Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ'

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

206
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная адаптация / межкультурная адаптация / приспособление / социальная адаптация / социальная мобильность / социальные нормы / функции адаптации / структура адаптации / внешняя миграция. / socio-cultural adaptation / intercultural adaptation / adaptation / social adaptation / social mobility / social norms / adaptation functions / adaptation structure / external migration.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуднова Ольга Владимировна

в представленной статье описываются основные методологические подходы в отечественной и зарубежной социологии к социокультурной (межкультурной) адаптации мигрантов, анализируются сильные и слабые стороны указанных подходов, рассматриваются основные внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на успешность социокультурной адаптации мигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF MIGRANTS

the article describes the main methodological approaches in Russian and foreign sociology to the socio-cultural (intercultural) adaptation of migrants, analyzes the strengths and weaknesses of these approaches, and considers the main external and internal factors that have a significant impact on the success of socio-cultural adaptation of migrants.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ»

IIМеждународная научно-практическая конференция

УДК 314.74

Чуднова Ольга Владимировна Chudnova Olga Vladimirovna

Кандидат социологических наук, доцент Candidate of social Sciences, associate Professor Сахалинский государственный университет Sakhalin state University

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ

MAIN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF MIGRANTS

Аннотация: в представленной статье описываются основные методологические подходы в отечественной и зарубежной социологии к социокультурной (межкультурной) адаптации мигрантов, анализируются сильные и слабые стороны указанных подходов, рассматриваются основные внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на успешность социокультурной адаптации мигрантов.

Abstract: the article describes the main methodological approaches in Russian and foreign sociology to the socio-cultural (intercultural) adaptation of migrants, analyzes the strengths and weaknesses of these approaches, and considers the main external and internal factors that have a significant impact on the success of socio-cultural adaptation of migrants.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, межкультурная адаптация, приспособление, социальная адаптация, социальная мобильность, социальные нормы, функции адаптации, структура адаптации, внешняя миграция.

Key words: socio-cultural adaptation, intercultural adaptation, adaptation, social adaptation, social mobility, social norms, adaptation functions, adaptation structure, external migration.

Вступив в новое тысячелетие, глобализирующийся мир продолжает сталкиваться с множеством проблем и противоречий, связанных с вопросами миграции и межэтнического взаимодействия. Согласно многочисленным исследованиям на сегодняшний день у значительного количества населения обнаруживается рост этнического самосознания и идентичности, которые во многом обуславливается возросшими темпами процессов миграции. Согласно

386

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований данным нового исследования Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ), число международных мигрантов в мире за прошедшие двадцать лет выросло на 49% и составляет сейчас 258 млн. человек. Таким образом, 3,4 % жителей планеты являются мигрантами, проживая не в тех странах, где родились. В 2000-м их доля таких граждан составила 2,8%. Кроме того в докладе отмечается, что 64% мигрантов, (165 млн. человек), проживают в странах с высоким уровнем доходов. При этом их количество постоянно растет: из 85 млн. человек, ставших мигрантами с 2000 года, 75% переехали именно в указанные страны [5].

Логичным итогом массовых миграционных потоков является значительный рост различных вариаций взаимодействия постоянного населения с прибывающим этническим меньшинством на микро, мезо и макроуровнях. Очевидно, что это взаимодействие не может являться беспроблемным, поскольку представители любой этнической общности являются носителями особых культурных, социальных, экономических и иных характеристик, отличающихся от характеристик принимающего населения. Социально-культурное своеобразие этнического меньшинства порождает высокую конфликтность, создает почву для множества проблем социально-культурного и экономического плана. Согласно исследованиям с трудностями социальной интеракции в чужой стране в той или иной степени сталкивается каждый мигрант.

Таким образом, сегодня особую актуальность приобретает поиск путей выстраивания конструктивного диалога культур и народов для максимально полной адаптации этнического меньшинства к этнокультурной среде принимающей стороны.

В самом общем смысле под адаптацией принято понимать процесс приспособления живых организмов к окружающей среде. В естественных науках с адаптацией связывают процесс коррелятивного приспособления, общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям [9, с. 107]. Сегодня рассматриваемый термин анализируется с позиций многих наук -

IIМеждународная научно-практическая конференция психологии, социологии, политологии, медицины, кибернетики и других отраслей научного знания. Важно заметить, что в естественных науках этот термин появился гораздо раньше, а его подробное изучение имело большее распространение, нежели в общественно-гуманитарном направлении.

В социологии акцент ставится на исследовании процессов социальной адаптации, изучение которой связывают, прежде всего, с именем Герберта Спенсера - родоначальника органической школы [8]. В его трактовке изучаемый феномен представлял собой непрерывный процесс, при котором человек или группа людей, являясь пассивным элементом, приспосабливается к социальной среде, в результате чего имеет возможность максимально полной реализации своих притязаний в социальных отношениях, учреждениях и институтах. Характер взаимной адаптации человека к внешнему окружению, по мнению ученого, может быть вертикальным или горизонтальным, что ведет к появлению разных обществ. Вертикальная адаптация порождает принудительный тип сотрудничества людей и «военный» тип общества. Горизонтальная адаптация предполагает добровольный тип сотрудничества и «промышленный» тип общества. Социальная адаптация базируется на трёх функциональных системах: общественное производство, распределение, регуляция. Если указанные механизмы действуют неравномерно в разных частях общества, преобладает военный тип общественной адаптации, а при равномерном - промышленный тип.

Позиция Эмиля Дюркгейма, дающая начало функциональному подходу относительно понимания процессов социальной адаптации несколько отличалась воззрений Г. Спенсера [4]. Ученый указывал, что успешность социальной адаптации индивида к внешней среде определяется степенью его подчинения социальным нормам, довлеющим в обществе в данный исторический момент и умением подчинить индивидуальные интересы личности (не редко противоречащие установленным образцам) - обществу. В том случае если происходит обратное, в социуме возникает паталогический процесс -дезадаптация индивидов, преодолеть которую возможно только с помощью

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований усвоения норм социальной среды. Таким образом, процессы адаптации и социализации в трактовке Э. Дюргейма становятся синонимичными.

Толкотт Парсонс представляющий структурно-функциональное направление [6] описывал феномен адаптации через систему координат социальных действий, которая включает в себя одного или несколько акторов, а также множество факторов социального взаимодействия (таких как цель, средства, опыт, мотивы и т.д.).

Модель структуры общества и социального действия Т. Парсонса описывается в трех ключевых пунктах: ориентация действий человека всегда осмыслена и не противоречит его интересам и целям; действия индивидов ориентированы друг на друга и взаимосвязаны, они формируют систему, которая имеет организованный характер; на социальные действия имеет влияние культурная система - отдельные, взаимосвязанные части, организующие систему ценностей.

Отметим, что действия индивидов не только погружены в ситуацию, но и ориентированы на будущее. Кроме того, поведение человека реализуется не только исходя из его физиологических потребностей, но и с опорой на духовные ценности, что определяется необходимостью ориентации в различных жизненных ситуациях в ходе социальной адаптации. Совершая тот или иной поведенческий акт, индивид осуществляет рациональный выбор между всем спектром возможных в данной ситуации действий. Элементарной формой, с помощью которой эти действия органично встраиваются в социальную систему и способствуют успешной социальной адаптации во внешней среде, являются социальные роли, реализация которых подразумевает соответствие выполняемых действий социальным ожиданиям, нормам, ценностям и стереотипам, принятым в том или ином обществе.

Таким образом, согласно теории Т. Парсонса адаптация является одним из ключевых условий выживания всех социальных систем. При этом ученый утверждал, что в обществах индустриального типа процессы приспособления реализуются в основном через экономическую подсистему. Адаптация

IIМеждународная научно-практическая конференция становится ключевым компонентом включения индивидов в широкую сеть социальных взаимодействий, путем приспособления людей к внешней среде через формирование внутренних нормативных структур культурной подсистемы - социальных ролей, которые также несут в себе адаптивную функцию. Результатом адаптации является усвоение индивидом необходимого набора социальных ролей, а социальная адаптированность - обеспеченность личных потребностей индивида, удовлетворенность личности реализацией своих притязаний.

Сторонники бихевиористского подхода (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.), определяют адаптацию двояко, с одной стороны как состояние, когда потребности человека и требования среды взаимно удовлетворены, с другой - как процесс, вследствие реализации которого достигается этот баланс. Адаптация в таком ключе определяется как изменение реакций организма и среды в соответствии со сложившейся ситуацией. Под социальной адаптацией бихевиористы подразумевают социально-экономические и организационные изменения поведения человека или группы лиц направленные на достижение социального равновесия между личностью и внешней средой [2, с. 6]. Главным средством адаптационного изменения поведения согласно сторонникам бихевиоризма выступает научение - приспособление четко очерченных поведенческих или интеллектуальных навыков к требованиям среды. Главной движущей силой социальной адаптации является процесс положительного и отрицательного подкрепления (поощрений и наказаний).

Слабой стороной такого подхода является невозможность описания в подобных терминах процесса человеческого обучения и воспитания. Сугубо внешний, объективный подход, игнорирующий индивидуальные психологические изменения и психические механизмы адаптации человека (то есть его смысловые, сознательные переменные) не дает понимания внутренних особенностей человеческого поведения и существенно ограничивает возможности эффективного влияния на него.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Согласно интеракционистскому подходу (Д. Мид, Г. Блумер, Т. Кун и др.) адаптация анализируется с одной стороны в контексте принятия человеком проекции социальных ожиданий среды, которые возникают исходя из социально-демографических, профессиональных и иных характеристик личности. При нахождении человека в новых или опасных условиях возникает необходимость принятия социальных норм, придание событиям желательное для себя направление. С другой стороны адаптация трактуется учеными как реализация собственных стремлений, движение к поставленной цели и ее достижение. Таким образом, социальная адаптация реализуется через целеполагание, инициативность, коммуникабельность, психологическую гибкость. Отличительной чертой интеракционалистского подхода к процессам социальной адаптации является идея личностной активности индивидов, реализации ими творческих способностей, высокой социальной ответственности и моральной зрелости личности.

В рамках психоаналитического подхода (З. Фрейд, Г. Гартман, Р. Гарднер) адаптация реализуется, прежде всего, через множество конфликтных ситуаций, в которых личность выбирает методы защиты исходя из своего воспитания, логического мышления и эмоционального интеллекта. Исходя из этой позиции, адаптированным человеком будет считаться личность, которая способна сохранять психологическое равновесие в турбулентной среде, демонстрировать высокий уровень продуктивности в основных сферах жизнедеятельности и способная получать удовлетворение от своих достижений. Ключевой позицией психоаналитической концепции является идея о том, что социальная адаптация личности ведет не только к изменению ее собственных характеристик, но и к преобразованию внешней среды, в результате чего взаимоотношения между индивидом и его окружением становятся адаптированными друг к другу. Приверженцы психоаналитического направления отмечают, что необходимость социальной адаптации человека к внешнему миру возникает с первых дней его жизни, при этом личность самостоятельно создает и изменяет условия для адаптации, а ее успешность определяется социальной структурой и социальным

IIМеждународная научно-практическая конференция статусом человека в обществе. Кроме того в русле рассматриваемого подхода обосновывается роль «социальной уступчивости» в процессе адаптации индивидов - феномен, связанный с влиянием социальной среды на дезадаптационную направленность личности, в результате чего неприемлемые в одних условиях формы поведения становятся применимы в других [4, с. 66-67]. Рассматривая процесс адаптации как сложное социально-психологическое явление, ученые в рамках психоаналитического подхода связывают адаптацию не только с внутриличностными особенностями человека, но и с характеристиками той среды, в которой он находится. В целом, указанные ученые и их последователи создали обширную систему понятий и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций, существенно ограничивающих ее применение в этнических исследованиях.

Обобщая вышеизложенное отметим, что, несмотря на многообразие теорий, подходов и трактовок социальной адаптации все ученые сходятся в том, что адаптация имеет крайне важное значение в жизни человека. Дезадаптированная личность не может нормально существовать в обществе, а социум - нормально функционировать.

Рассматривая феномен социокультурной адаптации необходимо особо подчеркнуть, что она представляет собой особый вид социальной адаптации, следовательно, обладает рядом ее характеристик.

Социально-гуманитарные науки обращают фокус своего внимания на разных аспектах актуализации социокультурной адаптации таких как: исполнение человеком различных социальных ролей; усвоение норм и ценностей, характерных для социальной среды; социальная интеракция людей; ответные реакции индивида на оказываемое воздействие; конструирование нынешнего поведения посредством обращения к прошлому опыту; противостояние личности агрессивной внешней среде и т.д. Таким образом, социокультурная адаптация является феноменом многоплановым, не

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований сводящимся к простому приспособлению к среде и сохранению в ней мигрантами стабильного социально-психологического состояния и приобретению ими навыков, необходимых для успешного выполнения повседневных задач.

Исследования социокультурной адаптации мигрантов в новой среде стали возникать в начале XX века в русле социальной антропологии (Ф. Боас, Р. Билз, Р. Линтон, Р. Редфилд и М. Херсковиц и др.). Причем этот феномен практически отождествлялся с процессами аккультурации - взаимовлияния культур, при которой группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах с последующим поглощением более слабой культуры. Сегодня же под социокультурной адаптацией понимается активное приспособление адаптанта или их групп к условиям новой социокультурной реальности - ценностям, нормам, традициям, поведенческим потернам. Широко известной и повсеместно используемой адаптационной моделью является и-образная кривая, предложенная С. Лисгардом еще в 50-е гг. XX в. Ученый предположил, что процесс приспособления к новым социокультурным условиям вначале легок и успешен. За позитивным вхождением в альтернативную культуру следует кризис, сопровождающийся чувствами одиночества и грусти. Со временем удовлетворенность жизненными обстоятельствами возвращается снова и приводит к интеграции в инокультурное сообщество [1, ^ 49].

М. Коксиненом и В. Раутеном выделяются иные стадии социокультурной адаптации. В первой фазе (первой реакции) происходит тесный контакт мигранта с новой для него культурой и ее носителями. Данный период является стрессогенным для индивида, на фоне чего происходит снижение его социальной, экономической и иной активности. По оценкам специалистов этот этап может длиться до трех недель.

Во второй фазе (апатии) ярко проявляет себя механизм психологической защиты, что выражается в возрастании автоматизма при выполнении рутинных действий; блокирование любой новой информации в виду перенасыщения ею;

IIМеждународная научно-практическая конференция резком снижении потребности в социальных контактах, ухудшении когнитивных функций организма, ощущении нереальности происходящего, желании быстрее прожить наступивший день.

Третья фаза (контрастная). В ней продолжают действовать механизмы защиты, вследствие чего у человека преобладают биологические потребности, имеет место проявление агрессивности, в том случае если имеются сложности с удовлетворением названных ранее потребностей. Кроме того в этот период адаптант осуществляет интенсивный поиск своего «я», определяет свое место в чужой для него стране. Для этой фазы характерна потеря целостности человека с внешним окружением: еще не налажено полноценная интеракция, наличествует языковой барьер.

Четвертая фаза (реабилитации). В ней индивид находит рациональные пути включения в тесную сеть взаимодействий, успешно удовлетворяет собственные потребности, обнаруживает возможности для самореализации, ярко проявляются когнитивные способности человека, происходит понимание и принятие норм, обычаев, традиций, поведенческих паттернов и стереотипов принимающей страны [7, с.79].

Общим для указанных выше концепций является осознание мигрантами различий родной и принимающей культур, освоение последней по Т. Баннету происходит через этноцентрические и этнорелятивистские этапы. Под этноцентризмом понимается представление о своей культуре как о превосходящей, лучшей в сравнении с иными культурами. Прохождение этого этапа социокультурной адаптации предполагает физическую изоляцию адаптанта, активный поиск контактов с представителями родной культуры, осознанное создание этнических, экономических, религиозных и иных барьеров между собой и представителями принимающей стороны, даффамацию, демонстрации превосходства собственной культуры или превозношению принимающей. Далее происходит нейтральное восприятие культурных различий, внимание адаптанта обращено к культурным универсалиям. С этого момента начинается этап этнорялитивизма на котором в полной мере

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований реализуется признание и одобрение чужих культурных образцов, норм, ценностей, стереотипов. В этот период происходит полная социально-культурная адаптация мигрантов. Индивиды проявляют положительно окрашенные эмоции и чувства к представителям иной культуры, копируют их поведенческие модели, стремятся свести к минимуму культурные различия.

Анализируя процессы социокультурной адаптации необходимо различать ее внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая выражается в психологическом комфорте, ощущении удовлетворенности собственной жизнью, вторая - проявляет себя в фазе активного включения мигранта в социальную, экономическую, политическую, культурную сферы жизни принимающей группы.

В том случае если все этапы социокультурной адаптации проходят успешно, индивид совместимости с той культурной средой, в которой находится. При этом реализуются несколько ключевых функций адаптации:

Праксиологическая функция означает изменение поведения индивида в соответствии с установленными нормами и правилами принимающей культуры.

Коммуникативная функция выражается в вербальном и невербальном взаимодействии индивида с представителями родной и принимающей культур, что позволяет ему эффективнее адаптироваться к изменившимся условиям существования.

Аксиологическая функция проявляется в трансляции ценностей родной для адаптанта культуры и принятии образцов новой.

Регулятивная функция означает освоение существующих нормативов принимающей культуры для конструирования адекватного среде поведения адаптанта в различных сферах жизнедеятельности.

Социализационная функция обозначает расширение поведенческого репертуара, внешней и внутренней готовности к исполнению различных социальных ролей, требующих освоения новых культурных атрибутов.

IIМеждународная научно-практическая конференция

Психокоррекционная функция реализуется через достижение стабильного психологического состояния мигранта, позитивного отношения к окружающим, преодоления стрессов, связанных с жизнью в новой социокультурной среде.

Социально-перцептивная функция предполагает позитивное восприятие адаптантом представителей других культур проявление эмпатии, сопереживания, положительных эмоций по отношению к ним.

Функция социальной мобильности означает успешное усвоение знаний умений и навыков, необходимых адаптанту для продвижения по социальной лестнице, получения приемлемого социального статуса в новой социокультурной среде.

Обобщая вышеизложенное необходимо еще раз отметить, что в современной социологической науке под социокультурной адаптацией понимается приспособление мигранта к новой культуре с её традициями, нормами и ценностями, которое обладает рядом важных функций и происходит в несколько этапов. Успешность прохождения каждого из них зависит от способов, приемов и методов, позволяющих индивидам и их группам достигнуть психологической и социально-экономической интеграции с принимающей культурой без полного отказа от собственной.

Многочисленные проблемы, связанные с социально-культурной адаптацией мигрантов в новой среде подробно освещаются сегодня в работах многих зарубежных и отечественных ученых в связи с нарастающими глобальными интеграционными процессами, влияющими на расстановку культурных и ценностных пространств в мире. Как следствие в научных кругах продолжают возникать новые теории и концепции социокультурной адаптации мигрантов так или иначе обращающиеся к описанным классическим подходам.

Библиографический список:

1. Lysgaard, S. Adjustment in a foreign society: Norwegian Fulbright grantees visiting the United States / S. Lysgaard // International Social Science Bulletin. - 1955. - Vol. 7, No 1. - P. 4 5 - 51.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

2. Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Куп-цов // Прикладная юридическая психология. - 2018. - N 4(45). - С. 6-11

3. Горшкова В.В., Дутова О.В., Скачкова Е.Б. Социокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества // Современные проблемы науки и образования. -2014. № 1. - С. 65-73.

4. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение: перевод с французского. - М.: Терра-Книжный клуб, 2008. - 399 с.

5. ООН: более четверти миллиарда человек в мире являются мигрантами [Электронный ресурс]: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России» - Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4823149 (дата обращения 08.08.2020).

6. Парсонс, Т. О структуре социального действия: перевод с английского. - М.: Академический проект, 2018. - 434 с.

7. Раутен В., Коксинен М. Деятельность социального педагога по социокультурной адаптации учащихся иностранцев. - М.: Просвещение, 1991. -362 с.

8. Спенсер, Г. Основания социологии: перевод с английского. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 432 с.

9. Суханов А.А. Понятие адаптации: два дискуссионных вопроса // Гуманитарный вектор. - 2015.- № 1 (41). — С. 104-110.

© О.В. Чуднова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.