УДК 316.4
DOI 10.23672/SAE.2019.11.41471
Тужба Эмир Нодариевич
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Emir N. Tuzhba
Doctor of Sociological Sciences, Professor,
Professor Department of Sociology, Law and Human Resources Kuban State Technological University [email protected]
Адаптация личности
в условиях новой социальной среды: теория исследования
Adaptation of personality
in the conoitions of the new social environment: research theory
Аннотация. Рассмотрены основные подходы к анализу социальной адаптации индивида в условиях новой среды. Показано, что адаптация является важным процессом в жизни индивида и общества оказывающим влияние на формирование индивидуальных черт личности, а также на развитие всего социума. Доказывается, что позитивная адаптация предполагает не ассимиляцию, а интеграцию, гармоничное вхождения в новую социокультурную среду, что выражается в освоении норм среды, ее ценностей и правил поведения, что в свою очередь не предполагает потерю собственной культурной идентичности.
Ключевые слова: социальная адаптация, ин-культурация, глобализация, «культурный шок», ассимиляция, интеграция, социализация.
Annotation. The main approaches to the analysis of social adaptation of an individual in a new environment are considered. It is shown that adaptation is an important process in the life of an individual and society influencing the formation of individual personality traits, as well as the development of the whole society. It is proved that positive adaptation does not imply assimilation, but integration, harmonious entry into a new socio-cultural environment, which is expressed in the development of the norms of the environment, its values and rules of behavior, which in turn does not imply the loss of one's own cultural identity.
Keywords: social adaptation,inculturation, globalization, «culture shock», assimilation, integration, socialization.
Процесс «адаптации», взаимодействия с социальной средой сопровождает человека всю его жизнь. Каждый раз, меняя свое социальное окружение, индивид вынужден адаптироваться к новым условиям.
Э. Дюркгейм рассматривает адаптацию в терминах «норма-патология». Каждый индивид занимает определенное место в обществе, которое поддерживает «нормативных» людей, живущих по установленным правилам. Строгий и жесткий контроль за людьми, игнорирующими нормы и правила необходимое условие поддержания «нормальности» социума. Высоким уровнем адаптации, исходя из потребностей и интересов общества, будет обладать человек соответствующий всем существующим нормам. Индивид же, отрицающий нормы среды проживания не будет к ней адаптирован, в этом и состоит патология. Адаптация индивида и общества это единый взаимосвязанный процесс, «адаптация» и «социализация» эквивалентные понятия, синонимы [4, с. 65]. Позитивистский подход автора, согласно которому социальная среда создает условия, а коллективность выступает основным
фактором социальности, несколько сужает ракурс рассмотрения проблемы.
М. Вебер (понимающая социология) в своей концепции рациональности идет от обратного, полагая, что субъективные мотивы, желания и цели -есть основа человеческой деятельности. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. Хоть он признает, что социальные действия осуществляются посредством существующих норм, но уточняет, что уровень рациональности определяет нормативное поведение индивида. Достижение цели предполагает определенный уровень затрат, чаще всего индивид благодаря присущей ему рациональности стремится их снизить для получения преимуществ. Соответственно, рациональность, а не нормативность, выступает основным фактором адаптированности человека [1, с. 344]. По сути, М. Вебер говорит о первичности индивида и вто-ричности социума, что очень важно в осмыслении социальной адаптации. Если действия индивида осмыслены и внутренне ориентированы на достижение какой-то цели, то необходимо разобраться и в содержании этих действий и в воз-
можных последствиях для других, но, прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности.
Т. Парсонс исследовал процесс адаптации в своей теории социальных систем, позволившей анализировать общество на макро и микро, системных уровнях. По его мнению, индивид «аккумулирует» в себе нормы, традиции, ценности в процессе взаимодействия с другими людьми, и таким образом становится элементом определенной социальной системы. Личностные механизмы (защитный, познавательный, приспособления) усвоения ценностей и норм, существующих в социальной среде, есть фактор успешной адаптации.
Все зависит от существующего в обществе равновесия, при существовании которого наблюдается стабильность, а в отсутствии социальный конфликт. Необходим баланс между социальной средой и потребностями людей, в ходе, которого, индивид осваивает и усваивает социальный нормы характерные для данной социальной среды. Адаптация - это баланс между ожиданиями индивида и социальной среды [8].
Т. Парсонс дал положительную оценку трактовки социального действия М. Вебера, как действия субъективного характера и мотивации индивида ориентированного на других людей. Вместе с тем, он указывает на то, что М. Вебер оставил без внимания вопросы сочетание предложенных переменных, что может привести к произвольному их выбору, в конечном счете, к искаженному описанию социальной реальности .
В представлениях Э. Дюркгейма ему импонирует структурно-функциональный подход и идея порядка возникающего в результате коллективных действий и представлений. Т. Парсонс, как и Э. Дюркгейм, исходит из того, что для социальной жизни характерны «кооперация и взаимная выгода, нежели взаимное уничтожение и враждебность», а приверженность общим ценностям служит основой порядка в социуме.
В качестве примера ученый приводит механизм заключения коммерческих сделок, контрактов основу которых составляют нормативные правила. Страх санкций по несоблюдению условий договора в построениях ученного вторичен в сравнении с моральными обязательствами. Общепризнанные ценности, что является правильным и должным, составляют основу и регулируют коммерческие сделки.
Недоработка в построениях Э. Дюркгейма состояла по мысли Т. Парсонса в том, что в них не просматривается роль субъекта действия, его отношения к ценностям и нормам, возможности выбора, что приводит его к критике позитивизма, предлагающего картину мира в терминах закрытой системы отрицающей роль конкретного человека.
В одной их своих работ, Р. Мертон представил типы девиантного поведения, которое он рассматривает, как реакцию на деформацию и напряжение социальной структуры. Аномия вос-
принимается автором, как состояние сознания индивида, которое характеризуется разложением системы ценностей. В качестве основной причины аномии автор выделяет противоречие между нормами и средствами достижения целей. Далее автор выходит на «типологию способов индивидуальной адаптации»: инновация; конформизм; ретризм; ритуализм; мятеж.
Инновационный способ адаптации предполагает поиск новых одобряемых обществом путей достижения цели.
Конформизм в противовес девиантному способу адаптации означает согласованность индивида с общественно одобряемыми способами достижения целей, что ведет к надежному и устойчивому порядку в обществе.
Ретризм - это и тип девиатного поведения, и в тоже время способ адаптации, который характеризуется бегством от реальности, отказом от взаимодействия с социумом. Он презираем, так как предполагает отказ от жизненных целей и общественно приемлемых способов их достижения, характерен для пассивной субкультуры маргиналов.
Ритуализм это тип приспособления связанный с неустанным стремлением индивида к успеху, избеганию опасностей через отказ от культурных целей и норм институционального порядка.
Мятеж последний из выделенных способов адаптации, самый радикальный и революционный, предполагает замену принятых социумом целей и средств их достижения новыми [7, с. 299-313].
П редставленные выше методы социальной адаптации, являются главными посредниками во взаимодействии индивида с социумом. Даже этот краткий анализ показывает, что адаптация является важным процессом в жизни индивида и общества и оказывает влияние на формирование индивидуальных черт личности, а также на развитие всего общества.
В общем виде под социальной адаптацией мы будем понимать всякое взаимодействие человека ссоциальной средой, которые приводят к совмещению и согласованию их функций и поведения. Отсюда адаптация есть механизм связи общества с личностью, его социализации [6, с. 19].
В более узком контексте под адаптацией следует понимать отношения человека с группой, его позицию в группе, процесс вхождения в нее, усвоение определенных норм принятых группой. Отсюда, отношения человека с обществомопос-редованногруппой, к которой он себя относит. Малая группа формирует социальную среду, к которой адаптируется человек [2, с. 9].
Адаптация предполагает изменения контактирующих групп, так как приход нового члена предполагает корректировку существующих норм и правил, а так же изменение нового члена. Личность главенствует в исследованиях представителей этого направления.
Другой подход представлен в исследованиях, предметом которых выступает группа, как основной участник взаимодействия, а не просто как среда, к которой приспосабливается индивид. Разговор в данном случае идет об адаптирующих возможностях этой группы.
Адаптация личности происходит на разных уровнях социального пространства, а условия жизни влияют непосредственно на процесс адаптации. Мотивация человека в купе с существующими условиями определяют скорость адаптации, а определение собственного места в группе,есть главное условие адаптации нового члена к социальной среде.
«Возможности социальной среды в удовлетворении стремлений индивида к раскрытию собственной индивидуальности определяет успешность социальной адаптации» [5, с.219]. Наличие условий и уровень реализации собственного потенциала в определенных условиях определяют процесс социальной адаптации.
Следует обратить внимание на один из видов социальной адаптации - социокультурную адаптацию, под которой понимается процесс достижения соответствия новой культурной действительности.Следует отметитьвнутреннюю и внешнюю стороны адаптации. Первая выражается в удовлетворенности своей жизнью; вторая, просматриваетсяв степени включенности личности в социокультурную жизнь группы и социума [9].
Отличия социокультурного характера лежат в основе социокультурной адаптации. В данной связи разговор идет об отличиях духовного характера, степени активности личности в условиях социокультурного взаимодействия. Ценностное (аксиологическое) основание отличает социокультурную адаптацию от других ее видов.
К примеру, в повседневно-трудовой жизни преобладает практический смысл и действия, а в социокультурной,духовные устремления адап-танта [10].
Понятие «аккультурация» служит синонимом межкультурной адаптации. Она наблюдается в поле взаимодействия разных культур вследствие чего, изменяются одна или обе культуры [14].
В процессе вхождения индивида в иную культуру, наблюдается «культурный шок» или психологический дискомфорт.
При рассмотрении проблем «культурного шока» и межкультурной адаптации, до последнего времени преобладал клинический подход. Однако, некоторые ученые предлагали относиться к «культурному шоку», как к нормальному явлению, реакции индивида на процесс адаптации [11]. По их мнению, зачастую не наблюдается шоковый эффект при взаимодействии с другой культурой а для некоторых это даже источник положительных эмоций [16].После первичного дискомфорта, в процессе принятия новых ценностей и моделей поведения, просматривается
позитивная составляющая «культурного шока», что способствует росту культурного уровня и саморазвития адаптанта.
Дж. Берри предложил заменить понятие «культурный шок» на «стресс аккультурация», так как «культурный шок» вызывает только негатив, хотя при межкультурном взаимодействии присутствует и положительный опыт в преодолении существующих проблем [12].
Следствием межкультурных контактов для группы могут быть следующие последствия: ассимиляция, геноцид, сегрегация, интеграция. С. Боч-нер видит также несколько возможных последствий для человека в результате межкультурных контактов: «перебежчик» отказывается от своей культуры, заменяя ее другой; «шовинист» - не принимает другую культуру в пользу собственной; «маргинал», это тот, кто колеблется между своей и чужой культурами; «посредник» выступает связующим звеном, как бы синтезирует свою и другую культуры [13].
Очень похожую схему предлагает ДЖ. Берри, исходящий изконфликтностьсамого процесса аккультурации. Признавая болезненность самого процесса аккультурации, автор выделяет: реактивный - увеличивающий сопротивление изменениям; стимулирующий, характеризующийся появлением новых форм в результате контактов; опаздывающий в восприятии изменений, возникающих в процессе контактов [12].
Достоинство построений Дж. Берри состоит, в том, что не культура, а межкультурное взаимодействие выступает основной проблемой аккультурации, которую обуславливают два фактора - участие и поддержание.Участие предполагает уровень включенности индивида в другую культуру; поддержание - предполагает уровень важности сохранения своей культурной идентичности. Исходя из этого, автор предлагает свои стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция [12].
Теоретически предполагается, что не титульная группа и ее члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но на практике, зачастую титульная группа препятствует свободе выбора и настаивает на определенных выгодных ей формах аккультурации. Из всех предложенных форм, только интеграция может быть свободно принятой и позитивной стратегией аккультурации. Взаимный компромисс в признании права каждой из групп на сохранение собственной идентичности и этнических отличий, важнейшее условие реализации данной стратегии. Титульная группа должна в этом случае адаптировать свои институты исходя из запросов малых этнических групп, а не титульные групп должны адаптироваться к основным ценностям доминирующего социума [12].
Итак, позитивная адаптация предполагает не ассимиляцию, а относительно гармоничное вхождения в новую культурную среду, что выражается в освоении норм среды, ее ценностей и правил поведения, что в свою очередь не пред-
полагает потерю собственной культурной идентичности.
Следует признать важность усвоения норм и ценностей новой культурной среды, так как основные проблемы возникают из-за отсутствия у человека или группы знаний о ее особенностях, что затрудняет процесс социокультурной адаптации.
В рамках нашей статьи, мы попытаемся решить следующие вопросы: определить основные направления аккультурации разных групп населения; факторы выбора стратегии адаптации; наиболее успешные типы интеграции.
Большинство авторов склонны считать, что важными факторами в процессе адаптации выступают социальное окружение и группа, индивид, причем, ведущая роли отводится адаптантам.
В условиях социальных трансформаций, значительная часть населения ощущает кризис социальной идентичности, проявляющийся в негативных переживаниях принадлежности к определенной группе.
Утрата самоуважения и позитивной социальной идентичности неизбежный итог принадлежности к определенной социальной группе. Необходимость самоуважения, определяет стремление личности любым путем влиться в позитивно оцениваемую высоко статусную группу [15].
Отсутствие уважения в месте проживания (бывшие советские республики СССР), определило характер миграционного поведения русского населения, отток на свою историческую родину в Россию [3].
Без уважения со стороны социального окружения и складывающегося из этого самоуважения невозможна реализация основной потребности в самореализации. Лишь при интеграции возможна позитивная адаптация и самореализация, так как только она может создать лучшие условия для удовлетворения высших потребностей личности .
При анализе итогов адаптации используется понятие «адаптированность», под которым понимается состояние «свободы» индивида или группы в условиях новой социокультурной среды, что означает включение человека в деятельность в сложившихся условиях, а также открытие нового от межкультурного взаимодействия [10].
Исследование адаптированности, как следствия адаптации, предполагает определение критери-
Литература:
1. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М. : Прогресс. 1990. 643 с.
2. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе : ав-тореф. дис. ... канд. псих. наук. Л. 1985. 22 с.
ев адаптированности.Существуют разные показатели критериев адаптированности, которые условно можно разбить на две группы: объективные (внешняя среда) и субъективные (личностная сфера).
Большое количество критериев отражает сложность процесса адаптации, что затрудняет поиск объективных показателей адаптированности.В данной связи, важен анализ факторов адаптации, отражающих степень их влияния на адапти-рованность индивида или группы.
Анализ факторов адаптации может быть одно-факторный, многофакторный (без их взаимосвязи) и системный. Факторы бывают внутренними (возраст, пол, семейное положение, ценностные ориентации и т.д.) и внешними (параметры, относящиеся к деятельности индивида и группы).
Признание важности внешних факторов определено осмыслением адаптации как приспособления к новой среде, результата внешнего воздействия, а не собственных векторов развития человека. Это приводит к игнорированию внутренних факторов, что ограничивает широту осмысления, так как любые внешние посылы, по разному, проходят сквозь внутренний мир каждого индивида.
Опираясь на эмпирические результаты исследований в социологии, можно сказать, что основу анализа процесса адаптации должны составлять: совмещение разных подходов; различные уровни анализа; нахождение факторов внешнего и внутреннего характера, определяющих позитивную/негативную адаптацию личности в новых условиях.
Итак, основной в процессе социальной адаптации следует признать социокультурную. Возникновение новых связей, вживание в социальные отношения предполагают реализацию определенной стратегии. В широком круге отношений с титульным населением, возникает позитивная идентичность - главное условие успешной адаптации. Более успешный сценарий адаптации -это интеграция определяющаяся стремлением индивида к самоуважению и самоактуализации. Успешная адаптация индивида в условиях новой социальной среды - это интеграция, с сохранением собственной социальной и этнокультурной идентичности и обретение новой социальной идентичности, адекватной сложившимся условиям.
Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 19-411-230018 «Социальная адаптация мигрантов с Юго-Востока Украины в Краснодарском крае».
Literature:
1. Weber M. Basic sociological concepts//Selected works. M. : Progress. 1990. 643 p.
2. Georgieva I.A. Social and psychological factors of personality adaptation in the team. dis ... cand. crazy. sciences. L. 1985. 22 p.
3. Гоиценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М. : Изд-во Институт психологии РАН. 2002. 252 с.
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. : Канон. 1995. 352 с.
5. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 2008. 481 с.
6. Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров : автореф. дис. ... канд. псих. наук. Л. 1987. 24 с.
7. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) М. : Прогресс. 1966. C. 299-313.
8. Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль. М. : МГУ. 1994. 497 с.
9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М. : Институт психологии РАН, Академический проект. 1999. 320 с.
10. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации : дис. ... д-расоц. наук. Кемерово, 1992. 398 с.
11. Adler P. The transitional experience: An alternative view of culture shock // J. of Humanistic Psychology. 1975. Vol. 15.
12. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario. 1996.
13. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations / ed. by S. Bochner // Cultures in Contact. Oxford Pergamon Press, 1982. P. 5-44.
14. Redfield R. Memorandum on the study of acculturation, in American Antropologist / R. Red-field, R. Linton, Herskovits M. N.Y., 1936.
3. Gritsenko V.V. Social and psychological adaptation of immigrants in Russia. M. : Institute of psychology, Russian Academy of Sciences. 2002. 252 p.
4. Durkheim E. Sociology. Its object, method, purpose.M.: Canon. 1995. 352 p.
5. Zotova O.I. Some aspects of socio-psychological adaptation of personality / O.I. Zotova, I.K. Krya-zheva // Psychological mechanisms of regulation of social behavior. M. 2008. 481 p.
6. Kukhareva T.A. Adaptation of young specialists-eng. dis ... cand. crazy. sciences. L., 1987. 24 p.
7. Merton R. Social structure and anomie // Sociology of crime (Modern bourgeois theories) M. : Progress. 1966. P. 299-313.
8. Parsons T. Functional theory of measurement // American sociological thought. M. : Moscow state University. 1994. 497 p.
9. Stefanenko T.G. Ethnopsychology. Moscow: Institute of psychology, RAS, Academic project. 1999. 320 p.
10. Shpak L.L. Sociocultural adaptation: essence, direction, mechanisms of realization... d-RA SOC. sciences. Kemerovo, 1992. 398 p.
11. Adler P. The transitional experience: An alternative view of culture shock // J. of Humanistic Psychology. 1975. Vol. 15.
12. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario. 1996.
13. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact / Ed. by S.Bochner. Oxford Pergamon Press, 1982. P. 5-44.
14. Redfield R. Memorandum on the study of acculturation, in American Antropologist / R. Red-field, R. Linton, Herskovits M. N.Y., 1936.