Научная статья на тему 'Основные компоненты мотивации, формирующие качество промышленной продукции, объединенные в причинно-следственной диаграмме Исикавы'

Основные компоненты мотивации, формирующие качество промышленной продукции, объединенные в причинно-следственной диаграмме Исикавы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1395
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА ИСИКАВЫ / КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИИ / ISHIKAWA'S CAUSE AND EFFECT DIAGRAM / QUALITY / QUALITY OF INDUSTRIAL OUTPUT / MOTIVATION COMPONENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Валентина Александровна

В статье рассматриваются существующие методы контроля качества. Особое внимание уделено причинно-следственной диаграмме Исикавы. Автор выделяет ряд компонент мотивации, которые объединяются в мотивационный процесс и оказывают влияние на качество промышленной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC COMPONENTS OF MOTIVATION FORMING QUALITY OF THE INDUSTRIAL OUTPUT UNITED IN ISHIKAWAS CAUSE AND EFFECT DIAGRAM

In article an existing quality monitoring of quality is considered. The special attention is given to Ishikawas cause and effect diagram. The author allocates a number a component of motivation which are united in motivational process and influence quality of an industrial output.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты мотивации, формирующие качество промышленной продукции, объединенные в причинно-следственной диаграмме Исикавы»

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРУЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБЪЕДИНЕННЫЕ В ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЕ ИСИКАВЫ

В. А. ГРИШИНА

В статье рассматриваются существующие методы контроля качества. Особое внимание уделено причинно-следственной диаграмме Исикавы. Автор выделяет ряд компонент мотивации, которые объединяются в мотивационный процесс и оказывают влияние на качество промышленной продукции.

Ключевые слова: качество, качество промышленной продукции, причинно-следственная диаграмма Исикавы, компоненты мотивации.

Существуют различные методы контроля качества продукции, среди которых особое место занимают статистические методы [1].

Многие из современных методов математической статистики довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса управления качеством. Поэтому японские ученые отобрали из всего множества семь методов, которые наиболее применимы в процессах контроля качества.

Заслуга японцев состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их в инструменты контроля качества, которые можно понять и эффективно использовать без специальной математической

подготовки. В то же время при всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам при необходимости совершенствовать их [2].

Итак, к семи основным методам или инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы (рис. 1):

- контрольный листок;

- гистограмма;

- диаграмма разброса;

- диаграмма Парето;

- стратификация (расслоение);

- диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма);

- контрольная карта.

Рис. 1. Статистические инструменты контроля качества [1]

Перечисленные инструменты контроля качества можно рассматривать и как отдельные методы, и как систему методов, обеспечивающую комплексный контроль показателей качества. Они -наиболее важная составляющая комплексной системы контроля всеобщего управления качеством. В последнее время оправданно часто используется метод диагностики качества продукции предприятия по модели Исикавы [1].

Диаграмма Исикавы, известная также как «рыбий скелет», строится на предприятии в случае необходимости совершенствования его деятельности, т. е. в момент, когда есть явное несоответствие действительности запланированным показателям [2].

Особенно актуален вопрос проблематичности или отклонений для качества продукции или услуг, производимых предприятием. В современных условиях хозяйствования качество является определяющей категорией стратегического развития бизнеса предприятия любого масштаба. Тем более это касается крупных промышленных предприятий, имеющих жесткую структуру, медленно реагирующих на воздействия внешней среды. Именно из-за отсутствия необходимой гибкости в работе, на наш взгляд, такие предприятия должны пристально следить за уровнем качества выпускаемой продукции.

Качество продукции является комплексным компонентом взаимодействия многих составляющих (элементов) предприятия, таких как: персонал, машины, станки, оборудование, финансы, материалы, технологии.

При этом точность станка непосредственно влияет на качество изготавливаемой на нем детали механизма, однако воздействие персонала оценить непросто. Одним из объективных факторов этой взаимосвязи является квалификация работника, уровень образования, опыт, но это совершенно не означает, что молодой специалист не производит продукцию надлежащего качества или уровень брака у него выше, чем у аналогичного специалиста в возрасте. Здесь роль играет и его личностные качества, и, что немаловажно, оправданность затрат времени и сил взамен на ожидаемое вознаграждение. Поэтому смело можно утверждать, что мотивация труда персонала, являющаяся неоспоримым двигателем работников в процессе труда, оказывает весомое влияние на качество продукции, выпускаемой промышленным предприятием.

Одним из самых действенных способов изучения истинных причин возникновения проблем в производственном процессе признана диаграмма

Исикавы, которая применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции на предприятии. Диаграмма Исикавы является тем инструментом менеджера, который обеспечивает системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.

На промышленных предприятиях основной проблемой в настоящее время является высокая изношенность основных производственных фондов (ОПФ) и отсутствие квалифицированных специалистов. Персонал обновляется крайне медленно, так как рабочие специальности оплачиваются в недостаточном объеме либо молодежь не видит перспектив роста и уходит с предприятия. Халатность в работе зачастую связана с непродуманной устаревшей системой мотивации, что приводит к производственному браку или выпуску продукции низкого качества. Таким образом, перед нами стоит задача - необходимо понять, как система мотивации, а вернее, ее компоненты влияют на качество продукции.

Для этого построим диаграмму Исикавы, определяющую компоненты мотивационной среды, на основе внедрения которой будут формироваться предпосылки производства продукции надлежащего качества (на примере промышленного предприятия ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор»).

Под компонентами мотивационной среды предприятия мы понимаем все составляющие (элементы) внутренней и внешней среды предприятия, влияющие на качество работы персонала, его заинтересованность работой, его мотивированность, качество продукции промышленного предприятия.

В процессе мотивации взаимодействует целый ряд внутренних составляющих (компонентов) предприятия. Процесс мотивации персонала по своей сути является двусторонним, т. е. имеющим канал связи и обратную связь: мотивация персонала руководством не заканчивается на конкретном работнике, всегда есть его реакция, удовлетворенность или разочарование. Процесс мотивации нам видится как взаимодействие четырех основных внутренних компонентов предприятия (руководства организации, отдела управления персоналом, непосредственных руководителей подразделений и персонала) при непосредственном воздействии факторов (компонентов) внешней среды (законодательство, общество, уровень НТП).

Выделение именно этих четырех внутренних компонентов, на наш взгляд, оправдано в силу того, что между работодателем и работником возникает сложная система взаимоотношений соци-

ального, экономического, правового характера, регулирование которых осуществляется посредством работы начальников отделов с персоналом подразделения и отдела по работе с персоналом, непосредственно занимающегося разработкой, корректировкой и внедрением актуальной для предприятия системы мотивации.

Построим диаграмму Исикавы, где в вершинах «костей» будут находиться компоненты мотивации, а на выходе, как следствие взаимодействия всех факторов мотивации на исполнителей работ, мы получим конечный продукт предприятия определенного (требующегося) уровня качества (рис. 2).

Рис. 2. Причинно-следственная диаграмма Исикавы, включающая компоненты мотивации, влияющие на качество промышленной продукции

Данная диаграмма построена нами для внедрения процесса постоянного улучшения качества продукции на промышленных предприятиях. В диаграмме отражены основные направления работы с персоналом для его высокой мотивированности, влияющие на качество продукции промышленного предприятия. Каждая из названных компонент мотивации раскрыта через ряд элементов, влияющих на уровень качества промышленной продукции.

На основе анализа нормативной документации промышленных предприятий Тамбовской области, а также тенденций развития мотивационных систем на предприятиях нами были выявлены основные параметры системы мотивации, влияющие на уровень качества промышленной продукции: квалификация персонала, в том числе высшего руководства (оценивается квалификационным коэффициентом, разрядом и уровнем

классности), потребности персонала (в основном, физиологические, требующие удовлетворения материальными стимулами), информированность персонала (доступ к необходимой в работе информации), гендерные особенности и различия персонала, которыми обусловлен бесперебойный выпуск продукции, возможность выполнения однообразной и монотонной работы в соответствии с заявленными требованиями к качеству конечной продукции.

На приведенной диаграмме видно, что разделение параметров на внешние и внутренние позволяет определить их важность и степень влияния на процессы качества в организациях. Полученные значения важности параметра в долях (получены экспертным методом) дают возможность менеджерам предприятия эффективно распределять денежные средства на мероприятия, направленные на повышение качества продукции

(услуг) или оценку адекватности мотивации сотрудников выполнению требований по повышению качества продукции (услуг).

Данные нововведения в структуру диаграммы Исикавы повышают ее функциональность и адекватность показателям конкретным процессам качества, происходящим в организациях.

Литература

1. Басовский Л. Е., Протасов В. Б. Управление качеством. М., 2003.

2. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики. М., 2002.

* * *

THE BASIC COMPONENTS OF MOTIVATION FORMING QUALITY OF THE INDUSTRIAL OUTPUT UNITED IN ISHIKAWA’S CAUSE AND EFFECT DIAGRAM

V. A. Grishina

In article an existing quality monitoring of quality is considered. The special attention is given to Ishikawa’s cause and effect diagram. The author allocates a number a component of motivation which are united in motivational process and influence quality of an industrial output.

Key words: quality, quality of industrial output, Ishikawa’s cause and effect diagram, motivation components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.