МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6 (56). - Режим доступа: http://science-education.ru/120-15767.
© Ямалетдинова Г.Х., 2016
УДК 339.9
Яценко С. С.
магистр
Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: onyx2006@mail.ru
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОЙ ЭКОНОМИКИ» ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
Аннотация
Рассматриваются тенденции инновационных процессов, а также особенности формирования «новой экономики» с учётом активизации трансфера знаний и технологий европейских стран.
Ключевые слова
«Новая экономика», информационные технологии, инновационное развитие, международный трансфер знаний и технологий.
Для современного этапа развития мирового хозяйства информация, знание и информационные технологии играют роль факторов экономического роста. Получение нового знания становится все более дорогим общественным удовольствием. В то же время связь между дополнительными затратами на повышение научно-технического потенциала и получаемыми в итоге результатами не столь уж очевидна. И, несмотря на это, в повышении глобальной конкурентоспособности в XXI веке ключевую роль будут играть технологические инновации, внедрение и широкое распространение которых невозможно осуществить без развития экономики и общества, основанных на знаниях. В связи с этим к приоритетным направлениям формирования «новой экономики» относятся:
- социально-экономическая информатизация посредством широкомасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий;
- формирование экономики кластеров в целях интенсификации трансфера знаний и технологий между наиболее развитыми и отстающими по показателям инновационного развития регионами;
- активизация международного сотрудничества в сфере передачи технологий и ноу-хау в целях расширения и углубления экспансии европейских компаний на внешних рынках.
Так как формирование инновационного потенциала «новой экономики» европейских стран происходит под воздействием процессов трансфера знаний и технологий, которые способствуют закладке необходимой базы для дальнейшего устойчивого развития стран, основной сферой реализации механизмов повышения глобальной конкурентоспособности становится инновационно-технологический комплекс, как на национальных, так и на международном уровне [1, с. 5]. Поэтому на сегодняшний день ключевым вопросом развития «новой экономики» европейских стран является проработка механизмов и направлений трансфера знаний и технологий.
Вертикальный и горизонтальный характер распространения инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий позволяет создать фундамент для дальнейшего формирования «новой экономики». Так, при вертикальном внедрении информационные технологии оказывают влияние на
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
инновационное развитие конкретной отрасли. Горизонтальное покрытие обеспечивает эффективное функционирование инновационной системы в целом, в рамках которой происходит трансфер информации, технологий и знаний [2]:
В образовательной сфере информационно-коммуникационные технологии способствуют модернизации технологической инфраструктуры академической среды, обеспечивают широкий доступ населения к образованию и новым формам обучения (дистанционное обучение).
В целом необходимо отметить, что научно-технический прогресс в экономике и обществе смещает центр тяжести всей системы социально-рыночного хозяйства с традиционных факторов в сторону таких нематериальных ресурсов, как информация и знание, меняя сущность экономических отношений -конкуренцию. В условиях интеграционных процессов, протекающих в мировой экономике, конкурентные преимущества стране могут обеспечить новые формы и виды международного сотрудничества, которые предполагают интенсивный трансфер знаний и технологий по наиболее перспективным направлениям. Активизации процессов трансфера знаний и технологий за счет привлечения зарубежных партнеров будет способствовать разработка и реализация программ инновационного сотрудничества в научно-исследовательской сфере с привлечением бизнеса.
Учитывая современные тенденции развития конкретных областей техники, инновационная стратегия развития «новой экономики» должна включать задачу по повышению глобальной конкурентоспособности национальных компаний в таких областях техники, как информационно-технические методы управления (число поданных в мире заявок составили 10,5%), полупроводники (8%), измерительные приборы (8,1%), микроструктурные и нанотехнологии (9,2%) [3]. Приоритетными сферами повышения инновационной активности европейских стран могут стать: охрана окружающей среды, здравоохранение, мобильность, коммуникации, безопасность. Это предполагает наращивание конкурентных преимуществ в изобретении и коммерциализации технологий в сфере рационального природопользования, технологий в области использования энергии, биотехнологий и нанотехнологии, информационно-коммуникационных технологий и технологий двойного назначения.
Усилению инновационно-технического потенциала будет способствовать реализация мер по активизации трасфера знаний и технологий. Это возможно за счет создания взаимодополняющей научно-коммерческой инновационной системы, которая предполагает интеграцию научно-образовательной и предпринимательской сфер. В целях обеспечения международного трансфера знаний государству и бизнесу необходимо осуществлять поиск новых форм инновационного сотрудничества. Так, Создание в 1995г. Европейской сети центров обмена инновациями (The European Network of Innovation Relay Centres), которая в настоящее время включает в себя 71 центр в 33 государствах, в том числе, не входящих в ЕС (Чили, Исландия, Израиль, Норвегия, Швейцария, Турция), оказывающих консультационную помощь инновационному бизнесу по вопросам трансфера технологий; коммерциализации результатов НИОКР; вопросам интеллектуальной собственности; а также вопросам развития адаптационных возможностей компаний к новым технологиям и осуществлению транснациональных инновационных инициатив, что в конечном итоге способствовало активной передаче бизнесу инновационных технологий от научно-исследовательских организаций [4].
Принимая во внимание современные тенденции, характеризующиеся широким тиражированием модели глобального исследовательского университета, в рамках которой «университеты становятся активными игроками не только в производстве знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность» [5], среди стратегических задач особое значение приобретает интеграция европейских стран в мировое научно-исследовательское пространство и формирование общего европейского научно-образовательного пространства.
Образовательный процесс, формирующий фундамент «новой экономики», следует рассматривать как ключевой элемент национальной инновационной системы. Поэтому повышение эффективности трансфера знаний в научно-исследовательской сфере будет зависеть от целевых ориентиров государственной политики и сфер взаимодействия. Так, на сегодняшний день ключевыми направлениями являются естественные науки. Для повышения эффективности трансфера знаний необходимо сконцентрировать основные ресурсы на областях, которые составляют фундамент современного технологического прогресса: химия, фармакология,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
физика, биологические науки, а также науки о материалах, находящиеся на «стыке» таких различных дисциплин, таких как нанотехнологии и наноматериалы, биоматериалы, фотоника, сенсорика, микроэлектроника, спинтроника, ионика твердого тела и т.д.
Концепция государственной поддержки международного трансфера знаний должна основываться на следующих принципах: глобализация, под которой понимается интеграция научно-исследовательских комплексов европейских стран в мировую систему; интернационализация исследовательских программ с целью концентрации научной деятельности в рамках европейского пространства; последовательность, под которой подразумевается развитие международного сотрудничества в сфере науки и образования с учетом инновационно-технологического потенциала стран-партнеров, что требует осуществления мониторинга экономико-технологического развития этих государств. Трансфер знаний реализуется на двух основных уровнях: академический обмен на уровне учащихся (международные программы по обмену студентами), который способствует трансферу информации и знаний, и академический обмен на уровне преподавателей и ученых, характеризующийся приобретением и распространением компетентности [6, с. 91].
Данные процессы на международном уровне являются основой формирования совместимой инновационной культуры стран-партнеров, что играет решающую роль в реализации трансфера технологий на уровне международного сотрудничества экономических субъектов. В то же время в рамках трансфера компетентности происходит повышение квалификации преподавателей, совершенствование учебного процесса, а также формирование научно-исследовательской культуры, способствующей обучению и инновациям. На формирование совместимой инновационной культуры существенное влияние оказывает предпринимательский сектор.
Ключевую роль в трансфере знаний и технологий должны взять на себя отрасли, для которых характерны высокая инновационная активность. Анализ результатов исследования инновационного потенциала 5000 предприятий в разных отраслях немецкой экономики, проведенного Центром европейских экономических исследований, позволил сделать следующие выводы: с точки зрения инновационной активности, которая характеризуется, в частности, инвестициями в инновационные проекты, особый интерес наряду с отраслью информационных-технологий представляют химическая и фармацевтическая отрасли, машиностроение, металлопроизводство и металлообработка, производство электрических машин и электрооборудования. Для данных сфер экономики характерен достаточно высокий уровень расходов на инновации, высокая доля инновационно активных компаний и компаний-инноваторов. Очевидно, что повышение инвестиционной активности в данных сферах и привлечение дополнительных инвестиций может оказать положительный эффект на экономико-технологическое развитие европейских стран в целом.
В свою очередь эффективность трансфера знаний обеспечивает совокупность инновационно-технологических профилей европейских регионов, которые становятся в современных условиях решающим фактором формирования инновационной составляющей «новой экономики» европейских стран.
Список использованной литературы:
1. Шутаева Е.А., Побирченко В.В. Научно-технологический комплекс России, основные этапы его формирования // Предпринимательство: перспективы, приоритеты и ограничения: сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - 2016. - С. 5-11.
2. Shapira Р. US National Innovation System: Science, Technology and Innovate Polisy Development / Р. Shapira [электронныйресурс]. - Режимдоступа: http//cherry.iac.gatech.edu/beta/xoutline/ htm
3. Статистический обзор мировой патентной системы // Всемирная организация интеллектуальной собственности, 2012. - 82 с.
4. Побирченко В., Майдонова Е. Институциональные особенности реализации инновационной политики в странах Европейского Союза // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/65986
5. Агарков С.А., Кузнецова Е.С. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: [учеб. пособие] - М.: Акад. естествознания, 2011. - 143 с.
6. Шутаева, Е.А Трансфер знаний и технологий как важнейшее направление формирования «новой экономики» европейских стран // Наука и мир. - 2015. - №8. - с. 90-92.
© Яценко С.С., 2016