УДК 338.439
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ Basic mechanisms of food security
И. П. Чупина, д-р экон. наук., проф. Уральского государственного аграрного университета
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
В данной статье говорится о том, что значительное внимание должно быть уделено вопросам создания эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Они должны являться составной частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в целевые и ведомственные программы на федеральном и региональном уровнях. В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания по всей цепочке - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо создать современную инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, сельскохозяйственная продукция, ценовая дискриминация, экономическая устойчивость.
Summary
This article States that considerable attention should be given to establishing effective mechanisms to ensure food security. They should be an integral part of the national socio-economic development and to log on to the target and departmental programs at the Federal and regional levels. In the field of improvement of quality needs to be taken to improve the system security and quality control of food products throughout the chain - production, storage, transportation, processing and marketing. You need to create modern instrumental and methodical base, organizational structure of quality control and safety of food raw materials and food products.
Keywords: food security, food market, agricultural products, price discrimination, economic stability.
Государственная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна учитывать риски и угрозы, которые могут существенно ее ослабить. Сюда вошли и такие факторы, как дефицит квалифицированных кадров, ценовые диспропорции, современные системы наблюдений за состоянием продовольственного рынка.
Продовольственная безопасность государства может считаться обеспеченной, если не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия: картофель - 95 %, зерно, молоко и молокопродукты - 90 %; соль пищевая - 85 %; мясо и мясопродукты - 85 %, рыба и рыбопродукты, сахар, растительное масло - 80 %.
Сопоставляя эти ориентиры с тем, что мы имеем сегодня, видим, что наиболее сильно нарушен баланс в обеспечении населения продукцией животноводства, прежде всего мясной и молочной.
В целях достижения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям.
В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных, прежде всего, на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.
В части физической доступности продовольствия предстоит более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, в которых недостаточно производится продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях.
В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания по всей цепочке - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо создать современную инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Значительное внимание должно быть уделено вопросам создания эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Они должны являться составной частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в целевые и ведомственные программы на федеральном и региональном уровнях [2].
Чтобы приблизиться к уровню развитых стран, предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:
- технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
- формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;
- проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн. га;
- создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития XXI века. В этих целях необходимо постоянно проводить мониторинг ценового паритета между сельскохозяйственным сектором и другими секторами экономики, использовать индикативные цены для своевременного принятия мер по обеспечению рентабельности производства мяса, молока, зерна, сахара и других жизненно важных продовольственных товаров [ 1].
Для решения продовольственной проблемы, важно понять пути её возникновения и конечный результат.
Немаловажную роль играет взаимозависимость между экономической стабильностью и продовольственной стабильностью. Человечество платит за дешёвое продовольствие, то есть за использование новейших технологий в земледелии, производстве продуктов сокращением населения в деревнях, истощением почв, усилением использования гербицидов и пестицидов, а следовательно ухудшением окружающей среды и здоровьем людей. Поэтому нельзя исключить, что на определённом этапе мировому сообществу придётся серьёзно вмешиваться и воздействовать на производство и потребление продовольствия.
Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски относятся к следующим категориям:
1. Макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
2. Технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в
требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;
3. Агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
4. Внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах [3].
Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:
- низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
- недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
- ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;
- недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
- дефицита квалифицированных кадров;
- различий в уровне жизни городского и сельского населения;
- искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.
С учетом рисков и угроз продовольственной безопасности государственная экономическая политика в сфере ее обеспечения, составной частью которой является государственная аграрная и морская политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям.
В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, а также на организацию здорового питания.
В части физической доступности пищевых продуктов предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов.
В части формирования государственного материального резерва должны определяться номенклатура соответствующих материальных ценностей и нормы их накопления.
Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги [4].
Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель.
В области устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления: социальное обустройство сельских поселений; увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях; осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения; диверсификация занятости сельского населения.
В области внешнеэкономической политики необходимо обеспечивать оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Библиографический список
1. Анищенко Н. И., Иванова М. Н. Сельское хозяйство накануне присоединения России к ВТО // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 3. С.124-134.
2. Балацкий Е., Екимова Н. Качественная составляющая продовольственной безопасности России // Общество и экономика. 2011. № 11. С. 224-245.
3. Ильин В. А. Национальная и региональная безопасность: взгляд из региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 3. С. 9-20.
4. Савкин В. Продовольственная безопасность государства: состояние и прогноз // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 25-37.