Т. А. Салтанова, Ю. А. Седых
НАПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются условия выполнения задач, механизмы и модели обеспечения продовольственной безопасности государства.
Ключевые слова
Продовольственная безопасность, импортозамещение, критерии оценки продовольственной безопасности, агропромышленный комплекс.
T. А. Saltanova, Yu. A. Sedykh
DIRECTION IN IMPLEMENTATION OF FOOD SECURITY POLICY
OF RUSSIAN FEDERATION
Annotation
Article discusses the conditions for executing tasks, mechanisms and models of food security of the state.
Keywords
Food security, import substitution, evaluation criteria of food security, agro-industrial complex.
Понятие «Продовольственная безопасность» впервые введено в 1974 г. на Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной в Риме Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Под продовольственной безопасностью, в сложившихся условиях, понимается «обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Причем наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20 % и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, а, следовательно, и для продовольственной безопасности страны в целом» [2].
У государства, общества и бизнеса есть обоснованное понимание того, что
Российская Федерация способна обеспечить себя основными видами продуктов питания. Производство сельскохозяйственной продукции всегда было и остается важным направлением для отечественной экономики. Актуальность задачи по обеспечению страны продукцией собственного производства наиболее полно проявилась в августе 2014 г., когда Россия ограничила импорт продовольственных товаров из США, государств Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, которые, в связи с событиями вокруг Крыма и Украины, ввели в отношении нее санкции.
В настоящий момент продовольственная безопасность и импортозаме-щение в сфере АПК представляет собой одну из самых важнейших задач, стоящих сегодня перед нашей страной. «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», принята и утверждена в 2010 г. В качестве стратегической цели определено «обеспече-
ние населения безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием». Условиями, гарантирующими ее достижение, являются «стабильность внутреннего производства и наличие необходимых резервов и запасов» [2]. Достижение продовольственной безопасности в среднесрочной перспективе рассматривается как один из основных компонентов в обеспечении национальной безопасности государства.
Независимо от изменений внешнего и внутреннего состояния экономики основными задачами в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации должны быть обозначены: [3]
- прогнозирование, определение и предотвращение как внутренних, так и внешних угроз для обеспечения продовольственной безопасности. Формирование стратегических запасов пищевых продуктов, постоянная готовность системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, что позволит минимизировать негативные последствия в нарушении стратегического равновесия на продовольственном рынке страны;
- достижение устойчивой тенденции в развитии отечественного производства продовольствия и сырья, позволяющей обеспечить продовольственную независимость нашего государства;
- физическая, экономическая доступность и безопасность пищевых продуктов в объеме и ассортименте, соответствующие установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимые для активного и здорового образа жизни каждого гражданина страны.
В тексте «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» определены понятия и критерии, позволяющие проводить оценку степени обеспечения продовольственной безопасности.
В качестве критерия продовольственной безопасности страны можно определить количественные и качественные пороговые значения определенного признака, позволяющего проводить оценку планируемого или достигнутого уровня. К базовым показателям, которые отражают ее качественные стандарты, отнесены:
- физическая доступность для населения продовольственных товаров, под которой следует понимать достижение необходимого уровня в развитии товаропроводящей инфраструктуры, позволяющего обеспечить возможности в приобретении пищевых продуктов или организацию питания в объеме и ассортименте, который соответствует или превышает установленные рациональные нормы потребления пищевых продуктов населением [2];
- экономическая доступность для населения продовольствия, предполагающая наличие возможности приобретения продовольственных товаров по рыночным ценам в объеме и ассортименте, которые соответствуют рациональным нормам потребления, и подкрепленная достаточным уровнем дохода потребителей [2];
- продовольственная независимость нашей страны, рассматриваемая как развитое и устойчиво функционирующее отечественное производство пищевой продукции. Ее удельный вес в товарных ресурсах внутреннего рынка должен соответствовать или превышать установленные пороговые значения для определенных продуктов [4];
- надежность — способность национальной продовольственной системы минимизировать сезонные, погодные и иные воздействия на бесперебойное и сбалансированное продовольственное снабжение во всех регионах страны;
- устойчивость — функционирование национальной продовольственной системы в режиме, соответствующем темпам изменения численности населения страны.
Количественные параметры в обеспечении продовольственной безопасности могут быть выражены следующим:
- рациональные нормы потребления пищевых продуктов, представляют собой рацион, рассматриваемый как набор продуктов питания, которые отвечают по объемам и пропорциям современным научным положениям об оптимальном питании; учитывают традиционно сложившуюся структуру питания населения страны, в т. ч. по регионам [2];
- производственные параметры, которые обусловлены возможностями физического обеспечения производства продовольственных товаров в требуемых объёмах и ассортиментной структуре [4];
- логистические параметры, которые обусловлены возможностями хранения и доставки продовольственных товаров непосредственно потребителю в требуемых объемах и ассортиментной структуре [4];
- потребительские параметры, свидетельствующие об изменении ассортимента и объёмов потребляемых населением продовольственных товаров.
Среди представленных показателей трудно выделить основные и второстепенные, поскольку достичь продовольственной безопасности возможно только на основе их гармоничного и взаимодополняющего сочетания. В противном случае продовольственная безопасность на федеральном или региональном уровне может оказаться под угрозой, что может привести к серьезным социально-политическим следствиям.
На основе системы соответствующих базовых количественных и качественных показателей выстраиваются механизмы и модели продовольственной безопасности государства. Соотношения выше рассмотренных параметров (производственных, логистических, потребительских) позволяют формировать модели в обеспечении продовольственной безопасности страны. Среди моделей, в качестве базообразующих, представлены:
1. Автаркическая модель: определяет самодостаточность государства; характерно состояние почти полной продовольственной независимости общества. Применима для экономик со значительным преобладанием доли аграрного сектора.
2. Имперская модель. Для нее характерно завышение цен на промышленные товары и занижение — на продовольственные товары, ввозимые, в основном, из зависимых политически и/или экономически территорий.
3. Динамическая модель — обусловлена глобальной дифференциацией в производстве продовольственной продукции, широким использованием в аг-ропроизводстве передовых технологий и научных достижений.
4. Инновационная модель продиктована массовым освоением генно-инженерных и других биотехнологий. Предполагается, что именно эта модель должна стать ведущей в рамках формирующегося шестого глобального технологического уклада и обеспечить свыше 50 % экологически чистого мирового производства безопасного для здоровья продовольствия к рубежу 2025-2030 гг.
Как отмечает академик РАН С. Ю. Глазьев, «доминирующей моделью продовольственной безопасности Советского Союза была вовсе не автаркическая модель, как уверяют многие сторонники «рыночных реформ» и критики «феодального социализма», а полностью соответствующая ведущему в СССР четвертому укладу модель динамическая, которая предусматривала дифференциацию сельскохозяйственного производства не только в границах советского государства или в рамках «социалистического лагеря», но и всей глобальной экономики (например, импорт зерна из США и Канады). Отмеченное выше катастрофическое снижение уровня продовольственной безопасности Российской Федерации в 1990-е гг., по сравнению с Советским Союзом, было
вызвано сменой не столько самой модели продовольственной безопасности, сколько сменой позиции российской экономики внутри данной модели: ее превращением из мировой сверхдержавы и экономического «локомотива» «второго мира» в сырьевой придаток и свалку для отходов экономик стран «золотого миллиарда»» [4].
В обеспечении проведения политики продовольственной безопасности нашей страны на ближайшую перспектив главной задачей должно стать не просто перекрытие «дореформенного» уровня по объему и ассортименту продовольственного обеспечения, а формирование инновационной модели развития сельского хозяйства, без которой все усилия в данной сфере не принесут необходимого эффекта. В 2015 г. индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 103 %, превысив целевой показатель Госпрограммы, в том числе продукции растениеводства — 102,9 %, продукции животноводства — 103,1 %» [1]. В Российской Федерации в последние 3-4 года затраты на закупку за рубежом продуктов питания сокращены практически в 2 раза к 2015 г. (с 42-44 млрд долл. до 23-24 млрд долл.) [1, 4]. В «Доктрине продовольственной безо-
пасности Российской Федерации» (ДПБ РФ) предписано, что доля отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме продовольствия не должна быть ниже 80 %, а по некоторым позициям — даже 95 %. Причем наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20 % и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, следовательно, и для продовольственной безопасности страны в целом [2]. По итогам 2015 г. удельный вес отечественной продукции в общем объеме ресурсов внутреннего рынка составил 88,7 %, что превышает пороговое значение индикатора в 85 %, установленного Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Президентом РФ в 2010 г. [1]. В предшествующем году пороговые значения индикаторов, которые были установлены действующей редакцией Доктрины продовольственной безопасности, достигнуты, что объясняет необходимость её редакции. Проект документа опубликован 14 октября 2015 г. на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов. Данные для сравнения представлены в таблице 1 .
Таблица 1 — Критерии оценки продовольственной безопасности*
Виды продукции Удельный вес отечественной с/х продукции в общем объёме продовольствия, %
действующая редакция ДПБ РФ фактически достигнутый уровень 2014 г. новая редакция ДПБ РФ
Зерно > 95 98,9 > 95
Сахар > 80 92,4 > 90
Растительное масло > 80 84,4 > 90
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) > 85 81,9 > 85
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) > 90 77,0 > 90
Рыбная продукция > 80 79,4 > 85
Картофель > 95 97,4 > 95
Овощи и бахчевые - - > 90
Фрукты и ягоды - - > 70
* Составлена по данным [2].
По критичным для России видам продукции сельскохозяйственного производства, показанным в таблице 1, уровень продовольственной безопасности достигнут или почти достигнут. Данные 2015 г. свидетельствуют о том, что уровень собственного производства, в сравнении с 2014 г. превышен по валовому сбору зерна на 0,5 %; картофеля — на 6,8%; овощей — на 4,2 %; мяса и мясопродуктов — на 4,8 %. Продовольственная безопасность не обеспечена в производстве молока и молокопродук-тов: собственное производство покрывает 80 % от запланированных 90 % [1].
Для поддержки всех основных направлений развития АПК объемы финансирования на 2016 г. сохранены в планируемых параметрах — 237 млрд руб., несмотря на звучавшие предложения по снижению финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства на 2016 г. до 162 млрд руб. Для сравнения, в 2015 г. на реализацию госпрограммы выделено 202,7 млрд руб., финансирование в 2016 г. увеличено на 117 % [6]. Прошедшие годы выявили ряд серьезных проблем, стоящих перед сельским хозяйством России. Во-первых, для активизации действий сельхозпроизводителей суммы, выделенной только из федерального бюджета в размере менее 20 % средств, явно недостаточно. Следует, для поддержки сельского хозяйства нужно привлекать средства как федерального, так и регионального бюджетов [3]. Во-вторых, неблагоприятные климатические условия, носящие зачастую непредсказуемый характер, отрицательно сказываются на производстве сельскохозяйственной продукции. В-третьих, устаревшее техническое оснащение, которое характерно для многих сельскохозяйственных производителей и снижает их производительность. В-четвертых, с падением курса рубля стоимость минеральных удобрений стремительно растет, что незамедлительно отразилось на финансовом по-
ложении компаний отрасли. В-пятых, строгий подход к качеству отечественной продукции, без аналогичного контроля за импортом, ставит российских производителей в неконкурентные условия. В-шестых, несоответствие инфраструктуры торговли современным требованиям. В-седьмых, доступ для отечественного производителя сельхозпродукции в крупные торговые сети недостаточен.
Важнейшие направления в развитии АПК и укреплении продбезопасно-сти страны власти видят в:
- поддержке малого и среднего предпринимательства;
- развитии базы для племенного животноводства;
- рыборазведении;
- восстановлении российского семеноводства;
- социальном развитии сельских территорий;
- развитии современного сельхозмашиностроения, отвечающего требованиям сельхозпроизводителей;
- создании условий для формирования материально-технической базы в аграрном производстве, обеспечивающей его интенсивное развитие;
- внедрении инновационных технологий;
- формировании условий и возможностей привлечения в аграрный сектор молодых специалистов [7].
Безусловно, все это потребует значительных капитальных вложений в аграрный сектор экономики. Сельскохозяйственное производство в РФ — единственная сфера, для которой финансирование не снизили, а повысили несмотря на кризисное урезание бюджетных расходов. Так, в 2015 г. на развитие АПК было дополнительно направлено 54 млрд руб. В 2019-2020 гг. планируется на ускорение импортозамеще-ния выделить более полутриллиона рублей [3].
Российское руководство, в качестве приоритетного направления в развитии АПК России, выдвигает поэтапную реализацию политики импортоза-мещения, которая базируется на неизменных стратегических целях: формирование современного сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности с использованием высоких технологий, системы торговли максимально приближенной к потребителю, современного комплекса сельхозмашиностроения [1, 3]. Результативные решения по представленным направлениям должны создать фундамент продовольственной безопасности страны.
Библиографический список
1. Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. : [Распоряжение Правительства РФ № 864-р от 10.05.2016] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.pravo.gov.ru.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : [утв. Указом Президента Российской Федерации № 120 от 30.01.2010] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.garant.ru/12172719Жпепё8Йх
3. Большаков, М. Продовольственная безопасность — важная часть национальной безопасности России [Электронный ресурс] // Торгово-промышленные ведомости. — Режим доступа : tpp-inform.ru>publications/peri odika/tpv.
4. О продовольственной безопасности России. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С. Ю. Глазьева [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.izborsk-club.ru.
5. Российский статистический ежегодник. 2015 : стат. сб. / Росстат. — М., 2015.
6. Поддержка АПК в 2016 году... [Электронный ресурс]. — Режим доступа : finmarket.ru>news/4073544.
7. Ростовская область. 24.09.2015. Текстовая версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : krem-lin.ru>events/president/news/50360.
Bibliographic list
1. On approval of national report on progress and results of implementation in 2015 State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 : [Decree of Government of Russian Federation № 864-R from 10.05.2016] [Electronic resource]. — Mode of access : www.pravo.gov.ru.
2. Food security doctrine of Russian Federation : [app. by Decree of President of Russian Federation № 120 from 30.01.2010] [Electronic resource]. — Mode of access : http://base.garant.ru/ 12172719/#friends#ixzz4OZDqkcvo.
3. Bolshakov, M. Food security is an important part of national security of Russia [Electronic resource] // Trade-industrial Gazette. — Mode of access : tpp-inform.ru>publications/periodika/tpv.
4. On food security of Russia. Report of panel of experts of Izborsk club, under leadership of academician S. Glazyev [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.izborsk-club.ru.
5. Russian statistical yearbook. 2015 : stat. comp. / Rosstat. — M., 2015.
6. Support APK in 2016 [Electronic resource]. — Mode of access : finmar-ket.ru»news/4073544.
7. Meeting on agriculture development. Rostov region. 24.09.2015 [Electronic resource]. — Mode of access : kremlin.ru»events/president/news/50360.