Научная статья на тему 'Основные направления деятельности службы полиции на транспорте в сфере противодействия преступности (историко-правовой аспект)'

Основные направления деятельности службы полиции на транспорте в сфере противодействия преступности (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
741
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамлеева Д. Р.

Одним из главных направлений деятельности полиции России являлась борьба с преступностью. Для наиболее оптимальной ее организации делались попытки создать специализированные органы полицейского аппарата. Одним из таких органов являлась транспортная полиция, в компетенцию которой входило обеспечение общественной безопасности и правопорядка на стратегически важных объектах железнодорожного и водного транспорта. Вместе с тем, следует отметить, что образование транспортной полиции, как составной части жандармского аппарата, связано с началом строительства железных дорог. Данная статья указывает на основные направления деятельности чинов транспортной полиции по противодействию преступности. В то же время, следует отметить, что в целях предотвращения многочисленных нарушений на железных дорогах и на воде, поддержания порядка на станциях, обеспечения сохранности грузов, сегодня, как нельзя, кстати, пришелся бы пример служебной деятельности транспортной полиции. При реализации задач органами внутренних дел на транспорте, по укреплению правопорядка в России на обслуживаемой территории, следует учитывать и исторический опыт противодействия преступности транспортной полицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности службы полиции на транспорте в сфере противодействия преступности (историко-правовой аспект)»

10.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ(ИСТОРИКОПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Мамлеева Д. Р., преподаватель Уфимский юридический институт МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Одним из главных направлений деятельности полиции России являлась борьба с преступностью. Для наиболее оптимальной ее организации делались попытки создать специализированные органы полицейского аппарата. Одним из таких органов являлась транспортная полиция, в компетенцию которой входило обеспечение общественной безопасности и правопорядка на стратегически важных объектах железнодорожного и водного транспорта. Вместе с тем, следует отметить, что образование транспортной полиции, как составной части жандармского аппарата, связано с началом строительства железных дорог.

Данная статья указывает на основные направления деятельности чинов транспортной полиции по противодействию преступности. В то же время, следует отметить, что в целях предотвращения многочисленных нарушений на железных дорогах и на воде, поддержания порядка на станциях, обеспечения сохранности грузов, сегодня, как нельзя, кстати, пришелся бы пример служебной деятельности транспортной полиции. При реализации задач органами внутренних дел на транспорте, по укреплению правопорядка в России на обслуживаемой территории, следует учитывать и исторический опыт противодействия преступности транспортной полицией.

Анализируя деятельность общей полиции, обращает на себя внимание то, что одним из главных направлений деятельности оставалась борьба с преступностью. Для наиболее оптимальной ее организации делались попытки создать специализированные органы полицейского аппарата. Одним из таких органов являлась транспортная полиция, в компетенцию которой входило обеспечение общественной безопасности и правопорядка на обслуживаемых объектах железнодорожного и водного транспорта.

Вместе с тем, следует отметить, что образование транспортной полиции, как составной части жандармского аппарата, связано с началом строительства железных дорог. Так, указом императора Николая I от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург - Царское Село» была проложена первая в России железная дорога. Данный документ послужил толчком к развитию железнодорожного транспорта. Таким образом, к середине XIX века началось бурное строительство железных дорог, что потребовало привлечения со стороны значительного количества людей1. Тем самым, повышалась криминальная активность среди строительных рабочих. Это сопровождалось коррупцией, казнокрадством, они совершали пре-

1 См.: Захаренков В. В., Сальников А. А. На страже магистралей. Очерки истории транспортной милиции России М., 2002. С. 15.

ступления против личности, расхищали материалы, совершали кражи вещей и багажа у пассажиров.

Назрел острый вопрос надлежащего обеспечения безопасности организаторов производства и рабочих, безопасности пассажиров и эксплуатации железных дорог. Вследствие этого потребовалось создание специальных отрядов железнодорожных жандармов.

Так, 27 июля 1861 года было введено в действие Высочайше утвержденное «Положение о жандармских полицейских управлениях С.-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородских железных дорог». В структуре правоохранительных органов появился новый вид самостоятельного подразделения - жандармской железнодорожной полиции. Согласно положению, решаемые жандармами задачи общей полиции, были дополнены обязанностями по обеспечению правопорядка на станциях. Для предотвращения совершения преступлений жандармы железнодорожных управлений обязаны были, как можно чаще объезжать железнодорожную линию, в целях получения необходимых сведений о численности работающих и условиях их найма, о лицах проживающих на железных дорогах2.

На наш взгляд, в желании передать функции надзора за безопасностью на транспорте в ведение жандармской полиции, усматривается особое внимание Императора Николая I к обеспечению безопасности строительства и впоследствии эксплуатации железных дорог. Так, анализ архивных материалов подтверждает, что с момента образования полицейских управлений на железных дорогах, определилось их особое место, как в составе Корпуса жандармов, так и в институте жандармерии России. Следует подчеркнуть, что помимо осуществления контроля за строительством железных дорог, чины полицейского управления железной дороги выполняли ряд функций, относящиеся к функциям общей полиции. Так, Курицын В. М. отмечал, что согласно ст. 693 Свода военных постановлений, «жандармские полицейские управления железных дорог несли все обязанности и пользовались всеми правами наружной полиции, принимая участие в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении нарушений общественного благочиния и безопасности на определенных районах железных дорог»3.

Особо следует отметить, что в целях своевременного предупреждения преступлений, для жандармских управлений на железных дорогах была разработана инструкция, включающая в себя перечень действий жандармов в различных условиях, в частности при повреждении пути, наложения на путь посторонних предметов, крушения и схода с рельсов вагонов поездов. Также инструкция установила требование, чтобы жандармские чины присутствовали при прибытии и отправлении поездов4. Вместе с тем, для начальников жандармских полицейских управлений железных дорог круг обязанностей был расширен. Разработанными дополнениями им предписывалось устанавливать паспортные правила и порядок «явки письменных видов (паспортов) для всех участвующих в строительстве», издавать необходимые обязательные постановления по устройству и содержанию помещений для

2 ПСЗ, 2 собр. Т. 36, д. 37289.

3 См.: Курицын В. М. История полиции России М., 1999 С. 29. ПСЗ, 2 собр. Т. 36, д. 37289.

4 ГАРФ, ф. 77, оп. 1, д. 1, л. 22.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2008

рабочих, о времени и порядке денежного расчета строителей, о врачебной помощи, о продовольственном обеспечении работающих, о противопожарной безопасности и других бытовых вопросах рабочих5. Все лица, обязанные находиться вблизи железнодорожного пути во время следования поезда, снабжались билетами за подписью и печатью начальника Отделения жандармского полицейского управления. Особое внимание железнодорожной жандармерии уделялось охране экстренных поездов во время остановок. При этом запрещалась стоянка вагонов на смежных путях. В исключительных случаях находящиеся вблизи императорского поезда вагоны должны были быть заперты и заколочены6.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно будет выделить основные направления деятельности чинов транспортной полиции по противодействию преступности. Это охрана общественного порядка при скоплении людей на вокзалах, оказание помощи при остановке поезда, борьба с кражами и хищениями железнодорожного имущества, борьба с забастовками на железных дорогах. Таким образом, жандармская железнодорожная полиция не занималась только охраной общественного порядка и борьбой с преступностью. Значительное место в структуре основных задач чинов полиции занимало обеспечение общественной безопасности на транспорте7.

Вместе с тем необходимо отметить, что задачи, которые решала жандармская железнодорожная полиция в те годы, практически один к одному совпадает с современными. Это борьба с хищениями грузов на железной дороге, обеспечение безопасности пассажиров и предотвращение транспортных правонарушений, отслеживание террористов, розыск беглых и политических преступников8.

Следует подчеркнуть немаловажную роль в предупреждении преступлений, в охране порядка и безопасности на водах, специально сформированной речной полиции.

Образование речной полиции было связано с тем, что вследствие развития столицы и торговли в порту, возникали беспорядки в размещении и следовании судов в этих водах. Следовательно, беспорядки следования были причиной столкновений, повреждений, а иногда и гибели судов и людей. К этому необходимо также отнести и безнаказанное воровство на воде. Так возникло предложение об устройстве речной полиции и в соответствии с проектом, имеющим силу закона, в Санкт-Петербурге на средства города учреждалась особая, в системе наружной полиции, правоохранительная структура - речная полиция. Представляется, что дату одобрения проекта можно считать датой образования речной полиции в России9.

5 См: Киреев И. В. Роль института жандармерии в сохранении государственного строя России в XIX веке. Дисс. ... к.ю.н. М. 1994. С. 151.

6 ГАРФ, ф. 58, оп. 10, д. 4, л. 52.

7 См.: Литвинов Н. Д. Организационно-правовые основы развития органов внутренних дел на транспорте в дореволюционной России // Юрист 1999, № 8. С.73.

8 См.: Даниленко К. П., Бородина Л. Жандарм на рельсах // Милиция. 2001, №1. С. 60.

9 См.: Захаренков В.В., Сальников А.А. На страже магист-

ралей. Очерки истории транспортной милиции России - М., 2002 - С. 16.

К основным обязанностям речной полиции было отнесено надзор за точным исполнением постановлений по охране порядка как на воде, так и на береговых сооружениях, контроль за беспрепятственным следованием судов, принятие мер по спасению утопающих людей и судов, пресечение воровства и бродяжничества, установление правил безопасности прохода и проезда по льду, надзор за своевременной погрузкой товаров в установленные сроки, тушения пожаров и наблюдение за всеми береговыми сооружениями10. Так, с целью искоренения краж на воде и с надводных сооружений, заведующими дистанциями, совместно с нижними чинами речной полиции, периодически производились ночные объезды водных районов; задерживаемые виновные привлекались к судебной ответственности.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что обязанности речной полиции, составляющие специальные обязанности по охране общественного порядка и обеспечения безопасности, порождались спецификой жизни судоходного надзора. Именно этот факт определял основное содержание и важнейшие направления деятельности речной полиции.

В целях предотвращения многочисленных нарушений на железных дорогах и на воде, поддержания порядка на станциях, обеспечения сохранности грузов, сегодня, как нельзя, кстати, пришелся бы пример служебной деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог и речной полиции. При реализации задач органами внутренних дел на транспорте по укреплению правопорядка в России, как одну из составляющих в комплексе мер необходимо использовать опыт транспортной полиции.

Рецензия

В представленной работе рассматривается исследование проблемы противодействия преступности транспортной полицией на стратегически важных объектах железнодорожного и водного транспорта.

Автор ответственно подошла к раскрытию данной темы. Работа написана интересно, материал изложен на должном уровне. Содержание материала подтверждается анализом различных очерков и монографий выдающихся ученых теоретиков и практиков по данной тематике.

Автор верно замечает, что для реализации задач в области противодействия преступности делались попытки создать специализированные органы полицейского аппарата. Одним из таких органов являлась транспортная полиция, в компетенцию которой входило обеспечение общественной безопасности и правопорядка на обслуживаемых объектах железнодорожного и водного транспорта.

Форма изложения материала в содержании статьи имеет лаконичный характер, системность изложения материала, использована приемлемая юридическая терминология.

Изложенное дает возможность признать, что статья «Основные направления деятельности службы полиции на транспорте в сфере противодействия преступности (историко-правовой аспект)» соответствует требованиям, предъявляемым к данного уровня работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель:

Ученый секретарь Уфимского

юридического института МВД России,

кандидат юридических наук, доцент,

полковник внутренней службы С. Г. Аксенов

10 См.: Пиотровский В., Кудрявцев Д. Полиция Российской Империи - СПб., 2005 - С. 83.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.