Всё для бухгалтера
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА УЧРЕЖДЕНИЙ
И. Ю. ГЛРНОВ, руководитель направления аудита ООО Аудиторская компания «Интера»
Вступившие в действие изменения требований Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) привели к необходимости корректировки нормативных документов, регламентирующих систему бюджетного учета. В результате действовавшая ранее Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, с 01.01.2009 г. прекратила свое действие и была заменена аналогичной по названию Инструкцией от 30.12.2008 № 148н, (далее — Инструкция № 148н). Данное мероприятие стало в определенной степени неожиданностью для бухгалтеров бюджетных учреждений, уже привыкших к требованиям ранее действовавшей аналогичной Инструкции. Учитывая это, ниже проведем сравнительный анализ основных положений введенной с 01.01.2009 г. и действовавшей ранее Инструкций по бюджетному учету.
1.1. Организация бюджетногоучета (часть I Инструкции № 148н)
1.1.1. Определение понятийного аппарата
В п. 1. и последующем тексте Инструкции № 148н более четко разграничены понятия «учреждение», «органы казначейства» и «финансовые органы», исключено определение понятия «бюджетный учет» (так как оно по сути практически не отличается от определения бухгалтерского учета, приведенного в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), и, наконец, применяемое ранее при описании оснований для организации бюджетного учета несколько абстрактное понятие «бюджетное законодательство» заменено на более конкретное «Бюджетный кодекс»
(так как в соответствии с изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф31 данный нормативный акт действительно стал основой указанной организации).
В п. 2 Инструкции № 148н детализированы сферы исполнения бюджетов и кассового обслуживания указанного процесса. Кроме того, понятие «корреспонденция счетов бюджетного учета», предполагающее по тексту регламентацию всех без исключения бухгалтерских проводок, заменено на понятие «перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета», т. е. теперь разработчики допускают некоторую самостоятельность учреждений в отражении в бюджетном учете тех или иных финансово-хозяйственных операций.
1.2. План счетов бюджетного учета (часть II Инструкции № 148н)
1.2.1. Обособление имущества казны
В План счетов бюджетного учета Инструкцией № 148н введены следующие специальные счета для обособленного учета имущества казны:
Номер счета бюджетного учета имущества казны Наименование счета бюджетного учета имущества казны
Счет 0 108 01 000 Недвижимое имущество в составе имущества казны
Счет 0 108 02 000 Движимое имущество в составе имущества казны
1 «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных актов Российской Федерации».
Счет 0 108 03 000 Нематериальные активы в составе имущества казны
Счет 0 108 04 000 Непроизведенные активы в составе имущества казны
Счет 0 108 05 000 Материальные запасы в составе имущества казны
В соответствии с п. 90 и 91 Инструкции № 148н
субъектом, организующим и ведущим бюджетный учет имущества казны являются финансовые органы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которым предоставлено право определять порядок организации такого учета (синтетического, аналитического, инвентарного и т. п.) в привязке его к порядку ведения реестров имущества соответствующего публично-правового образования, а также с учетом общих принципов учета соответствующего имущества, определенных Инструкцией № 148н.
Отражение имущества казны в учете бюджетных учреждений Инструкцией № 148н не предусмотрено. Если учреждение использует имущество казны без закрепления его за ним на праве оперативного управления, может отражаться только на забалансовом счете 001 «Основные средствавпользовании». Как отражать используемые учреждением полученные в пользование нематериальные и непроизведенные активы, а также материальные запасы (например, мелкий хозяйственный инвентарь, срок полезного использования которого не превышает 12 месяцев), Инструкцией № 148н не определено.
1.2.2. Амортизация
В План счетов бюджетного учета введен новый счет для учета амортизации библиотечного фонда» (ранее амортизация на указанный актив фактически не начислялась), в связи с этим изменились номера счетов «Амортизация прочих основных средств» с 0 104 07 000 на 0 104 08 000 и «Амортизация нематериальных активов» с 0 104 08 000 на 0 104 09 000.
Инструкция № 25н Инструкция № 148н
Аналога счета, введенного Инструкцией № 148н не было Счет 0 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда»
Счет 0 104 07 000 «Амортизация прочих основных средств» Счет 0 104 08 000 «Амортизация прочих основных средств»»
Счет 0 104 08 000 «Амортизация нематериальных активов» Счет 0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»
В новой Инструкции № 148н на отдельных счетах детализирована стоимость имущества казны, а также начисленная на его амортизируемую часть амортизация. Таким образом, указанное
имущество казны в бюджетном учете обособлено от закрепленного за учреждениями имущества. Аналогов указанных счетов в ранее действовавшей Инструкции № 25н не было.
Инструкция № 25н Инструкция № 148н
В связи с тем, что ранее для учета имущества казны отдельные счета в Плане счетов бюджетного учета не предусматривались, аналогов счетов их амортизации в Инструкции № 25н нет. Счет 0 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»
Счет 0 104 11 000 «Амортизация материальных основных фондов в составе имущества казны»
Счет 0 104 12 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»
1.2.3. Финансовые активы
В План счетов бюджетного учета для администраторов бюджетных доходов введен счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства». То есть если ранее администратор доходов отражал их поступление на счете 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов», что приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов, то сейчас операция по получению доходов в бюджетном учете администратора этих доходов будет отражаться следующим образом: Дт 1 210 04 000 /Кт1 205 05 660
• на суммы зачисленных для распределения поступлений доходов;
Дт 1 210 02 000 /Кт1 210 04 000
• на суммы перечисленных в бюджет доходов. Кроме того, в План счетов бюджетного учета
учреждений введен новый счет 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы», предназначенный для отражения фактических затрат учреждения «в объекты нефинансовых активов, в сумме которых впоследствии будет формироваться первоначальная стоимость акций и иных форм участия в капитале, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» (п. 190 Инструкции № 148н).
Таким образом, операции по осуществлению учреждениями инвестиций в сторонние организации за счет внебюджетных средств будут отражаться в их бюджетном учете следующими проводками: Дт 2 215 00 530 /Кт2 302 24 730
• на суммы произведенных инвестиций; Дт 2 204 02 530 /Кт221500 530
• на стоимость приобретенных учреждением финансовых активов.
1.2.4. Внутриведомственные расчеты
Изменено наименование счета 0 304 04 ООО на «Внутриведомственные расчеты». Данное изменение вызвано добавлением в состав отражаемых на нем операций расчетов с обособленными структурными подразделениями бюджетных учреждений.
Инструкция № 25н Инструкция №148н
Счет 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» Счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»
с обязательным указанием в 22 разряде номеров соответствующих счетов бюджетного учета кода текущего финансового года — 1.
1.2.5. Лимиты бюджетных обязательств
В связи с тем, что с 01.01.2008 г. в законодательство, регулирующее бюджетный процесс (прежде всего в БК РФ), были внесены значительные изменения, возникла необходимость изменения самой структуры некоторых счетов бюджетного учета (а именно, в счета, предназначенные для организации бюджетного учета санкционирования бюджетных расходов).
В частности, в связи с тем, что теперь планирование исполнения федерального бюджета осуществляется не на один финансовый год, а на три, необходимо разделить в бюджетном учете учреждения операции по использованию выделенных ему лимитов бюджетных обязательств в каждом из трех лет, на которые они выделены.
Поэтому в соответствии с Письмом Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 были внесены изменения в структуру счетов бюджетного учета санкционирования расходов, в том числе и применяемые учреждениями (0 501 xl 000, 0 501 х2 000, 0 501 хЗ 000, 0 501 х4 000, 0 502 xl 000). Суть указанных изменений заключается в расширении аналитического кода указанных счетов бюджетного учета. В частности, Минфин России детализировал данные коды, установив код финансового года, который отражается в первом разряде кода аналитического учета счетов учета санкционирования бюджетных расходов (т. е. в 22 разряде номера соответствующего счета):
1 — текущий финансовый год (2009);
2 — очередной финансовый год, следующий затекущим (2010);
3 — второй финансовый год планового периода (2011);
4 — третий финансовый год планового периода (2012).
При этом, в отличие от федерального бюджета, если публично-правовое образование принимает бюджет только на один год, то санкционирование расходов по данному бюджету следует отражать
Инструкция № 25н
Счет 0 50101 000
«Лимиты бюджетных обязательств»
Инструкция №148н
Счет 0 501 10 000 «Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»
Счет 0 501 20 000 «Лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)»
Счет 0 501 30 000 «Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)»
Счет 0 501 40 000 «Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным»_
1.2.6. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
В связи с тем, что после исключения в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф3 из ст. 161 БК РФ положения о самостоятельности учреждений в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности, отражение операций по использованию указанных доходов в бюджетном учете учреждения с 01.01.2009г. предусмотрено в порядке, аналогичным учету операций по санкционированию бюджетных расходов. Но при этом указанные операции отражаются на вновь введенных Инструкцией № 148н отдельных счетах бюджетного учета и только в рамках текущего и следующего за ним финансового года. В остальном структура соответствующих счетов санкционирования сметных назначений по приносящей доход деятельности аналогична счетам, применяемым для учета санкционирования бюджетных расходов.
Инструкция №25н Инструкция № 148н
Ранее указанные счета не применялись. Счет 0 502 02 000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности»
Счет 0 504 10 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год»
Счет 0 504 20 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности на очередной финансовый год»
1.2.7. Забалансовые счета
Изменение наименования забалансового счета 01с «Арендованные основные средства» на «Основ-
ные средства в пользовании вызвано приведением его в соответствие с сущностью отражаемых на нем финансово-хозяйственных операций (в частности это не только аренда имущества, но и иные формы получения его в пользование учреждением).
Инструкция №25н Инструкция № 148н
Счет 01 «Арендованные основные средства» Счет 01 «Основные средства в пользовании»
Кроме того, в Инструкцию № 148н введены новые забалансовые счета с 20 по счет 24.
Счет 20 «Списанная На этом счете учитываются суммы задолженность, не не предъявленных кредитора-востребованная ми требований, вытекающих из кредиторами» условий договора, контракта, в том
числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором (далее — задолженность учреждения не востребованная кредиторами) в течение срока исковой давности с момента списания задолженности с балансового учета.
Счет предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя, при этом пользование имуществом до получения указанных документов допускается при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств. Счет предназначен для учета учреждением затрат, которые предшествуют формированию капитальных вложений в создание объектов нефинансовых активов (затраты, связанные с проведением научно-исследовательских, опыт-но-конструкторскихработит.д.).
Счет предназначен для учета учреждением стоимости полученных в пользование периодических изданий, не включенных в библиотечный фонд.
Особо следует обратить внимание на причины введения в План счетов бюджетного учета забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» при наличии в нем забалансового счета 05 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Дело в том, что на практике учреждение в рамках централизованного снабжения часто получает имущество до получения от вышестоящего распорядителя Извещения (ф. 0504805), на основании которого следует отразить стоимость соответствующего имущества на счете 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути». Т. е. имущество уже получено учреждением, а оснований для его отражения в бюджетном учете еще нет. Поэтому на введенном в План счетов забалансовом счете 22 учреждение теперь отражает стоимость полученного по централизованному снабжению имущества до момента получения от вышестоящего органа Извещения (ф. 0504805). После получения указанного Извещения стоимость полученного имущества отражается на соответствующих балансовых счетах бюджетного учета (0 106 00 000, 0 105 00 000 и т. п.) с одновременным списанием ее с забалансового счета 22.
Интересна и причина введения в План счетов забалансового счета 23 «Затраты, предшествующие формированию капитальных вложений».
В рамках инвестиций в объекты капитального строительства существуют затраты, предшествующие формированию незавершенного строительства (проектно-изыскательские работы разного рода и т.п.). Кассовый расход по таким работам отражается по КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги». При этом фактически данные затраты подлежат включению в первоначальную стоимость построенного объекта через отражение на счете 0 106 01 000 «Вложения в нефинансовые активы». Однако в случае приостановки (замораживании) строительства списание с указанного счета бюджетного учета крайне сложно. С включением в План счетов забалансового счета 23 «Затраты, предшествующие формированию капитальных вложений» у учреждений появилась возможность списания перечисленных выше расходов на текущие затраты (Дт 0 401 01 226) с одновременным отражением на указанном забалансовом счете. Основанием для этого будет служить решение о приостановлении (замораживании) строительства. Если же в дальнейшем строительство будет продолжено и завершено, то собранные на забалансовом счете 22 затраты списываются с него (расход по счету 22) с одновременным включением их в первоначальную стоимость построенного объекта нефинансовых активов (Дт 0 106 01 310/Кт0 401 01 180).
Аналогичная ситуация возникает и в отношении осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые могут и не дать положительного результата, а затраты на их проведение могут и не быть включены в стоимость созданных нефинансовых активов.
Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
Счет 23 «Затраты, предшествующие формированию капитальных вложений»
Счет 24 «Периодические издания для пользования»
До 01.01.2009г. затраты на НИОКР, при невозможности их отнесения на стоимость просто списывались соответствующих нефинансовых активов просто списывались на текущие расходы учреждения (Дт 0 40101226), тем самым поощряя в определенной мере неэффективное использование выделенных на указанные цели средств. Теперь затраты на НИОКР после их списания на текущие расходы учреждения (Дт 0 401 01 226 / Кт 0 106 02 420) останутся на забалансовом счете 22 и в дальнейшем могут быть включены в стоимость созданных объектов нематериальных активов (Дт 0 106 02 320 / Кт 0 401 01 180; расход по счету 22).
Признавая положительный характер факторов, приведших к включению забалансового счета 22 в План счетов бюджетного учета, хотелось бы обратить внимание на следующие возникающие при этом проблемы:
• В общей практике бухгалтерского учета затраты на проведение проектно-изыскательских и иных подобных работ всегда относились к капитальным вложениям, поэтому классификация их в Инструкции № 148н как «затраты, предшествующие формированию капитальных вложений» весьма условна. Разрешая списание затрат на проектно-изыскательские и прочие подобные работы натекущиерасходы учреждения чиновники Минфина России, уповая на повышение ответственности учреждений за результаты использования средств, фактически «украшают» балансы учреждений, искусственно уменьшая (выводя за баланс) показатели капитальных вложений (до 01.01.2009 г. эти затраты числились на балансе учреждений, что вызывало необходимость всякий раз объяснять причины их неиспользования для создания объектов основныхсредств).
• В Инструкции № 148н фактически не прописаны порядок и условия списания затрат со счета 22. В результате, непонятно, до какого момента данные затраты будут числиться на указанном забалансовом счете (например, если строительство не возобновится никогда, или результаты НИОКР никогда не смогут быть использованы при формировании объектов нематериальных активов). Основания для списания указанных затрат с забалансового счета 22 Инструкцией № 148н для таких условий не предусмотрены (при ликвидации или реорганизации учреждения остатки по забалансовым счетам должны быть переданы его правопреемнику), поэтому данные затраты будут числиться на указанном забалансовом счете практически вечно.
• Кроме того, неясно, что делать, если результаты указанных работ смогут быть использованы для создания нескольких (а в отношении результатов НИОКР — не известного заранее числа) объектов нефинансовых активов.
1.3. Порядок применения плана счетов бюджетного учета (часть III Инструкции № 148н)
1.3.1. Счет 0 101 00 000 «Нефинансовые активы»
В Инструкции № 148н общие принципы отражения в бюджетном учете стоимости нефинансовых активов описаны централизованно в разделе «Нефинансовые активы» (ранее они описывались отдельно для каждого вида нефинансовых активов) основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов). Ранее в Инструкции № 25н данный раздел не был предусмотрен.
Инструкция № 25н Инструкция № 148н
10. Счет предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. 10. Счет предназначен для учета учреждением объектов нефинан-совыхактивов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов. Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета: 010100000 «Основные средства»; 010200000 «Нематериальные активы»; 010300000 «Непроизведенные активы»; 010400000 «Амортизация»; 010500000 «Материальные запасы»; 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»; 010700000 «Нефинансовые активы в пути»; 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».
В связи с централизацией основных принципов учета нефинансовых активов в отдельном подразделе Инструкции №148н в него был перенесен и порядок формирования первоначальной стоимости нефинансового актива с уточнением перечня затрат, составляющих ее структуру. При этом данные положения приняли следующий вид:
Инструкция № 25н Инструкция № 148н
12. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:... (соответствующего положенияранее не было)', таможенные пошлины; (соответствующего положенияранее не было); 11. Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);... таможенные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;... расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.).
Инструкция № 148н дополнена положением об изменении первоначальной стоимости нефинансовых активов с возможностью ее изменения в результате разукомплектации (например, в процессе изменения комплектации компьютерной техники).
Инструкция № 25н Инструкция № 148н
13. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. 12. Изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.
В результате, при изменении, например, комплектации компьютерной техники теперь следует исключить из ее первоначальной (восстановительной) стоимости стоимость выводимых из ее комплекта агрегатов (монитора, клавиатуры и т. п.), а затем добавить стоимость вводимых в комплект новых компонентов. Таким образом, устраняются условия для неограниченного увеличения балансовой стоимости нефинансовых активов путем периодического изменения их комплектации без исключения стоимости выводимых из комплекта агрегатов. Вместе с тем возникает настоятельная необходимость детализации в бюджетном (аналитическом) учете стоимости отдельных элементов комплекта такой техники либо разработки механизмов ее текущего определения.
В п. 15 Инструкции № 148н централизованы требования к определению сроков полезного использования нефинансовых активов, а также определены основные источники информации, необходимой для определения указанных сроков.
Новая формулировка звучит следующим образом. Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия объектов к бюджетному учету и начисления амортизации определяется:
• исходя из информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
• при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации, исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества;
• при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя, на основании решения комиссии учреждения по выбытию основных средств, принятого с учетом:
• ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
• ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
• нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
• гарантийного срока использования объекта;
• сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от бюджетных учреждений, участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственных и муниципальных организаций.
В случаях улучшения (повышения) первона-
чально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок полезного использования и нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срокадеятельности учреждения).
1.3.2. Счет 0 101 01 ООО «Основные средства»
Инструкцией № 148н увеличен норматив принятия и выдачи в эксплуатацию объектов основных средств с 1 ООО руб. до 3 ООО руб. (п. 21).
В результате возникает необходимость доспи-сания основных средств стоимостью от 1 001 руб. до 3 000 руб. Увеличения текущих затрат учреждения при этом не произойдет, т. к. в соответствии с ранее действующим порядком на указанные средства уже начислена 100%-ная амортизация.
Согласно п. 23 Инструкции № 148н для учета операций по выбытию и перемещению объектов нефинансовых активов вводятся новые регистры бюджетного учета — Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, а также Оборотная ведомость по нефинансовым активам.
1.3.3. Счет 0 104 00 000 «Амортизация»
В соответствии с п. 43 Инструкции № 148н
норматив полного списания стоимости объектов основных средств без начисления амортизации увеличен с 1 000 руб. до 3 000 руб.
Норматив списания стоимости объектов основных средств путем начисления 100%-ной амортизации увеличен с 10 000 руб. до 20 000 руб. Тем самым формирование нулевой остаточной стоимости объектов основных средств в бюджетном учете и в бухгалтерском учете для коммерческих организаций осуществляется теперь исходя из одинаковых нормативов.
Кроме того, порядок начисления амортизации регламентирован теперь и для библиотечного фонда, что предполагает организацию аналитичес-
кого пообъектного учета указанных нефинансовых активов.
В соответствии с присвоенным фондам библиотек кодом ОКОФ 19 0001000, они относятся согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002
№ 1 к 7 амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет, за исключением изданий картографических (код ОКОФ 19 0001115), которые относятся к 5 амортизационной группе (срок полезного использования — 10 лет).
При этом согласно подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ для целей налогообложения библиотечный фонд продолжает не амортизироваться. Таким образом, возникает еще одна разница между показателями бюджетного и налогового учета учреждения (в целях устранения которой, по мнению автора, будет целесообразным перенос стоимости библиотечных фондов на бюджетный источник финансирования в порядке, определенном письмом Минфина России от 26.05.2006 № 02-14-10а/1354. Также следует отметить, что книжная и печатная продукция, не включенная в библиотечный фонд и предназначенная для продажи, относится не к основным средствам, а либо к прочим материальным запасам (п. 66 Инструкции № 148н) при ее приобретении у сторонних организаций, либо к готовой продукции при ее изготовлении учреждением.
1.3.4. Счет 0 105 00 000 «Материальные запасы»
Пунктом 51 Инструкции № 148н детализировано понятие «предметы, не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ, хотя и используемые в деятельности учреждения долее 12 месяцев» путем повторения в нем соответствующих положений ОКОФ.
По мнению автора, с учетом того, что перечисленное в ОКОФ имущество, не относящееся к объектам основных средств, встречается в бюджетных учреждениях крайне редко, прежнее положение было более компактным и удобным в использовании.
Теперь в новой редакции к материальным запасам относятся:
• орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
• бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;
• специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемое в производстве приспособлений к основным фондам и других вызываемых специфическими условиями изготовления устройств — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т. п. независимо от их стоимости и срока службы;
• специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
• форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
• временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
• тара для хранения товарно-материальных ценностей;
• предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости... и т.д. согласно положениям введения в ОКОФ.
1.3.5. Счет 0 304 04 ООО «Внутриведомственные расчеты»
В соответствии с изменением названия счета 0 30404 000 помимо внутренних (неденежных) расчетов между распорядителями и получателями бюджетных средств теперь регламентировано отражение и расчетов по средствам от приносящей доход деятельности между головным учреждением и обособленным подразделением без юридического лица в части операций по централизации и распределению денежных средств.
В соответствии с п. 216 Инструкции №148н операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:
В дебете счета отражается:...перечисление денежных средств от обособленного подразделения без права юридического лица, осуществляющего полномочие по ведению бюджетного учета (далее — обособленное подразделение головного учреждения) головному учреждению (обособленному подразделению) с корреспонденцией по кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте». Ранее данного положения не было.
По кредиту счета отражается:...поступление денежных средств головному учреждению (обособленному подразделению) от обособленного подразделения (головного учреждения) с корреспонденцией по дебету счетов 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на счета», 020103510 «Поступления средств учреждения в пути», 020107510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте». Ранее данного положения в Инструкции № 25н не было.