Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________
СмбАК
www.sibac.info
СЕКЦИЯ 14.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ
Боголиб Татьяна Максимовна
профессор, д-р экон. наук, декан финансово-экономического факультета, Государственное высшее учебное заведение «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», Украина, г. Переяслав-Хмельницкий E-mail: [email protected]
THE MAIN DIRECTIONS OF STATE POLICY IN UKRAINE
Tctiana Bogolib
professor, doctor of economic Sciences, Dean of the faculty of State higher educational institution, “Pereyaslav-Khmelnytskiy SPU named after Grygiriy Skovoroda ”, Ukraine, Pereyaslav-Khmelnytskiy
АННОТАЦИЯ
Проанализированы основные направления государственной региональной политики в Украине. Определены причины
диспропорций регионального развития. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты Украины, регулирующие региональное развитие. Предложены эффективные организационно-экономические механизмы развития регионов Украины.
ABSTRACT
Basic directions of public regional policy are analysed in Ukraine. Reasons of disproportions of regional development are certain. The basic normatively-legal acts of Ukraine, regulative regional development, are
187
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _____________________________№ 12 (54), 2015 г
considered. The effective organizationally-economic mechanisms of development of regions of Ukraine are offered.
Ключевые слова: диспропорции; регионы; децентрализация; община; экономический кризис; депрессивное состояние.
Keywords: disproportions; regions; decentralization; community; economic crisis; depression.
Экономический кризис, военный конфликт на Востоке Украины оказал влияние на деятельность регионов Украины, усугубил их экономическое состояние, привел к значительному сокращению доходных источников местных бюджетов, вместе с этим стал толчком начала децентрализации местного самоуправления.
«Сильные регионы - сильное государство» известное изречение актуально для каждого государства и прежде всего для Украины в современных условиях.
Для Украины характерны значительные диспропорции развития регионов, которые сложились за годы независимости.
Диспропорции развития отрицательно сказались на уровне экономического развития регионов, уровне и качестве жизни населения, занятости населения, демографической ситуации, развитии производственного, человеческого и финансового потенциалов.
Разница развития регионов: в 12 раз - инвестиции, ВРП - 7,8 раз, доходы на душу населения - в 5 раз. Дотации выравнивания сформировали пассивное поведение регионов. Например, до внедрения системы выравнивания (2002 год) Харьковская область имела 140 % обеспеченности, а после выравнивания - 92 % [5].
Можно выделить: высокоразвитые регионы (7 областей),
среднеразвитые регионы (6 областей), депрессивные территории (9 областей), регионы, где проходят военные действия (2 области).
Мы выделим основные факторы влияющие на депрессивное состояние регионов:
• исторический фактор (упадок основных сфер, демографи-
ческий кризис) - 23 %; отдаленность от больших населенных пунктов и путей сообщения - 15 %; неэффективность региональной политики центральных органов власти - 19 %, объемный удельный вес
сельского хозяйства в структуре экономики - 20 %, неэффективность региональных и местных органов власти - 23 % [1, c. 15].
Основные факторы влияющие на дифференциацию развития регионов:
• падение валового регионального продукта;
0.6АК
www.sjbac.info
188
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________
СмбАК
www.sibac.info
• рост безработицы;
• увеличение миграции;
• падение промышленного производства;
• инфляция;
• девальвация гривны;
• финансовая рецессия.
Высокоразвитые регионы - это регионы, где развита промышленность, экспортоориентированные отрасли; депрессивные территории - это аграрные регионы. Мелкохозяйственные фермерские хозяйства не смогли стать основой экономического развития регионов. В 2014 году падение промышленного производства в Украине составило 20 %, падение ВВП - 7,6 %, а рост производства агропромышленного комплекса - 12,6 %, но это не позволило выйти на уровень 1990-го года [5]. Четвертая группа регионов - регионы, где проходят военные действия.
В результате военных действий по данным ОБЭСЕ в зоне АТО погибло 8 тыс. военных и гражданских лиц, падение промышленного производства в Донецкой обл. составляет 31,5 %, в Луганской области - 42 %, торговый баланс сократился в 2014 г. на 20 %, в 2015 г. - на 24,5 % [5].
Диспропорции развития регионов четко проявились в конце 2012 начале 2013 года, когда в Украине начал углубляться экономический кризис. В конце года на экономический кризис наложился политический кризис, что значительно ухудшило ситуацию в регионах.
Проблемы экономического, политического, социального характера, усиление центральной власти были одной из причин военного конфликта на Востоке.
Но в этом есть и положительный момент. Экономический и политический кризисы способствовали началу активного процесса законодательного урегулирования основных проблем развития регионов Украины. Разработано и принято основные направления реформирования местного самоуправления. Фактически в Украине начался процесс изменения административно-территориального устройства - регион - район - община. Регион является объединением нескольких областей, район нескольких районов, община нескольких сел. Община является основой регионального развития. Что являет собой община?! Община избирает главу, исполнительный совет, община формирует бюджет. Согласно изменениям в Бюджетный и Налоговый Кодексы Украины определены 2 местные налоги (на недвижимость и единый налог и два сбора: за парковку транспорта и туристический) и отчисления из 8 государственных налогов.
189
Экономика и современный менеджмент: теория и практика ____________________________№ 12 (54), 2015 г
Бюджеты формируются снизу вверх, введены образовательная и медицинская субвенции. В 2015 году эти изменения дали местным общинам дополнительно 45 млрд. грн., общины впервые за годы независимости смогли сформировать бюджеты развития [5]. В этом году активно проводился ремонт дорог, объектов социальной сферы. За годы независимости это было впервые.
Община будет иметь свою школу, детский сад, медицинское учреждение, дом культуры.
Можно по-разному относиться к этим изменениям, но жители общины сами могут решать вопросы социально-экономического развития. Это главное достижение начатой реформы.
Вторым важным шагом усиления роли регионов является принятие Закона Украины «Об основах государственной региональной политики» [3]. В Законе впервые определено понятие региона и регионального развития, макрорегиона и микрорегиона, определена цель государственной региональной политики, которая состоит в создании условий для динамического сбалансированного развития Украины и ее регионов, обеспечения их социального и экономического единства, повышения уровня жизни населения, соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина.
В Законе определены приоритеты государственной региональной политики, среди которых важное место занимает уменьшение территориальной дифференциации.
В развитии регионов главную роль играют инвестиции. В Украине произошел отток инвестиций по известным причинам. Инвестиционная деятельность регионов должна развиваться в двух направлениях - использование внутренних резервов, о чем уже шла речь, и внешних резервов. Внешние резервы - помощь международных финансовых институций не является полезной для стран с транзитивными и переходными экономиками. Международные финансовые институции диктуют свои условия, и в большинстве случаев, это не решает социальные проблемы, а еще больше их усугубляет.
Именно так произошло в Украине. Поэтому, в странах с транзитивной и переходной экономиками необходимо ориентироваться больше на частный капитал внутренний и внешний и государственно-частное партнерство.
Значительное внимание уделено инвестиционной деятельности регионов. Сегодня важно инвестировать промышленное производство, необходимо проводить новую индустриализацию, технически
0.6АК
www.sjbac.info
190
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________
СмбАК
www.sibac.info
переоснащать фабрики, заводы, строить новые. Меньше нужно рассчитывать на помощь международных финансовых институций. В Украине есть деньги - в населения более 150 млрд. дол. На депозитах и 100 млрд. на руках; отток капитала в 2014-2015 годах с Украины составил 374 млрд. долларов [5]. Привлечение внутренних частных инвестиций в развитие регионов сложный вопрос. За последние два года Украину часто посещает известный финансист, миллиардер Джон Сорос. Он неоднократно выступал в Верховной Раде на Экономических и Инвестиционных форумах, где не раз предлагал сам на 1 млрд. дол. инвестировать агропромышленный комплекс Украины при условии участия в этом проекте украинских миллиардеров, но Сорос не получил поддержки. Согласно рейтинга журнала Форбс, в Украине 33 миллиардера. За два последние годы часть из них в 2-3 раза увеличили свое состояние. Ведь всем известно, что война помогает накапливать огромные состояния.
В Законе определены основные источники финансового обеспечения государственной региональной политики речь идет о частном капитале, осуществлении государственно-частного
партнерства.
Третье направление государственной региональной политики -усиление роли сельских территорий.
23 сентября 2015 года была утверждена «Концепция развития сельских территорий» [4].
Во-первых, в Концепции речь идет о необходимости соответствия агропромышленного сектора стандартам ЕС.
Во-вторых, определены три варианта развития сельских территорий.
Первый вариант - усиление коммерциализации сельскохозяйственного производства, формирование мощных
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Второй вариант - увеличение объемов государственной поддержки развития сельского хозяйства и социальной
инфраструктуры.
Третий вариант - обеспечение комплексного развития сельскохозяйственных территорий.
Реализация Концепции дает возможность переместить фокус аграрной политики, государства с поддержки аграрного сектора экономики на поддержку сельского развития - улучшения качества жизни и экономического благосостояния сельского населения.
Важным при этом является создание и деятельность Земельного банка и Фонда развития сельских территорий.
191
Экономика и современный менеджмент: теория и практика ____________________________№ 12 (54), 2015 г
Главными приоритетами государственной региональной политики являются:
• стимулирование и поддержка местных инициатив относительно эффективного использования потенциала регионов для создания и поддержки полноценной среды, повышения качества жизни людей;
• уменьшение территориальной дифференциации по индексу регионального человеческого развития;
• формирование конкурентоспособности регионов путем разработки и реализации программ и проектов повышения конкурентоспособности территорий;
• определение проблемных территорий в регионах и реализация государственных мероприятий относительно решения проблемы;
• внедрение действенных инструментов государственной поддержки межрегиональной интеграции, выполнения межрегиональных программ и проектов;
• формирование с учетом документов Совета Европы и Европейского Союза нормативно-правовой базы, необходимой для реализации государственной региональной политики, определенной Законом;
• улучшение материального, финансового, информационного, кадрового и другого ресурсного обеспечения развития регионов, содействия осуществлению полномочий органами местного самоуправления;
• создание эффективных механизмов представительства интересов регионов на общенациональном уровне и территориальных общин - на региональном уровне.
По мнению экспертов и ученых, если будут реализованы эти три основные нормативно-правовые документы, регионы будут успешно развиваться.
Сегодня важным есть принятие Закона «О депрессивных регионах», проект которого находится в Верховном совете около 5 лет.
Первые шаги децентрализации власти показали, что финансовый потенциал усилился только в высокоразвитых и среднеразвитых регионах.
В депрессивных регионах промышленность почти не развивается, сельское хозяйство убыточное, высокий уровень безработицы и практически при ограничении межбюджетных трансфертов и без системы выравнивания эти регионы обречены на полное разорение. Налоговый потенциал депрессивных регионов очень низок 20-30%.
0.6АК
www.sjbac.info
192
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________
СмбАК
www.sibac.info
Актуальными для государственной региональной политики являются территории Донецкой и Луганской областей, которые ранее входили в состав высокоразвитых регионов.
Разрушения промышленных предприятий составляют половину промышленного потенциала, такие же разрушения социальной инфраструктуры, жилища.
Эксперты ОБЭСЕ не могут оценить во сколько обойдется возрождение разрушений.
По утверждению Кабинета Министров Украины Украина имеет 10 млрд. грн., 2 млрд. евро - помощь стран мира для возрождения Донбасса [5].
Важной является гуманитарная помощь, которая поступает со стран СНГ, Польши, Германии (самые большие объемы).
Важным шагом в решении вопросов социально-экономического развития Донецкой и Луганской областей имеет принятие 27.02.2015 года Закона Украины «О военно-гражданских администрациях». Для этих регионов проблемой являются органы местного самоуправления. Они устранились от власти [2]. В регионе много частных военных формирований, которые не подчиняются никому, только олигархам.
Военно-гражданские администрации назначенные Центральными органами власти обеспечивают безопасность, нормализацию жизни населения, обеспечивают социально-экономическое и культурное развитие соответствующих административно-территориальных
единиц, управляют объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих
территориальных общин, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации.
В 2015 году был использован опыт Беларуси, относительно строительства объектов социальной сферы, только в Украине речь шла о возрождении разрушенных объектов. 124 наиболее важные объекта были закреплены за 22 областями и городом Киев, использовались деньги Государственного бюджета и частного капитала, то есть государственно-частное партнерство и как результат все объекты были отремонтированы и сданы в строк.
Выводы. Реформа местного самоуправления позволит повысив роль общин, районов, регионов можно обеспечить развитие регионов. Привлечение иностранных инвестиций позволит обеспечить новую индустриализацию, модернизировать производство регионов. Разработав механизмы реализации принятых Законов и Концепций можно достичь успехов развития регионов. Успешно используя
193
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _________________________________№ 12 (54), 2015 г
государственно-частное партнерство, а не внешние кредиты, можно достичь весомых результатов развития регионов. Внедрив программу «Прозрачный бюджет», в 2015 году Тернополь, Ивано-Франковск и Житомир подключились к этой программе и состояние бюджетной системы значительно улучшилось, доходы выросли на 58 %, расходы сократились на 24 %, можно значительно увеличить финансовый потенциал регионов. Используя опыт Республики Беларусь -Государственные целевые программы; Польше - развитие местного самоуправления; Латвии и Литвы - повышение налогового потенциала общин; России - региональные целевые программы, Украина может обеспечить успешное комплексное развитие регионов и преодолеть диспропорции регионального развития.
Список литературы:
1. Концепция «Децентрализация власти. Реформа местного самоуправления». - К.: Верховный Совет, 2014 - 30 с.
2. Закон Украины «О военно-гражданских администрациях» -
[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http://zakon2. rada.gov. ua/laws/snow/141-19.
3. Закон Украины «Об основах государственной региональной политики» -
[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://
zakon2. rada. gov.ua/laws/ show/156-19.
4. Концепция «Развития сельских территорий». Распоряжение Кабинетов
Министров от 23 сентября 2015 года № 995-р - [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http:// www.kmu.gov.ua/control/uk/
cardnpd?docid=248515797.
5. Основш показники фшансового стану за 2004-2015 рр. (I квартал) -[Електронний ресурс] - Режим доступa. - URL:
http://minfin.gov.ua/control/ukr/publish/article?&art_ind=398672&cat.
0.6АК
www.sjbac.info
194