https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.48
Зеремская Юлия Александровна, Солодовникова Ольга Владимировна, Сахарова Ольга Владимировна
ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО НОВЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Статья раскрывает основные лексические способы словообразования потенциально новых слов в английском языке, появившихся в 2019 году. В данной работе неологизмы классифицированы по теме и лексическому словообразованию. В ходе рассмотрения неолексики (71 лексема) было выделено 13 ономасиологических (тематических) групп с применением ономасиологического подхода. После анализа неолексем авторы пришли к выводу, что основными лексическими способами словообразования стали словосложение, телескопия/контаминация, деривация, эпонимия, метонимия, эрратизация, контаминация, акронимия, а также использование нескольких способов словообразования. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/12M8.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 246-250. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/12/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 811.11 Дата поступления рукописи: 02.11.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.48
Статья раскрывает основные лексические способы словообразования потенциально новых слов в английском языке, появившихся в 2019 году. В данной работе неологизмы классифицированы по теме и лексическому словообразованию. В ходе рассмотрения неолексики (71 лексема) было выделено 13 ономасиологических (тематических) групп с применением ономасиологического подхода. После анализа неолексем авторы пришли к выводу, что основными лексическими способами словообразования стали словосложение, телескопия/контаминация, деривация, эпонимия, метонимия, эрратизация, контаминация, акронимия, а также использование нескольких способов словообразования.
Ключевые слова и фразы: неологизмы; словообразование; ономасиологический подход; современный английский язык; семантический анализ; словообразовательный анализ.
Зеремская Юлия Александровна, к. филол. н. Солодовникова Ольга Владимировна, к. филос. н.
Томский политехнический университет [email protected]; [email protected]
Сахарова Ольга Владимировна, к. филол. н., доцент
Томский государственный педагогический университет Sakharova. o. v@mail. ru
ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО НОВЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Изучение основных способов образования новых словосочетаний в английском языке является актуальным, так как позволяет рассмотреть появление новых слов в языке, их функционирование и перевод на другой язык.
Б. А. Тейлор пишет, что, по данным "Global Language Monitor", новые слова образуются примерно каждые 98 минут, в общей сложности около 5400 новых слов в год. Тем не менее только около 1000 из них попадают в словари [9].
Слово считается неологизмом, пока оно несет оттенок новизны, со временем, когда слово прочно входит в основной словарь языка, оно перестает быть неологизмом. Неологизмы как предмет изучения являются актуальными, так как появление новых номинаций напрямую связано с бурным развитием технологии и науки.
Многие авторы [6] делят неологизмы на общеязыковые и авторские (индивидуально-авторские). Цель данной статьи - рассмотреть способы образования неологизмов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть способы словообразования, сгруппировать слова по способам образования, определить основные области появления новых слов / сферы их употребления (процентное соотношение). Научная новизна работы состоит в том, что авторы рассматривают способы образования неологизмов на современном этапе, так как анализу подвергается новейший материал - слова, зафиксированные в языке за шесть месяцев 2019 года. Кроме того, рассматривается тематическое расслоение неологизмов. Объектом исследования стали слова, появившиеся в Кембриджском словаре (Cambridge Dictionary) за период март-август 2019 года [8]. В работе применялись следующие методы исследования: выборки из лексикографических источников и анализ словарных дефиниций, семантический и словообразовательный анализ, метод количественного подсчета.
Сегодня многие исследователи изучают неологизмы, уже зафиксированные в словарях. Мы же в своей работе постараемся рассмотреть слова, которые уже появились в прессе, но еще не зафиксированы в словарях.
Актуальность данного исследования определяется международным статусом английского языка, занимающего активную позицию в развитии науки и техники.
По мнению В. В. Елисеевой, в XXI веке больше неологизмов появилось в сфере компьютерных технологий. Далее идут такие сферы, как «общественные отношения», «досуг», «технологии», и на последнем месте находится сфера «политики» [2]. Неологизмы, несомненно, обогащают современный язык.
Согласно О. Н. Кравченко, словообразования делятся на три группы:
1) потенциальные слова - уже созданные слова, но еще не закрепленные в языке, более того, они создаются путем существующих в языке словообразовательных моделей;
2) окказионализмы - индивидуально-авторские слова, которые используются в определенном контексте и чаще образуются в художественных текстах для придания выразительности речи героев. Обычно данная группа не входит в словарный состав языка;
3) неологизмы - абсолютно новые слова, не входящие до этого в словарный запас языка [3].
Термин «неологизм» происходит от греческого neos («новый») и logos («слово»). Все неологизмы создаются человеком и применяются им как в профессиональной, так и в личной жизни. Иногда новые слова даже в момент своего появления не обладают новизной и воспринимаются как уже хорошо известные лексемы. Такие лексемы возникают в связи со сращением нескольких уже известных лексем (ср. "textretary" - образовавшееся от "text" и "secretary" и означающее человека, который печатает сообщение за другого, находящегося за рулем. Точного соответствия на русском нет, но описательно можно перевести как «штурман-секретарь» [10]).
Появление новых слов служит источником для проведения исследований в области формирования неологизмов. Сначала новые слова используются небольшой группой людей, а затем они могут перейти в разряд основного словарного фонда. Появление новых слов осуществляется несколькими путями:
1) продуктивные способы образования неологизмов: аффиксация (которая подразделяется на суффиксацию и префиксацию); словосложение, конверсия (образование глаголов от существительных, например: "bin" -"to bin"; образование существительных от глаголов, например: "to spend" - "spend"); сокращение (аббревиации: MOOC - "massive open online course" («массовый открытый курс дистанционного обучения»));
2) заимствование (с кит. языка "qinghaosu", польского - "Nizinny") [4].
Новые словообразования делятся:
1) по виду языковых единиц: неолексемы (новые слова), неофраземы (новые фразеологизмы и словосочетания) и неосемемы (новые значения старых слов и фразеологизмов);
2) по способу образования: заимствованные (может быть внутренним (донор - один из подъязыков того же самого языка) и внешним (донор - другой язык)), словообразовательные и семантические (старые слова и фразеологизмы, которые приобрели новое значение) [5].
Материалом для исследования послужила 71 лексема, представленная в электронном словаре "Cambridge Dictionary" [8]. Электронный словарь позволяет пользователям ознакомиться с новыми словами, которые впоследствии могут войти в базовый словарь. Пользователи могут зайти на сайт и проголосовать за включение того или иного слова в словарь.
Выделение тематических групп/областей лексики осуществляется с применением ономасиологического подхода [7]. Ономасиология является разделом семантики и изучает значение лексических единиц от плана содержания к плану выражения. По мнению И. Гжега, ономасиология рассматривает слово с экстралингвистической стороны. В данной статье мы постараемся выделить тематические (ономасиологические) группы среди новых словообразований. Периодом появления неолексики (71 единица) в Кембриджском словаре взяты март-август 2019 года, слова отбирались путем сплошной выборки (Таблица 1).
Таблица 1. Неолексика за март-август 2019 г.
Количество
неолексических Существительное Прилагательное Сокращения Восклицание
единиц
март 13 11 1 1 -
апрель 15 13 - 2 -
май 12 11 - 1 -
июнь 12 11 - 1 -
июль 9 9 - - -
август 12 11 - - 1
Итого (за 6 месяцев) 71 66 1 5 1
Итого, % 100 90 1,5 7 1,5
Таблица 2. Тематическое расслоение неологизмов
Тематическая группа Примеры Количество неологизмов %
1 Жилье co-ho, landscraper, shoffice 9 12,7
2 Космос space grease, Goldilocks 3 4,15
3 Еда и напитки motherless meat, waste bread 6 8,5
4 Печать/книги/издательство sadfishing, mumoir, textavism 8 11,3
5 Работа vegetable butcher, silver striver, cyberdefender 7 9,9
6 Здоровый образ жизни brivalvegan, chrononutrition 8 11,3
7 Хобби, развлечения turf art, nanogardening 5 7
8 Общество birth striker, superager, grey tsunami 8 11,3
9 Одежда lampshading, jarfing 3 4,15
10 Медицина bakuchiol, pyjama paralysis 7 9,9
11 Технология predtalitics 5 7
12 Сельское хозяйство bee brick 1 1,4
13 Бизнес sausage tax 1 1,4
Итого: 71 100
В ходе рассмотрения неолексики за период март-август 2019 года было выделено 13 ономасиологических (тематических групп) (Таблица 2):
1) «жилье» ("co-ho" - «совместное проживание: люди, проживающие в соседних домах, образуют сообщество, в котором совместная административно-бытовая часть» (здесь и далее перевод авторов статьи. -Ю. З., О. С., О. С.), "shedio" - «садовый сарайчик, который используется как студия для занятия музыкой/ рисованием», "shoffice" - «садовый сарайчик, который используется как офис»);
2) «космос» ("space grease" - «вещество, обнаруженное в космосе, которое состоит из молекул углеводорода с примесью», "Goldilocks" - «тип звезды, которая, по мнению ученых, имеет условия для поддержания жизни»);
3) «еда и напитки» ("waste bread" - «хлеб, выпекаемый Gail's bakery, который состоит из крошек вчерашнего хлеба», "motherless meat" - «мясо, выращенное в лаборатории из клеток»);
4) «книги/издательство» ("mumoir" - «книга, написанная как личные мемуары о том, как быть мамой», "sadfishing" - «произведение о несчастливой или эмоциональной проблеме, написанное с целью привлечения внимания», "textavism" - «использование текстовых сообщений для убеждения людей что-то делать»);
5) «работа» ("vegetable butcher" - «человек, который режет овощи для покупателей в магазине», "silver striver" - «человек, работающий после достижения пенсионного возраста», "cyberdefender" - «человек, который занимается защитой от киберпреступлений»);
6) «здоровый образ жизни» ("brivalvegan" - «вегетарианец, который ест продукты, не содержащие ранее центральную нервную систему и, следовательно, не имевшие мысли», "chrononutrition" - «способ питания, основанный на том, что важно не только то, что мы едим, но и когда мы едим»);
7) «хобби, развлечения» ("nanogardening" - «садоводство на балконе или патио», "turf art" - «газон, на котором что-то изображено или написано при помощи газонокосилки»);
8) «общество» ("birth striker" - «женщина, решившая не рожать детей, так как обеспокоена ростом населения», "superager" - «люди старше 65 лет, у которых память и мыслительные процессы как у 25-летних», "grey tsunami" - «большое число пожилых людей в мире в XXI веке из-за увеличения продолжительности жизни, и так как они являются поколением бебибума»);
9) «одежда» ("lampshading" - «очень короткое мешковатое платье-свитер», "jarfing" - «процесс носки свитера вместо шарфа (повязывается на шею)»);
10) «медицина» ("bakuchiol" - «ингредиент в косметике, используемый в уходе за кожей с целью предотвращения морщин», "pyjama paralysis" - «условие, при котором больной проводит много времени в кровати без достаточного движения»);
11) «технология» ("predtalitics" - «процесс, при котором компьютер анализирует данные и может предсказать болезнь», "voiceprint" - «отпечаток голоса для идентификации»);
12) «сельское хозяйство» ("bee brick" - «кирпич с дырочками для гнездования одиноких пчел (они только опыляют растения)»);
13) «бизнес» ("sausage tax" - «количество денег, добавленное к цене таких мясопродуктов, как сосиски, бекон, с целью сокращения употребления этих продуктов и рассмотрения перехода на здоровое питание»).
Ономасиологический анализ показал, что наиболее неологизированными группами являются «жилье», «книги», «здоровый образ жизни», «медицина» и «работа», а менее неологизированные группы связаны со сферами «сельское хозяйство» и «бизнес».
Многие ученые считают, что неолексемы появляются благодаря словообразовательным процессам [1; 4; 7]. В своей работе А. Ю. Снисар [7] выделяет лексические способы словообразования (словосложение, деривация, сокращение, контаминация, конверсия/реверсия, заимствование, гибридизация, ономатопея и эрратизация). После анализа неолексем мы пришли к выводу, что основными лексическими способами словообразования в 2019 году (март-август) стали:
1) словосложение ("space grease", "rage room" - «комната для избавления от стресса», "mommune" (mom + commune) - «группа мам с детьми, живущая вместе», "birth striker", "veggie disc" - «еда, похожая на гамбургер, но приготовленная из овощей и семян», "chat fiction", "silver striver", "grey tsunami", "blood avocado" - «авокадо, выращенное на территории, контролируемой наркокартелями», "disloyalty bonus" -«повышение зарплаты за счет перехода на другое место работы», "vegetable butcher", "turf art", "bee brick", "waste bread", "pyjama paralysis", "sausage tax");
2) телескопия/контаминация - образование нового слова путем усечения двух слов ("co-ho" (community + housing), "mumoir" (mum (сокр. от "mother" + "memoir")), "shedio" (shed + studio), "jarfing" (jumper + scarf), "proats" (protein + oats) - «овсяные хлопья с добавлением белка»);
3) деривация - образование новых лексем при помощи аффиксации ("microflat" - «очень маленькая квартира в мегаполисах», "microstress" - «незначительное событие, вызывающее раздражение», "superblock" -«территория, где могут ездить только жители, живущие в этом районе», "superager", "nanogardening" - «садоводство на балконе», "tweakment" - «косметическая процедура без хирургического вмешательства»);
4) эпонимия - неологизм, содержащий имя собственное ("Steve" - «прозвище недавно открытого природного явления»);
5) метонимия ("Goldilocks star": есть слова "Goldilocks Zone" - «период года, когда не жарко, не холодно», "Goldilocks orbit" - «орбита в зоне благоприятного обитания», "Goldilocks recipe" - «идеальное решение», а первоначально "Goldilocks" - «Златовласка», «лютик золотистый/полевой»; "lampshading" от существующего слова "lampshade" «абажур, колпак для лампы»; "bakuchiol" - «природный компонент для лечения кожи, имеющий схожие свойства с ретинолом (retinol), чтобы предотвратить появление морщин»);
6) эрратизация - преднамеренное искажение известного сочетания ("mumsplainer" - «мама, которая дает ненужные советы беременной женщине / молодым родителям о том, что они уже знают» - искажает известное слово "mansplainer" - «любитель поучать, давать наставления»; "landscraper" - «большое здание, занимающие много места» - искажает известное слово "skyscraper"; "sadcom" - «комедийное шоу, обсуждающее серьезные проблемы» - искажает известное слово "sitcom"; "cyberdefender" - «человек, чья работа - защищать организацию от киберпреступлений» - искажает известное слово "cybercrime"; "flexism" - «дискриминация против людей, работающих по свободному графику» - искажает известные слова "sexism" / "racism" / "ageism");
7) контаминация - два слова сливаются в одну лексическую единицу, образуя новое слово, при этом часть одного из слов опускается, но содержание сохраняется ("bivalvegan" ("bivalve" («моллюск») + "vegan" («строгий вегетарианец»)) - «вегетарианец, который ест определенный тип моллюсков, не имеющих нервную систему, тем самым не причиняя вред живому существу», "shoffice" (shed + office), "chrononutrition" (chronology + nutrition), "textavism" (text + activism));
8) акронимия - сокращение целых словосочетаний (EGOT - «получение 4-х наград: Emmy, Grammy, Oscar, Tony»), FIRE (financial independence, retire early) - «финансовая независимость при раннем выходе на пенсию»;
9) несколько способов ("motherless meat" («искусственное мясо») - деривация + словосложение; "cleanstragrammef' - «человек, размещающий посты, как убираться в доме, в Инстаграм» (clean + Instagram + er) -контаминация + деривация; "algocracy" - «социальная система, где советы даются не человеком, а компьютерным алгоритмом» (algorithm + cracy (кратия - имеет значение «правление, власть», ср. "autocracy", "aristocracy")) - сокращение + деривация; "predictalitics" - словосложение ("predict" «предсказывать» + "alit" «случайно обнаружить») и деривация (суффикс "-ics") «процесс, когда компьютер, изучив все данные, может предсказать болезнь»).
Таблица 3. Лексический способ образования неологизмов
№ Лексический способ словообразования Количество %
1 словосложение 28 39,4
2 телескопия/контаминация 7 9,9
3 деривация 7 9,9
4 эпонимия 1 1,4
5 метонимия 3 4,2
6 эрратизация 10 14,08
7 контаминация 5 7,04
8 акронимия 3 4,2
9 несколько способов 7 9,9
Итого: 71 100
Как видно из Таблицы 3, в основном неологизмы образуются путем словосложения (39,4%), на втором месте находятся телескопия, деривация и способ, при котором задействовано несколько способов словообразования. Наименее часто используется эпонимия (всего одно слово, ср. "Steve" - «прозвище недавно открытого естественного фиолетового света в небе, похожего на северное сияние»).
Как мы видим из проведенного исследования, английский язык постоянно находится в процессе изменения, и именно неологизмы являются основным средством обогащения современного языка (71 словообразование за шесть месяцев). В своей работе мы рассмотрели несколько типов классификации неологизмов: по теме и по лексическому словообразованию. По способу словообразования неологизмы делятся на такие виды, как: словосложение (39,4%), телескопия (9,9%), деривация (9,9%), эпонимия (1,4%), метонимия (4,2%), эррати-зация (14,08%), контаминация (7,04%), акронимия (4,2%) и состоящий из нескольких способов словообразования (9,9%). Следует отметить, что основная функция неологизмов - номинативная (неологизмы обозначают новые реалии). В ходе анализа было выделено 13 тематических групп: жилье (12,7%), здоровый образ жизни, издательство, общество (11,3%), работа, медицина (9,9%), еда и напитки (8,5%), хобби и развлечения, технология (7%), космос, одежда (4,15%), сельское хозяйство и бизнес (1,4%).
Список источников
1. Дышекова О. В. К вопросу о пополнении словарного состава современного английского языка // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 539-542.
2. Елисеева В. В. Английские неологизмы XXI в.: некоторые тенденции словообразования и функционирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2015. Вып. 1. С. 75-82.
3. Кравченко О. Н. Способы образования неологизмов в современном английском языке [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/sposoby-obrazovaniya-neologizmov-v-sovremennom-angliyskom-yazyke (дата обращения: 01.10.2019).
4. Несветайло Ю. Н. Основные способы образования неологизмов в современном английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1 (1). Ч. 2. C. 73-75.
5. Попова Т. В. Русская неология и неография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005. 96 с.
6. Седина И. В., Егорова Е. О. Новейшие неологизмы и способы их перевода с английского на русский язык [Электронный ресурс]. URL: http://dnevniknauki.rU/images/publications/2018/3/philology/Sedina_Egorova.pdf (дата обращения: 10.10.2019).
7. Снисар А. Ю. Специфика неолексики американских СМИ XXI века: дисс. ... к. филол. н. Кемерово, 2018. 257 с.
8. https://dictionaryblog.cambridge.org/category/new-words/ (дата обращения: 15.09.2019).
9. Taylor Brook A. Measuring the Change in Semantic and Sentiment of Neologisms against an Axis [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/d583/dc97b7e50341ca07c25a62db7ca218858b1f.pdf (дата обращения: 10.10.2019).
10. Textretary [Электронный ресурс] // Urban dictionary. URL: https://www.urbandictionary.com/define.php?term=textretary (дата обращения: 08.10.2019).
LEXICAL MEANS OF NEOLOGISMS FORMATION IN THE MODERN ENGLISH LANGUAGE
Zeremskaya Yuliya Aleksandrovna, Ph. D. in Philology Solodovnikova Ol'ga Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Tomsk Polytechnic University [email protected]; [email protected]
Sakharova Ol'ga Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Tomsk State Pedagogical University Sakharova. o. v@mail. ru
The article describes the basic lexical means used to form the English neologisms of 2019. The study is based on the onomasio-logical approach. Neologisms are classified according to the subject area and the type of word formation. The analysis of neologisms (71 lexical units) resulted in identifying 13 onomasiological (thematic) groups and allowed the authors to conclude that the basic lexical means of neologisms formation include stem composition, telescopy/contamination, derivation, eponymy, metonymy, erratization, contamination, acronymy. A mixed type of word formation is also relevant.
Key words and phrases: neologisms; word formation; onomasiological approach; modern English; semantic analysis; word-formative analysis.
УДК 811.11142 Дата поступления рукописи: 08.10.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.49
Цель данной публикации - описать специфику репрезентации концепта ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ в американском медийном дискурсе и доказать, что этот ментальный феномен является идеологемой, которая активно используется западными СМИ для манипулятивного воздействия. В работе проводится анализ текстовой реализации идеологемы «западные ценности» с последующим выявлением ее когнитивной специфики. Автору представляется актуальным изучение дискурса через реализацию в нем идеологем как ментальных концептов, создающих идеологическое пространство и влияющих на формирование социальной идентичности.
Ключевые слова и фразы: идеологема; концепт; когнитивная лингвистика; манипулятивные стратегии и тактики; пропозиция; пресуппозиция.
Иванова Екатерина Александровна, к. филол. н.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск ivanovaea3@cspu. т
СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИДЕОЛОГЕМЫ «ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ» В АМЕРИКАНСКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» в рамках научно-исследовательской работы по теме «Социальные институты и процессы: когнитивно-дискурсивный аспект (на материале английского языка)».
В настоящее время СМИ по сути являются основной средой существования политической коммуникации, а журналисты играют роль посредников и ретрансляторов между профессиональными политиками и массовой аудиторией.
Поэтому вопросы, связанные с обнаружением и изучением идеологически окрашенных компонентов текста, перспективны для медиадискурса. Актуальность данного исследования определяется необходимостью описать и систематизировать ключевые идеологемы современного американского массмедийного пространства, к числу которых автор относит идеологему «западные ценности», в аспекте когнитивной дис-курсологии. Идеологемы как особого рода концепты оформляют медийный дискурс, который приобретает идеологизированный характер и обладает ярко выраженной прагматической направленностью. Сказанное выше определяет научную новизну исследования, так как впервые была предпринята попытка описать специфику языковой репрезентации идеологемы «западные ценности» на материале текстов американских СМИ. Мы считаем правомерным отнести идеологему к особого рода репрезентационной структуре, конструирующей определенную «версию» реальности, и цель данной работы видим в описании концептуальных свойств и структуры этой ментальной модели фрагмента действительности. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: во-первых, дать краткую характеристику жанровой направленности текстовых ресурсов, которые используются в практической части исследования; во-вторых, описать структуру идеологе-мы «западные ценности», представленную языковыми экспликациями разного уровня; в-третьих, показать