Научная статья на тему 'Основные направления активизации бюджетной политики территорий'

Основные направления активизации бюджетной политики территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондар М. В.

В статье рассматривается вопросы развития бюджетной политики как основы финансовой стабильности территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF THE MAKING MORE ACTIVE OF THE BUDGETARY POLICY OF THE TERRITORIES

This article is about most important questions of developing budjet politic, as a basic of financial stability of the regions.

Текст научной работы на тему «Основные направления активизации бюджетной политики территорий»

- подготовка нормативно-правового поля, способствующего активизации предприятий малого бизнеса;

- совершенствование налогообложения малого бизнеса, в том числе льготное налогообложение банков, осуществляющих кредитование малого бизнеса;

- также необходимо рассмотреть возможность государства выступать гарантом при кредитовании предприятий малого бизнеса в коммерческих банках либо самому выступать в роли кредитора.

В последнее время экономическая ситуация в Рос -сии постепенно стабилизируется, что приводит к сниже-

нию степени риска: политического, процентного и др. Следовательно, получение финансовых ресурсов на уровне малого бизнеса становится возможным благодаря грамотному управлению компанией и при убеждении кредиторов, инвесторов, собственников в более низком уровне риска вложения ресурсов в конкретное предприятие. Если создать необходимые условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого бизнеса, можно с уверенностью говорить о выходе российской экономики на новый уровень.

УДК 336.14:353

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ

М.В. Бондар,

сои^скатель кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

Основной задачей бюджетной политики на среднесрочную перспективу является обеспечение стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Основной целью стратегического развития доход -ного потенциала территориальных бюджетов является исследование возможностей повышения уровня обеспеченности территориальных бюджетов собственными доходами и разработка подходов и механизмов стимулирования территорий к финансовому самообеспечению.

Особенности реализации принципов бюджетного федерализма в усло -виях современного этапа реформирования системы местного самоуправ -ления в России заключаются в том, что основные цели проводимой реформы местного самоуправления направлены на демократизацию институтов местного самоуправления на основе их реальной финансовой самодостаточности и независимости от органов государственной власти. Вместе с тем практически ни в одном регионе России не созданы основы и механизмы реализации этих реформ. Основой их реализации должен стать экономический потенциал муниципальных образований, дифференциация которого в разрезе муниципалитетов субъектов Федерации может быть достаточно полярной. Чем больше территория субъекта Федерации, тем более значимым может быть разрыв между наиболее и наименее экономически развитыми муниципалитетами. В этих условиях становится оче-видной необходимость сопоставления механизмов реализации местного самоуправления с реальным экономическим обеспечением тех или иных новаций и ожидаемым эффектом от их реализации.

Стратегические направления развития доходного потенциала территорий во многом определяются преобладанием в составе собственных доходов бюджетов налоговых платежей.

Одним из основных направлений налоговой политики в регионе должно стать стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес.

Проведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнерства) и реализация национальных проектов потребуют в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это делает преждевременным дальнейшее снижение в период до 2009 г. ставок основных налогов.

В соответствии с законодательно установленным разграничением полномочий значительная часть бюджетных услуг и социальных гарантий находится в сфере ответственности региональных и местных органов власти. Одной из ключевых задач бюджетной политики, провозглашенной в рамках государственной бюджетной политики на 2007 г. и на среднесрочную перспективу, является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных об -разований должны соответствовать направлениям, зафиксированным в Послании Президента Российской Федерации Федерально му Собранию Российской Федерации, Концепции повышения эффективности межбюд -жетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., утвержденной распоряжени -ем Правительства Российской Федерации от 3 апреля

2006 г. № 467-р, и основным показателям перспективного финансо вого плана на тр и последовательные года (например, 2007 - 2009 гг.).

Отличительной чертой межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации должно стать использование в механизмах распределения межбюджетных трансфертов стимулов для увеличения субъектами Российской Федерации соб -ственной доходной базы, повышения качества управления региональными финансами и совершенствования порядка финансирования инвестиционных трансфертов регионам.

Основу межбюджетных трансфертов составляют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Для снижения степени влияния изменений налогового законодательства на формирование доходов бюд -жетов субъектов Федерации законодательством предусматривается увеличение финансовой помощи, предо -ставляемой субъектам Российской Федерации. Так, в

2007 г. предусмотрено дополнительное увеличение Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 9,1 млрд руб., распределе -ние которых осуществлено с учетом поощрения регио -нов, достигших за последние три года роста налоговых и неналоговых доходов, сокращения кредиторской задолженности темпами, превышающими среднероссий-ский уровень, а также имеющих долю кредиторской задолженности в объеме доходов ниже среднероссийско-го уровня. Увеличена финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на цели равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной противопожарной службой по -вышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений милиции , общественной безопасности и Государ -ственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на сумму 1 5,1 млрд руб. В результате дополнительные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2007 г. на оказание финансо -вой поддержки регионам, составят 24,2 млрд руб. (объем может возрасти), которые будут направлены наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации, что позволит полностью компенсировать выпадающие до -ходы бюджетов регионов.

Однако принципиальные подходы к политике территориального выравнивания должны измениться. Дости -жение средних по России значений бюджетной обеспеченности для всех территорий, как показывает практи -ка, свидетельствует о низкой эффективности такого пе-

рераспределения бюджетных ресурсов, что не приемлемо в условиях бюджетного планирования, ориентированного на результат. С нашей точки зрения более целесообразно с позиции финансовой отдачи вложений финансовых бюджетных ресурсов в развитие территорий в качестве основного критерия выравнивания принимать не средние, а минимальные значения бюджетной обеспеченности, необходимые для решения вопросов регионального и местного значения, а высвободившиеся бюджетные средства направлять на развитие приоритетных «точек роста» региональных экономик Проблема, с нашей точки зрения, при такой постановке во про -са может крыться в возможности субъективизма в определении приоритетов развития и объектов получателей бюджетных средств. Минимизировать подобные риски возможно на основе разработки в рамках стратегии финансирования приоритетного развития территорий реестра целевых региональных программ, нуждающихся в финансовой поддержке за счет бюджетных ресурсов.

В целях укрепления позиций неналоговых доходов в региональном и муниципальных бюджетах целесообразно изменить подход к оценке стоимости объектов, нахо -дящихся в региональной собственности, в частности расширить сферу применения системы рыночной оценки стоимости объектов с привлечением для этой цели независимых оценщиков. Неналоговый сектор стратегии развития доходного потенциала территориальных бюджетов должен опираться на концепцию управления государственной собственностью каждого региона.

В качестве одного из элементов доходного потенциала бюджетов территорий многие экономисты, в том числе и представители исполнительной власти федерального и регионального уровня, называют приватизацию объектов государственной собственности регионов с максимально возможным положительным результатом и для регионального бюджета, и для социально-экономического развития республики в целом. Однако, с нашей точки зрения, использование этого резерва увели -чения доходов бюджетов территорий не должно стать приоритетным, поскольку сокращение объемов государ -ственной и муниципальной собственности не позволит в перспективе рассчитывать на приток неналоговых доходов в бюджеты территорий. Одним из основных критериев развития приватизационных процессов в регионе должна стать эффективность использования тех или иных объектов собственности.

Для успешной реализации указанных целей необходимо в кратчайшие сроки завершить инвентаризацию объектов региональной и муниципальной собственности и внести необходимые изменения в систему их учета, обеспечить прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с государственным участием или находящихся в государственной (муниципальной) собственности, контроль использования и сохранности собственности территорий.

Таким образом, главными направлениями реформирования системы доходов региональных и муниципальных бюджетов с учетом основных принципов разграничения доходных полномочий органов субфедеральной государственной власти и органов местного самоуправления можно считать следующие:

- в целях создания для региональных и местных властей исходных возможностей обеспечения финансовой самодостаточности территорий и сбалансирования со-

ответствующих региональных и муниципальных бюджетов необходимо существенно расширить перечень собственных доходных источников на основе предложенной трактовки собственных бюджетных доходов; завершить инвентаризацию земли и иного субфедерального и муниципального имущества, упорядочить системы оценки налоговой базы местных налогов, стимулировать развитие малого бизнеса и др.;

- приоритетным является достижение безопасной финансовой самодостаточности территорий и сбалансированности бюджетов на основе развития собственного налогового потенциала и сокращения доли внутрирегиональных трансфертных платежей, что потребует переориентации стратегии формирования бюджетных доходов на усиление стимулирования формирования собственной налоговой базы;

- необходима разработка конкретных механизмов использования инструментов муниципальной собственности для развития доходного потенциала муниципальных бюджетов на основе анализа видового состава имущественного комплекса территорий, увеличения поступлений от государственных и /или муниципальных предприятий, инвентаризации отсроченной, просроченной, иной задолженности бюджетам и ее реструктуризации;

- принципиально важными являются разработка и императивное оформление доходных (бюджетно-налоговых) паспортов региона и входящих в его состав муниципалитетов, отражающих потенциальные возможно -сти региона по укреплению доходной базы территориальных бюджетов и формированию системы внутрирегионального бюджетного регулирования на основе отказа от концепции всеобщего выравнивания территорий.

Стратегия регионального развития доходного потенциала территориальных б юджетов должна опираться на механизм дифференцированного подхода к регулированию доходов бюджетов средствами финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

Критерии такой дифференциации могут быть услов -но поделены на две группы, характеризующие объективные и субъективные факторы . К числу объективных критериев мы относим показатели, характеризующие промышленный потенциал региона, природные ресурсы, природно-климатические условия, структуру населения и т.д. К субъективным - показатели активности усилий администраций, налоговых органов, качества планирования бюджетных доходов и др.

Таким образом, в качестве магистральных стратегических направлений развития доходного потенциала бюджетов региона рассматриваются пути и механизмы повышения уровня обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов собственными доходами в рамках совершенствования налоговых механизмов на основе инвентаризации земли и иного субфедерального и муниципального имущества, упорядочения системы оценки налоговой базы местных налогов, развития малого бизнеса и прочего, а также наращивание неналогового потенциала путем регулирования доходов от собственности на основе анализа видового состава имущественного комплекса территорий, увеличения поступле -ний от государственных и/или муниципальных предприятий, инвентаризации отсроченной, просроченной, иной задолженности бюджетам и ее реструктуризации. В развитие реформы местного самоуправления и принципов бюджетного федерализма разработаны подходы и механизм стимулирования территорий к финансовому са -мообеспечению, предполагающие группировку муниципальных образований на основе системы минимальных пороговых значений критериев экономической самодостаточности территорий, влияющих на самодостаточность местных бюджетов, а также принятие дифференцированных по группам муниципальных образований решений о формах финансовых гарантий и помощи.

УДК 336:338.4

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

О.В. Гуреева,

ассистент кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

Экономическая оценка земли сельскохозяйственного назначения является сложной, комплексной проблемой. С одной стороны, земля является средством производства, с другой - источником доходов, имеет природное происхождение и ограниченное обращение. Оценка земель сельскохозяйственного назначения важна не только для сельского хозяйства, но и для экономики страны в целом. Развитию и становлению современной методологии оценки земли предшествует богатая многовековая практика и развитие теории землепользования в России и за рубежом.

Россия исторически - аграрная страна. В центре ее социально-эконо -мической политики всегда находились земельная собственность и земельные отношения, а земельно-оценочная деятельность была одним из глав -ных направлений государственной политики. Отечественная оценка земли, ее виды и формы, подходы и методы формировались на протяжении нескольких столетий.

Выделим основные периоды развития оценки земель сельскохозяйствен -ного назначения в России.

1. Конец XV в. Возникновение оценки земли и формирование простейших подходов к оценке земли1. Оценка земель проводилась поэтапно: со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.