, занятого ИиР, по ДВФО в среднем составил 51,0%.

Наилучшим образом пропорции кадрового потенциала складывались в научно-технических организациях Хабаровского края: доля исследователей в общей численности персонала, занятого ИиР, составляла от 60,1% (2012 г.) до 65,7% (2015 г.).

Во всех субъектах РФ ДВФО за исключением Республики Саха (Якутия) наблюдался рост численности исследователей. К примеру, в научно-технических организациях, расположенных в Камчатском крае, их удельный вес увеличился с 44,1 до 57,5%, Сахалинской области - с 42,0 до 51,8%.

Важным индикатором, характеризующим научно-технический потенциал региона, является наличие высококвалифицированных кадров. Практически во всех субъектах РФ федерального округа (за исключением Сахалинской области и Чукотского автономного округа) более половины исследователей имеют ученые степени, что можно считать положительным фактом, позволяющим обеспечивать устойчивость сферы науки и инноваций.

Результативность исследований и разработок

Одним из индикаторов, отражающих результативность ИиР, является число поданных и выданных патентных заявок на изобретения и полезные модели. Результаты научно-технической деятельности, оцениваемые по числу поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели, показали, что лидерство занимают Приморский и Хабаровский края. Их доля в общем числе поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели по федеральному округу в целом составила 32,5 и 29,3% соответственно (табл. 3).

Аналогичная ситуация по этим субъектам РФ складывалась и по числу выданных патентных заявок. За 20122015 гг. в общей структуре выданных патентных заявок на изобретения и полезные модели по федеральному округу в целом 35,0% составляла доля Приморского края и 31,1% - Хабаровского края.

Среди других субъектов РФ ДВФО можно выделить регионы с умеренной изобретательской активностью (в диапазоне 12,5-17,0%): Амурская область (доля области в структуре числа поданных за 2012-2015 гг. патентных заявок составила 16,3%, выданных - 16,6%), Республика Саха (Якутия) (13,5 и 12,5% соответственно).

Крайне низкие показатели изобретательной активности отмечались в Магаданской области (1,3 и 1,0%), Сахалинской области (1,3 и 0,9%) и Еврейской автономной области (1,2 и 0,6% соответственно).

Результаты представленного выше анализа основных показателей инновационного, технологического и научно-технического потенциалов отражают различный уровень состояния и развития субъектов РФ ДВФО в сфере науки и инноваций.

Общая оценка состояния потенциала субъектов РФ ДВФО

Анализ инновационного, технологического и научно-технического потенциалов, развитости инновационной инфраструктуры, наличия нормативно-правового обеспечения отражает разную степень готовности субъектов РФ к формированию инновационной модели развития.

Проведение группировки субъектов РФ по типам (типологизация) позволяет выявить группы субъектов РФ с идентичными характеристиками и оценить не только достигнутый уровень инновационного развития, но и перспективы.

В основу предлагаемой ниже группировки положен подход к типологизации субъектов РФ на основе значения комплексного индикатора, разработанный в ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Алгоритм осуществления типологизации субъектов РФ изложен в работе1. На основе расчетов стандартных индексов и базовых индикаторов (с учетом оценки степени симметричности распределения данных по каждому из применяемых показателей) выделены четыре типа субъектов РФ:

1 тип - с высоким уровнем инновационного развития;

2 тип - с наличием потенциала для инновационного развития;

3 тип - с наличием потенциала для инновационного развития, но используемым его недостаточно эффективно;

4 тип - с низким уровнем инновационного развития.

Таблица 3

Научно-технический потенциал субъектов Российской Федерации ДФО

Показатели Годы Республика Саха (Якутия) Камчатский край Приморский край Хабаров-ский край Амурская область Магаданская область Сахалинская область Еврейская автономная область Чукотский автономный округ ДФО всего

Организации, выполняющие исследования и разработки (ИиР) 2012 24 15 49 41 16 7 16 2 1 171

2013 24 15 48 41 18 7 17 3 1 174

2014 24 15 47 38 17 8 18 2 1 170

2015 23 17 51 43 17 8 17 2 2 180

Численность персонала, занятого ИиР, чел. 2012 2378 1175 5482 1612 862 565 827 307 19 13 227

2013 2314 1136 5727 1599 1073 559 850 234

2014 2315 1240 5427 1701 717 798 850 13 204

2015 2250 1133 5809 2043 692 636 888 24

Численность исследователей, чел. 2012 1252 518 2629 996 457 241 347 202 11 6653

2013 1254 520 2630 961 693 234 357 203

2014 1304 629 2399 1058 367 355 391 6701

2015 1183 652 2871 1342 367 353 460 14

Численность исследователей с учеными степенями, чел 2012 735 212 1692 433 243 121 103 127 2 3668

2013 731 195 1664 452 433 118 123 133

2014 785 273 1568 530 203 216 129 3854

2015 691 285 1815 761 192 212 122 4

Исследователи в общей численности персонала, занятого ИиР, % 2012 52,6 44,1 48,0 61,7 53,0 42,7 42,0 65,8 57,9 50,3

2013 54,2 45,8 45,9 60,1 64,6 41,9 42,0 86,8

2014 56,3 50,7 44,2 62,2 51,2 44,5 46,0 50,7

2015 52,6 57,5 49,4 65,7 53,0 54,1 51,8 58,3

Исследователи в общей численности исследователей, % 2012 58,7 40,9 64,4 43,5 53,2 50,2 29,7 62,9 18,2 55,1

2013 58,3 37,5 63,3 47,0 62,5 50,4 34,5 65,5

2014 60,2 43,4 65,4 50,1 55,3 60,8 33,0 57,5

2015 58,4 43,7 63,2 56,7 52,3 60,1 31,2 28,6

Число поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели 2012 102 18 298 286 120 10 11 3 - 848

2013 145 24 287 252 159 9 9 6 - 891

2014 122 108 282 252 127 9 6 13 - 919

2015 106 10 279 249 167 16 19 21 - 867

Число выданных патентов на изобретения и полезные модели 2012 90 12 268 236 82 6 6 2 - 702

2013 75 22 244 231 116 3 7 1 - 699

2014 102 13 243 218 129 8 6 1 - 720

2015 98 23 270 225 160 12 6 14 - 808

Информация, приведенная в табл. 4, отражает положение субъектов РФ ДВФО в предложенной типологии регионов за период 2012-2015 гг.

Устойчивые позиции занимают Приморский край и Сахалинская область, которые согласно методике ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, отнесены к типу регионов, потенциал которых позволяет обеспечивать инновационное развитие (2 тип).

Большинство субъектов РФ федерального округа, несмотря на наличие потенциала для инновационного развития использует его недостаточно. К таким субъектам относится и Приморский край, в котором сосредоточена значительная часть научно-технического потенциала федерального округа.

Позиции Магаданской области, отнесенной в 2012-2013 гг. к типу субъектов РФ с наличием потенциала для инновационного развития (2 тип), в последующие два года снизились. Это является отражением недостаточности использования в этом субъекте РФ имеющегося потенциала.

Низкий уровень инновационного развития отмечен в Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.

1 Гудкова А.А., Ольшевский Д.В. Методологические подходы к оценке инновационного развития субъектов Российской Федерации // Инноватика и экспертиза. Научные труды. Вып. 2 (17). - М., 2016.

Таблица 4

Положение субъектов РФ ДВФО в типологии регионов по уровню инновационного развития

в 2012-2015 гг.

Субъект РФ Тип субъекта РФ

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Республика Саха (Якутия) 3 3 3 3

Камчатский край 3 3 3 3

Приморский край 3 3 3 3

Хабаровский край 3 2 2 2

Амурская область 3 3 3 3

Магаданская область 2 2 3 3

Сахалинская область 2 2 1 2

Еврейская автономная область 4 4 4 4

Чукотский автономный округ 4 4 4 3

Заключение

Результаты анализа потенциала и результативности исследований и разработок позволяют определить направления корректировки инновационного пространства каждого субъекта Российской Федерации ДВФО с учетом имеющихся резервов ускорения инновационного развития, а также государственной поддержки развития отдельных территорий. Поддержка со стороны государства включает преференции для территорий опережающего социально-экономического развития (административную поддержку, льготы по налогам, взносам и ставкам, либерализацию таможенных процедур). Важным условием повышения инновационной активности субъектов Российской Федерации ДВФО является создание разветвленной инновационной инфраструктуры, включая формирование межрегиональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.