IIМеждународная научно-практическая конференция
УДК 314.74
Чуднова Ольга Владимировна Chudnova Olga Vladimirovna
Кандидат социологических наук, доцент Candidate of social Sciences, associate Professor Сахалинский государственный университет Sakhalin state University
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
MAIN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF MIGRANTS
Аннотация: в представленной статье описываются основные методологические подходы в отечественной и зарубежной социологии к социокультурной (межкультурной) адаптации мигрантов, анализируются сильные и слабые стороны указанных подходов, рассматриваются основные внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на успешность социокультурной адаптации мигрантов.
Abstract: the article describes the main methodological approaches in Russian and foreign sociology to the socio-cultural (intercultural) adaptation of migrants, analyzes the strengths and weaknesses of these approaches, and considers the main external and internal factors that have a significant impact on the success of socio-cultural adaptation of migrants.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, межкультурная адаптация, приспособление, социальная адаптация, социальная мобильность, социальные нормы, функции адаптации, структура адаптации, внешняя миграция.
Key words: socio-cultural adaptation, intercultural adaptation, adaptation, social adaptation, social mobility, social norms, adaptation functions, adaptation structure, external migration.
Вступив в новое тысячелетие, глобализирующийся мир продолжает сталкиваться с множеством проблем и противоречий, связанных с вопросами миграции и межэтнического взаимодействия. Согласно многочисленным исследованиям на сегодняшний день у значительного количества населения обнаруживается рост этнического самосознания и идентичности, которые во многом обуславливается возросшими темпами процессов миграции. Согласно
386
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований данным нового исследования Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ), число международных мигрантов в мире за прошедшие двадцать лет выросло на 49% и составляет сейчас 258 млн. человек. Таким образом, 3,4 % жителей планеты являются мигрантами, проживая не в тех странах, где родились. В 2000-м их доля таких граждан составила 2,8%. Кроме того в докладе отмечается, что 64% мигрантов, (165 млн. человек), проживают в странах с высоким уровнем доходов. При этом их количество постоянно растет: из 85 млн. человек, ставших мигрантами с 2000 года, 75% переехали именно в указанные страны [5].
Логичным итогом массовых миграционных потоков является значительный рост различных вариаций взаимодействия постоянного населения с прибывающим этническим меньшинством на микро, мезо и макроуровнях. Очевидно, что это взаимодействие не может являться беспроблемным, поскольку представители любой этнической общности являются носителями особых культурных, социальных, экономических и иных характеристик, отличающихся от характеристик принимающего населения. Социально-культурное своеобразие этнического меньшинства порождает высокую конфликтность, создает почву для множества проблем социально-культурного и экономического плана. Согласно исследованиям с трудностями социальной интеракции в чужой стране в той или иной степени сталкивается каждый мигрант.
Таким образом, сегодня особую актуальность приобретает поиск путей выстраивания конструктивного диалога культур и народов для максимально полной адаптации этнического меньшинства к этнокультурной среде принимающей стороны.
В самом общем смысле под адаптацией принято понимать процесс приспособления живых организмов к окружающей среде. В естественных науках с адаптацией связывают процесс коррелятивного приспособления, общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям [9, с. 107]. Сегодня рассматриваемый термин анализируется с позиций многих наук -
IIМеждународная научно-практическая конференция психологии, социологии, политологии, медицины, кибернетики и других отраслей научного знания. Важно заметить, что в естественных науках этот термин появился гораздо раньше, а его подробное изучение имело большее распространение, нежели в общественно-гуманитарном направлении.
В социологии акцент ставится на исследовании процессов социальной адаптации, изучение которой связывают, прежде всего, с именем Герберта Спенсера - родоначальника органической школы [8]. В его трактовке изучаемый феномен представлял собой непрерывный процесс, при котором человек или группа людей, являясь пассивным элементом, приспосабливается к социальной среде, в результате чего имеет возможность максимально полной реализации своих притязаний в социальных отношениях, учреждениях и институтах. Характер взаимной адаптации человека к внешнему окружению, по мнению ученого, может быть вертикальным или горизонтальным, что ведет к появлению разных обществ. Вертикальная адаптация порождает принудительный тип сотрудничества людей и «военный» тип общества. Горизонтальная адаптация предполагает добровольный тип сотрудничества и «промышленный» тип общества. Социальная адаптация базируется на трёх функциональных системах: общественное производство, распределение, регуляция. Если указанные механизмы действуют неравномерно в разных частях общества, преобладает военный тип общественной адаптации, а при равномерном - промышленный тип.
Позиция Эмиля Дюркгейма, дающая начало функциональному подходу относительно понимания процессов социальной адаптации несколько отличалась воззрений Г. Спенсера [4]. Ученый указывал, что успешность социальной адаптации индивида к внешней среде определяется степенью его подчинения социальным нормам, довлеющим в обществе в данный исторический момент и умением подчинить индивидуальные интересы личности (не редко противоречащие установленным образцам) - обществу. В том случае если происходит обратное, в социуме возникает паталогический процесс -дезадаптация индивидов, преодолеть которую возможно только с помощью
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований усвоения норм социальной среды. Таким образом, процессы адаптации и социализации в трактовке Э. Дюргейма становятся синонимичными.
Толкотт Парсонс представляющий структурно-функциональное направление [6] описывал феномен адаптации через систему координат социальных действий, которая включает в себя одного или несколько акторов, а также множество факторов социального взаимодействия (таких как цель, средства, опыт, мотивы и т.д.).
Модель структуры общества и социального действия Т. Парсонса описывается в трех ключевых пунктах: ориентация действий человека всегда осмыслена и не противоречит его интересам и целям; действия индивидов ориентированы друг на друга и взаимосвязаны, они формируют систему, которая имеет организованный характер; на социальные действия имеет влияние культурная система - отдельные, взаимосвязанные части, организующие систему ценностей.
Отметим, что действия индивидов не только погружены в ситуацию, но и ориентированы на будущее. Кроме того, поведение человека реализуется не только исходя из его физиологических потребностей, но и с опорой на духовные ценности, что определяется необходимостью ориентации в различных жизненных ситуациях в ходе социальной адаптации. Совершая тот или иной поведенческий акт, индивид осуществляет рациональный выбор между всем спектром возможных в данной ситуации действий. Элементарной формой, с помощью которой эти действия органично встраиваются в социальную систему и способствуют успешной социальной адаптации во внешней среде, являются социальные роли, реализация которых подразумевает соответствие выполняемых действий социальным ожиданиям, нормам, ценностям и стереотипам, принятым в том или ином обществе.
Таким образом, согласно теории Т. Парсонса адаптация является одним из ключевых условий выживания всех социальных систем. При этом ученый утверждал, что в обществах индустриального типа процессы приспособления реализуются в основном через экономическую подсистему. Адаптация
IIМеждународная научно-практическая конференция становится ключевым компонентом включения индивидов в широкую сеть социальных взаимодействий, путем приспособления людей к внешней среде через формирование внутренних нормативных структур культурной подсистемы - социальных ролей, которые также несут в себе адаптивную функцию. Результатом адаптации является усвоение индивидом необходимого набора социальных ролей, а социальная адаптированность - обеспеченность личных потребностей индивида, удовлетворенность личности реализацией своих притязаний.
Сторонники бихевиористского подхода (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.), определяют адаптацию двояко, с одной стороны как состояние, когда потребности человека и требования среды взаимно удовлетворены, с другой - как процесс, вследствие реализации которого достигается этот баланс. Адаптация в таком ключе определяется как изменение реакций организма и среды в соответствии со сложившейся ситуацией. Под социальной адаптацией бихевиористы подразумевают социально-экономические и организационные изменения поведения человека или группы лиц направленные на достижение социального равновесия между личностью и внешней средой [2, с. 6]. Главным средством адаптационного изменения поведения согласно сторонникам бихевиоризма выступает научение - приспособление четко очерченных поведенческих или интеллектуальных навыков к требованиям среды. Главной движущей силой социальной адаптации является процесс положительного и отрицательного подкрепления (поощрений и наказаний).
Слабой стороной такого подхода является невозможность описания в подобных терминах процесса человеческого обучения и воспитания. Сугубо внешний, объективный подход, игнорирующий индивидуальные психологические изменения и психические механизмы адаптации человека (то есть его смысловые, сознательные переменные) не дает понимания внутренних особенностей человеческого поведения и существенно ограничивает возможности эффективного влияния на него.
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
Согласно интеракционистскому подходу (Д. Мид, Г. Блумер, Т. Кун и др.) адаптация анализируется с одной стороны в контексте принятия человеком проекции социальных ожиданий среды, которые возникают исходя из социально-демографических, профессиональных и иных характеристик личности. При нахождении человека в новых или опасных условиях возникает необходимость принятия социальных норм, придание событиям желательное для себя направление. С другой стороны адаптация трактуется учеными как реализация собственных стремлений, движение к поставленной цели и ее достижение. Таким образом, социальная адаптация реализуется через целеполагание, инициативность, коммуникабельность, психологическую гибкость. Отличительной чертой интеракционалистского подхода к процессам социальной адаптации является идея личностной активности индивидов, реализации ими творческих способностей, высокой социальной ответственности и моральной зрелости личности.
В рамках психоаналитического подхода (З. Фрейд, Г. Гартман, Р. Гарднер) адаптация реализуется, прежде всего, через множество конфликтных ситуаций, в которых личность выбирает методы защиты исходя из своего воспитания, логического мышления и эмоционального интеллекта. Исходя из этой позиции, адаптированным человеком будет считаться личность, которая способна сохранять психологическое равновесие в турбулентной среде, демонстрировать высокий уровень продуктивности в основных сферах жизнедеятельности и способная получать удовлетворение от своих достижений. Ключевой позицией психоаналитической концепции является идея о том, что социальная адаптация личности ведет не только к изменению ее собственных характеристик, но и к преобразованию внешней среды, в результате чего взаимоотношения между индивидом и его окружением становятся адаптированными друг к другу. Приверженцы психоаналитического направления отмечают, что необходимость социальной адаптации человека к внешнему миру возникает с первых дней его жизни, при этом личность самостоятельно создает и изменяет условия для адаптации, а ее успешность определяется социальной структурой и социальным
IIМеждународная научно-практическая конференция статусом человека в обществе. Кроме того в русле рассматриваемого подхода обосновывается роль «социальной уступчивости» в процессе адаптации индивидов - феномен, связанный с влиянием социальной среды на дезадаптационную направленность личности, в результате чего неприемлемые в одних условиях формы поведения становятся применимы в других [4, с. 66-67]. Рассматривая процесс адаптации как сложное социально-психологическое явление, ученые в рамках психоаналитического подхода связывают адаптацию не только с внутриличностными особенностями человека, но и с характеристиками той среды, в которой он находится. В целом, указанные ученые и их последователи создали обширную систему понятий и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций, существенно ограничивающих ее применение в этнических исследованиях.
Обобщая вышеизложенное отметим, что, несмотря на многообразие теорий, подходов и трактовок социальной адаптации все ученые сходятся в том, что адаптация имеет крайне важное значение в жизни человека. Дезадаптированная личность не может нормально существовать в обществе, а социум - нормально функционировать.
Рассматривая феномен социокультурной адаптации необходимо особо подчеркнуть, что она представляет собой особый вид социальной адаптации, следовательно, обладает рядом ее характеристик.
Социально-гуманитарные науки обращают фокус своего внимания на разных аспектах актуализации социокультурной адаптации таких как: исполнение человеком различных социальных ролей; усвоение норм и ценностей, характерных для социальной среды; социальная интеракция людей; ответные реакции индивида на оказываемое воздействие; конструирование нынешнего поведения посредством обращения к прошлому опыту; противостояние личности агрессивной внешней среде и т.д. Таким образом, социокультурная адаптация является феноменом многоплановым, не
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований сводящимся к простому приспособлению к среде и сохранению в ней мигрантами стабильного социально-психологического состояния и приобретению ими навыков, необходимых для успешного выполнения повседневных задач.
Исследования социокультурной адаптации мигрантов в новой среде стали возникать в начале XX века в русле социальной антропологии (Ф. Боас, Р. Билз, Р. Линтон, Р. Редфилд и М. Херсковиц и др.). Причем этот феномен практически отождествлялся с процессами аккультурации - взаимовлияния культур, при которой группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах с последующим поглощением более слабой культуры. Сегодня же под социокультурной адаптацией понимается активное приспособление адаптанта или их групп к условиям новой социокультурной реальности - ценностям, нормам, традициям, поведенческим потернам. Широко известной и повсеместно используемой адаптационной моделью является и-образная кривая, предложенная С. Лисгардом еще в 50-е гг. XX в. Ученый предположил, что процесс приспособления к новым социокультурным условиям вначале легок и успешен. За позитивным вхождением в альтернативную культуру следует кризис, сопровождающийся чувствами одиночества и грусти. Со временем удовлетворенность жизненными обстоятельствами возвращается снова и приводит к интеграции в инокультурное сообщество [1, ^ 49].
М. Коксиненом и В. Раутеном выделяются иные стадии социокультурной адаптации. В первой фазе (первой реакции) происходит тесный контакт мигранта с новой для него культурой и ее носителями. Данный период является стрессогенным для индивида, на фоне чего происходит снижение его социальной, экономической и иной активности. По оценкам специалистов этот этап может длиться до трех недель.
Во второй фазе (апатии) ярко проявляет себя механизм психологической защиты, что выражается в возрастании автоматизма при выполнении рутинных действий; блокирование любой новой информации в виду перенасыщения ею;
IIМеждународная научно-практическая конференция резком снижении потребности в социальных контактах, ухудшении когнитивных функций организма, ощущении нереальности происходящего, желании быстрее прожить наступивший день.
Третья фаза (контрастная). В ней продолжают действовать механизмы защиты, вследствие чего у человека преобладают биологические потребности, имеет место проявление агрессивности, в том случае если имеются сложности с удовлетворением названных ранее потребностей. Кроме того в этот период адаптант осуществляет интенсивный поиск своего «я», определяет свое место в чужой для него стране. Для этой фазы характерна потеря целостности человека с внешним окружением: еще не налажено полноценная интеракция, наличествует языковой барьер.
Четвертая фаза (реабилитации). В ней индивид находит рациональные пути включения в тесную сеть взаимодействий, успешно удовлетворяет собственные потребности, обнаруживает возможности для самореализации, ярко проявляются когнитивные способности человека, происходит понимание и принятие норм, обычаев, традиций, поведенческих паттернов и стереотипов принимающей страны [7, с.79].
Общим для указанных выше концепций является осознание мигрантами различий родной и принимающей культур, освоение последней по Т. Баннету происходит через этноцентрические и этнорелятивистские этапы. Под этноцентризмом понимается представление о своей культуре как о превосходящей, лучшей в сравнении с иными культурами. Прохождение этого этапа социокультурной адаптации предполагает физическую изоляцию адаптанта, активный поиск контактов с представителями родной культуры, осознанное создание этнических, экономических, религиозных и иных барьеров между собой и представителями принимающей стороны, даффамацию, демонстрации превосходства собственной культуры или превозношению принимающей. Далее происходит нейтральное восприятие культурных различий, внимание адаптанта обращено к культурным универсалиям. С этого момента начинается этап этнорялитивизма на котором в полной мере
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований реализуется признание и одобрение чужих культурных образцов, норм, ценностей, стереотипов. В этот период происходит полная социально-культурная адаптация мигрантов. Индивиды проявляют положительно окрашенные эмоции и чувства к представителям иной культуры, копируют их поведенческие модели, стремятся свести к минимуму культурные различия.
Анализируя процессы социокультурной адаптации необходимо различать ее внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая выражается в психологическом комфорте, ощущении удовлетворенности собственной жизнью, вторая - проявляет себя в фазе активного включения мигранта в социальную, экономическую, политическую, культурную сферы жизни принимающей группы.
В том случае если все этапы социокультурной адаптации проходят успешно, индивид совместимости с той культурной средой, в которой находится. При этом реализуются несколько ключевых функций адаптации:
Праксиологическая функция означает изменение поведения индивида в соответствии с установленными нормами и правилами принимающей культуры.
Коммуникативная функция выражается в вербальном и невербальном взаимодействии индивида с представителями родной и принимающей культур, что позволяет ему эффективнее адаптироваться к изменившимся условиям существования.
Аксиологическая функция проявляется в трансляции ценностей родной для адаптанта культуры и принятии образцов новой.
Регулятивная функция означает освоение существующих нормативов принимающей культуры для конструирования адекватного среде поведения адаптанта в различных сферах жизнедеятельности.
Социализационная функция обозначает расширение поведенческого репертуара, внешней и внутренней готовности к исполнению различных социальных ролей, требующих освоения новых культурных атрибутов.
IIМеждународная научно-практическая конференция
Психокоррекционная функция реализуется через достижение стабильного психологического состояния мигранта, позитивного отношения к окружающим, преодоления стрессов, связанных с жизнью в новой социокультурной среде.
Социально-перцептивная функция предполагает позитивное восприятие адаптантом представителей других культур проявление эмпатии, сопереживания, положительных эмоций по отношению к ним.
Функция социальной мобильности означает успешное усвоение знаний умений и навыков, необходимых адаптанту для продвижения по социальной лестнице, получения приемлемого социального статуса в новой социокультурной среде.
Обобщая вышеизложенное необходимо еще раз отметить, что в современной социологической науке под социокультурной адаптацией понимается приспособление мигранта к новой культуре с её традициями, нормами и ценностями, которое обладает рядом важных функций и происходит в несколько этапов. Успешность прохождения каждого из них зависит от способов, приемов и методов, позволяющих индивидам и их группам достигнуть психологической и социально-экономической интеграции с принимающей культурой без полного отказа от собственной.
Многочисленные проблемы, связанные с социально-культурной адаптацией мигрантов в новой среде подробно освещаются сегодня в работах многих зарубежных и отечественных ученых в связи с нарастающими глобальными интеграционными процессами, влияющими на расстановку культурных и ценностных пространств в мире. Как следствие в научных кругах продолжают возникать новые теории и концепции социокультурной адаптации мигрантов так или иначе обращающиеся к описанным классическим подходам.
Библиографический список:
1. Lysgaard, S. Adjustment in a foreign society: Norwegian Fulbright grantees visiting the United States / S. Lysgaard // International Social Science Bulletin. - 1955. - Vol. 7, No 1. - P. 4 5 - 51.
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
2. Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Куп-цов // Прикладная юридическая психология. - 2018. - N 4(45). - С. 6-11
3. Горшкова В.В., Дутова О.В., Скачкова Е.Б. Социокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества // Современные проблемы науки и образования. -2014. № 1. - С. 65-73.
4. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение: перевод с французского. - М.: Терра-Книжный клуб, 2008. - 399 с.
5. ООН: более четверти миллиарда человек в мире являются мигрантами [Электронный ресурс]: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России» - Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4823149 (дата обращения 08.08.2020).
6. Парсонс, Т. О структуре социального действия: перевод с английского. - М.: Академический проект, 2018. - 434 с.
7. Раутен В., Коксинен М. Деятельность социального педагога по социокультурной адаптации учащихся иностранцев. - М.: Просвещение, 1991. -362 с.
8. Спенсер, Г. Основания социологии: перевод с английского. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 432 с.
9. Суханов А.А. Понятие адаптации: два дискуссионных вопроса // Гуманитарный вектор. - 2015.- № 1 (41). — С. 104-110.
© О.В. Чуднова, 2020