----------------------------------------------- © Д. П. Тибилов, 2005
УДК 65.011.12 Д.П. Тибилов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
У7Т стественные монополии относятся к
-А-/ отраслям, в которых конкуренция невозможна или неэффективна в принципе по технологическим и иным условиям. К ним относятся отрасли общественного пользования, продукцией которых пользуются практически все, а потребителей следует защищать от дискриминации и монопольно высоких цен.
К ним относятся: электроэнергетика, газовое и частично нефтяное хозяйство, ж/д транспорт, водоснабжение, телекоммуникации (коммуникации) и т.д.
В настоящее время основными естественными монополиями, а это РАО ЕЭС, Газпром, МПС производится 10% ВВП, они обеспечивают 25 % общего дохода государства.
Сферы деятельности, подпадающие под регулирование Законом РФ "О естественных монополиях":
1. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2. Транспортировка газа по трубопроводам;
3. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
4. Железнодорожные перевозки;
5. Услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
6. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Зависимость между ростом тарифом тарифов естественных монополий и ростом инфляции следующая: превышение темпов роста тарифов над инфляцией в пределах 10% не увеличивает инфляцию.
Основные методы государственного регулирования естественных монополий:
• ценовое регулирование - осуществляется путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня (предельного уровня рентабельности);
• определение подлежащих обязательному обслуживанию потребителей или (и) установление min уровня их обеспечения с учетом защиты из прав и законных интересов.
Механизм управления естественными монополиями
На рынке антимонопольного регулирования особняком стоят естественные монополии, т.е. предприятия, которые в силу технологических особенностей производства или оказания услуг не могут иметь конкурентов. Естественная монополия, по определению американских экономистов, — это отрасль, в которой долгосрочные суммарные производственные издержки минимальны в том случае, если одна фирма обслуживает весь рынок. Правительство защищает монополиста в такой отрасли, но при этом старается ограничивать концентрацию монопольной власти, контролировать цену выпускаемой продукции. На Западе применяется несколько методов контроля цен. Метод предельных издержек заключается в том, что устанавливаемая монополистом цена равна его предельным издержкам. При методе средних издержек вся прибыль монополиста, за исключением нормативной, изымается, и в этом случае цена равна средним издержкам. При установлении потолка цен опасность заключается в появлении дефицита продукции.
Согласно российскому Закону «О естественных монополиях», принятому в 1995 г., регулирование естественных монополий включает контроль над ценообразованием и определенными хозяйственными решениями владельцев естественных монополий. Специальные органы управления устанавливают цены на продукцию монополий и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свой товар. Слабость этого закона в отсутствии доста-
точно четких рекомендаций по механизму ценообразования на продукцию естественных монополий. Он содержит лишь декларативные принципы, типа покрытия издержек, исключения специальных привилегий для различных групп потребителей. Если же правительство будет устанавливать тарифы для социально незащищенных групп, то резко возрастут расходы из бюджета на покрытие данных издержек.
Заложенные в этом законе методы близки к принципу средних издержек, а на практике с середины 90-х годов в РФ применяется перекрестный механизм субсидирования. В этом случае одни потребители продукции получают ее по более низким ценам за счет других, которые фактически несут дополнительные расходы. Наиболее ярко это видно на примере предприятий топливноэнергетического комплекса, которым субсидируют льготные тарифы для населения, малого бизнеса, а также для отраслей сельского хозяйства. Перекрестное финансирование ведет к замедлению развития конкурентной способности российской промышленности. Цена продукции естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей. В России естественные монополии фактически осуществляют многие функции социальной политики, внося еще большую неразбериху в данную сферу: дотации распределяются не по нуждаемости, а по объему потребляемых услуг — наиболее благополучные слои получают больше, к примеру тепло- и электроэнергии, чем наименее защищенные, и происходит это за счет государства [1].
В РФ к деятельности естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги государственной электрической и почтовой связи. В силу экономических особенностей формирования у большинства предприятий этих отраслей нет конкурентов. Повышение цены (тарифов) простыми монополиями на свою продукцию (услуги) в конкретном регионе выше допустимого уровня вызвало бы появление на данном рынке другого предприятия, выступающего потенциальным конкурентом с по-
ниженной ценой. Появление конкуренции для субъектов естественных монополий затруднено из-за потребности в больших первоначальных затратах и длительного подготовительного периода перед выпуском продукции. Трудно представить возникновение в любом городе нового предприятия-конкурента, занимающегося транспортировкой тепловой энергии для снабжения населения и организаций. Также невозможно предположить, что возникнет на рынке компания-конкурент для фирмы, занимающейся транспортировкой нефти и газа, которая будет за меньшую стоимость перебрасывать сырье, и т.п.
В настоящее время Правительство РФ имеет такие структуры по регулированию антимонопольной политики, включая деятельность естественных монополий, как:
• Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с вертикальной управленческой ветвью, охватывающей все субъекты Российской Федерации;
• Федеральная энергетическая комиссия РФ и ее структуры на уровне субъектов федерации, большая часть ее деятельности связана с нормотворчеством.
В связи с обширной территорией немалое значение для России имеет регулирование тарифов на транспортные услуги, а также на электро- и теплоэнергию. В конце 80-х годов транспортная составляющая в себестоимости промышленной продукции была в размере 5—7 %. После того как началось коренное реформирование экономики, к началу 2001 г. этот уровень поднялся до 15—18 %, а в некоторых случаях — до 20 % и выше. То, что правительство фактически не занималось регулированием цен на продукцию и услуги естественных монополий, явилось одним из мощных факторов, приведших к разрыву единого экономического пространства страны и потере для многих предприятий, прежде всего размещенных за Уралом, внутреннего рынка. Большие транспортные издержки сделали невыгодными поставки многих видов продукции из Сибири в центр, на Северный Кавказ, Дальний Восток и в другие районы.
Только с конца 90-х годов правительство стало предпринимать попытки по регулированию выпуска продукции и оказанию услуг естественными монополиями. В большей
части этот механизм носил административный характер и заключался в том, что два раза в год правительство принимало специальные постановления, в которых устанавливался коэффициент роста индекса цен на их продукцию, отстающий от общего индекса роста цен в стране, т.е. рост индекса цен на продукцию естественных монополий должен был составлять 0,7—0,8 от общего роста индекса цен. Таким об разом правительство пыталось понизить уровень издержек естественных монополий в ценах всей продукции за определенный период. Кризис 1998 г. нарушил сложившееся хрупкое равновесие, и многие предприятия-монополисты, относящиеся к естественным монополиям, стали превращаться в убыточные производства, например отдельные виды железнодорожных перевозок. В целях сдерживания инфляционных процессов правительство России своим постановлением от 3 марта 1999 г. № 253 «О мерах, исключающих необоснованный рост затрат и цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в 1999 г.» потребовало, чтобы отпускаемая продукция имела прирост цен и тарифов не выше прироста цен производителей российской промышленной продукции.
Принимаемые в настоящее время в России меры регулирования деятельности естественных монополий в области цен и тарифов являются краткосрочными и имеют жесткое административное начало. Международные финансовые организации часто видят выход из сложившейся в России ситуации в демонополизации крупных товаропроизводителей типа ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», РАО «ЕЭС России», ОАО «Рос-связь» и др. Некоторые мероприятия в этом направлении уже проведены. Например, МПС передает на баланс местных властей все больше и больше своего ведомственного жилья, больниц, детских садов, т.е. отказывается от социальной сферы, чтобы сосредоточиться на производственной деятельности.
В случае, если произойдут быстрое разгосударствление и приватизация естественных монополий, страна может оказаться в экономическом проигрыше. Так, ОАО «Газпром» в декабре 1998 г. продало 2,5 % своих акций немецкому концерну «Рургаз» для того, чтобы правительство получило средства для погашения задолженности перед пенсионерами. В силу того что российский фондо-
вый рынок практически парализован, то цены на эти акции были установлены произвольно, и если сравнивать стоимость акций «Газпрома» и сопоставимого с ним по производству конечной продукции транснационального концерна «Шелл», то оказывается, что стоимость ценных бумаг российской фирмы занижена примерно в 100 раз. Недостаточная развитость фондового рынка позволяет иностранным компаниям за низкую цену приобретать значительные доли крупных национальных монополий, и российский бюджет постоянно теряет потенциально возможные доходы.
Видимо, естественные монополии, как и крупные предприятия базовых отраслей федерального хозяйства, должны находиться в руках государства, чтобы иметь возможность осуществлять реальную независимую экономическую, промышленную и транспортную политику. Перед российским правительством стоит задача найти не административный, а экономический механизм по регулированию цен на продукцию предприятий-
монополистов. Пока этого нет, и нельзя ради самой идеи совершенной конкуренции разрушать производственный потенциал. Необходимо подчинять процессы разгосударствления, приватизации и антимонопольного регулирования достижению глобальных экономических и социальных целей — экономического роста страны и повышения благосостояния населения, а не целям создания класса собственников и наделения их политической властью.
Основные направления структурной реформы естественных монополий
I. РАО ЕЭС. Российское открытое акцио-
нерное общество Единые Энергетические Системы. Утверждено в августе 1992г. Государство является главным акционеров ~52% акций. Проблема перекрестного субсидирования: поддержание заниженных тарифов
для населения за счет завышенных тарифов для промышленных потребителей.
Структура рынка электроэнергии: из общей выработки электроэнергии, которая в 2002 г. составила 889 млрд кВт.час., 65 % (583 млрд кВт.час) вырабатывается на ТЭС, 18 % (164 млрд кВт.час.) на АЭС, 16 % (142 млрд кВт.час) ГЭС.
II. РАО ГАЗПРОМ. Акции государства составляют 40 %, 35 % акций находятся у самого Газпрома. К естественным монополи-
ям относятся только газопроводы. Более 50 % всех активов компании приходится на транспортную систему.
Задачи: выделение добывающих, транспортных и сбытовых предприятий, т.е. разделение монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности. На долю Газпрома приходится 87 % добычи природного газа.
III. ОАО «РЖД». Целиком государственная компания. Доля РЖД в железнодорож-
ном транспорте составляет 80 % грузооборота и более 40 % оборота пассажирского транспорта.
Государственные задачи: снижение затрат на ж/д перевозки, особенно грузовые, т.к. это фактор конкурентоспособности.
Для ж/д характерно также перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.
--------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Албегова ИМ., Емцов Р.Г., Холопов А,В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. — М.: ДИС, 1998. — С. 271—274.
Коротко об авторах
Тибилов Д.П. - кандидат экономических наук, кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.
----------------------------------------------------------------------- НОВИНКИ
ИЗДАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Королева В.Н. Извлечение и утилизация шахтного метана. — 286 с.
КВЫ 5-7418-0322-9
Рассмотрены факторы, влияющие на повышение эффективности извлечения метана из угленосной толщи. Дано обоснование выбора комплексонов в качестве жидкостей-растворителей минеральной составляющей угля и связующего цемента пород при гидрорасчленении угленосной толщи. Приведены результаты исследований коллекторских, прочностных и деформационных свойств углей и вмещающих пород, обработанных водными растворами комплексонов, а также научное обоснование и оценка возможности утилизации шахтного метана на основе газогидратных процессов. Разработаны технологические схемы по утилизации шахтного метана из дегазационных метановоздушных смесей газогидратным способом и по извлечению метана из вентиляционной струи шахты на основе сорбционных и кристаллизационных процессов.
Для инженерно-технических работников топливно-энергетического комплекса, специалистов научно-исследовательских и проектных организаций угольной и газовой промышленности.
Табл. 73, ил. 84, список лит. 137 назв.
УДК 622.232: 622.272