Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Е.С.

В данное время всё чаще родители сталкиваются с вопросом: «Во сколько лет отдавать ребёнка в школу? Еще рано или уже пора?». В этой статье вы сможете найти ответы на вопросы, касающиеся готовности ребёнка к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN COMPONENTS OF THE READINESS OF OLDER PRESCHOOLERS TO STUDY AT SCHOOL

At this time, parents are increasingly faced with the question: "At what age should I send my child to school? Is it too early or is it already time?". In this article you will be able to find answers to questions concerning the child's readiness for school

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

УДК 37

Дьячкова Е.С.

педагог-психолог начального общего образования Детский центр «Планета Знаний» (Россия, г. Тюмень)

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация: в данное время всё чаще родители сталкиваются с вопросом: «Во сколько лет отдавать ребёнка в школу? Еще рано или уже пора?». В этой статье вы сможете найти ответы на вопросы, касающиеся готовности ребёнка к школе.

Ключевые слова: готовность к школе, педагог-психолог, интеллектуальная готовность, социальная готовность, личностная готовность, социализация, зона ближайшего развития, диагностика личностной готовности ребёнка к школе.

Проблему готовности младших школьников к обучению в школе рассматривают многие педагоги-психологи. Например, Г. Д. Ниязова и С. Д. Ниязова [3], О. Н. Петровских [4], Н. И. Гуткина [1], Л. В. Сергеева [6], Е. В. Черепанова [7], Е. А. Романова [5] и другие.

Г. Д. Ниязова и С. Д. Ниязова в своей статье о готовности ребёнка к обучению в школе пишут о том, что подавляющее большинство детей оказываются готовы к школьному обучению к 7 годам, некоторая часть, к сожалению, она увеличивается в последние годы, только к 8 годам. Среди 6-летних детей очень маленький процент тех, кто готов к обучению в школе [3, 1].

Готовность ребёнка к школе - это определённый комплекс знаний, умений и способностей, которые формируются у ребёнка к поступлению в первый класс. Говоря о готовности, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных и

личностных качеств ребёнка, помогающих ему максимально легко и безболезненно войти в новую социальную роль «школьника» и успешно освоить новую для него учебную деятельность.

Психологическая готовность как понятие было впервые предложено А. Н. Леонтьевым в 1948 году, он сводил его к основному показателю - управляемое поведение, но не просто закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое. [2]

Психологическая готовность к школе - это определённый уровень психического развития, необходимо важный и достаточный для освоения ребенком учебной программы в «зоне ближайшего развития» в среде ровесников. Изучая готовность детей к школе, педагоги, психологи и другие специалисты часто подразделяют ее на разные аспекты:

1 Интеллектуальная готовность. Интеллектуально развитый ребёнок -это, в первую очередь, любознательный ребёнок. Способность рассуждать, познавательная активность, способность делать выводы и проводить аналогии -те самые аспекты интеллектуальной готовности ребёнка к школе, которые помогут ему в дальнейшем обучении.

Важно, чтобы у ребёнка было развито логическое, пространственно-временное и наглядно-действенное мышление. Будущим школьникам необходимо уметь самостоятельно проявлять свою познавательную деятельность и системно воспринимать окружающий мир. Степень развития этих компонентов, несомненно, различна у разных детей школьного возраста.

Низкий или совсем отсутствующий уровень развития интеллектуальных способностей ребёнка может привести к трудностям в школьном обучении. Как правило, таким детям сложно даётся обучение в школе уже с первого класса. Важно, чтобы родители и педагоги способствовали развитию познавательного интереса ребёнка в дошкольном периоде.

На данном этапе развития системы дошкольного образования формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе изначально не

является самостоятельной задачей, а может быть включено в систему образовательной деятельности с опорой на индивидуальные способности ребенка и понимание особенностей модели образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

2 Социальная готовность. К социальной готовности относятся те навыки, благодаря которым ребёнок взаимодействует со сверстниками и окружающими его взрослыми. До поступления в школу ребёнку важно научиться контактировать не только с детьми, но и со взрослыми. Как правило, социально адаптированные к обучению дети - это дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение.

Социализация является важной предпосылкой для гармоничного развития детей. Дети, как и все люди - социальные существа, они не могут узнать о культуре и человеческом опыте без взаимодействия и общения с другими людьми, в частности, со взрослыми. Благодаря общению именно взрослые, окружающие ребёнка, закладывают развитие сознания и высших психических функций. С помощью активного общения дети могут комфортно жить в сообществе людей. Общение позволяет детям узнать многое не только об окружающем мире и людях, но и о самих себе.

Не менее важным является общение и взаимодействие между детьми. Общаясь со сверстниками, дети понимают, что они «среди равных». В дальнейшем у них может развиться чувство независимости, способность отстаивать собственное мнение, задавать вопросы и получать новые знания. Развитие коммуникации между дошкольниками и их сверстниками помогает им правильно вести себя в школе.

3 Личностная готовность. Под личностной готовностью ребёнка к обучению в школе понимают степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих почувствовать ему новую социальную роль «школьника». Это способность понять и принять новые требования по отношению к нему, найти свое место в коллективе, иметь новый уровень свободы и ответственности.

Стоит отметить, что отечественная психология сосредотачивается на степени сформированности интеллектуальных процессов, а не на количестве знаний, приобретённых ребенком, но объем знаний является важным фактором психологического компонента готовности к школе. Ребёнку необходимо уметь выявлять суть в явлениях окружающей среды, сравнивать их, определять сходства и различия, уметь рассуждать, определять причины событий и делать выводы. Для успешного обучения, детям необходимо уметь определять объекты своего познания.

Важным аспектом готовности ребёнка к школе является развитый фонематичекий слух и развитая речь. Стоит сказать, что речь тесно связана и с интеллектуальным развитием ребёнка.

В контексте подготовки детей к школе, одной из задач педагога является проведение диагностики личностной готовности ребенка. Данная процедура позволяет определить индивидуальные особенности и психическое развитие ребенка, что поможет определить дальнейший план работы. Кроме того, диагностика также позволяет выявить детей, не готовых к школьному обучению, с целью выстраивания индивидуальных планов работы с ними. Дополнительно, проведение диагностики дает возможность распределить будущих первоклассников в зависимости от степени сформированности "зоны ближайшего развития". В случае, если ребенок не готов к школьному обучению, возможна отсрочка начала обучения на один год для детей в возрасте от 6 до 6,5 лет.

Множество психолого-педагогических исследований говорят о том, что поступление и обучение 6-летних детей в школе возможно только при диагностировании у них психологической готовности к школе. В другом случае, поступление 6-летних детей в школу может негативно сказаться на их образовательной деятельности и обучении в младших классах, а в дальнейшем и в среднем звене школы.

Важно подготовить 6-летних детей к дальнейшему обучению в школе, для этого применяются различные развивающие программы, благодаря которым у ребёнка повышается интеллектуальная и психологическая готовность к школе. Повышается и личностная готовность, ребёнку в большинстве случаев хочется идти в школу за получением новых знаний.

Развитие готовности к школе предполагает взаимосвязь ряда благоприятных условий, предоставляемых ребенку в раннем возрасте. Нельзя тренировать готовность к школьному обучению, однако, важно обеспечить ребенку адекватные условия для его развития. В этом случае, возможно достичь повышения уровня готовности к школе, включая при этом, личностный компонент.

Эффективность готовности к школе может быть определена путем диагностического подхода. Одним из методов является создание специализированных групп и классов, цель которых заключается в стимулировании развития ребенка и подготовке его к началу систематического образования в школе.

После анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что психологическая готовность ребёнка к школе является чрезвычайно важным аспектом при поступлении ребёнка в школу. Развитию у ребёнка важных психологических функций способствует среда, в которой он воспитывается. Влияние на социализацию и развитие интеллектуальных способностей ребёнка оказывают родители и семья, в которой воспитывается будущий первоклассник. Необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано внутреннее желание и стремление к обучению в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина. М.: Психологическое образование, 2012. - 235 с.

2. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.

3. Ниязова С. Д., Ниязова Г. Д. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе // Научный прогресс, том 2, выпуск 7, 2021. - С. 1-8.

4. Петровских О. Н. Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе // Социальная педагогика / 2-е издание / 2019 - 205 с.

5. Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций в среде дошкольного и младшего школьного образования // Проблемы современного образования, новые исследования в образовании, 2010, - С. 90-92.

6. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий: материалы научной статьи, М.: ГОУ СОШ № 64, 2012, - С. 1-3.

7. Черепанова Е. В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010.

Dyachkova E.S.

teacher-psychologist of primary general education Children's center "Planet of Knowledge" (Russia, Tyumen)

THE MAIN COMPONENTS OF THE READINESS OF OLDER PRESCHOOLERS TO STUDY AT SCHOOL

Abstract: at this time, parents are increasingly faced with the question: "At what age should I send my child to school? Is it too early or is it already time?". In this article you will be able to find answers to questions concerning the child's readiness for school.

Keywords: readiness for school, teacher-psychologist, intellectual readiness, social readiness, personal readiness, socialization, zone of immediate development, diagnostics of child's personal readiness for school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.