Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования импортозамещения в России'

Основные направления государственного регулирования импортозамещения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / АНТИСАНКЦИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ЭМБАРГО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SANCTIONS / ANTI-SANCTIONS / FOOD IMPORT BAN / IMPORT SUBSTITUTION / FOOD SECURITY / IMPORTS / DOMESTIC PRODUCT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагирова А.В.

В статье рассмотрены направления государственного регулирования импортозамещения в Российской Федерации. Дано определение термина «импортозамещение». Актуальность выбранной темы обусловлена текущей экономической ситуацией, сложившейся в условиях антироссийских санкций. В статье обусловлена необходимость реализации политики импортозамещения и комплексной работы государства в нескольких направлениях. В первую очередь необходимо разработать нормативно-правовую базу, которая регулировала бы все аспекты процесса импортозамещения, во-вторых, нужно обозначить и использовать механизмы финансовой поддержки выделение средств на субсидии, льготы, гранты и т.д. Стратегия импортозамещения может быть реализована в два этапа: на первом этапе необходимо заменить импортные товары на российские; второй этап предполагает повышение конкурентоспособности товаров, ведь в случае отмены антироссийских санкций ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию, а потребительский спрос должен будет остаться на прежнем уровне. Только в этом случае можно говорить об успешной реализации программы замещения импортных продуктов отечественными аналогами и, как следствие, об обеспечении устойчивого экономического роста страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main ways of import phase-out state regulation in Russia

This article considers the ways of import phase-out state regulation in the Russian Federation. It also gives a definition of the term “import phase-out”. The urgency of this topic is conditioned by the current economic situation in the conditions of anti-Russian sanctions. The paper provides the reasons for import phase-out policy's realization necessity and complex work of the state in some ways. Because of the sanctions there is a need to change import products to domestic ones; a set of objectives has appeared and their solution leads to successful introduction of the import phase-out policy. At first it is necessary to work out a legal and regulatory base, the second step is a financial support for subsidies, benefits, grants and others. The strategy of import phase-out must be carried out in two stages; the first is a change of import products to Russian ones; the second is a growth of Russian products competitiveness; in the case of sanctions' cancellation, all the restricted products will return to the market and our products must stand the competitiveness; the consumer's demands must stay at the same level. Only in this case it is possible to talk about successful realization of the import phase-out program and stable growth of the country's economy.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования импортозамещения в России»

А.В. Тагирова, преподаватель, кафедра коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет,

г. Нижневартовск, Россия, tagirova.asya@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассмотрены направления государственного регулирования импортозамещения в Российской Федерации. Дано определение термина «импортозамещение». Актуальность выбранной темы обусловлена текущей экономической ситуацией, сложившейся в условиях антироссийских санкций. В статье обусловлена необходимость реализации политики импортозамещения и комплексной работы государства в нескольких направлениях. В первую очередь необходимо разработать нормативно-правовую базу, которая регулировала бы все аспекты процесса импортозамещения, во-вторых, нужно обозначить и использовать механизмы финансовой поддержки - выделение средств на субсидии, льготы, гранты и т.д. Стратегия импортозамещения может быть реализована в два этапа: на первом этапе необходимо заменить импортные товары на российские; второй этап предполагает повышение конкурентоспособности товаров, ведь в случае отмены антироссийских санкций ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию, а потребительский спрос должен будет остаться на прежнем уровне. Только в этом случае можно говорить об успешной реализации программы замещения импортных продуктов отечественными аналогами и, как следствие, об обеспечении устойчивого экономического роста страны.

Ключевые слова: санкции, антисанкции, продовольственное эмбарго, импортозамещение, продовольственная безопасность, импорт, отечественный товар, конкурентоспособность.

Санкции, введенные в 2014 году против России в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины, являются одной из причин финансового кризиса в нашей стране. Многие эксперты считают санкции (наравне с ценами на нефть) основным фактором, спровоцировавшим экономический кризис. В сценариях макроэкономического развития, разработанных Центральным банком РФ, в рамках документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» предусматривается сохранение антироссийских санкций на протяжении трехлетнего периода без зна-

чимого изменения масштаба или характера их действия.1 Ответными мерами стали так называемые антисанкции, в их числе продовольственное эмбарго. Запрет поставок из стран - членов Евросоюза коснулся в основном мяса, молочной продукции, овощей и фруктов. Учитывая тот факт, что потребительская корзина на 50% состоит из продуктов питания, львиную долю которых составляют именно мясные и молочные продукты, а также фрукты и овощи, можно сделать вывод о том, насколько сильно это отразилось на российском потребителе. Большая часть этих продуктов была импортной, то есть национальная экономика была зависима

от импорта, что снижает продовольственную безопасность государства. В списке по глобальному индексу продовольственной безопасности Россия занимает 43-е место. Индекс продовольственной безопасности - это пока-

затель, определяющийся в результате глобального исследования. На его основе строится рейтинг стран мира по уровню продовольственной безопасности. Выпускается британской исследовательской компанией «The Economist Intelligence Unit» при поддержке =

американской транснациональной компании «Dupon». Исследование проводится с 2012 года и на данный момент предлагает наиболее полный комплекс показателей состояния продовольственной безопасности в разных странах мира.2

В настоящее время, по оценкам Правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90% деталей и т.д.3

В создавшихся условиях Россия взяла курс на импортозамещение, что предполагает частичное или полное замещение импортных товаров отечественными. В экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова дается следующее определение: «Импорто-замещение - тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства».4

Положительный характер политики импортозамещения не вызывает сомнений, в условиях дефицита импортного товара у производителей есть возможность заполнить эти пустоты отечественным продук-

Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании -60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции -от 50 до 90% деталей и т.д.

том, то есть происходит возврат внутреннего рынка. Однако следующим шагом должно быть повышение конкурентоспособности товаров, ведь в случае отмены антироссий-— ских санкций ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию. Только в этом случае можно говорить об обеспечении экономического роста страны.

Перед государством стоит цель, достижение которой необходимо для нормального развития экономики. В соответствии с этой целью поставлен ряд задач -государству необходима комплексная работа в нескольких направлениях.

Необходимо разработать достаточную нормативно-правовую базу. В этом направлении работа ведется уже несколько лет. В апреле 2014 года Кабинет министров утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Данная программа должна быть реализована до 2020 года. Ее основная цель - «... создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету Программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны».5 Одной из задач является снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями. Также Правительство разработало план по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы. Постановлением Правительства от 30 ноября 2015 года № 1296 были приняты меры

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

по обеспечению национальной безопасности РФ по отношению к Турции. Был утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, запрещенные с 1 января 2016 года к ввозу в Российскую Федерацию. В данный перечень вошли фрукты и овощи,

мясо птицы. На сегод- _

няшний день Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработано 20 отраслевых планов по импортозамещению.

Еще одно направление, в котором работает государство, - финансовое. Речь идет о выделении средств для поддержки импор-тозамещения. Это происходит в форме субсидирования, льгот для малого и среднего инновационного бизнеса, предоставления грантов, преференций, финансирования научно-исследовательской деятельности.

В 2014 году Правительством была принята программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 № 1044). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях6. Программа устанавливает базовые условия предоставления кредитных средств в целях реализации инвестиционных проектов: кредиты предоставляются только теми финансовыми организациями, которые отобраны для участия в программе, в рублях; кредит является целевым и размер процентной ставки не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, плюс 2,5% годовых.

Реализация программы поддержки через проектное финансирование позволит развиваться предпринимательству, повышать конкурентоспособность отечественных товаров.

Реализация программы поддержки через проектное финансирование позволит развиваться предпринимательству, повышать конкурентоспособность отечественных товаров.

Инновационное предпринимательство способно адекватно реагировать на новые потребности рынка в наукоемкой и высо котехнологической продукции.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин в своем интервью каналу РБК рассказал, что в Мин-промторге, курирующем процесс импортоза-мещения, рассчитывают, что из бюджета на все программы будет выделено около 600 млрд руб., а еще примерно 2 трлн руб. вложат сами бизнесмены.

Большое внимание уделяется инновационному бизнесу и научно-исследовательской деятельности. Инновационное предпринимательство способно адекватно реагировать на новые потребности рынка в наукоемкой и высокотехнологической продукции. При этом предприниматели стараются реагировать на новые потребности как можно быстрее: адаптируют производство новых товаров и услуг.7

Уже сейчас можно говорить о положительных результатах политики импортоза-мещения в нашей стране. Удалось удержать макроэкономическую стабильность и не допустить роста безработицы. На полках магазинов появляется все больше товаров от местных производителей, которые по качеству и цене устраивают потребителя. Отмечается более благосклонное отношение к отечественным товарам у потребителей.

Согласно официальным статистическим данным, размещенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, наблюдается положительная динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов. Так, например, на период январь-февраль 2016 года отмечался рост производства мяса крупного рогатого скота на 108,7% к соответствующему периоду 2015 года, мяса птицы -на 106,4%, цельномолочной продукции - на 103,9%.

Подводя итог, необходимо отметить, что в нашей стране ведется интенсивная работа в области импортозамещения. Намечены ос-

новные направления государственного регулирования, в первую очередь это создание достаточной законодательной базы. Пробелы в законодательстве замедляют темпы реализации данной стратегии. Еще одним направлением, выбранным государством, является финансовая поддержка участников рынка. Субсидирование, льготное кредитование, проектное финансирование, направленные точечно на конкретные отрасли экономики, дают результат.

Процесс импортозамещения в России запущен. Проблемы, возникающие при реализации этой стратегии, связаны с необходимостью больших денежных вливаний и недостаточностью нормативно-правового регулирования. Тем не менее, уже сейчас российские производители выпускают товары, способные конкурировать с иностранными, что вызывает положительную реакцию у потребителя на рынке, fj^

Литература

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. URL:

http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018). pdf (дата обращения: 04.04.2016).

2. Индекс продовольственной безопасности стран мира [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/global-food-security-index/info (дата обращения: 07.04.2016).

3. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/630000/ (дата обращения: 07.04.2016).

4. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]; отв. ред. А.И. Архипов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2010. 672 с.

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/70643464/ (дата обращения: 04.04.2016).

6. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/630000/ (дата обращения: 04.04.2016).

7. Тагирова А. В. Инновационное предпринимательство в России: малый формат // Экономика и социум. 2014. № 4 (13). С. 1193-1197.

THE MAIN WAYS OF IMPORT PHASE-OUT STATE REGULATION IN RUSSIA

A.V. Tagirova, lecturer, The department of commerce and management, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, tagirova.asya@yandex.ru

This article considers the ways of import phase-out state regulation in the Russian Federation. It also gives a definition of the term "import phase-out". The urgency of this topic is conditioned by the current economic situation in the conditions of anti-Russian sanctions. The paper provides the reasons for import phase-out policy's realization necessity and complex work of the state in some ways. Because of the sanctions there is a need to change import products to domestic ones; a set of objectives has appeared and their solution leads to successful introduction of the import phase-out policy. At first it is necessary to work out a legal and regulatory base, the second step is a financial support for subsidies, benefits, grants and others. The strategy of import phase-out must be carried out in two stages; the first is a change of import products to Russian ones; the second is a growth of Russian products competitiveness; in the case of sanctions' cancellation, all the restricted products will return to the market and our products must stand the competitiveness; the consumer's demands must stay at the same level. Only in this case it is possible to talk about successful realization of the import phase-out program and stable growth of the country s economy.

Key words: sanctions, anti-sanctions, food import ban, import substitution, food security, imports, domestic product, competitiveness.

References

1. Osnovnye napravleniia edinoi gosudarstvennoi denezhno-kreditnoi politiki na 2016 god i period 2017 i 2018 godov [Guidelines for the single state monetary policy for 2016 and the period 2017 and 2018]. Available at: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/ on_2016(2017-2018).pdf (accessed 04.04.2016).

2. Indeks prodovol 'stvennoi bezopasnosti stran mira [The index of food security in the countries of the world]. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/glob-al-food-security-index/info (accessed 07.04.2016).

3. Timoshenko V. Politika importozameshcheniia v Rossii: ot slov k delu [The policy of import substitution in Russia: from rhetoric to reality]. Available at: http://www.garant.ru/article/630000/ (accessed 07.04.2016)

4. Ekonomicheskii slovar' / otv.red. A.I. Arkhipov [Dictionary of Economics. Ed by A.I. Arkhipov]. Moscow, Prospekt Publ., 2010. 672 p.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelia 2014 g. N 328 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi program-my Rossiiskoi Federatsii "Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti" [The decree of the government of the Russian Federation of 15 April 2014 N 328 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of industry and increase of its competitiveness"]. Available at: http://base.garant.ru/70643464/ (accessed 04.04.2016)

6. Timoshenko V. Politika importozameshcheniia v Rossii: ot slov k delu [The policy of import substitution in Russia: from rhetoric to reality]. Available at: http://www.garant.ru/article/630000/ (accessed 04.04.2016)

7. Tagirova A.V. Innovatsionnoe predprinimatel'stvo v Rossii: malyi format [Innovative entrepreneurship in Russia: small format]. Ekonomika i sotsium -Economy and society, 2014, no. 4(13), pp. 1193-1197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.