УДК 894.612.8
Gadzhimuradova T.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Shakhpazova A.I., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN MOTIVES OF SEDAGET KERIMOVA'S LYRICS. The article is dedicated to the study of artistic originality and identification of the main motives of the lyrics of Sedaget Kerimova, one of the representatives of modern Lezgian and Azerbaijani literature, poet, novelist, playwright, publicist. Sedaget Kerimova's poetic heritage is represented by philosophical, civil, love, and landscape lyrics. In this article, based on the analysis of the poetic works of the author under study, the main motives of the lyrics are revealed. The paper is the first attempt to study the poetic creativity of Sedaget Kerimova. It is noted that Kerimova's poetry uncompromisingly shows the problems of modern reality, which are closely linked to the vital interests of the nation. Psychological persuasiveness, social and philosophical scale are the distinctive features of S. Kerimova's artistic heritage. S. Kerimova's creative heritage is of particular interest precisely because of the high citizenship, the expression of acute social issues, the popular desire for freedom and independence, high humane feelings. The article is the first attempt in the study of her poetic work.
Key words: modern Dagestani literature, Lezgian literature, lyrical poetry, artistic originality, main motives.
Т.Э. Гаджимурадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
А.И. Шахпазова, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ СЕДАГЕТ КЕРИМОВОЙ
Статья посвящена исследованию идейно-художественного своеобразия и выявлению основных мотивов лирики одного из представителей современной лезгинской и азербайджанской литератур, поэта, прозаика, драматурга, публициста Седагет Керимовой. Поэтическое наследие Седагет Керимовой представлено философской, гражданской, любовной, пейзажной лирикой. В данной статье на основе анализа поэтических произведений исследуемого автора раскрываются основные мотивы лирики. Отмечается, что поэзия Керимовой бескомпромиссно освещает те проблемы современной реальности, которые тесно смыкаются с жизненными интересами нации. Психологическая убедительность, социально-философская масштабность являются отличительными чертами художественного наследия С. Керимовой. Творческое наследие С. Керимовой вызывает особый интерес именно благодаря высокой гражданственности, выражению острых социальных вопросов, народного стремления к свободе и независимости, высоких гуманных чувств. Статья является первой попыткой в изучении её поэтического творчества.
Ключевые слова: современная дагестанская литература, лезгинская литература, лирическая поэзия, идейно-художественное своеобразие, основные мотивы.
Керимова Седагет Кайинбековна - одна из видных представителей современной лезгинской и азербайджанской литературы - родилась 30 марта 1953 года в лезгинском селении Каладжуг Кусарского района Азербайджанской Республики. В 1969 году окончила среднюю школу № 1 г Кусары, поступила на факультет журналистики Азербайджанского государственного университета. Будучи студенткой первого курса, стала внештатным корреспондентом популярной на тот момент азербайджанской газеты «Азербайджан генджлери» («Молодежь Азербайджана»). Еще во время учебы в университете ей предложили работу в газете «Совет кенди». Здесь она проработала семнадцать лет Позже С. Керимова стала заведовать отделом газеты «Хаят». Проработав здесь четыре года, стала заместителем главного редактора в газете «Гюнай». С 1997 года она является главным редактором газеты «Самур», в которой проводится огромная просветительская работа, направленная на сохранение языка, истории, духовной и материальной культуры лезгин. Таким образом, Седагет Керимова прошла все ступени от внештатного корреспондента до главного редактора [1 - 6].
Одним из главных достоинств поэзии Седагет Керимовой является то, что она, будучи знатоком и ценителем лезгинской литературы, привносит в ее арсенал новые поэтические реалии. Ее поэзия - это бездна чувств, эмоций, переживаний, меланхолических мечтаний, романтических настроений, патриотических порывов души. Поэтическое наследие Седагет Керимовой в очередной раз доказывает, что «поэт, если он поэт, а не стихотворец, бывает смел и непредсказуем» [2, с. 127]. Она сумела завоевать сердца читателей силой и красотой художественного слова, широким охватом тем, проникновенным лиризмом.
Выявление основных мотивов поэтического творчества Седагет Керимовой представляет собой актуальную задачу исследования творческого наследия поэтессы с точки зрения раскрытия художественных особенностей ее лирики. Творческое наследие исследуемого автора представлено гражданской, любовной, философской лирикой, требующей анализа и систематизации. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.
При таком жанровом разнообразии именно гражданская лирика поэтессы вызвала широкий общественный резонанс. Политические вопросы всегда интересовали ее как мастера слова. Еще с первых проб пера Седагет Керимова твердо стоит на позициях высокой гражданственности, патриотизма, общественной коммуникативности. Будучи внештатным корреспондентом, она писала статьи на актуальные темы. Народная тема, пожалуй, является основной для всего творчества Седагет Керимовой. «Седагет восполнена искренним чувством любви к своему народу, - отзывается о ней Дарвин Велибеков, - ко всему человечеству и окружающей природе. Все это возводит ее имя к классикам лезгинской литературы» [1, с. 122].
В процессе исследования поэтического творчества Седагет Кайинбековны нетрудно заметить, что для нее поэт является прежде всего выразителем проблем и тревог своего времени. В спектр ее поэтических размышлений входят нравственные проблемы, вопросы чести, достоинства, верности, патриотизма. Ее творческое наследие вызывает особый интерес именно благодаря высокой гражданственности, выражению острых социальных вопросов, народного стрем-
ления к свободе и независимости, высоких гуманных чувств (горячая любовь к Родине, землякам, свободе, социальная справедливость, забота о ближнем, жизнь народа и т. д.).
Мотив самопожертвования во имя народа отчетливо прослеживается в стихотворении «За семью горами». Поэтесса видит проявление гражданского долга в том, чтобы на протяжении всей жизни быть верным Родине. Этот мотив красной нитью проходит в контексте гражданской лирики Седагет Керимовой. Ее лирический герой готов принести себя в жертву во имя народа: Семижды сгорю я, Ратуя, воюя, Все же сохраню я Мой язык родной. Семь земель пройду я, Мир весь обойду я, Милой речи всходы Пронесу с собой. Отведу напасти, Бури и ненастья, За народ родимый Жизнью постою [5, с. 66].
В стихотворении «За семью горами» присутствует числовой символизм: число «семь» встречается здесь шесть раз («за семью горами», «до седьмого пота», «семь огней», «на семи наречьях», «семижды сгорю я», «семь земель»). Оно имеет очень древние истоки (семь небес, семь земель, семь дней, в течение которых сотворен мир, семь чудес света и др.). Как нам представляется, Седагет Керимова использовала именно это число неслучайно. Оно свидетельствует об обращении автора к фольклорным традициям лезгин. Число «семь», например, встречается в песнях-пожеланиях («Ирид хва хьуй» - «Чтобы родила семерых сыновей»), проклятиях («Ирид хуьр кьисмет хьуй» - «Чтобы семь раз вышла замуж»), пословицах («Диде квахьай бала ирид сеферда етим жеда» - «Ребенок, потерявший мать, семь раз становится сиротой»), сказках («ирид стха» - «семь братьев», «ирид хьел» - «семь стрел», «ирид юкъузни ирид йифиз» - «семь дней и семь ночей») и особенно в героическом эпосе «Шарвили» («ирид йис» - «семь лет», «ирид юкъуз» -«семь дней», «ирид рушан» - «семерых девушек», «ирид игит» - «семь героев», «ирид сефер» - «семь раз» и т.д.).
Подвергая исследованию гражданскую лирику Седагет Керимовой, невозможно оставить без внимания стихотворения, в которых ведущим является мотив верности памяти отцов, историческому прошлому народа, преданности его духовному наследию. Здесь стоит упомянуть такие произведения, как «Джигиты», «Сыновья», «Мудрость предков», «Пусть траур чувств не леденит», «Шамиль» и другие. В них поэтесса показывает мужество и стойкость горцев. В качестве примера можно привести стихотворение «Джигиты», каждая строка которого вызывает у читателя чувство гордости за свой народ. В нем воссозданы яркие образы джигитов - настоящих патриотов, защитников Отечества:
В их сердцах - огонь неугасимый, Искорки в глазах - неистребимы. Жизнь они всегда отдать готовы За свободу Родины любимой [5, с. 20].
В последней строфе стихотворения говорится о верности традициям в воспитании таких нравственных качеств у молодёжи, как мужество, воля к победе, чувство долга:
Горы вновь туманами увиты,
Двери добрым людям здесь открыты.
Воспитанье у лезгин такое,
Дети с ранних лет уже - джигиты! [5, с. 20].
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив [6, с. 594]. Лейтмотивом творческой деятельности С. Керимовой можно назвать тему родного языка («Чк1анва ч1ал», «Лезги ч1ал», «Рахазва чи ч1ал», Ч1алакай баллада», «Ватан вуч я», «Харар аку», «Дидедин ч1ал» и многие другие). Резкими, порой суровыми фразами, с боевым настроем она обращается к читателю. В литературном мире Седагет Керимова выступает прежде всего, как поэт-борец, ратующий за сохранение языка, традиций, обычаев лезгинского народа, имеющего многовековую историю, богатое духовно-культурное наследие.
Поэтическое становление Седагет Керимовой связано с родным языком, культурой лезгинского народа. Она углубленно рассматривает проблему сохранения родного языка в контексте событий, волей неотвратимого рока разделивших лезгинский народ по обе стороны реки Самур. С. Керимова любит свой язык, гордится им: «Язык - помощник мой и в радости, и в горе» [5, с. 18], «Не заблудиться мне в морях, // Пока я вместе с языком родного края») [5, с. 18]. С необычайным трепетом говорит о достоинствах лезгинского языка, его значимости в судьбе каждого представителя родного народа: Надежды гаснут огоньки, Но не поддамся я тоске, И духом снова обязательно воспряну. Судьба народа - в языке, Как жаль, что в жизненной реке, Слова в водовороты канут [5, с. 18 - 19].
Поэтесса в своих произведениях стремится показать, что духовным богатством ее народа является родной язык, подчеркнуть его красоту и необыкновенность. Она предлагает своему читателю приобщиться к этому богатству, проникнуть в его глубокие тайны, познать народ, постичь его душу.
На развитие гражданской лирики в творчестве Седагет Керимовой огромное влияние оказали изменения, происходящие в судьбе родного народа. Основой ее произведений являются современные ей события, а лирический герой -их участником. В стихах Седагет Кайинбековны живёт дух современной эпохи, поиск решений животрепещущих проблем, призыв к духовной свободе.
Мотив любви - один из основных в творчестве поэтессы. Она изображает любовь не только в ее традиционном понимании (как привязанность к другому человеку), но и в широком смысле: любовь к родителям, к каждому уголку родной земли, к родному языку, к национальной истории, материнская любовь.
Отличительной особенностью любовной лирики Седагет Керимовой является ее абсолютная интимность. Особое место она отводит изображению внутреннего мира своей героини. Как отмечает В.М. Жирмунский, автор романтического произведения «ликует от радости или кричит и плачет от боли; он проповедует, поучает и обличает, имеет тенденцию, если не всегда - грубо-сознательно, то, по крайней мере, - желание подчинить слушателя своему чувству жизни, показать ему, что раскрылось поэту в непосредственной ситуации бытия» [4, с. 176]. Её лирической героине любовь представляется по-разному: и коварной игрой, и безумной страстью, и огромной трагедией, и божьим наказанием, и нежным, искренним чувством. Именно своим романтическим лиризмом и субъективизмом подкупают поэтические строки любовной лирики Седагет Керимовой. Предчувствие любви, томительное ее ожидание, отчаяние, горечь разлуки - эти и другие мотивы отражены в любовной лирике в самых разных аспектах. Так, например, мотивом ожидания «безумной» любви от самого начала до конца проникнуто стихотворение «Порывы души»:
Любви безумной хочется душе,
Давно уже томима этой жаждой.
Забыть бы все на свете, обо всем,
И кануть в омут сладостный и страшный! [5, с. 180].
Неслучайно автор использует повтор. На протяжении всего стихотворения героиня восклицает: «Любви безумной хочется душе». Это желание благодаря повторению усиливается с каждой строкой. Любовь для нее предстает «желанной гостьей» [5, с. 180], которую она ждет будто целую вечность. Лирическая героиня выражает свою готовность принять ее и кинуться в омут страстей, даже если это кажется страшным. Кроме того, примечательным является и то, что она жаждет именно безумной, разрушающей ее спокойствие любви. Автор использует множество эпитетов для изображения этого чувства: Любви безумной хочется, любви. Раскалывающей молнией могучей, Горячей, оглушительной, гремучей Спокойный мир обыденных забот [5, с. 180].
В конце стихотворения выражается уверенность лирической героини, что она рано или поздно испытает это чувство. Любовь в ее воображении предстает в разных образах: «желанной гостьей», «прохладной влагой», «усталой странницей» [5, с. 180]. Для её любви характерны внезапность, непредсказуемость, сокрушительность. Героиня искренне верит в то, что любовь, как чувство, которое не поддается ни законам природы, ни жизненным обстоятельствам, однажды ворвется и в ее жизнь:
Придет прохладной влагой в летний зной, И заструится в жаждущую душу, Усталой странницей предстанет мне В вечерний час, в ненастье или стужу [5, с. 180].
Мотив страдания так или иначе присутствует в любовной лирике Седагет Керимовой. Её лирическая героиня способна на глубокие чувства, наделена открытой для любви душой. В то же время она не получает взамен и половины того, чем жертвует сама. Так, например, в стихотворении «В уголках израненной души» искренне переданы душевные переживания, страдания героини, разочаровавшейся в дорогом для нее человеке:
Эту ношу человек родной
Мне взвалил безжалостно на плечи.
Словно посмеялся надо мной,
На последней, самой горькой встрече [5, с. 191].
В душе героини таится большая обида на близкого человека. Она чувствует себя обманутой, бесчестно обиженной, признает, что самые жестокие и долго незаживающие раны наносят, как правило, близкие люди. В стихотворении присутствует противопоставлении «близкие - чужие»: Почему-то близкие всегда Чаще всех обиды мне наносят. Обрезают к сердцу провода, Как траву, меня под корень косят.
А чужие рады мне помочь, Боль смягчая, слезы осушая. Ясный день не превращая в ночь, В горе добрым словом утешая [5, с. 191].
Этот антагонизм продолжается в противопоставлениях дня и ночи, грусти и радости. Таким образом, анализ любовной лирики Седагет Керимовой позволяет сделать вывод о том, что любовь здесь представлена гаммой разнообразных чувств, эмоций, настроений. Расставание, трагизм, неверность, мечты, невоплощенные в реальность - частые мотивы её любовной лирики.
Философская мысль Седагет Керимовой сосредоточена на выражении мировоззрений современной эпохи. «Ее творчество захватывает. Являясь глубоким человеком, она пишет глубокие вещи, не любит ничего поверхностного», - так отзывается о творчестве Седагет Керимовой профессор Аждар Агаев [4, с. 227]. Наиболее проникновенным с этой точки зрения является стихотворение «Оглянись на себя, человек». В идейно-композиционном отношении оно представляет собой обращение поэтессы к современникам. Для этого используется форма второго лица единственного числа, и тогда под словом «человек» подразумеваются все современники. Поэтесса дает читателю полезные советы для правильной жизни, наставляет на путь нравственности, повторяя в конце строф одно и то же предложение как заклинание - «Оглянись на себя, человек!». Повтор позволяет автору сфокусировать внимание читателя на основной мысли произведения, выраженной в необходимости осознания того, что человеческая жизнь - наивысшая ценность. Поэтесса показывает, как человек, находясь в бесконечном потоке дел, решая бесконечные проблемы, забывает о том, что жизнь - череда мгновений, быстротечна. Нужно научить ценить каждый миг, данный нам, принимая жизнь со всеми радостями и огорчениями:
Днем и ночью, подобно рабу, Ты во власти своих забот. Жизнь как жизнь: вроде все путем, А на деле - все наоборот. На секунду прерви свой бег Оглянись на себя, человек! [5, с. 94].
Мотив быстротечности человеческой жизни выражается с помощью различных художественных приемов, образов. Особый интерес представляет мифологический образ жар-птицы, недосягаемого, с трудом удерживаемого существа, с которым автор сравнивает человеческую жизнь:
Не поймаешь ты, увы, никак: Жизнь - жар-птица в твоих руках. Упустил - улетела прочь И растаяла в облаках! [5, с. 94].
Находясь в бесконечных заботах, человек забывает о близких ему людях. Автор призывает укрепить отношения с родными, окружить их лаской и заботой, ведь дороже и ближе их нет никого на свете:
Обратись же лицом к родным -Ближе во всем свете нет. Кто поймет тебя лучше них И подарит душевный свет? [5, с. 94]
В стихотворении «Желтеют листья тополя» выражено глубокое понимание смысла человеческой жизни. Произведение становится очередным выражением философской мысли о том, что человек смертен, и всему приходит конец. Для мировоззрения поэтессы характерно осознание мимолетности земного существования человека:
Но кто ж мечты о лучшем не лелеет? Душой мудрец лишь, видно, разумеет, Что к ленте нашей жизни не приклеить Чужих годов, ее не удлинить [5, с. 94].
Спокойное, сдержанное восприятие окружающей жизни поэтесса передает через символический образ: листья тополя пожелтели и вот-вот полетят на землю. Так и с человеком: прожив предначертанное время, он покидает бренный мир. Символично сходство жизни человека с явлениями природы:
Библиографический список
Творческая деятельность видного представителя лезгинской и азербайджанской литературы Седагет Керимовой характеризуется универсальностью. Художественный талант проявляется практически во всем, что она подчиняет перу, а именно - в публицистике, художественной литературе, музыке, этнографии, журналистике, составлении словарей. Она поэт, прозаик, драматург композитор, автор около тридцати книг поэтических и прозаических произведений, каждая из которых завоевала любовь и признание многочисленных ценителей художественной литературы, более ста песен, в которых выступает автором текста и музыки. В арсенале Седагет Керимовой как публициста много статей, эссе, очерков, зарисовок и фельетонов [1 - 6].
Одним словом, Седагет Керимова - безгранично талантливая личность, наделенная знаниями в различных областях культуры. Она с одинаковым вдохновением проявила художественное мастерство во многих литературных жанрах. Ее перу принадлежат стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы, пьесы,
листья опадают, а человек умирает. Эта мысль звучит в первой строфе стихотворения:
Желтеют листья тополя, редеют.
Увы, мои ровесники седеют,
И пламя наших чувств уже слабеет.
А фитиля в свече - не заменить [5, с. 92].
Медитативная лирика Седагет Керимовой - очередное свидетельство развитости этого вида лирики в лезгинской литературе [6]. Философские мотивы, звучащие в ее произведениях, заставляют читателя размышлять, ставить вопросы и искать на них ответы. Седагет Керимова - яркий представитель современной лезгинской литературы, обогатившая её арсенал новыми поэтическими завоеваниями, силой и красотой художественного слова, широким охватом тем, проникновенным лиризмом.
.21
литературные сказки и т.д. На сегодняшний день прозаическое творчество Седа-гет Керимовой остается малоизученным и представляет особый интерес с точки зрения литературной критики.
«Немой крик» - первый сборник повестей и рассказов Седагет Керимовой, написанный на азербайджанском языке и опубликованный в 1985 году в издательстве «Язычы». Издание этого сборника ознаменовало появление на литературном небосклоне новой звезды, сформировавшегося мастера художественного слова. Сборник состоит из одной повести и девяти рассказов. Писатель делает акцент на проблемах этики и морали. Тема морали является связующим звеном между рассказами, вошедшими в книгу. «Немой крик» Седагет Керимовой завоевал огромную любовь читателей. Об этом свидетельствуют десятки положительных рецензий, опубликованных в газетах и журналах.
В 1989 году была опубликована вторая прозаическая книга - «Весенняя ночь», состоящая из одной повести («Гулящая») и восьми рассказов. Особый
1. Алескеров Б. Жизнь и творчество Седагет Керимовой. Баку, 2013.
2. Вагидов А.М. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
3. Джафарова М. Седагет Керимова. Библиография. Баку, 2014
4. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916 - 1926. Ленинград, 1928.
5. Керимова С. За семью горами. Баку, 2005.
6. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Москва, 2001. References
1. Aleskerov B. Zhizn' i tvorchestvo Sedaget Kerimovoj. Baku, 2013.
2. Vagidov A.M. Poiskprodolzhaetsya. Mahachkala, 2000.
3. Dzhafarova M. Sedaget Kerimova. Bibliografiya. Baku, 2014
4. Zhirmunskij V.M. Voprosy teorii literatury. Stat'i 1916 - 1926. Leningrad, 1928.
5. Kerimova S. Za sem'yu gorami. Baku, 2005.
6. Nikolyukin A.N. Literaturnaya 'enciklopediya terminov iponyatij. Moskva, 2001.
Статья поступила в реакцию 06.06
УДК 82
Gadzhimuradova T.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Shakhpazova A.I., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ARTISTIC ORIGINALITY OF SEDAGET KERIMOVA'S PROSE. The article identifies artistic skill in the prose heritage of Sedaget Kerimova, a prominent representative of Lezgian and Azerbaijani literature. The article reveals artistic originality of her prose works, examines the range of topics and problems raised by the author in her work. For the most part, Sedaget Kerimova's prose is a description of the life of the Lezgian people, their history, traditions and customs. It reveals not only the greatness and heroism of the era, but also the dissonances, contradictions of social life, the life of a contemporary with its extraordinary complexities and moral contradictions, ethical judgments imbued with sadness and spiritual search. The researchers conclude that Sedaget Kerimova's prose is as original as her poetry. Boundless love for the native land, a sense of piercing nostalgia for the past, justice, humanism, compassion for everything around, a call to preserve spiritual purity, human values, questions of morality and morality, problems of human relations - that is what is rich in the prose of the author.
Key words: modern Lezgian literature, prose, artistic features, main motives, problem, imagery.
Т.Э. Гаджимурадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А.И. Шахпазова, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ СЕДАГЕТ КЕРИМОВОЙ
Статья посвящена выявлению художественного мастерства в прозаическом наследии видного представителя лезгинской и азербайджанской литературы Седагет Керимовой. В данной статье выявляется художественное своеобразие её прозаических произведений, рассматривается круг тем и проблем, поднимаемых автором в своем творчестве. В большей части проза Седагет Керимовой - описание жизни лезгинского народа, его истории, традиций и обычаев. Здесь раскрываются не только величие и героика эпохи, но и диссонансы, противоречия общественного бытия, жизнь современника с её необычайными сложностями и нравственными противоречиями, пронизанные грустью этические суждения и духовный поиск. Авторы делают вывод о том, что проза Седагет Керимовой так же оригинальна, как и ее поэзия. Безграничная любовь к родному краю, чувство пронзительной ностальгии по пережитому прошлому, справедливости, гуманизма, сострадания ко всему окружающему, призыв сохранить духовную чистоту, человеческие ценности, вопросы морали и нравственности, проблемы человеческих отношений - вот чем богата проза исследуемого автора.
Ключевые слова: современная лезгинская литература, проза, художественные особенности, основные мотивы, проблематика, образность.
3S1