Научная статья на тему 'Основные меры государственного регулирования внешнеэкономических связей в области автомобилестроения'

Основные меры государственного регулирования внешнеэкономических связей в области автомобилестроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карбышева Р.Н., Гранкина В.Л.

В статье изложен краткий анализ состояния нескольких производителей отечественного автопрома и пути решения вывода на новый качественный уровень развития одного из ведущих предприятий отрасли ОАО «АвтоВАЗ» путем объединения его с концерном Renault-Nissan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные меры государственного регулирования внешнеэкономических связей в области автомобилестроения»

и применения их на практике. В этом случае идентификация потребностей персонала и, в частности потребностей сотрудников, на которых возложена ответственность за реализацию программ, является первоочередной задачей. Это обусловлено не только необходимостью поддержки персоналом всех прогрессивных начинаний менеджмента, но и требованиями системы менеджмента качества, ориентированной на согласованное управление организацией с учётом интересов всех ассоциированных с компанией субъектов (клиентов, поставщиков, органов государственной власти) и баланс решений по всем целям устойчивого развития на всех уровнях управления.

Список литературы:

1. Удовлетворенность персонала в устойчивом развитии организации / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова, М.С. Мельников // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 6, спец. вып. - С. 38-46.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер.с англ. - М.: Олимп-бизнес, 2005.

3. Абдикеев Н.М. Системы управления эффективностью бизнеса (+CD): учебное пособие / Н.М. Абдикеев, С.Н. Брускин, Т.П. Данько и др.; под ред. Н.М. Абдикеева, О.В. Китовой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 282 с.

4. Исследование удовлетворенности персонала эффективностью внутренних процессов организации / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 4-9.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

© Карбышева Р.Н.*, Гранкина В.Л.

Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»,

г. Москва

В статье изложен краткий анализ состояния нескольких производителей отечественного автопрома и пути решения вывода на новый качественный уровень развития одного из ведущих предприятий отрасли ОАО «АвтоВАЗ» путем объединения его с концерном Renault-Nissan.

Внешнеэкономические связи - это торгово-политические и международные отношения, в которые входит процесс обмена товарами, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического сотрудничества, создание международных альянсов.

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

Экономика и политика, промышленное производство и торговля, научные исследования и финансовые операции тесно переплетаются во внешнеэкономических связях.

Такие связи включают в себя формы и направления:

- международное партнерство;

- международное сотрудничество с целью инвестирования;

- внешняя торговля;

- международное научно-техническое партнерство.

Международные экономические связи являются незаменимым фактором, который воздействует на уровень хозяйственного и экономического развития любой страны.

Российская Федерация использует во внешнеэкономической деятельности такие формы экономических связей как, лизинг, торговля лицензиями. Торговля лицензиями является перспективной формой научно-технического партнерства. Эта форма означает разрешение на передачу прав на использование промышленного образца, применение изобретения. Формирование банковской системы занимает передовое место в развитии внешнеэкономических связей и экономики в целом.

Сотрудничество в научно-информационной области является новым направлением в расширении внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность целенаправленная на развитие экономических отношений с международными странами. Высшие госорганы (парламент, конгресс, национальные собрания) осуществляют руководство внешнеэкономическими отношениями.

Министерства и ведомства занимаются регулированием внешнеэкономических связей. Основная задача внешнеэкономической политики является проникновение на мировой рынок.

Госрегулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государством по расширению границ участия страны в международном разделении труда для повышения эффективности производства.

Сущность госрегулирования в приведении системы внешнеэкономических связей в состояние, обеспечивающее оптимальную реализацию государственных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм внешнеэкономических связей включает три аспекта: принципы управления; институционно-правовые структуры; совокупность методов регулирования.

Цели госрегулирования внешнеэкономических связей зависят от остроты конкретных ситуаций и проблем, которые возникают в сферах. Например, преодоление кризиса влечет за собой структурную перестройку производственного потенциала, защиту отечественного производства, борьбу с инфляцией. Государственное регулирование внешнеэкономических связей происходит за счет помощи денежных, кредитных и бюджетных средств.

Принцип регулирования внешнеэкономических связей характеризует подход к международным экономическим отношениям.

Существует два принципа международного сотрудничества:

1. Протекционизм. Как внешнеторговая политика направленная на всестороннюю защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Происходит рост ставок таможенного тарифа на товары, ввозимые из-за рубежа.

2. Свобода торговли или поддерживающий принцип. Заключается в устранении ограничений в международных экономических отношениях.

Экономические инструменты являются технологическим элементом системы регулирования. Инструменты подразделяются на прямое воздействие и непрямое.

Прямое воздействие включает государственные затраты, контроль государства за международными экономическими процессами.

Непрямое воздействие заключается в величине налогов, влияющих на объемы производства; в росте процентной ставки в сбербанке, стимулирующей рост сбережений [3, с. 241].

Правительственные органы большое внимание уделяют регулированию международных экономических связей. Быстрому воздействию на регулирование внешнеэкономической деятельности способствуют указы Президента Российской Федерации.

Президент выполняет такие функции как, руководство внешнеэкономической политикой, подписывает законы, международные соглашения. Осуществляет руководство внешнеэкономической деятельностью, регулирует партнерство, определяет экспорт драгоценных металлов.

Федеральное Собрание, через соответствующие комитеты принимает и разрабатывает законы, контролирует деятельность исполнительных органов.

Правительство РФ принимает решение о проведении переговоров и подписании соглашений международных договоров РФ.

Регулируя внешнюю торговлю, Государственная Дума и Совет Федерации, вправе изменять, отменять и принимать законы. Министерство Финансов регулирует кредитно-денежную сферу, систему налогообложения.

Министерство торговли РФ является центральным госорганом регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирующие функции Министерства торговли РФ:

- разработка единой ценовой политики;

- контроль за соблюдением закона всеми субъектами внешнеэкономической деятельности;

- сотрудничество с международными комиссиями, регулирующими развитие внешнеэкономической деятельности;

- заключение и подготовка внешнеторговых соглашений и договоров с зарубежными странами;

Центральный банк играет важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Центробанк осуществляет заключение межбанковских соглашений. Функции Центрального банка: регулирование курса, проведение валютных операций.

Государственный комитет по науке и технологиям осуществляет международное научно-техническое сотрудничество, финансирует международные проекты.

Международное разделение труда является главной причиной развития внешнеэкономических связей.

Основными направлениями развития внешнеэкономических связей является:

- развитие экспортного потенциала;

- повышение конкурентоспособности отечественных товаров путем модернизации;

- использование зарубежных инвестиций для технического переснаряжения;

- обеспечение экономической безопасности России путем совершенствования импорта и экспорта [3, с. 93].

Для обеспечения внедрения России в мировое хозяйство, необходимо осуществить преобразования во внешнеэкономической сфере.

Интеграция экономики идет по таким направлениям как:

- развитие торговли;

- изменение структуры производства;

- обмен технологиями, информацией.

В начале 21 века правительство Российской Федерации решилось встать на защиту автомобильной промышленности путём разработки концепции и приняло «концепцию развития автомобильной промышленности в России» В России планируется создать условия для строительства зарубежных сборочных предприятий. Из этого исходит такой вывод, что Правительство РФ осознало, что развитие российского автомобиля стало бесперспективным, и сделало упор на создание автосборочных предприятий, иностранных автомобилей на всей территории России. Это свидетельствует об изменении таможенного тарифа.

В данный момент времени Правительство Российской Федерации старается стимулировать приток инвестиций потенциальных инвесторов, для строительства заводов иностранных автомобилей. Существует мнение, что после принятого курса Правительством РФ отказа от поддержки и модернизации российского автопрома и создание автосборочных заводов иностранных марок, приведет к гибели отечественной автомобильной промышленности [4, с. 53].

На сегодняшний день существует критическая ситуация у легковых автомобилей. Например, ОАО ГАЗ снимает с производства легковой автомо-

биль «Волга», не существует автомобиля «Москвич», прекратили своё существование «Иж» и «Ока». Только лишь завод ВАЗ затруднительно продолжает выпускать автомобили. И так очевидно, что большим спросом в России будут пользоваться иномарки, произведенные на сборочных заводах, нежели ВАЗ, которому присуща высокая стоимость, в свою очередь это предугадывает гибель российского автомобильного производства.

Гибель российского автопрома повлечёт за собой тяжкие экономические и социальные последствия. Но есть и другое мнение, действительно рано или поздно сборочные заводы иностранных марок могут вытеснить автомобили российских марок, но о гибели отечественного автопрома не может быть и речи, так как отечественная автомобильная промышленность-это, прежде всего производство автомобильной техники на территории нашей страны, России, а не производство только автомобилей российских марок. И если посмотреть чуть глубже, то нет полностью российских автомобилей. Многие легковые автомобили являются либо копиями, либо усовершенствованными образцами иностранных марок авто, такие как Opel, Fiat и другие. Изначально в России не существовало полностью разработанного российского автомобиля. Просто брали иностранные модели, то есть конструкцию, чертежи, где-то и дизайн, пример двигателя и производили автомобили в России без какой либо модернизации. Сегодня такой процесс привел к такому выводу, что российские автомобили не могут конкурировать с иностранными марками, и создавать новое, свое и качественное. Из этого следует, что единственный верный путь это создавать сборочные предприятия иностранных автомобилей.

Например, Москвич-400, советский автомобиль, выпускавшийся на заводе ЗМА (МЗМА) в Москве, изначально являлся аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937 году в Германии. После Второй мировой войны в СССР попали трофейные автомобили немецкого производства в массовых количествах и так начали репарационные поставки автомобилей, такие как BMW 321 и BMW 340, собранных в Советском Союзе. В Послевоенные годы Германия и США были лидерами в автомобилестроительной отрасли, поэтому советские инструктора могли смело ознакомиться с последними достижениями мирового автомобилестроения. Длительное использование и эксплуатация зарубежных образцов позволило выявить решения для конструирования российского автомобиля пригодного для Советских дорог. Автомобиль «Победа» также был спроектирован по аналогу, силовая конструкция была прототипом «Опель Капитен».

На заводе «ГАЗ» происходит производство новых легковых автомобилей под российской маркой, но опять же это не отечественная разработка, а аналоги автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus, которые ранее производились в США.

То, что происходит в России, создание иностранных предприятий имеет свои положительные преимущества, такие как, прямые иностранные инве-

стации, в необходимости которых мы нуждаемся каждый раз; новые технологии, рабочие мета. Некачественные автомобили российских марок и старые иномарки будут вытесняться современными, более качественными иномарками, которые собраны на территории России.

На сегодня имеет место четкая позиция России в отношении защиты российского автопрома, существует ряд условий, по которым Россия намерена была вступать в ВТО. По результатам переговоров с автомобиле производящими странами этими условия являются:

1. После вступления во Всемирную торговую организацию ставки таможенных пошлин на грузовики и автобусы не должны сильно измениться.

2. Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 №757 введены в действие новые ставки импортных таможенных пошлин на авто компоненты, ввозимые для сборки автомобилей, в соответствии с этим постановлением почти все авто компоненты ввозятся в Россию беспошлинно.

3. До завершения проектов, будут действовать инвестиционные соглашения, предусматривающие режим свободных таможенных складов, однако новых соглашений после присоединения к ВТО подписываться не будут.

4. Запретительные пошлины на грузовики, автобусы и легковые автомобили, в возрасте более семи лет останутся на прежнем уровне.

5. Таможенно-тарифное регулирование импорта легковых автомобилей остаётся самым важным переговорным процессом между Россией и странами-участниками ВТО.

Ставки таможенных пошлин на автомобильные автомобили варьируются в зависимости от объема двигателя и его года выпуска. Пошлины на новые автомобили будут пошагово снижаться с 25 до 15 %. В результате переговоров, о процессе вступления в ВТО, было принято соглашение, что пошлины не уменьшатся с даты присоединения, а либерализация тарифов будет проходить в течение переходного периода от 1 до 7 лет, из этого следует, что у отечественного автопрома в запасе есть 7 лет, для того чтобы усовершенствовать производство, и произвести продукцию, которая будет конкурентоспособной, которая будет иметь спрос не из-за низкой цены, а из-за качественных характеристик.

Исходя из этих аспектов, можно смело говорить о том, что между российскими производителями и иностранными импортерами, достигнут баланс интересов, выстроена четкая дорожная схема для инвесторов.

Снижение импортного таможенного тарифа с 25 до 15 % приведет к росту импорта автомобильной продукции на 15 %, и сокращению валового выпуска продукции на 10 %. А что касается выхода российских автомобилей на внешний рынок, то, безусловно, при нынешних условиях это сделать

не удастся, в частности потому, что российский автомобиль не соответствует экологическим нормам Европы.

После вступления России во ВТО, ставки таможенных пошлин на новые автомобили, для юридических лиц снизились на 5 %, для физических лиц размер ставок не изменился.

Государство, а точнее чиновники уверяют, что проблему автомобильной промышленности сможет решить промышленная сборка импортных автомобилей в России. В наше время многие иностранные концерны, пожелавшие работать в России, открывая свои сборочные производства на территории РФ, хорошо экономят, примерно 30 %. Экономия происходит за счет дешевой рабочей силы и поддержки государства. Существуют основные типы автопроизводителей в России.

Российские производители ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ», для всех перечисленных предприятий характерна изношенная технологическая база с ограниченными инвестициями, нехваткой современной технологии, нехваткой гибкости производства.

ОАО «КАМАЗ». Автомобильная техника ОАО «КАМАЗ» показывает уверенный рост продаж. Существует значительное стремление «КАМАЗа» к завоеванию зарубежных рынков. ОАО «КАМАЗ» признан лучшим импортером по итогам 2011 года. Как известно кризис 2008 года сильно подкосил позиции российского автопрома, это коснулось и экспортных позиций компаний, но уже с 2009 года ежегодно увеличивалось количество поставок продукции «КАМАЗ» на зарубежный рынок. Стратегический план предприятия ОАО «КАМАЗ» гласит о вхождении в число ведущих мировых производителей автомобильной техники. Ко всему этому предприятие ОАО «КАМАЗ» имеет несколько сборочных предприятий во Вьетнаме, Казахстане, Индии. ОАО «КАМАЗ» полностью поставляет комплектующие изделия и соответственно в зарубежных странах, производится сборка КАМАЗа.

АМО «Завод имени И.А. Лихачева», основным является производство грузовых автомобилей и запчастей. В настоящее время объемы производства, к сожалению, не обеспечивают рентабельности. Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» является основой производства. Состояние предприятия АМО «ЗИЛ» гораздо хуже по сравнению с другими предприятиями, выпускающими грузовые автомобили. Это единственное предприятие, у которого существуют отрицательные показатели рентабельности.

Самым популярным российским производителем считается ОАО «АвтоВАЗ». Традиционным производителем легковых автомобилей является ОАО «АвтоВАЗ», их производство в год составляет около 1 млн. штук.

В большей степени данный завод оказывает влияние на развитие экономики страны, рассмотрим его деятельность более подробно, на примере этого предприятия четко выявлены как проблемы развития российского ав-топрома, так и перспективы развития. В настоящее время ОАО «АвтоВАЗ»

является одним из крупнейших предприятий страны, выпускающие ежегодно 700 тыс. автомобилей.

Открытое Акционерное Общество проводит следующие виды своей деятельности:

- производит автомобильную продукцию, запасные части, продукцию станкостроения, режущие инструменты;

- осуществляет проектную деятельность, научно-исследовательскую, проводит технические, технико-экономические экспертизы;

- проводит торговую деятельность, закупочную и сбытовую; организует проведение выставок - продаж, аукционов, как в России, так и за рубежом.

Деятельность по развитию АвтоВАЗа направлена:

- на укрепление позиции ОАО «АвтоВАЗ» в российской экономике;

- создание благоприятных условий для инвестирования;

- повышение качества и технического уровня автомобильной продукции;

- на развитие производства и менеджмента в компании.

Успех любого предприятия зависит от четко поставленных целей, для достижения максимального результата необходимо определить направления, на которые нужно сделать упор в развитии.

На сегодняшний день АвтоВАЗ для роста компании применяет следующие возможности: модернизация мощностей, повышение качества автомобильной продукции; продвижение LADA Kalina на рынок; участие в объединении с международными автопроизводителями; снятие устаревших моделей; повышение гарантийного обслуживания.

Угроза существования АвтоВАЗа возникла в период кризиса 2008-2009 г. Весной 2009 года долг предприятия поставщикам составил 14 млрд. рублей, производство резко упало больше чем на половину предыдущих годов. Правительство России выделило корпорации «Ростехнологии» 25 млрд. рублей. Руководство компании объявило в 2009 году о массовом сокращении персонала, от 100 тыс. работников до 28 тыс., во избежание банкротства автомобилестроительной компании. Министерство промышленности и торговли РФ заявило, что «АвтоВАЗ» имеет тенденцию к нежизнеспособности и находится на грани банкротства. «Спасательным кругом» на то время оказался генеральный директор Renault в России, заявивший о намерении организовать производство автомобилей Lada, Renault и Nissan на базе платформы B0. В связи с этим правительство РФ заявило о финансовой поддержке АвтоВАЗу в размере 54,8 млрд. рублей. В результате госкорпорация «Ростех-нологии» и Renault подписали договор о совместном сотрудничестве, что предусматривает финансовую помощь российскому автомобилестроительному предприятию со стороны РФ, в обмен на помощь Renault в использо-

вании технологий Renault-Nissan. В 2010 году президент «АвтоВАЗа» сообщил, что чистая прибыль предприятия за полгода составила 24 млн. рублей.

Международное стратегическое слияние АвтоВАЗ и Renault-Nissan

Государственная Корпорация «Ростехнологии» совместно с альянсом Renault-Nissan подписали соглашение о создании объединенного предприятия Alliance Rostec Auto BV. Совместное предприятие будет владеть всеми акциями в уставном капитале ОАО «АвтоВАЗ», и станет акционером российской автомобильной компании. Эта уникальная сделка выгодна для всех членов сделки; LADA, Renault и Nissan. Слияние предприятий ускорит процесс развития автомобильной промышленности в России и сделает АвтоВАЗ конкурентоспособным.

В результате финансовых вложений альянса Renault-Nissan в совместное предприятие, которые составили 23 млрд. рублей в том числе доля Renault составляет 11,3 млрд. рублей и Nissan - 11,7 млрд. рублей, французско-японская компания получит 67, 135 акций (67,13 % капитала) совместного предприятия. Renault получит 50,1 %, а Nissan 17,03 %, а так же получит 8 из 15 мест в совете директоров. К 2014 году Renault получит 50,1 % долю в Совместном Предприятии, Nissan - 17,03 %. «Ростехнолгии» получит 32,87 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По прогнозам президента автоконцерна, ежегодно будет выпускаться 400 000 автомобилей альянса Renault-Nissan, около 500 000 двигателей и трансмиссий. Также разрабатывается план по запуску шести новых автомобилей марки LADA.

В дальнейшем франко-японский альянс планирует получить полный контроль над предприятием «АвтоВАЗ»

После подписания договора о партнерстве было совершено большое количество совместных проектов. Система производства - ALLIANCE PRODUCTION WAY была внедрена там, где производится Lada Kalina, было улучшено качество запчастей локальных поставщиков.

Цель данного партнерства заключается в том чтобы достичь для марок Renault, Nissan и LADA, 40 % общей доли российского рынка, при объеме производства 1,6 млн. в год. Учитывая продажи российского автомобиля в 2011 году, Россия выдвинула свои позиции на ступень выше и стала важным рынком группы.

Вследствие сотрудничества АвтоВАЗа с концерном Renault-Nissan, произошло повышение качества, значит, и цены нужно поднять. АвтоВАЗ повышает цены на автомобиль LADA на 2 %. В 2010 году АвтоВАЗ объявлял о повышении цен на Lada 2105/2107 из-за применения новой технологии окраски [1, c. 76].

На данный момент ведущей автомобилестроительной компанией в России является АвтоВАЗ. В результате сотрудничества с концерном RenaultNissan автомобили LADA Priora и LADA Kalina получили модернизированную

коробку передач, благодаря новым деталям была повышена долговечность шестерен, уровень шума шестерен был снижен. Таким образом, предпринятые меры создали предпосылки для устойчивого развития АвтоВАЗа [4, с. 47].

Список литературы:

1. Экономический анализ слияния / поглощения компаний: научное издание / Д.А. Ендовицкий, В.Е. Соболева. - М.: КНОРУС, 2010. - 446 с.

2. Всемирная торговая организация и российские интересы / Е.Д. Хале-винская, Е.В. Вавилова. - М.: Магистр, 2009. - 367 с.

3. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

4. Брызгалов А.И. Автомобильная промышленность России: Проблемы и перспективы развития. - М.: Мир, 2004. - 114 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ

© Павленко Ю.И.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В настоящее статье рассматриваются вопросы, касающиеся конкурентоспособности предприятий молочной отрасли и организационно-экономического механизма ее повышения.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, организационно-экономические отношения, коммерческие условия.

Организационно-экономический механизм представляет собой сложную целостную систему, включающую несколько групп отношений. Много-аспектность организационно-экономического механизма как сложной системы, представленной группами разнородных отношений, предопределяет формирование внутри его структуры ряда образований, через которые эти отношения проявляются.

Организационно-экономические отношения, с одной стороны, порождены развитием производительных сил, с другой - представляют собой форму проявления и реализации отношений собственности. При этом органи-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.