Научная статья на тему 'Основные направления административной реформы на современном этапе'

Основные направления административной реформы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5639
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА И СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / РЕФОРМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / STRUCTURE AND SYSTEM OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES / PUBLIC SERVICE SYSTEM / PUBLIC SERVICES AND PUBLIC FUNCTIONS / CONTROL AND SUPERVISION REFORM / DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грищенко А. Ю.

В статье автор характеризует основные результаты административной реформы и анализирует направления дальнейших преобразований в сфере государственного управления. В качестве результатов упоминается структура и система федеральных органов исполнительной власти, система государственной службы, развитие института государственных услуг и государственных функций, включая их регламентацию. Анализируются такие основные направления административной реформы на современном этапе как реформа контроля и надзора, а также цифровизация государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грищенко А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM AT THE PRESENT STAGE

In the article the author characterizes the main results of administrative reform and analyzes the directions of further transformations in the sphere of public administration. The results include the structure and system of Federal Executive bodies, the civil service system, the development of the institution of public services and public functions, including their regulation. The article analyzes such main directions of administrative reform at the present stage as the reform of control and supervision, as well as the digitalization of public administration.

Текст научной работы на тему «Основные направления административной реформы на современном этапе»

5. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://minsvyaz.ru

6. Интернет-издание о высоких технология - CNews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://www.cnews.ru

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. // Росстат. - М., 2018. - 132 с

Грищенко А.Ю.

магистрант Института прав и национальной безопасности ТГУ им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье автор характеризует основные результаты административной реформы и анализирует направления дальнейших преобразований в сфере государственного управления. В качестве результатов упоминается структура и система федеральных органов исполнительной власти, система государственной службы, развитие института государственных услуг и государственных функций, включая их регламентацию. Анализируются такие основные направления административной реформы на современном этапе как реформа контроля и надзора, а также цифровизация государственного управления.

Ключевые слова: структура и система федеральных органов исполнительной власти, система государственной службы, государственные услуги и государственные функции, реформа контроля и надзора, цифровизация государственного управления.

Grishchenko A.Yu.

graduate student of the Institute of rights and national security social and cultural influence. G. R. Derzhavina

Tambov, Russia

THE MAIN DIRECTIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM AT THE PRESENT STAGE

Abstract: In the article the author characterizes the main results of administrative reform and analyzes the directions of further transformations in the sphere of public administration. The results include the structure and system of Federal Executive bodies, the civil service system, the development of the institution of public ser-

vices and public fonctions, including their regulation. The article analyzes such main directions of administrative reform at the present stage as the reform of control and supervision, as well as the digitalization of public administration.

Key words: structure and system of Federal Executive authorities, public service system, public services and public functions, control and supervision reform, digitalization of public administration.

Административная реформа является одним из постоянных векторов развития сферы государственного управления. После распада СССР возникла четкая и осознанная необходимость развития государственного аппарата, однако до конца 90-х годов преобразования носили неустойчивый и несистемный характер. Административная реформа получила свою целостность с принятием и развитием ряда программных документов, а в качестве ее результатов можно назвать:

1. Реорганизация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, а также последовавшая реорганизация органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации. В рамках этого направления система федеральных органов исполнительной власти стала включать в себя министерства, федеральные службы и федеральные агентства. На министерства возложены общее управление и нормативно-правовое в вверенной сфере. Основной функцией служб предполагалось осуществление контроля и надзора, под которыми стало пониматься не только непосредственно осуществления контроля и надзора за исполнением требований и правил, установленных на законодательном и подзаконном уровне в вверенной сфере, но и выдача лицензий (разрешений), а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. На агентства возложены деятельности функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора, закрепленных за федеральными министерствами.

2. Выстраивание системы государственной службы, институцио-нализация новых самостоятельных видов государственной службы. Виды государственной службы систематизированы и включают в себя государственную гражданскую службу (единственный вид государственной службы, разделенной по принципу федерализма), военную службу и государственную службу иных видов. Первоначально предполагалось, что третьим видом должна была стать правоохранительная служба, но унифицировать все особенности службы в правоохранительных органах не удалось. В качестве иных видов сложились служба

в органах внутренних дел, служба в органах и организациях прокуратуры, служба в Следственном комитете, служба в органах и учреждениях исполнения наказания, служба в Федеральной противопожарной службе. Сегодня складывается тенденции по институционализации новых видов государственной службы. В частности, существуют перспективы появления самостоятельных институтов государственной службы судебных приставов, работников судов, сотрудников таможенных органов.

3. Развитие государственных услуг, а также государственных функций, включая их регламентацию. Окончательно институционализировались государственные, а также муниципальные услуги, каждая из которых стала получать свои административные регламенты, требования к которым установлены Правительством Российской Федерации как высшим органом исполнительной власти Российской Федерации. Параллельно с этим произошло системное развитие государственных, вместе с ними и муниципальных, функций, также регламентируемых в специальном акте.

Каждое из этих направлений получило свое развитие в законодательстве и подзаконных актах. Несмотря на то, что их стоит признать состоявшимися, все еще требуется корректировка организации и порядка реализации государственного управления в условиях выявляемых пробелов и появляющихся вызовов, условий и факторов. Но, тем не менее, административная реформа стала носить перманентный характер и в ее содержании появляются новые направления, призванные развивать систему государственного управления.

Так, сегодня в активной стадии находится реформа контроля и надзора.

Современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется разнообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов, подзаконных и нормативных актов, регламентирующих осуществление госконтроля. В настоящее время в России действует не столько система, сколько совокупность контрольных органов, отсутствует унифицированность правовых актов. Специфика контроля как функции управления и в том, что он проводится всеми государственными органами. Как отмечает А.В. Липунцова, «сквозной» характер функции контроля предъявляет большие требования к ее конкретизации применительно к каждому уровню управления, к каждому государственному органу» [4, с. 145].

Системообразующим документом контрольно-надзорной реформы стал паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассмотренный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проек-

там в конце 2016 года [2]. В литературе справедливо отмечается, что «одним из принципиально новых направлений реформирования рассматриваемой сферы является переход к его осуществлению на основе системы управления рисками» [5, с. 42].

Риск-ориентированный подход представляет собой «метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законодательством случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности» [3].

На настоящий момент, реформа контроль-надзорной деятельности получила свое развитие в реализации концепции регуляторной гильотины, которая предполагает выявление установленных обязательных требований в сфере предпринимательской деятельности и последующее устранение чрезмерных и уже устаревших, неактуальных требований. С 1 января 2021 года планируется заменить всю массу норм, устанавливающих обязательные требования, что должно позволить сократить административную нагрузку на предпринимателей и повысить безопасность потребителей одновременно.

Еще одним направлением преобразований в сфере государственного управления стало развитие цифровизации в этой сфере. Это нашло свое отражение в организации и порядке оказания государственных услуг, внедрением информационного взаимодействия между органами государственной власти, развитием технологий «Интернета вещей» в контроле и надзоре за правилами производственной безопасности. На сегодняшний день цифровое государственное управление является одним из блоков национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», суть которого предполагает переход взаимодействия граждан с государством в электронный формат.

В настоящее время в юридической науке констатируют такой этап трансформации институтов государственного управления как формирование и развитие «цифрового правительства» [6, с. 67], что также связано с реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1].

Преобразования, связанные с цифровым государственным управлением, должны заключаться во внедрении цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «Гарант» (дата обращения: 26.10.2019).

3. Реформа контрольной и надзорной деятельности [Электронный ресурс] : паспорт приоритетной программы (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) // СПС «Гарант» (дата обращения: 26.10.2019).

4. Липунцова, А.В. Контроль в государственной деятельности и принципы его осуществления / А.В. Липунцова // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: материалы II Международной научной конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. С. 144-147.

5. Ноздрачев, А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова // Журнал российского права. 2017. № 9 (249). С. 34-46.

6. Смотрицкая, И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски / И.И. Смотрицкая // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 4. С. 60-72.

Иода Ю.В.

кандидат экономических наук, Липецкий государственный технический университет,

г. Липецк, Россия Княжеченко Р.В. магистрант

Липецкий государственный технический университет,

г. Липецк, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: В статье даются базовые характеристики, исследуются формы и принципы организации государственно-частного партнерство. Кроме того, раскрываются преимущества и перспективы применения инструментов го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.