Научная статья на тему 'Основные концепции халифата в радикальном, консервативном и реформированном исламе'

Основные концепции халифата в радикальном, консервативном и реформированном исламе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
486
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМИЗМ / АРАБИЗМ / АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ / ВСЕМИРНЫЙ ХАЛИФАТ / РАДИКАЛЬНЫЙ / КОНСЕРВАТИВНЫЙ И РЕФОРМИРОВАННЫЙ ИСЛАМ / ISLAM / ISLAMISM / ARABISM / ARAB CALIPHATE / WORLD CALIPHATE / RADICAL / CONSERVATIVE AND REFORMED ISLAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захаров Константин Павлович

Статья посвящена одной из центральных категорий исламской социально-политической доктрины понятию халифата. Специфика авторского подхода к рассмотрению данного понятия заключается в сравнительно-сопоставительном анализе его значения в радикальном, консервативном и реформистском исламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main concepts of the caliphate in radical, conservative and the reformed Islam

Article is devoted by one of the central categories of the Islamic socio-political doctrine to a concept of the caliphate. The specifics of author’s approach to consideration of this concept consist in the comparative and comparative analysis of its value in radical, conservative and reformist Islam.

Текст научной работы на тему «Основные концепции халифата в радикальном, консервативном и реформированном исламе»

Захаров Константин Павлович

Основные концепции халифата в радикальном, консервативном и реформированном исламе

Статья посвящена одной из центральных категорий исламской социально-политической доктрины - понятию халифата. Специфика авторского подхода к рассмотрению данного понятия заключается в сравнительно-сопоставительном анализе его значения в радикальном, консервативном и реформистском исламе.

Ключевые слова: ислам, исламизм, арабизм, арабский халифат, всемирный халифат, радикальный, консервативный и реформированный ислам.

Main concepts of the caliphate in radical, conservative and the reformed Islam

Article is devoted by one of the central categories of the Islamic socio-political doctrine - to a concept of the caliphate. The specifics of author's approach to consideration of this concept consist in the comparative and comparative analysis of its value in radical, conservative and reformist Islam.

Key words: Islam, Islamism, arabism, Arab caliphate, world caliphate, radical, conservative and reformed Islam.

Успех деятельности органов внутренних дел по профилактике проявлений терроризма и экстремизма на Северном Кавказе будет в значительной мере зависеть от того, в какой степени удастся нейтрализовать усилия экстремистов, направленные на популяризацию представлений о специфической исламской государственности. В связи с этим первоочередной задачей, стоящей перед Российским государством, является аргументированная критика предлагаемых исламистами образцов политической власти и государства, выступающих, как правило, в качестве весомых оснований для активизации экстремистской деятельности.

Абсолютное большинство развиваемых сегодня в исламе глобалистских проектов опирается на религиозно-политический идеал исламского государства, в качестве которого в суннизме все чаще выступает всемирный халифат. Политическая власть в таком государстве, считающаяся божественной, понимается многими исламистами как важнейшее условие обеспечения шариатского правления в обществе, только на основе которого и может быть воссоздан подлинно исламский образ жизни и построена специфическая исламская экономика.

Идея халифата как формы исламского государства все чаще становится объектом идеологической борьбы различных политических сил. В настоящее время конфронтационная

пропагандистская активность вокруг этой идеи заметно возрастает, демонстрируя полярность мнений, связанных либо с возвеличиванием исламского халифата, либо с его дискредитацией. Вместе с тем может показаться парадоксальным тот факт, что идея халифата продолжает сохранять определенную привлекательность, несмотря на то, что антигуманный и варварский характер ее реализации в деятельности международной террористической организации «Исламское государство»1 проявился в полной мере.

Сложившаяся ситуация обусловлена, на наш взгляд, рядом причин. С одной стороны, представления о халифате не свободны от противоречий, т.к. допускается различная их интерпретация в зависимости от социально-экономических, социально-политических и культурных условий, а также вследствие абстрактности самой идеи существования исламского государства. С другой стороны, идея халифата все больше наполняется не только собственно историческим содержанием, но и выступает в виде привлекательного проекта будущего для мусульман.

В течение длительного периода халифат представлялся прежде всего в качестве исторического феномена, важного символа величественного прошлого арабского народа. Однако во время подъема антиколониальной борьбы народов Востока, в первой половине ХХ в.,

1 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

146

благодаря усилиям идеологов арабизма Ра-шида Риды и Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби халифат как форма исламского государства приобретает статус актуальной политической идеи возрождения арабского мира, находящегося в упадке. Постепенно образ халифата, культивируемый Хасаном аль-Банны и Саидом Абуль Аля Маудуди, становится стратегической целью развития исламской цивилизации в целом, олицетворяя собой специфику «исламского правления».

Традиционная модель исламского государства основывается на трех фундаментальных принципах: таухид (единство Аллаха), рисалят (пророчество) и халяф (наместничество) [9, с. 4]. В качестве конституирующей основы политико-правовых институтов такого государства выступают Коран и шариат. В ХХ в. подобный подход к пониманию основ исламского государства получил свое воплощение в абсолютистской модели, противопоставляемой более либеральной секуляристской концепции, развиваемой мусульманскими реформаторами ХХ в.

Как полагают многие исламисты, распространенное до сих пор суждение о том, что халифат должен быть восстановлен только в Судный день, т.е. выступать в качестве духовного халифата, идейного ориентира, является неверным. Халифат должен быть построен до Судного дня и иметь земное, собственно политическое содержание. Образ халифата призван олицетворять собой единство исламского мира, «общий дом» для всех мусульман. При этом халифат должен стать важнейшим фактором, обеспечивающим всестороннее поступательное развитие исламской цивилизации. Однако необходимым условием создания халифата, по мнению многих видных исламистов, является успешное осуществление «исламского призыва», т.е. проведение духовной исламской революции, связанной с изменением сознания населения.

В ХХ в. появилось несколько панисламист-ских подходов к осмыслению идеи всемирного халифата, в рамках которых получили развитие разные представления об исламском государстве, отличающиеся в том числе степенью воплощения в них конституционалистских и демократических начал. Так, исламовед Д.С. Рязанов выделяет пять современных моделей халифата, которые отражают различное влияние модернистских элементов на понимание принципов функционирования государственной власти [1, с. 567]. Однако свое практическое воплощение в первую очередь по-

лучили крайне консервативные и радикально-консервативные проекты халифата, реализуемые в деятельности международных экстремистских и террористических организаций, таких как «Талибан»2 и «Исламское государство». Однако уже сегодня понятно, что попытки радикального ислама воссоздать на практике джихадистскую религиозно-политическую модель исламской государственности потерпели крах.

Следует отметить, что хотя многие современные исламисты неразрывно связывают понятия ислама и халифата, однако некоторые исследователи обращают внимание на то, что в исламских первоисточниках отсутствует термин «государство», поскольку в Коране не содержится упоминание о халифате и не определяется конкретная политическая форма организации общины мусульман.

С точки зрения видного представителя ре-формационного движения в исламе начала ХХ в. Али Абн аль-Разика, идея халифата не относится к незыблемым устоям ислама. «Нацию ислама» можно представить в качестве «нации халифата» только лишь в историческом контексте. Халифат возникает в виде политической организации, а не в качестве неотъемлемого компонента религиозной системы, и основывается на силе, а не на вере [3]. Будучи сторонником отделения государства от религии, Разик рассматривает идею халифата как духовный ориентир.

Аналогичный подход характерен и для некоторых современных представителей исламизма. Так, Гейдар Джемаль подчеркивает, что в Коране говорится не о государстве, а только об общине, более того, государство и мусульманская община часто выступают в качестве антагонистов, поскольку государство всегда является аппаратом власти и угнетения. Г. Джемаль считает, что само представление о халифе чуждо исламу, имеющему языческие корни. Более того, по мнению исследователя, идея халифата для мусульман является опасной [4].

На основании вышеизложенного закономерно возникает вопрос: могут ли способствовать окончательной дискредитации и развенчанию самой идеи халифата многочисленные факты антигуманизма и варварства в деятельности организации «Исламское государство»?

Необходимо обратить внимание на то, что предлагаемые модели халифата не связаны с

2 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

147

каким-то вполне определенным политическим режимом. Если Абу аль-Ала Маудуди не был сторонником авторитарных форм правления, то один из самых популярных современных идеологов джихадизма Саид Кутб признавал вполне допустимой диктаторскую власть. Хотя форма правления в исламском государстве не имеет большого значения, однако, по мнению Кутба, авторитаризм может выступать эффективным способом преодоления последствий деятельности джахилийской системы власти, основанной на господстве одних групп людей над другими [8]. Один из основоположников международной организации «Хизб ут-Тахрир» Такиуддин ан-Набхани также выражал уверенность в необходимости авторитарного характера власти в халифате, поскольку соблюдение шариатских порядков без принуждения невозможно.

Между тем российский представитель исламского модернизма Р.В. Пашков в первой своей статье, посвященной его проекту конституции гипотетического всемирного халифата, рассматривает его в качестве федеративного, исламского, правового, социального, демократического государства [7]. Исламист подчеркивает важность рациональной модернизации политических институтов, обращая внимание при этом на необходимость современной трактовки шариата в соответствии с духом исторического времени и рассматривая последний в качестве динамической системы изменяющихся правовых норм. В таком государстве важно обеспечить соблюдение принципов конституционализма, уважение к верховенству права, демократический характер избрания и смены власти, соблюдение прав человека, защиту интересов национальных меньшинств. При этом Р.В. Пашков выступает с резкой критикой теории и практики строительства халифата Исламским государством, рассматривая его в качестве лжепроекта, дискредитирующего саму идею «халифата как Дома всех мусульман» [6]. В то же время интересными представляются его попытки использовать терминологический аппарат, характерный для западных либеральных подходов в теории государства и права. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что для автора, несмотря на резкую критику джихадизма, характерен политический радикализм, предполагающий мирный и постепенный демонтаж сложившихся в мусульманском мире политических и правовых отношений.

Можно выделить ряд общих принципов, соблюдение которых призвано обеспечить специ-

фику исламского правления в условиях халифата, с которыми согласны практически все сторонники панисламистского проекта в его разных вариантах:

суверенитет Аллаха (хакимийя). Только Аллах может являться высшим правителем и высшим законодателем;

справедливость как принцип функционирования халифата. Исламское правление в обществе и исламское руководство экономикой призваны обеспечить справедливость;

халиф - лишь наместник Аллаха до Судного дня, «повелитель правоверных», призванный обеспечивать справедливость земной жизни. Хотя халифом должен быть лучший представитель мусульман, однако при этом он считается равным среди равных;

шариат как закон Аллаха - главный закон жизни мусульман. Он выступает основой правовой системы халифата. Соблюдение шариата есть необходимое условие обеспечения благочестия и справедливости в обществе;

принцип необходимости консультаций и со-вещательности, реализуемый посредством создания шуры, обеспечивающей реализацию форм консультационного взаимодействия халифа с представителями уммы;

необходимость представительства мусульман в меджлисе, который призван обеспечивать присутствие уммы на всех уровнях власти.

Однако исламистские идеологи допускают различные их трактовки в том числе и их варварскую реализацию в условиях крайнего джи-хадизма.

Можно предположить, что подобные идеалы религиозно-политического порядка не просто окончательно дискредитировать, указывая на многочисленные примеры крайне негативной и разрушительной практики их воплощения в жизнь. И в этом нет ничего удивительного. Некоторые идеи, потеряв свою популярность, могут стать привлекательными в другое время, в иных исторических условиях. Наглядным примером являются идеи коммунизма или национализма.

В начале 90-х гг. ХХ в. знаменитый французский мыслитель Жак Деррида исследовал специфический характер реализации идеи коммунизма как апокалиптического проекта К. Маркса в общественном сознании западного общества, назвав коммунизм своеобразным духом, «призраком». По мнению Деррида, подобные «призраки», выступающие в качестве своеобразных духовных феноменов общества, обладают следующими способностями:

148

1) могут вызывать скорбь, 2) обеспечивать продолжение культурной традиции посредством специфических языковых средств, 3) обусловливать практические изменения, преобразования действительности. При этом, с точки зрения французского мыслителя, недостаточно исследованная логика «призрачности» может включать в себя определенную эсхатологию и телеологию, раскрывая свои возможности в контексте идеи конца истории [5].

В связи с этим можно предположить, что образ халифата, отражающий переживания, общественные ожидания и надежды верующих, также выступает в качестве «призрака» современного исламского общества. Идея халифата все более становится фактором интеграции исламского мира, приобретая универсальный коммуникативный характер. Данный проект, оказывая воздействие на трансформацию общественной и духовной жизни, стимулирует и соответствующие ожидания завершения истории. Историческое событие халифата часто интерпретируется в качестве символа, неразрывно связанного с самой сутью ислама. Таким образом, подобные особенности представленности идеи халифата как явления культуры также следует рассматривать в качестве причины популярности этого религиозно-политического идеала, хотя можно выразить уверенность в том, что образ желаемого халифата, как и идея коммунизма, вряд ли когда-либо обретет реальность.

Вместе с тем известная «укорененность» образа халифата в сознании мусульман имеет относительный характер, поскольку данная идея в силу ряда объективных и субъективных причин способна трансформироваться. Можно предположить, что функционирование исламистского религиозно-политического идеала должно подчиняться определенным синергети-ческим закономерностям, которые обнаруживаются и в области духовной жизни общества. Признание неизбежности динамики подобных феноменов общественного сознания может найти свое обоснование с позиций предложенного в рамках синергетической теории идеологии закона дифференциации и интеграции социальных идеалов.

Основываясь на концепции социальной самоорганизации, следует констатировать, что общественные идеалы в силу разных причин подвергаются неизбежной модификации, приводящей к их содержательной диверсификации. С точки зрения известных отечественных исследователей В.П. Бранского и А.С. Кармина, нечеткость и изменчивость содержания

религиозного идеала обусловлены, в частности, появлением «антиномий религиозного разума», т.е. постоянных противоречий между определенностью и неопределенностью представления идеи воображаемой реальности [2, с. 246]. Таковым, например, является воображаемое исламское государство, где единственным господином и высшим законодателем будет только Аллах. С содержательной стороны амплитуда подобных колебаний может быть весьма значительной. Поэтому возникающая при этом содержательная дифференциация идеала приводит к расширению его интерпретационных возможностей, что не исключает возникновения серьезных противоречий между отдельными его трактовками. Подобные ситуации довольно обычны применительно к религиозно-политическим идеалам, особенно в тех случаях, когда их религиозно-догматическое основание не является достаточно убедительным. Отметим, что в Коране отсутствуют какие-либо определенные указания по поводу организации государственного устройства мусульман, тем более халифата. Поэтому дискредитация содержания того или иного общественного идеала по причине, например, антигуманного способа его воплощения в жизнь не приведет к его краху.

Решение проблемы соотношения целей и средств в процессе реализации стремления к практическому воплощению религиозного или общественного идеала на протяжении истории очень часто приобретало драматический характер. По словам В.П. Бранского и А.С. Кармина, «трагедия человеческого существования состоит в том, что, как это ни парадоксально, на фоне идеала даже крайние формы жестокости с точки зрения этого идеала становятся привлекательными, так как они совершаются ради него» [2, с. 262]. Желание заставить других людей принять тот или иной идеал как свой собственный и жить в соответствии с ним является весьма соблазнительным и даже непреодолимым для всякого идеологического фанатика. Приверженец ислама не является исключением.

Мировая история показывает, что волюнтаристские попытки ускоренного построения нового общества в соответствии с умозрительными идеалами, как правило, приводят совершенно к иным результатам. Неудивительно, что практика массового насилия, приводящая к огромным страданиям населения, и политика целенаправленного масштабного культурного вандализма часто ассоциируются с адом на земле.

149

Необходимо подчеркнуть, что популяризируемые различные варианты исламского гло-балистского проекта вряд ли соответствуют требованиям современного научного подхода, критериям научно-рационалистической философии. Какие-либо серьезные попытки построить халифат как «естественное исламское государство», объединяющее весь исламский мир, и в настоящее время, и в обозримом будущем неизбежно приведут к разрушению международного политического и правового порядка. Поэтому концепции халифата, предлагаемые различными идеологами ислама, в том числе и российскими, носят чисто умозрительный и спекулятивный характер, выступая в качестве утопических проектов.

Религиозно-политическая идеология, способствующая разжиганию экстремистских настроений, может быть нейтрализована другими, более умеренными идеями, развиваемыми в рамках современного исламизма. От ислама сейчас тоже ожидают встречных шагов, направленных на создание благоприятных условий для мирного диалога со светскими институтами и разными политическими силами. Подобные ожидания в полной мере касаются и вопросов, связанных с построением халифата как международного государства. Решая проблемы поиска соответствую-

1. Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А.-Н.З. Дибирова. 2015.

2. Синергетическая философия истории / под ред. В. П. Бранского и С.Д. Пожарского. Рязань, 2009.

3. Али Абд аль-Разик. Проблема халифата. URL: http://www.worldislamlaw.ru/ (дата обращения: 04.07.2018).

4. Джемаль Г. Ориентация - Ислам или Назад в будущее. URL: http://molites.narod. ru/kausar/orentasiya.htm (дата обращения: 04.07.2018).

5. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый Интернационал. URL: https://predanie.ru/jacques-derrida/ book/217532-prizraki-marksa-marks-i-synovya/ (дата обращения: 04.07.2018).

6. Пашков Р.В. Исламский проект // Современные гуманитарные исследования. 2015. № 3(64). URL: http://naukarus.com/islamskiy-proekt//(дата обращения: 04.07.2018).

щего образа исламской государственности, важно оставаться на позициях реализма, отказываясь от волюнтаристической политики разбалансирования всей системы международных отношений и дестабилизации социально-политических порядков в отдельных странах. Очевидно, что в настоящее время отсутствует возможность реализации панис-ламистского проекта, основанного на идее общего для всех мусульман государства. Современные волюнтаристические попытки создания подобного государства в форме халифата могут быть оценены как крайне разрушительные.

В заключение отметим, что в современной идеологической работе, которую следует активизировать в российских регионах с преобладающим исламским населением, а также среди представителей этнических общин, важно использовать те модернистские подходы, которые предлагались исламскими реформаторами в первой трети ХХ в., но в силу разных причин так и не были реализованы. Необходимо теснее связать процессы модернизации исламской цивилизации с задачами серьезного реформирования ислама, сделав при этом акцент на важности углубления рационалистического начала в политической жизни и исламской культуре в целом.

1. Russian Caucasus: problems, search, decisions / gen. ed. by R.G. Abdulatipov, A.-N.Z. Dibirov. 2015.

2. Synergy philosophy of history / ed. by V.P. Bransky and S.D. Pozharsky. Ryazan, 2009.

3. Ali Abd al-Razik. Caliphate problem. URL: http://www.worldislamlaw.ru/ (date of access: 04.07.2018).

4. Jemal G. Orientation - Islam or Back in the future. URL: http://molites.narod.ru/kausar/ orentasiya.htm (date of access: 04.07.2018).

5. Derrida Ge. Ghosts Marx. State of a debt, work of grief and new Интернационал. URL: https://predanie.ru/jacques-derrida/book/217532-prizraki-marksa-marks-i-synovya/ (date of access: 04.07.2018).

6. Pashkov R.V. Islamic project // Modern humanitarian researches. 2015. № 3(64). URL: http://naukarus.com/islamskiy-proekt// (date of access: 04.07.2018).

7. Pashkov R. V. The main to bottoms of the Second Caliphate (third edition). URL: http://

150

7. Пашков Р.В. Основной низам Второго Халифата (третья редакция). URL: http:// worldconstitutions.ru/?p=632 (дата обращения: 04.07.2018).

8. Саид Кутб. Вехи на пути Аллаха (фрагменты из книги) Введение // Portal.21 (c) 2016 Ksar Creative/(дата обращения: 04.07.2018).

9. Maududi Б.А.А. Human Rights in Islam. Lahore: Islamic Publications (Pvt.) Ltd. 13-E~SHAH - 39 p. URL: //https://ru.scribd.com/ document/87054503/Human-Rights-in-Islam-Syed-Abul-a-La-Maududi/ (дата обращения: 04.07.2018).

worldconstitutions.ru/?p=632 (date of access: 04.07.2018).

8. Said Kutb. Milestones on Allah's way (fragments from the book) Introduction // Portal.21 (c) 2016 Ksar Creative/ (date of access: 04.07.2018).

9. Maududi S.А.А. Human Rights in Islam. Lahore: Islamic Publications (Pvt.) Ltd. 13-E~SHAH - 39 p. URL: //https://ru. scribd. com/document/87054503/ Human-Rights-in-Islam-Syed-Abul-a-La-Maududi/ (date of access: 04.07.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Захаров Константин Павлович, кандидат философских наук, доцент; тел.: +79241312535.

INFORMATION ABOUT AUTHOR K.P. Zakharov, Candidate of Philosophy, Assistant Professor; ph.: +79241312535.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.