Научная статья на тему 'Основные модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации'

Основные модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурутдинова Резеда Инсафовна

На основе анализа правоприменительной практики выявлены основные модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нурутдинова Резеда Инсафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic models of legal support inter-parliamentary cooperation in the Russian Federation

Based on analysis of law enforcement identified the main model of legal support inter-parliamentary cooperation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Основные модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации»

6.3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нурутдинова Резеда Инсафовна, аспирант. Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный

университет, кафедра конституционного и административного права юридического факультета.

rezedanurutdinova@yandex.ru Аннотация: На основе анализа правоприменительной практики выявлены основные модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: межпарламентское сотрудничество законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации.

BASIC MODELS OF LEGAL SUPPORT INTERPARLIAMENTARY COOPERATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nurutdinova Rezeda Insafovna, postgraduate student. Place of study: Kazan (Volga region) Federal University, chair of constitutional and administrative law.

rezedanurutdinova@yandex.ru

Annotation: Based on analysis of law enforcement identified the main model of legal support inter-parliamentary cooperation in the Russian Federation.

Keywords: parliamentary cooperation of legislative

(representative) bodies of state power of the Russian Federation, the model of legal support inter-parliamentary cooperation in the Russian Federation.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выступают субъектами разнообразной юридической деятельности «законодательной, финансовой, контрольной, церемониальной деятельности, по формированию различных

государственных органов и деятельности по принятию

1

одноразовых ненормативных актов» .

В правовой науке под юридической деятельностью понимают опосредованную правом государственновластную деятельность управомоченных на то органов и должностных лиц, которые направлены на выполнение поставленных перед ними общественных задач и функций2.

Межпарламентское сотрудничество

законодательных (представительных) органов

1 Булаков О.Н. Парламентское право в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». М.: Финансовый контроль, Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 70.

2 Карташов В.Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1987. С. 13.

государственной власти субъектов Российской Федерации базируется на трех главных видах юридической деятельности:

1) правотворчестве как специальной деятельности компетентных органов, завершающих процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон , либо особой форме управленческой деятельности государства, связанной с принятием новых и

4

изменением существующих правовых норм ;

2)реализации права, под которой понимают претворение, воплощение в жизнь путем правомерного поведения предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан)5;

3) контроле как разновидности деятельности, осуществляющейся в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предписаниями, заявлениями и жалобами граждан6.

Однако применительно к межпарламентскому сотрудничеству региональных органов

законодательной власти в Российской Федерации становление и развитие указанных видов юридической деятельности являются неравномерным. Так, в

субъектах Российской Федерации, хотя далеко и не повсеместно, происходит преимущественный процесс формирования правовых основ межпарламентского сотрудничества. Причем с точки зрения самого факта разработки и принятия специального закона, регулирующего межпарламентские связи и отношения, а также установления сферы его применения

субъекты Российской Федерации подразделяются на несколько основных групп:

1) определяющие исключительно процедуру

заключения, утверждения, опубликования,

приостановления и расторжения соглашений об осуществлении международных и

внешнеэкономических связей органов

государственной власти субъектов Российской Федерации (Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 года № 20-З «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Республики Мордовия»7, Закон Сахалинской области от 20 февраля 2008 года № 4-ЗО «О заключении соглашений органами государственной власти

Сахалинской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей»8);

2) определяющие порядок заключения, выполнения

и прекращения действия соглашений об осуществлении международных и

внешнеэкономических связей и межрегиональном сотрудничестве органов государственной власти

3 Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 115.

4 Большая юридическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо. 2005. С. 464.

5 Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: Юристъ, 1997. С. 142.

6 Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. Ред. Авакьян С.А., М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 322.

7 Известия Мордовии. 2005. № 44 (23.301)-5.

8 Губернские ведомости. 2008. № 34.

Бизнес в законе

4’2013

субъектов Российской Федерации (Закон Тульской области от 26 апреля 2004 года № 443-ЗТО «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и межрегиональном сотрудничестве органов государственной власти Тульской области» , Закон Новосибирской области от 13 ноября 2000 года № 125-ОЗ «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области»)10;

3)предусматривающие дополнительные вопросы к

правовому режиму заключаемых соглашений об осуществлении международных и

внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации (к примеру, Закон Санкт-Петербурга от 8 июля 2008 года № 418-70 «О международном сотрудничестве международных и

внешнеэкономических связях Санкт-Петербурга»11, устанавливающий правовые основы приграничного сотрудничества в соответствии с федеральным законодательством, а также участия города федерального значения в осуществлении Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении

соотечественников за рубежом»12);

4) не устанавливающие специального

законодательного регулирования ни для вопросов заключения и утверждения соглашений об осуществлении международных и

внешнеэкономических связей органов

государственной власти субъекта Российской Федерации ни для вопросов межрегионального сотрудничества органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая законодательные (представительные) органы власти (Республика Татарстан).

Таким образом, в субъектах Российской Федерации сложились несколько основных моделей действующих правовых основ межпарламентского сотрудничества с участием региональных парламентов.

Особенность первой модели выражается в том, что в субъектах Российской Федерации складывается правовой институт внешнего межпарламентского сотрудничества законодательного

(представительного) органа государственной власти, базовые нормы которого сосредоточены, главным образом, в федеральном законодательстве, а производные - в региональном; нормы о горизонтальных межпарламентских связях субъекта Российской Федерации остаются фактически несистематизированными. Последнее обстоятельство приводит к тому, что совокупность федеральных и региональных правовых предписаний об осуществлении международных и

внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации временно выступает нормативной базой для регулирования межпарламентского

сотрудничества в рамках Российской Федерации.

Особенностью второй модели является то, что субъекты Российской Федерации формируют единый

9 Тульские известия. 2004. № 101.

10 Советская Сибирь. 2000. № 223.

11 Санкт-Петербургские ведомости. 2008. № 133.

12 Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 22. Ст. 2670.

правовой институт межпарламентского

сотрудничества, являющейся составной частью

комплексного института межрегионального

сотрудничества субъекта Российской Федерации,

который, в свою очередь, состоит из двух самостоятельных подинститутов, а именно, внешнего и внутреннего сотрудничества законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с представительными органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств,

административно-территориальных образований

иностранных государств, международными

организациями и специально созданными ими органами для осуществления международных и

внешнеэкономических связей и, соответственно, с палатами Федерального Собрания Российской

Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Специфика третьей модели правового обеспечения межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации выражается в том, что нормы о межпарламентских связях и отношениях законодательного (представительного) органа власти не систематизированы субъектом в полном объеме и, следовательно, в части сотрудничества с представительными органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований

иностранных государств, международных организаций, таковыми являются нормы федерального законодательства. Что касается внутреннего межпарламентского сотрудничества, то в подобных субъектах Российской Федерации отдельные нормативные предписания содержатся во всех региональных источниках парламентского права данного субъекта Российской Федерации (конституция (устав) субъекта Российской Федерации, регламент законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и пр.), а также в специальном законодательном акте того субъекта Российской Федерации, с кем заключается межрегиональное (межпарламентское) соглашение (протокол). Кроме того, наиважнейшим регулятором межпарламентского сотрудничества в рамках Российской Федерации здесь становятся сами соглашения (протоколы) о межпарламентских связях, заключаемых

законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 22. Ст. 2670.

3. Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 года № 20-

З «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Республики Мордовия» // Известия Мордовии. 2005. № 44 (23.301 )-5.

4. Закон Сахалинской области от 20 февраля 2008 года № 4-ЗО «О заключении соглашений органами

государственной власти Сахалинской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» // Губернские ведомости. 2008. № 34.

5. Закон Тульской области от 26 апреля 2004 года № 443-ЗТО «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и межрегиональном сотрудничестве органов государственной власти Тульской области» // Тульские известия. 2004. № 101.

6. Закон Новосибирской области от 13 ноября 2000 года № 125-ОЗ «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области» // Советская Сибирь. 2000. № 223.

7. Закон Санкт-Петербурга от 8 июля 2008 года № 418-70 «О международном сотрудничестве международных и внешнеэкономических связях Санкт-Петербурга» // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. № 133.

8. Булаков О.Н. Парламентское право в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». М.: Финансовый контроль, Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 70.

9. Карташов В.Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1987. С. 13.

10. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 115.

11. Большая юридическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо. 2005. С. 464.

12. Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: Юристъ, 1997. С. 142.

13. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. Ред. Авакьян С.А., М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 322.

14. Нурутдинова Р.И. Конституция Российской Федерации как правовая основа внутригосударственного межпарламентского сотрудничества // Бизнес в законе №1, 2013, с. 66-69

15. Нурутдинова Р.И. Межпарламентские соглашения,

заключаемые между законодательными

(представительными) органами государственной власти субъектов // Пробелы в российском законодательстве №1, 2013, с. 36-41

Reference list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2009. Number 4. Art. 445.

2. Federal Law of May 24, 1999 № 99-FZ "On State Policy of the Russian Federation in respect of compatriots abroad" // Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. Number 22. Art. 2670.

3. The law of the Republic of Mordovia on March 30, 2005 № 20-W "On Agreements on the implementation of international and foreign economic relations of the Republic of Mordovia" // Proceedings of Mordovia. 2005. № 44 (23.301) -5.

4. Law of the Sakhalin region on February 20, 2008, № 4-DA "Conclusion of agreements by public authorities Sakhalin on international and foreign economic relations" // Provincial Gazette. 2008. Number 34.

5. Law of the Tula region on April 26, 2004 № 443-OST "On Agreements on the implementation of international and foreign economic and interregional cooperation of public authorities in Tula region" // Tula news. 2004. Number 101.

6. Law of the Novosibirsk region on November 13, 2000 № 125-OZ "On International, Foreign Economic and Interregional Relations of the Novosibirsk region" // Soviet Siberia. 2000. № 223.

7. Law of St. Petersburg on July 8, 2008 № 418-70 "International Cooperation International and External Relations of St. Petersburg" // St. Petersburg Gazette. 2008. № 133.

8. Bulak ON Parliamentary law in the Russian Federation. A series of "higher education." New York: Financial Control, the National Business Institute. Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. S. 70.

9. V. Kartashov Legal activity in a socialist society: the manual. Yaroslavl: Yaroslavl State University Publishing House, 1987. C. 13.

10. SS Alekseev State and law. Moscow, 1994. S. 115.

11. Large Legal Encyclopedia. Moscow: Eksmo in. 2005. S.

464.

12. Theory of State and Law. Course of lectures // Ed.

Matuzova NI Malko AV - Moscow: Yurist, 1997. S. 142.

13. Constitutional Law. Encyclopedic Dictionary. Ans. Ed.

Avakyan SA, M.: in NORMAL, 2001. S. 322.

РЕЦЕНЗИЯ

Тема «Основные модели правового обеспечения

межпарламентского сотрудничества в субъектах Российской Федерации», представленная в статье весьма актуальна. В статье отмечено, что межпарламентское сотрудничество законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации базируется на трех главных видах юридической

деятельности.

Вместе с тем применительно к межпарламентскому

сотрудничеству региональных органов законодательной власти в Российской Федерации становление и развитие видов юридической деятельности являются неравномерным.

Кроме того, автором отмечено, что с точки зрения самого факта разработки и принятия специального закона,

регулирующего межпарламентские связи и отношения, а также установления сферы его применения субъекты

Российской Федерации подразделяются на несколько основных групп.

Автором обстоятельно рассматриваются основные модели правового обеспечения межпарламентского в субъектах Российской Федерации.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

кандидат юридических наук,

доцент Казанского (Приволжского)

федерального университета

Г. Р. Хабибуллина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.