m
Конституционное, муниципальное и административное право
А. R. Yamaleeva
INTERMUNICIPAL COOPERATION: CONTENT OF THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF THE IMPLEMENTATION
The article considers the content of the term «inter-municipal cooperation» and relations with the implementation of municipal formations of various forms of inter-municipal cooperation stipulated by the Federal law «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation».
Keywords: inter-municipal cooperation, collaboration, coordination, partnership, Council of municipal formations of the Russian Federation.
YAMALEEVA Alina R. - Assistant head of Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Republic of Tatarstan, Kazan. e-mail: [email protected]
УДК 342.5
ДОГОВОРНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ДОГОВОРНОГО МЕХАНИЗМА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Багаутдинова Лилиана Ильшатовна,
аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу договорной правоспособности органов государственной власти субъектов Российской Федерации как одного из элементов договорного механизма сотрудничества субъектов Российской Федерации и их органов государственной власти.
Ключевые слова: договорная правоспособность органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договорный механизм сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договорный механизм сотрудничества субъектов Российской Федерации.
Межрегиональное взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации чаще всего принимает форму договора как наиболее действенное средство правового регулирования, позволяющее учитывать многообразные факторы, сопутствующие публично-правовой деятельности, обеспечить индивидуальный подход к регулированию отношений, складывающихся в сфере осуществления публичной власти [28]. Для заключения и исполнения подобного рода договоров стороны, бесспорно, должны обладать соответствующими юридическими качествами, в числе которых имеется и договорная правоспособность.
В литературе сложилось несколько точек зрения относительно разграничения понятий правосубъектность и правоспособность. Так, П. Н. Бирюков, анализируя оба термина в контексте международной деятельности субъектов Российской Федерации, рассматривает правоспособность как одно из составляющих правосубъектности [26]. А. В. Безруков составляющими правосубъектности называет правоспособность и дееспособность. Автор, ссылаясь на норму Конституцию Российской Федерации, опреде-
ляющую субъекты РФ как государственные образования, делает бесспорный вывод о том, что субъекты Федерации обладают внутригосударственной правосубъектностью [25]. О. И. Баженова отмечает, что договорная правосубъектность (выступать носителем субъективных прав и обязанностей, быть субъектом права [24]) присуща субъектам Российской Федерации на внутрифедеративном уровне, однако при реализации внешнеэкономических и международных связей правосубъектность, в частности, договорная правоспособность, является неполной (частичной).
На наш взгляд, данная концепция рассматривается в контексте международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и в этом случае понимается как количественная характеристика субъекта международного права, отражающая потенциальный объем прав и обязанностей [27, с. 78]. Однако договорная правоспособность может быть востребована и во внутрифедеративных отношениях. Мы считаем договорную правоспособность органов государственной власти субъектов Российской Федерации составной частью внутригосударственной правосубъектности органов государственной власти
Багаутдинова Л. И.
1ф
субъектов Федерации, производной от внутренней правосубъектности субъектов РФ.
Договорная правоспособность субъектов Российской Федерации зависит главным образом от полномочий субъекта Российской Федерации на заключение того или иного договора (соглашения). На внутрифедеративном уровне вопрос сотрудничества субъекта Российской Федерации, в том числе в форме заключения договоров (соглашений) о межрегиональном сотрудничестве, оставлен федеральным законодателем на усмотрение самих субъектов Федерации. Вместе с тем, на региональном уровне договорная правоспособность урегулирована в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации (Рязанской [23], Кемеровской [21] областей, Красноярского [22] края, Республики Карелия [16] и т. д.), а также в их специальных законах о договорах и соглашениях [4]; о системе договоров (соглашений) [6]; о соглашениях по осуществлению межрегионального сотрудничества [11]; о межрегиональных договорах [13]; о договорах с субъектами Российской Федерации [12]; о договорах и соглашениях, заключаемых от имени субъекта Российской Федерации [2]; о соглашениях об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей [1]; о договорах и соглашениях, заключаемых органами государственной власти [3]; о соглашениях субъекта Российской Федерации и соглашениях (договорах) их органов государственной власти [9]; о соглашениях органов государственной власти субъекта Российской Федерации с органами государственной власти иных субъектов РФ [7]; о соглашениях органов государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей [10]; о правотворчестве [15]; о нормативных правовых актах [8]; о правотворчестве и нормативных правовых актах [5], посвященных договорам (соглашениям) или же на поднормативном уровне (регламенты органов государственной власти субъектов Российской Федерации) [17; 18; 19; 20].
Ввиду наличия определенных ограничений того или иного органа государственной власти на определенный вид договорного взаимодействия (заключение определенного вида договоров), нами придается немаловажное значение договорной правоспособности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, к примеру, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе заключать межпарламентские договоры (соглашения) о сотрудничестве в области конституционного и государственного строительства, содействии развитию института местного самоуправления, об обмене опытом парламентской деятельности и расширении взаимных деловых контактов. А подписание договоров (соглашений) по вопросам развития регионального конституционного правосудия (обмен решениями, правовой информацией, документами и материалами, опытом
работы в области конституционного судопроизводства; организация совместных научно-практических мероприятий, участие в семинарах и конференциях) относится к полномочиям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, множественность видов договоров влечет за собой вариативность договорной правоспособности, выступающей в качестве сложно устроенного элемента договорного механизма межрегионального сотрудничества, составляющие компоненты которой могут изменяться в зависимости от особенностей определенного вида публично-правового договора, его целей, содержания и назначения договорных обязательств.
Итак, договорная правоспособность органов государственной власти субъектов Российской Федерации - это способность органов государственной власти субъектов РФ (законодательных (представительных), исполнительных и судебных) на основе конституций (уставов) и специальных законов субъектов Федерации, закрепляющих их статус, компетенцию и пределы деятельности вступать в двусторонние и многосторонние договорные правоотношения.
Литература
1. Закон Амурской области от 5 окт. 2004 г. № 359-ОЗ «Об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей» // Амурская правда. 2004. № 285-286.
2. Закон Иркутской области от 9 дек. 2009 г. № 96/62-ОЗ (в ред. от 11 дек. 2014 г.) «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области» // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. 2009. № 16 (т. 1).
3. Закон Красноярского края от 30 янв. 2014 г. № 6-2076 «О договорах и соглашениях, заключаемых органами государственной власти и иными государственными органами Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2014. № 4(632).
4. Закон Омской области от 31 дек. 1996 г. № 83-ОЗ (в ред. от 22 февраля 2011) «О договорах и соглашениях Омской области» // Омский вестник. 1997. № 5.
5. Закон Орловской области от 15 апр. 2003 г. № 319-ОЗ (в ред. от 5 февраля 2016) «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» // Орловская правда. 2003. № 69.
6. Закон Орловской области от 10 нояб. 2015 г. № 1865-ОЗ «О системе договоров (соглашений) Орловской области» // Орловская правда. 2015. № 126
7. Закон Республики Башкортостан от 8 дек. 2003 г. № 54-з (ред. от 31.03.2010) «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан с органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. № 4(178). Ст. 159.
8. Закон Республики Дагестан от 16 апр. 1997 г. № 8 (в ред. от 9 марта 2016) «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1997. № 4. Ст. 1050
9. Закон Самарской области от 9 окт. 2007 г. № 102-ГД (ред. от 10.11.2014) «О соглашениях Самарской области и со-
т
Конституционное, муниципальное и административное право
глашениях (договорах) органов государственной власти Самарской области» // Волжская коммуна. 2007. № 190(25988).
10. Закон Тамбовской области от 1 июля 2011 г. № 21-З «О соглашениях органов государственной власти Тамбовской области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей» // Тамбовская жизнь (специальный выпуск). 2011. № 88(1170).
11. Закон Тульской области от 26 апр. 2004 г. № 443-ЗТО «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и межрегиональном сотрудничестве органов государственной власти Тульской области» // Тульские известия. 2004. № 101.
12. Закон Тюменской области от 26 дек. 1995 г. № 17 (ред. от 07.10.2009) «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации» // Тюменские известия. 1996. № 4-5.
13. Закон Хабаровского края от 26 апр. 2000 г. № 217 (в ред. от 25 янв. 2006 г.) «О договорах Хабаровского края о международных и внешнеэкономических связях и межрегиональных договорах» // Сборник нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края. 2000. № 4.
14. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры от 15 нояб. 2004 г. № 55-оз (ред. от 20.02.2014) «О договорах и соглашениях, заключаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» // Новости Югры. 2004. № 137.
15. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апр. 2006 г. № 13-ЗАО (в ред. от 1 апр. 2016 г.) «О правотворчестве» // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2006. № 3.
16. Конституция Республики Карелия (в ред. от 24 марта 2016) // Конституция (Основной Закон) Республики Карелия. 1994.
17. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26 февр. 2004 г. № 2632 (ред. от 10.06.2015) «О Регламенте Государственного Совета Республики Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2004. № 2 (I часть).
18. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 5 дек. 2005 г. № 563 (ред. от 23 июня 2015) «Об утверждении Регламента Кабинета Министров Республики Та-
тарстан - Правительства Республики Татарстан и Положения об Аппарате Кабинета Министров Республики Татарстан -Правительства Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2005. № 47-48.
19. Регламент Конституционного суда Республики Татарстан от 14 июля 2000 г. (ред. от 17 окт. 2011 г.) // Официальный сайт Конституционного Суда Республики Татарстан. ИЯЬ: Шр^/кв^аЫап. ги/гшМокиш2.Й
20. Указ Президента Республики Татарстан от 4 апр. 2008 г. № УП-162 (в ред. от 30 янв. 2016 г.) «Об утверждении Регламента Аппарата Президента Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2008. № 21.
21. Устав Кемеровской области от 9 апр. 1997 г. (ред. от 8 июля 2015 г.) // Кузбасс. 1997. № 102.
22. Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 (ред. от 4 апр. 2013 г.) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. № 29 (250).
23. Устав Рязанской области от 18 нояб. 2005 г. № 115-ОЗ (в ред. 28 дек. 2015 г.) // Рязанские ведомости. 2005. № 251-252.
24. Баженова О. И. К вопросу о соотношении понятий «субъект нрава» и субъект правоотношения» // Шестая межвузовская научно-практическая конференция «Проблема правосубъектности: современные интерпретации» (Самара, 29 февраля 2008 г.). Самара, 2008. С. 25-29.
25. Безруков А. В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.
26. Бирюков П. Н. О международной договорной правоспособности субъектов Российской Федерации // Правоведение. 1998. № 2. С. 35-38.
27. Лихачев М. А. Понимание международной правосубъектности в ракурсе иных, смежных категорий // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 33 (214), вып. 26: «Право». С. 74-81.
28. Морозов Н. Л. Договорные отношения в публично-правовой сфере // Государство и право. 2005. № 7. С. 75-81.
L. I. Bagautdinova
AGREED CAPACITY OF BODIES OF STATE POWER OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS PART OT THE CONTRACTUAL MECHANISM IN THE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION
The article is devoted to analysis of the contractual capacity of public authorities of subjects of the Russian Federation, as one of the elements of the contractual mechanism of cooperation of subjects and state authorities of the Russian Federation
Keywords: contract capacity of public authorities of subjects of the Russian Federation; contractual mechanism of cooperation of regional state authorities of the Russian Federation; contractual mechanism of cooperation of subjects of the Russian Federation.
BAGAUTDINOVA Liliana I. - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Kazan (Volga region) Federal University. E-mail: [email protected]