Научная статья на тему 'Межпарламентские соглашения, заключаемые между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации'

Межпарламентские соглашения, заключаемые между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1089
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нурутдинова Резеда Инсафовна

Сегодня происходит активизация сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Одним из способов сотрудничества является заключение конституционно-правовых соглашений, в рамках которых остается малоисследованным вопрос о видах межпарламентских соглашений, заключаемых между региональными парламентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Нурутдинова Резеда Инсафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parliamentary agreements between the legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation

Today there is increased cooperation of the legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation. One way of cooperation is the conclusion of constitutional and legal arrangements in which remains little studied the issue of inter-parliamentary forms of agreements between the regional parliaments.

Текст научной работы на тему «Межпарламентские соглашения, заключаемые между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации»

1.8. МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЕ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ) ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нурутдинова Резеда Инсафовна, аспирант кафедры конституционного права и прав человека. Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет, юридический факультет. E-mail: [email protected]

Аннотация: Сегодня происходит активизация сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Одним из способов сотрудничества является заключение конституционно-правовых соглашений, в рамках которых остается малоисследованным вопрос о видах межпарламентских соглашений, заключаемых между региональными парламентами.

Ключевые слова: межпарламентские соглашения, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

PARLIAMENTARY AGREEMENTS BETWEEN THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES OF STATE POWER OF

SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nurutdinova Rezeda Insafovna, postgraduate student at constitutional law and human rights chair. Place of study: Kazan (Volga region) Federal University. E-mail: [email protected]

Annotation: Today there is increased cooperation of the legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation. One way of cooperation is the conclusion of constitutional and legal arrangements in which remains little studied the issue of inter-parliamentary forms of agreements between the regional parliaments.

Keywords: International Organizations, the legislative (representative) body of state power of the Russian Federation.

Статьей 78 Конституции Российской Федерации закреплена возможность передачи на основании соглашения части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»2, развивая положения Конституции Российской Федерации, рассматривал федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве сторон (субъектов) соглашения.

После инкорпорации данного Федерального закона в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3 О.Е. Кутафин также рассматривал конституционно-правовые соглашения как одно из широко используемых форм договорного регулирования федеративных отношений между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов4.

Однако соглашения заключаются не только между органами исполнительной власти, но и между законодательными (представительными) органами власти. Поэтому рассмотрение соглашений в конституционном праве только как акта, регулирующего отношения между исполнительными органами государственной власти, не правомерно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»5 органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. То есть, законодатель не определяет субъектный состав сторон вышеуказанных соглашений, что предусматривает заключение соглашений и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодательные (представительные) органы государственной власти также, наряду и с исполнительными органами, могут заключать соглашения об осуществлении

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3176.

3 Собрании законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

4 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 180.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 231. 39

международных и внешнеэкономических связей6.

По моему мнению, межпарламентские соглашения должны рассматриваться в качестве самостоятельного вида конституционно-правового соглашения, обладающего собственным объектом, предметом и субъектным составом.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», рассматривая основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прописано, что законом субъекта Российской Федерации утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации (подпункт «з» пункта 2 статьи 5); постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации (подпункт «е» пункта 3 статьи 5). В данном случае, вышеприведенные положения Федерального закона не относятся к институту межпарламентского сотрудничества. Во-первых, соглашения о межпарламентском сотрудничестве не утверждаются законом субъекта Российской Федерации. Во-вторых, несмотря на то, что межпарламентские соглашения оформляются постановлением высшего представительного учреждения субъекта Российской Федерации7, они не направлены на изменение границ.

Можно составить определенную классификацию межпарламентских соглашений, заключаемых между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соглашения заключаются в двух формах: 1) соглашение; 2) протокол.

Рассмотрим разницу между протоколом и соглашением о межпарламентском сотрудничестве регионов на примере сотрудничества Государственного Совета Республики Татарстан с другими законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день в Республике Татарстан заключены: 20 соглашений, 10 протоколов о сотрудничестве и 1 протокол о дальнейшем развитии сотрудничества.

Все соглашения и протоколы содержат преамбулу. В преамбуле протокола отмечается: законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации «исходя из взаимного стремления к расширению межпарламентских связей, подтверждая полезность и необходимость консультаций, согласились о нижеследующем»8. В преамбулах Соглашений встречаются различные формулировки, но в целом по содержанию они схожи с преамбулой протокола. Например, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации «исходя из взаимного стремления к установлению и расширению межпарламентских связей, придавая большое значение обмену опытом в области законотворческой деятельности, стремясь к дальнейшему укреплению традиционных отношений дружбы, взаимопонимания и сотрудничества»9, или «исходя из взаимного стремления к установлению и расширению межпарламентских связей и актуальности межпарламентского сотрудничества, признавая свою ответственность за единство Российской Федерации, становление и развитие правового государства, демократии и федерализма в России, придавая большое значение обмену опытом в области

законотворческой деятельности, стремясь к дальнейшему укреплению традиционных отношений дружбы,

10 11

взаимопонимания и сотрудничества»10 и др.11

Таким образом, протоколы и соглашения преследуют единую цель - развитие межпарламентских связей и обмен опытом законотворческой деятельности.

По объему текста соглашение существенно больше протокола. Это связано с более подробным описанием форм, направлений межрегионального сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание протокола сводится к тому, что Стороны выражают стремление развивать межпарламентские связи и обмениваться опытом парламентской деятельности; обмениваются законопроектами и проектами законодательных актов; содействуют установлению и развитию прямых контактов между постоянными

6 Например, Соглашение от 27 мая 1999 года о сотрудничестве Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и Ландтаг Свободного Государства Саксония (Федеративная Республика Германия) // http://www.gsrb.ru/4_Activity/Re-presentative/ Meshparlamenskoe%20sotr.php (дата обращения 17 июля 2011 года).

7 Например, Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 24 декабря 2002 года № 903-11 П «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Мордовия» // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия. 2003. № 22-24 (49). Ст. 748.

8 Например, Протокол о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Московской городской Думой от 14 октября 1996 года // http://www.gossov.tatarstan.ru/ гедюпа^/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

9 Например, Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 октября 2008 года № 2554 «О заключении соглашения о сотрудничестве между Законодательным Собранием Оренбургской области и Государственным Советом Республики Татарстан» // zaksob.ru>files/40_211008-2554.doc (дата обращения 29 июля 2011 года).

10 Например, Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 сентября 2003 года № 1007 «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Законодательным Собранием Челябинской области» // http://magnitogorsk.news-city.info/docs/sistemsd/dok_ ierkco.htm (дата обращения 29 июля 2011 года).

11 Например, Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 20 декабря 2006 года № 1340-49/3 ЗС «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Законодательным Собранием Пензенской области в законотворческой деятельности» // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 2006. № 37 (часть 1). Ст. 271.

39

комиссиями и комитетами обоих парламентов, а также обмену делегациями постоянных комиссий и комитетов; проводят межпарламентские консультации (тематика, сроки и место проведения консультаций определяются Сторонами).

В отличие от протоколов, соглашения более детально расписывают межпарламентское сотрудничество. В соглашениях могут определяться принципы межпарламентского сотрудничества, например, равенства,

12

взаимного уважения и взаимного учета интересов12; основные направления сотрудничества, например, конституционного и государственного строительства, местного самоуправления; координации законодательных инициатив в Федеральном Собрании Российской Федерации; прав и свобод человека и гражданина; правового обеспечения социально-экономических реформ, духовно-нравственного обновления общества; социальной защиты населения; укрепления законности и правопорядка; научно-технического развития и культуры; совершенствования законодательной деятельности, парламентского контроля за исполнением законов13 и др. В ряде соглашений указываются конкретные формы межпарламентского сотрудничества, например: регулярный обмен законами, иными законодательными актами и их проектами, методическими, прикладными, другими печатными материалами и иной информацией (по запросу Сторон); проведение совместных встреч, консультаций, переговоров по наиболее актуальным вопросам, представляющим взаимный интерес; налаживание и развитие деловых связей между парламентскими комитетами и постоянными комиссиями обоих парламентов, а также обмен делегациями парламентских комитетов и постоянных комиссий; создание по мере необходимости временных экспертных рабочих групп для проработки и проведения взаимосогласованной экспертизы отдельных федеральных законопроектов, представляющих исключительный интерес Сторон как суверенных республик; обмен опытом работы законодательных и местных представительных органов государственной власти; обмен опытом организации работы аппаратов обоих парламентов, содействие проведению взаимных стажировок их работников14. В других случаях отмечается, что «стороны развивают все формы межпарламентского сотрудничества»15.

На мой взгляд, соглашение - это более детально оформленный протокол. Поэтому не следует проводить определенной градации между протоколом о сотрудничестве и соглашением о сотрудничестве.

Также между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключаются протоколы о дальнейшем развитии сотрудничества. В качестве примера можно назвать протокол о дальнейшем развитии сотрудничества между Государственным Советом Республики Татарстан и Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан от 4 декабря 2010 года16, который подписан с целью развития соглашения о сотрудничестве между законодательными (представительными) органами двух республик от 22 марта 1997 года17. Данный документ является дополнением к соглашению о сотрудничестве, его можно было бы оформить и в виде дополнительного соглашения.

Таким образом, нет никаких юридических оснований для оформления межпарламентского сотрудничества в двух формах: соглашения и протокола.

В договорной практике законодательных (представительных) органов государственной власти встречается еще одна форма протокола - «протокол о намерении»18, в котором зафиксировано проявление желания Сторон к заключению в будущем соглашения о сотрудничестве. Следовательно, соглашение о сотрудничестве и протокол о намерении преследуют различные цели.

Рассматривая документы о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации правомерным представляется употребление термина «соглашение», который, по моему мнению, более полно отражает суть межрегионального взаимодействия.

Соглашения о межпарламентском сотрудничестве могут быть заключены бессрочно и на определенный срок. Например, в соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием Республики Мордовия и Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2006 года19 прописано, что соглашение заключается сроком на пять лет и считается пролонгированным на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не заявит другой Стороне путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие.

12 Например, Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Народным Собранием Республики Ингушетия от 7 декабря 2005 года // http://www.gos-sov.tatarstan.ru/regionalgs/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

13 Например, Соглашение о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 17 сентября 1998 года // http://il-tumen.sakha.ru/p_sogl.php? id=15701 (дата обращения 29 июля 2011 года).

14 Например, Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Народным Хуралом Республики Бурятия от 5 июля 1999 года // Собрание законодательства Республики Бурятия. 1999. № 3.

15 Например, Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Государственным Собранием Республики Марий Эл от 28 февраля 2005 года // http://www.gossov.tatarstan.ru/regionalgs/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

16 http://www.gossov.tatarstan.ru/regionalgs/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

17 http://www.gossov.tatarstan.ru/regionalgs/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

18 Например, Протокол о намерениях сотрудничества между Законодательным Собранием Забайкальского края и Парламента Чеченской Республики от 28 января 2011 года // http://www.zaksobr.e-zab.ru/docs/?mid=547&id=547&year=2011 (дата обращения 29 июля 2011 года); Протокол намерений по взаимному сотрудничеству между Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и Великим Национальным Собранием Турецкой Республики от 6 февраля 2006 года // http://www.gsrb.ru/4_Activity/Representative/Meshparlamenskoe%20sotr.php?print=Y(дата обращения 29 июля 2011 года).

19 http://www.dumahmao.ru/cooperation/listoftheagreements/listof the agreements2_19.html (дата обращения 11 августа 2011 года). 39

В соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Мордовия20 отмечается, что соглашение вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует для каждой Стороны до момента истечения шести месяцев с даты направления другой Стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие.

В практике заключения межпарламентских соглашений сложилось неписанное правило, согласно которому соглашения не заключаются на определенный срок, после истечения которого они прекращают обладать юридической силой. В случае, если в соглашении отмечается срок его действия (например, 5 лет), то, как правило, присутствует оговорка об автоматической его пролонгации.

Выделяются двухсторонние и многосторонние соглашения между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Двухсторонние соглашения заключаются между законодательными (представительными) органами государственной власти двух регионов. Например, соглашение между Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и Законодательным Собранием Пермского края о сотрудничестве в законотворческой деятельности от 10 апреля 2007 года 21.

Многосторонние соглашения заключаются между тремя22 и более субъектами Российской Федерации23. Зачастую многосторонние соглашения о сотрудничестве между региональными парламентами заключаются по территориальному признаку, например, соглашение о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях от 14 декабря 2007 года 24.

Таким образом, соглашения о сотрудничестве между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключаются в двух формах:

1) соглашение; 2) протокол. Соглашение представляет собой более детально оформленный протокол. По моему мнению, наиболее удачным для употребления в данном случае представляется термин «соглашение». По сроку действия соглашения заключаются на: 1) неопределенный срок;

2) на определенный срок (например, 5 лет). По количеству субъектов, участвующих в межпарламентских соглашениях выделяются:

1) двухсторонние; 2) многосторонние.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3176.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 42. Ст. 5005.

Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ

«О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 231.

Соглашение от 27 мая 1999 года о сотрудничестве Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и Ландтаг Свободного Государства Саксония (Федеративная Республика Германия) // http://www.gsrb.ru/4_Activity/Representative/Meshparlamenskoe%20sotr.php (дата обращения 17 июля 2011 г.).

Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 24 декабря 2002 года № 903-11 П «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Мордовия» // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия. 2003. № 22-24 (49). Ст. 748.

Протокол о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Московской

20 Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 24 декабря 2002 года № 903-11 П «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Мордовия» // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия. 2003. № 22-24 (49). Ст. 748.

21 Например, Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10 апреля 2007 года № ГС-1985 «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и Законодательным Собранием Пермского края о сотрудничестве в законотворческой деятельности» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2007. № 8 (254). Ст. 387.

22 Например, Соглашение о трехстороннем сотрудничестве между Народным Хуралом Республики Бурятия, Законодательным Собранием Забайкальского края и Законодательным Собранием Иркутской области от 11 марта 2011 года // http://www.zaksobr.e-zab.ru/docs/?mid=547&id=547&year=2011 (дата обращения 3 августа 2011 года).

23 Например, Соглашение о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа от 2 декабря 2005 года // http://www.dumahmao.ru/cooperation/listoftheagreements/listoftheagreements2_10.html (дата обращения 3 августа 2011 года).

24 Например, Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 14 декабря 2007 года № 551 «О соглашении о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях» // http://www.nordcup.ru/index.php?ds=361506 (дата обращения 3 августа 2011 года).

39

городской Думой от 14 октября 1996 года // http://www.gossov.tatarstan.ru/regionalgs // (дата обращения 29 июля 2011 года).

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 октября 2008 года № 2554 «О заключении соглашения о сотрудничестве между Законодательным Собранием Оренбургской области и Государственным Советом Республики Татарстан» // zaksob.ru>files/40_211008-2554.doc (дата обращения 29 июля 2011 года).

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 сентября 2003 года № 1007 «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Законодательным Собранием Челябинской области» // http://magnitogorsk.news-city.info/docs/sistemsd/dok_ierkco.htm (дата обращения 29 июля 2011 года).

Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 20 декабря 2006 года № 1340-49/3 ЗС «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Законодательным Собранием Пензенской области в законотворческой деятельности» // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 2006. № 37 (часть 1). Ст. 271.

Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Народным Собранием Республики Ингушетия от 7 декабря 2005 года // http://www.gossov.tatarstan.ru/regionalgs/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

Соглашение о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 17 сентября 1998 года // http://il-tumen.sakha.ru/p_sogl.php?id=15701 (дата обращения 29 июля 2011 года).

Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Народным Хуралом Республики Бурятия от 5 июля 1999 г. // Собрание законодательства Республики Бурятия. 1999. № 3.

Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Государственным Собранием Республики Марий Эл от 28 февраля 2005 года // http://www.gossov.tatarstan.ru/regionalgs/ (дата обращения 29 июля 2011 года).

Протокол о намерениях сотрудничества между Законодательным Собранием Забайкальского края и Парламента Чеченской Республики от 28 января 2011 года // http://www.zaksobr.e-zab.ru/docs/?mid=547&id=547& year=2011 (дата обращения 29 июля 2011 года).

Протокол намерений по взаимному сотрудничеству между Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и Великим Национальным Собранием Турецкой Республики от 6 февраля 2006 года // http://www.gsrb.ru/4_Activity/Representative/Meshparla-menskoe%20sotr.php?print=Y(дата обращения 29 июля 2011 года).

Соглашение о сотрудничестве между Государственным Собранием Республики Мордовия и Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2006 года http://www.dumahmao.ru/cooperation/listofthe agreements/listoftheagreements2_19.html (дата обращения 11 августа 2011 года).

Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10 апреля 2007 года № ГС-1985 «О соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и Законодательным Собранием Пермского края о сотрудничестве в законотворческой деятельности» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2007. № 8 (254). Ст. 387.

Соглашение о трехстороннем сотрудничестве между Народным Хуралом Республики Бурятия, Законодательным Собранием Забайкальского края и Законодательным Собранием Иркутской области от 11 марта 2011 года // http://www.zaksobr.e-zab.ru/docs/?mid =547&id=547&year=2011 (дата обращения 3 августа 2011 года).

Соглашение о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа от 2 декабря 2005 года // http://www.dumahmao.ru/cooperation/listofthe agreements/listoftheagreements2_10.html (дата обращения 3 августа 2011 года).

Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 14 декабря 2007 года № 551 «О соглашении о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях» // http://www.nordcup.ru/index.php?ds=361506 (дата обращения 3 августа 2011 года).

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 180.

Literature list:

The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2009. Number 4. Art. 445.

Federal Law of June 24, 1999 № 119-FZ "On the principles and order of distribution of powers between the state authorities of the Russian Federation and the State Bodies of the Russian Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. Number 26. Art. 3176.

Federal Act of October 6, 1999 № 184-FZ "On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the Russian Federation" / / Collection of Russian Federatsii.1999. № 42. Art. 5005.

The federal law on January 4, 1999, № 4-FZ "On the coordination of international and foreign economic relations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the Russian Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. Number 2. Art. 231.

Agreement of 27 May 1999 on cooperation between the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan and the State Parliament of Saxony (Federal Republic of Germany) / / http://www.gsrb.ru/4_Activity/Repre-sentative/Meshparlamenskoe% 20sotr.php (date accessed 17 July 20l1).

Resolution of the National Assembly of the Republic of Mordovia on December 24, 2002 № 903-II P "On the cooperation agreement between the State Assembly of the Republic of Mari El and the National Assembly of the Republic of Mordovia" / / Bulletin of the National Assembly of the Republic of Mordovia. 2003. № 22-24 (49). Art. 748.

Protocol on Cooperation between the Council of State of the Republic of Tatarstan and the Moscow City Duma on October 14, 1996 / / http://www.gossov.tatarstan.ru/region algs / / (date accessed 29 July 2011).

Resolution of the Legislative Assembly of the Orenburg region on October 21, 2008 № 2554 "On the conclusion of the agreement on cooperation between the Legislative Assembly of the Orenburg region and the State Council of the Republic of Tatarstan» / / zaksob.ru> files/40_211008-2554.doc (date accessed 29 July 2011) .

Resolution of the Legislative Assembly of the Chelyabinsk region September 25, 2003 № 1007 "On the cooperation agreement between the State Council and the Legislative Assembly of the Chelyabinsk Region» / / http://magnitogorsk.news-city.info/docs/sistemsd/dok_ ierkco.htm (date accessed 29 July 2011 ).

Resolution of the Legislative Assembly of the Penza region December 20, 2006 № 1340-49/3 AP "On the cooperation agreement between the State Council and the Legislative Assembly of the Penza region in lawmaking" / / Bulletin of the Legislative Assembly of the Penza region. 2006. № 37 (Part 1). Art. 271.

Agreement on cooperation between the State Council and National Assembly of the Republic of Ingushetia of December 7, 2005 / / http://www.gossov.tatarstan. ru/regionalgs/ (date accessed 29 July 2011).

Agreement on cooperation between the State Assembly (Il Tumen) of the Republic of Sakha (Yakutia) and the State Assembly - Kurultai Bashkortostan September 17, 1998 / / http://il-tumen.sakha.ru/p_sogl.php?id=15701 (date accessed 29 July 2011).

Agreement on cooperation between the State Council and the People's Khural of the Republic of Buryatia from July 5, 1999 / / Collected Legislation of the Republic of Buryatia. 1999. Number 3.

Agreement on cooperation between the State Council and the State Assembly of the Republic of Mari El on February 28, 2005 / / http://www.gossov.tatarstan.ru/region-algs/ (date accessed 29 July 2011).

Of Understanding on cooperation between the Legislative Assembly and the Trans-Baikal Territory Parliament of the Chechen Republic on January 28, 2011 / / http://www.zaksobr.e-zab.ru/docs/?mid=547&id=547& year=2011 (date accessed 29 July 2011 years).

Protocol of intent on mutual cooperation between the State Assembly - Kurultai Republic of Bashkortostan and the Grand National Assembly of Turkey on February 6, 2006 / / http://www.gsrb.ru/4_Activity/Representative/ Meshparlamenskoe% 20sotr.php? Print = Y (date Treatment July 29, 2011).

Agreement on cooperation between the State Assembly of the Republic of Mordovia and Duma of the Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra from 29 November 2006 http://www.dumahmao.ru/cooperation/listoftheagreements/listoftheagreements2_19.html (date accessed 11 August 2011).

Resolution of the National Assembly - Kurultai Bashkortostan on April 10, 2007 № GS-1985 "On the cooperation agreement between the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan and the Legislative Assembly of the Perm region of cooperation in law-making" / / Bulletin of the State Assembly - Kurultai, President and Government Republic of Bashkortostan. 2007. № 8 (254). Art. 387.

Agreement on trilateral cooperation between the People's Khural of the Republic of Buryatia, Trans-Baikal Territory Legislative Assembly and the Legislative Assembly of the Irkutsk region on March 11, 2011 / / http://www.zaksobr.e-zab.ru/docs/?mid=547&id=547& year=2011 (date accessed 3 August 2011).

Agreement on cooperation of the legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation included in the Urals Federal District from December 2, 2005 / / http://www.dumahmao.ru/cooperation/ listoftheagreements/listoftheagreements2_10.html (date accessed August 3, 2011 years).

Postanovlenie Legislative Assembly of the Perm region of the December 14, 2007 № 551 "On the cooperation agreement of legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation, located in the Far North and similar areas» / / http://www.nordcup.ru / index.php? ds = 361,506 (date accessed 3 August 2011).

Kutafin OE Sources of Constitutional Law of the Russian Federation. M. Yurist, 2002. S. 180.

Рецензия

Тема «Межпарламентские соглашения, заключаемые между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации», представленная в статье весьма актуальна. Одним из элементов правотворческого механизма и деятельности парламента является межпарламентское сотрудничество. В статье приведены примеры того, что несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не содержит норм, напрямую регулирующих межпарламентское сотрудничество, регламентация данного института отразилась через косвенные нормы, это, безусловно, важно, так как именно Конституцией Российской Федерации устанавливаются конституционные нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников права, которые исходят из конституционных норм и обеспечивают их детализацию.

Автором предлагается дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, посвященной основам, порядку, формам и другим особенностям межпарламентского сотрудничества должно происходить путем совершенствования законов федерального и регионального уровней.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный руководитель аспиранта, кандидат юридических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета Г.Р.Хабибуллина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.