Научная статья на тему 'Основные направления формирования механизма реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики Дагестан'

Основные направления формирования механизма реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
328
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / DEVELOPMENT STRATEGY IN THE REGION / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / THE MECHANISM OF IMPLEMENTING THE STRATEGY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / THE STATE SYSTEM OF GOVERNANCE / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIO-ECONOMIC POLICY OBJECTIVES OF THE PROGRAM / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

В статье оценивается общее социально-экономическое состояние Республики Дагестан, обосновывается необходимость модернизации существующей системы государственного управления. С использованием системного подхода предложен комплексный механизм реализации стратегии развития региона на основе взаимоувязанной разработки государственной экономической и социальной политики, региональных целевых программ, а также системы мониторинга и оценки деятельности республиканских и муниципальных органов власти по результатам достижения стратегических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF IMPLEMENTATION MECHANISM OF FORMATION OF LONG-TERM STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF DAGESTAN

The paper estimated the overall socio-economic condition of the Republic of Dagestan, the necessity of upgrading the existing system of governance. Using a systematic approach proposed complex mechanism to implement the regional development strategy based on the concerted implementation of government economic and social policy, regional programs, as well as monitoring and evaluation activities of the republican and municipal authorities on the results of its strategic objectives.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования механизма реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики Дагестан»

РАБАДАНОВА A.A.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье оценивается общее социально-экономическое состояние Республики Дагестан, обосновывается необходимость модернизации существующей системы государственного управления. С использованием системного подхода предложен комплексный механизм реализации стратегии развития региона на основе взаимоувязанной разработки государственной экономической и социальной политики, региональных целевых программ, а также системы мониторинга и оценки деятельности республиканских и муниципальных органов власти порезультатам достижения стратегических целей.

RABADANOVA A.A.

MAIN AREAS OF IMPLEMENTATION MECHANISM OF FORMATION OF LONG-TERM STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF DAGESTAN

The paper estimated the overall socio-economic condition of the Republic of Dagestan, the necessity of upgrading the existing system of governance. Using a systematic approach proposed complex mechanism to implement the regional development strategy based on the concerted implementation of government economic and social policy, regional programs, as well as monitoring and evaluation activities of the republican and municipal authorities on the results of its strategic objectives.

Ключевые слова: стратегия развития региона, механизм реализации стратегии, модернизация, государственная система управления, социально-экономическая политика, целевые программы.

Keywords: development strategy in the region, the mechanism of implementing the strategy, modernization, the state system of governance, socio-economic policy objectives of the program.

Одним из условий эффективности реализации стратегии развития Дагестана является координация усилий и ориентация деятельности органов государственной власти республики на достижение стратегических целей и задач. Однако сложившиеся в настоящее время на региональном уровне система и потенциал государственного управления не рассчитаны на решение масштабных долгосрочных стратегических задач социально-экономического развития.

Анализ текущего состояния социально-экономического развития Республики Дагестан позволяет сделать вывод о низкой результативности действующей системы государственного управления и необходимости ее кардинальной модернизации с учетом современных вызовов и новых стратегиче -ских задач.

Несмотря на положительную динамику роста социально-экономических показателей в последние годы и имеющийся ресурсный и трудовой потенциал, общее состояние экономики и социальной сферы республики можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Одной из ключевых проблем является отставание её социально-экономического развития от большинства регионов СКФО и средних показателей по России.

Устойчивая финансовая зависимость республики от федерального центра свидетельствует о низком уровне развития экономики и несостоятельно -сти республиканской системы управления в решении жизненно-важных социально-экономических проблем и задач региона.

Площадь территории Республики Дагестан составляет 50,3 тыс. кв. км - 0,3 % от территории РФ, численность населения - 2,7 млн. человек, или 1,9 % от населения РФ. При этом доля республики составляет 0,6 % валового регионального продукта РФ, 1,7 % продукции сельского хозяйства, 1,5 % ввода жилья, 1,6 % оборота розничной торговли.

Несмотря на высокие темпы роста объема производства, промышленность республики всё еще переживает глубокий кризис. В Дагестане производится лишь 0,1 % объема промышленности страны. Хотя в сельском хозяйстве в последние годы наблюдается рост объема валовой продукции, республика удовлетворяет свои потребности в продовольственной продукции по мясу лишь на 60,4%, молоку - на 65,3 %, рыбной продукции - на 28,4 %, яйцу - 40,1 %. Депрессивное состояние приводит к отставанию развития сельского хозяйства от темпов роста населения и продовольственной зависимости республики.

Об отсутствии эффективной социальной политики в регионе свидетельствует низкий уровень развития социальной сферы. В республике сохраняется высокий уровень безработицы, обусловленный отставанием роста экономического потенциала и опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест как в городах, так и в сельской местности.

Начиная с 1990-х годов в целях решения острейших экономических и социальных проблем, в Дагестане разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы. Только за последние четыре года количество республиканских программ, финансирование которых предусмотрено в республиканском бюджете, увеличилось в 2,3 раза, а удельный вес ассигнований из республиканского бюджета на реализацию федеральных и республиканских целевых программ в 2010 году составил 17,1 % и вырос, по сравнению с 2006 годом, в 1,9 раза.

Однако, несмотря на весьма позитивные в целом результаты и наблюдаемую устойчивую тенденцию роста, коренной качественный перелом всё

еще не достигнут, экономика не переведена на инновационный путь развития, разрыв в отставании от среднероссийского уровня сохраняется. Это в значительной мере связано с тем, что реализация целевых программ тормозилась по многим причинам, в частности из-за недостатков в методологии их разработки, отсутствия достаточного опыта и налаженного механизма управления, ограничений и срывов в ресурсном обеспечении, в частности финансировании программных мероприятий.

Проведенный анализ, характеризующий состояние отдельных отраслей и сфер экономики, а также результаты реализации республиканских программ, свидетельствует о том, что деятельность органов власти не приводит к необходимым результатам, в целом неэффективна и требует существенной качественной модернизации в соответствии со стратегическим курсом и нынешними условиями социально-экономического развития Дагестана.

В этих целях на основе использования системного подхода нами предложен комплексный механизм реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан на основе взаимоувязанной разработки государственной экономической и социальной политики, региональных целевых программ, а также системы мониторинга и оценки деятельности республиканских и муниципальных органов власти по результатам достижения стратегических целей.

Одним из важнейших элементов комплексного механизма реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона являет -ся региональная социально-экономическая политика, обеспечивающая приведение в действие всех ресурсов и достижение поставленных стратегиче-ских целей.

Исходя из этого, цели и задачи, изложенные в стратегии долгосрочного развития Республики Дагестан, по нашему мнению, должны определять содержание основных целей и ориентиров республиканской социально-экономической политики. Государственная политика должна основываться на признанной и поддерживаемой в обществе национальной идее, а реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона может стать такой фундаментальной целевой установкой общества.

Одной из проблем проведения эффективной экономической политики является неопределенность правовой базы формирования и реализации государственной политики. Для разрешения этой проблемы считаем необходимым законодательно утвердить формат единой региональной социально-экономической политики, взаимоувязанной со стратегией долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан и закреплённой в едином стратегическом документе как устойчивой, повторяющейся политической практики на продолжительный период. Основной формой воплощения социально-экономической политики республики должно стать принятие нормативно-правового акта, предусматривающего этически ориентированные правовые нормы, регулирующие содержание и процедуры формирования и утверждения экономической политики, общие принципы и методы, ответст-

венные органы исполнительной власти и должностные лица, а также механизмы моральной и материальной ответственности.

Решающую роль в механизме реализации стратегии долгосрочного развития, безусловно, должна играть радикальная модернизация всей системы государственного управления и местного самоуправления. В целях устранения недостатков, совершенствования существующей системы государственного управления по всей России развернута полномасштабная административная реформа.

Прежде всего, необходимо довести до логического конца процесс определения необходимых и устранение избыточных функций органов исполнительной власти республики. Также следует провести аналогичную работу на уровне государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и подведомственных органов исполнительной власти Республики Дагестан, а также обеспечить поддержание оптимального состава функций органов исполнительной власти.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем внедрение механизма управления по результатам не просто как одного из направлений административной реформы, а, скорее, как настройку всего государственного управления, в том числе и бюджетного процесса, на достижение национальных приоритетов и стратегических задач. Поэтому считаем крайне важным внедрить четкие приемлемые принципы и процедуры управления по результатам в практику дагестанского государственного управления с тем, чтобы повысить эффективность реализации стратегии долгосрочного развития региона.

Наш подход к внедрению механизма управления по результатам в органах исполнительной власти Республики Дагестан предусматривает следующие мероприятия:

❖ внедрение методики формализации целей, задач и функций органов исполнительной власти региона на основании целей и задач стратегии развития региона и конкретизирующих ее программ;

❖ разработка комплексной системы измеримых показателей результативности и эффективности деятельности органов исполнительной власти региона по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами;

❖ создание и внедрение системы регулярного мониторинга показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти региона;

❖ создание системы мотивации государственных служащих, основанной на показателях результативности их деятельности;

❖ разработка и внедрение автоматизированной информационной системы, обеспечивающей поддержку механизма управления по результатам.

Таким образом, на основании перечисленного механизм управления по результатам в системе государственной власти региона можно представить в виде следующей схемы (рис. 1):

Стратегический план по приоритетным направлениям развития Ключевые показатели стратегии Реализация стратегии (комплекс проектов и программ) Измерение и оценка реализации стратегии

Стратегия

Миссия

Стратегические цели Показатели конечных результатов

Тактические задачи Сбалансированная система показателей

Система сбора и обработки необходимой информации Выполнение мероприятий Мониторинг Сбор данных о конечных результатах и эффективности

Схема мониторинга и контроля Завершение намеченного плана

Достижение целей Оценка/контроль конечных результатов

Обратная связь со стратегическим планом

Рис. 1. Механизм управления по результатам в системе государственного управления.

В контексте проводимых реформ крайне важно организовать механизм постоянно действующих каналов «обратной связи» между государственной властью и обществом, т.е. обеспечить возможность гражданского общества (граждан, гражданских и некоммерческих организаций, делового сообщества) оказывать воздействие на подготовку и принятие управленческих решений, затрагивающих их права и законные интересы, активно участвовать в политическом процессе и социально-экономическом развитии республики.

В рамках реализации долгосрочной стратегии развития региона, наряду с механизмами формирования и реализации региональной политики и планирования деятельности органов власти, особую значимость приобретают методы программно-целевого управления, которые также выступают одним из инструментов реализации стратегии развития региона. На наш взгляд, система региональных комплексных и целевых программ должна стать практическим выражением стратегических целей и ориентиров региона, гарантировать своевременное и качественное выполнение промежуточных и конечных целей и задач, заложенных в стратегии социально-экономического развития региона.

Следует подчеркнуть, что в сложившихся условиях возникает необходимость формирования единой комплексной системы планирования социально-экономического развития, оптимально сочетающей в себе как использование стратегического планирования, так и программно-целевого метода для решения проблем регионального развития. Такая система должна включать в себя последовательную и взаимоувязанную разработку концепции и стратегии долгосрочного социально-экономического развития региона, базовых отраслей экономики и социальной сферы; муниципальных образований; схемы

территориального развития; индикативного планирования; комплекс целевых программ;

Для преодоления существующих на сегодняшний день недостатков и ограничений применения программно-целевого метода управления представляется целесообразным доработать существующую методологическую, организационную, ресурсную и правовую базу разработки и реализации целевых программ на территории Республики Дагестан.

Основными направлениями по совершенствованию механизмов разработки и реализации целевых программ региона, на наш взгляд, должны стать:

❖ переход от случайного и фрагментарного набора целевых программ к созданию их системы в соответствии со стратегическими приоритетами развития республики;

❖ организационное выделение крупных целевых программ для концентрации ресурсов и ответственности;

❖ совершенствование методологической базы для качественной разработки целевых программ;

❖ совершенствование механизма финансирования;

❖ формирование системы мониторинга и оценки хода реализации региональных целевых программ.

Таким образом, при формировании региональных программ развития следует придерживаться принципа — любое управленческое решение, касающееся развития республики, должно проверяться на соответствие стратегическим целям и направлениям. Это должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации республиканских целевых программ и т.п. Только так можно взвесить значимость проблем, требующих программного решения, сохранить очередность их приоритетов, обеспечить увязку программных мероприятий и располагать надежной основой для выработки действенных мероприятий в единой системе планирования.

_Литература_

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662 - р.

3. Рабаданова A.A. Механизм реализации Стратегии социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала, 2010, №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.