Научная статья на тему 'Основные модели международных партнерств для реализации мобильных образовательных программ'

Основные модели международных партнерств для реализации мобильных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
"МОБИЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ" / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАРТНЕРСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / "MOBILE EDUCATIONAL PROGRAMS" / THE INTERNATIONAL PARTNERSHIP / EDU CATIONAL PROGRAMS / THE COUNTRIES-EXPORTERS OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куксова В. М., Рыбина Г. Н.

Мобильность программ, как новая форма интернационализа ции способствует доступности образования. Транснациональное образование реализуется в самых различных формах: кампусы-филиалы, онлайновые и дистанционные программы образования, корпоративные программы и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic model of international partnership for implementation of mobile education programs

Mobility of programs as the new form of internationalization promotes availability of formation. Transnational formation is realized in the most various forms: campuses-branches, on-line and remote education programs, corporate programs and others.

Текст научной работы на тему «Основные модели международных партнерств для реализации мобильных образовательных программ»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

212 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

IAIUAIIAAEE IAÆA0IADIAIU0 IAD0IA0N0A AËB DAAEEÇAOEE IIAEEUIU0 IADACIAA0AEUIU0 ÏDIADAII

КУКСОВА В.М.,

кандидат экономических наук, доцент, Ставропольский государственный университет, e-mail: mkuksova@list.ru;

РЫБИНА Г.Н.,

кандидат экономических наук, доцент, Ставропольский государственный университет, e-mail: Ryb_Galina@mail.ru

Мобильность программ, как новая форма интернационализации способствует доступности образования. Транснациональное образование реализуется в самых различных формах: кампусы-филиалы, онлайновые и дистанционные программы образования, корпоративные программы и другие.

Ключевые слова: «мобильные образовательные программы»;

международные партнерства; образовательные программы; страны-экспортеры образовательных услуг.

Mobility of programs as the new form of internationalization promotes availability of formation. Transnational formation is realized in the most various forms: campuses-branches, on-line and remote education programs, corporate programs and others.

Keywords: «mobile educational programs»; the international partnership; educational programs; the countries-exporters of educational services.

Коды классификатора JEL: H52, I22, I28.

Доступности образования способствует такая форма интернационализации, как мобильность программ, получившая развитие в середине прошлого века. При этой форме интернационализации студенты не покидают своей страны для обучения, а иностранный вуз ведет учебный процесс, используя организацию-провайдера (вуз-партнер) либо информационные технологии и Интернет, возможно комбинирование обоих подходов. Интенсивный рост этой формы интернационализации, очевидно, можно связать с вступлением человечества в эпоху глобализации.

Для характеристики этой формы интернационализации используются следующие понятия: «трансграничное образование», «транснациональное образование» или «образование без границ», — которые применяются для отражения реального или виртуального перемещения студентов, преподавателей, знаний и учебных программ из одной страны в другую [1]. Термин «транснациональный» используется в смысле «сквозь нации» и не

© В.М. Куксова, Г.Н. Рыбина, 2010

обязательно относится к понятию связей и часто используется как заменитель термина «зарубежный»[4, 1] .

Важное место в системе взаимоотношений иностранного вуза со студентами занимают организации-провайдеры: местные университеты или частные провайдеры высшего образования. Организации-провайдеры не имеют юридического права на присвоение академических степеней и других, признанных в высшем образовании квалификаций, но по льготному соглашению с иностранным вузом могут предоставлять программы для студентов, по окончании изучения которых он получает документы о присвоении ему академической степени от имеющего полноценную лицензию университета, который территориально может быть расположен в другой стране [4]. А студент может никогда даже и не посетить иностранный вуз, диплом которого он получил без затрат на поездки и проживание в страну его фактического расположения.

В отношении международной системы аккредитации организаций-провайдеров в области транснационального образования ведется много споров. П. Ниборг в статье «Сотрудничество в области взаимного признания в высшем образовании» справедливо отмечает, что «все усилия в этом направлении сталкивались с непреодолимыми трудностями. Национальные системы очень разнообразны, и международная договоренность о концепции качества еще не достигнута. Образование — часть культурной самобытности страны, и, возможно, будет не совсем разумно вводить транснациональное регулирование»[4].

Все страны находятся на разных этапах развития. Во многих государствах вузы плохо оснащены и страдают от нехватки квалифицированных специалистов. Импорт высококачественных образовательных услуг может послужить частичным решением проблемы. Полезным может оказаться также и сотрудничество, и торговля высшим образованием между странами, находящимися в одинаковом положении.

Справедливость этих мыслей подтверждают исследования, проводимые специалистами Центральной и Восточной Европы. По их мнению, в настоящее время существуют следующие благоприятные факторы для развития транснационального образования в Центральной и Восточной Европе:

♦ необходимость иностранных инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы требует подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в условиях глобализации торговли и промышленности;

♦ необходимость расширения доступа к образованию молодежи в условиях растущего спроса на образовательные услуги и невозможности его удовлетворить в странах, где частный сектор высшего образования слабо развит;

♦ недостаточность государственного финансирования высшего образования;

♦ бурное развитие Интернет [2].

Основными моделями международных партнерств для реализации мобильных программ являются: образовательный франчайзинг, валидация и совместная программа.

Франшиза (или франчайзинг), в определении экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), — договор, по которому одно лицо (правообладатель, или франчайзер), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение [1]. Франчайзинг в образовании — передача известным университетом другому университету права реализации своей программы. За франчайзером сохраняется право полного контроля качества преподавания программы (экзамены, выдача диплома). Необходимым условием для осуществления образовательного франчайзинга является наличие у центрального образовательного учреждения сложившегося брэнда, диплом центрального образовательного учреждения должен котироваться на международном уровне.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

К активной франчайзинговой деятельности в Малайзии, Сингапуре, Вьетнаме и Южной Африке приступили австралийские вузы. Количество оффшорных программ, предлагаемых австралийскими университетами, возросло с 25 в 1991 г. до 1 600 в 2003 г. Количество студентов, обучающихся по этим программам, в 2004 г. составило 70 тыс. человек. Большая часть программ (85%) размещена в Китае, Сингапуре и Малайзии; по ним также занимаются студенты в Индии, Канаде и ^наде и ЮAP [7].

Наиболее активно продвигают свои франчайзинговые программы новые университеты: Университет Кетн, Королевский Мельбурнский технологический институт, университеты Южного Квинсленда и Южной Австралии на основе соглашений о партнерстве с колледжами, университетами в Сингапуре, Малайзии и Гонконге. Партнеры австралийских университетов в основном являются частными организациями. В соответствии с соглашениями студенты этих стран получат начальное университетское образование у себя в стране, обучаясь по австралийским программам, а затем завершают свое обучение в Австралии. Для вышеперечисленных стран франчайзинговые программы являются возможностью удовлетворить потребность страны в квалифицированных кадрах. Несмотря на то, что австралийские университеты подписали «Кодекс этического поведения при предоставлении образования иностранным студентам университетами Австралии», дискуссии о качестве обучения в условиях иной культурной среды, о количестве франчайзинговых соглашений, при которых возможно обеспечить качество обучения, о финансовых выгодах от осуществления этой деятельности, о совмещении образовательных и культурных задач с коммерческой выгодой не ослабевают в профессиональной среде и на государственном уровне.

О серьезности этих проблем свидетельствует решение правительства Австралии о проведении аудита франчайзинговой деятельности университетов. Примером успешного осуществления образовательного франчайзинга является опыт Открытого университета Великобритании (The Open University, UK), партнерская сеть которого включает партнеров практически из всех стран мира [9].

Партнером Открытого университета в России является Международный центр дистанционного обучения, преобразованный в настоящее время в Международный институт менеджмента. В свою очередь эта партнерская сеть включает более 90 учебных заведений с разными правами собственности.

Еще одной моделью международного партнерства для реализации мобильных программ является валидация — подтверждение соответствия качества, стандарта и содержания академической программы национального вуза качеству, стандарту и содержанию академической программы иностранного высшего учебного заведения, возможно, с выдачей диплома иностранного учебного заведения выпускнику. Между университетами-партнерами — национальным университетом и иностранным учебным заведением заключается валидационное соглашение, закрепляющее легитимность процесса валидации образовательной программы.

Интегрированная (совместная) программа обучения — образовательное мероприятие, ставшее результатом сотрудничества институтов высшего образования различных стран и характеризующееся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей программы, подготовка учебного плана и организация учебного процесса и уточнение типа присваиваемой квалификации.

Успешным примером интегрированных программ является опыт американского привилегированного вуза (Вашингтон (США) в городе Бельвю (Словацкая республика). Городской университет в Бельвю имеет филиалы в Тренцине и Братиславе. Разработка содержания учебных планов этого университета велась в сотрудничестве с государственным ведомством по высшему образованию Словацкой республики, университетом были выполнены все требования, выдвинутые аккредитационной

комиссией словацкого правительства. В 2000 году городской университет стал первым негосударственным высшим образовательным учреждением, работающим в Словацкой республике и получившим официальный статус, что было закреплено решением словацкого парламента. Количество студентов в университете и его филиалах растет ежегодно, что свидетельствует о популярности интегрированных программ в Словацкой республике.

В последнее десятилетие совместные программы получили свое распространение и в государствах-участниках. Они, как правило, по замечанию В.Р. Касевича, являются асимметричными, т. е. разрабатываются программы совместными усилиями двух партнеров, но учебный процесс обеспечивает в основном зарубежный партнер, который присылает своих преподавателей, принимает студентов для включенного обучения и по окончании обучения выдает дипломы (степени, сертификаты) выпускникам [3].

Результатом совместной программы может стать присуждение совместной степени или двойной степени, что не одно и то же. Совместная степень отражается в едином (общем) документе двух вузов-участников совместной программы. Регламент обучения с получением совместной степени (двойного диплома) был выработан первым стокгольмским семинаром и семинаром в Мантуе, затем одобрен Европейской ассоциацией университетов:

• «предпочтителен вариант, когда совместная степень отражена в едином документе, выданном вузами-участниками в соответствии с национальными законодатель ствами;

• следует проводить четкое различие между программами, ведущими к совместной и к двойной степени, с учетом целей учебных планов, моделей учебного процесса и защиты интересов обучающихся;

• участниками должны быть два или более вуза в двух или более странах;

• программы и интегрированные учебные планы разрабатываются или утверждаются совместно двумя или более вузами, что фиксируется в виде письменного двустороннего или многостороннего соглашения;

• при разработке СП должны самым тщательным образом оговариваться требования к итоговым знаниям и умениям выпускников; нагрузка студентов должна описываться в терминах зачетных единиц. Совместные стипендии должны предполагать мобильность студентов, преподавателей и персонала;

• пребывание студентов в вузах-партнерах должно быть соизмеримо по срокам;

• необходимо разрабатывать принципы и общие стандарты обеспечения качества на основе взаимного доверия и признания национальных систем обеспечения качества;

• сроки обучения в вузах-партнерах и сданные там экзамены должны признаваться полностью и автоматически;

• следует полностью использовать механизмы, предполагаемые системой ECTS, и Приложения к диплому (Diploma Supplement) [3].

Совместные программы двойных степеней актуальны в случае существенных различий в национальных законодательствах. По этой же причине совместные программы реализуются в основном в подготовке магистров, где содержание учебных планов менее регламентировано. По окончании совместной программы студент получает два диплома: своего родного вуза и зарубежного вуза-партнера. Для государств-участников СНГ программы двух дипломов фактически единственный путь реализации совместных программ из-за жесткой регламентации первых двух лет обучения по программам высшего образования.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Касевич В.Б. Совместные образовательные программы // http://msses. ugworld.net.

2. Совместные образовательные программы // http://msses. ugworld.net.

3. Транснациональное Высшее образование в Европе. Том ХХУ1. 2001. №1 // http://www. aha.ru/~moscow64/educationaLbook/)

4. Транснациональное образование: Том. XXV. 2000. №3 // http://www.aha.ru/~moscow64/ educationaLbook/).

5. Транснациональное образование в Словацкой республике // http://www.aha. ru/~moscow64/educationaLbook/educational.

6. Rizvi F. Offshore Australian higher education http://vww.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/ newsletter/Number37/Rizvi.htm).

7. The Open University // http://www3.open.ac.uk/contact/all.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.