- для осуществления эффективной профессиональной деятельности наибольшую пользу предприятию приносит специалист, имеющий необходимый информационный потенциал;
- рыночные условия ставят задачу повышения конкурентоспособности будущих специалистов, а значит, и учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Библиографический список
1. Данилевский, Ю. Г. Информационные технологии в промышленности / Ю. Г. Данилевский, И. А. Петухов, В. С. Шибанов. - Л.: Машиностроение, 1988. - 283 с.
2. Билалов, И. М. Информационные аспекты повышения эффективности управления на промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. М. Билалов. - Махачкала, 2004. - 18 с.
3. Краснопевцева, И. В. Применение методов корреляционно-регрессивного анализа при изучении влияния качества рабочей силы на уровень производительности труда / И. В. Краснопевцева // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2007. - № 12. - С. 70-75.
4. Российский статистический ежегодник. - 2012. - М.: Росстат, 2017. - 193 с.
© Васильева Н. А., Баранова Н. Д., 2019
УДК 378.018.43
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПЛАТФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Замулин Иван Сергеевич,
кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Инженерно-технологический институт Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В данной статье рассматриваются основные этапы развития дистанционного образования, начиная от использования почтовой службы и заканчивая современными интернет-технологиями. Охарактеризован вклад учёных и университетов различных стран, в том числе российских авторов и вузов. Автором отмечается, что сегодня достаточно популярной формой для оказания услуг в области дистанционного образования является массовый открытый онлайн-курс, работа которого осуществляется на основе использования интернет-технологий. Указываются такие наиболее популярные платформы для реализации дистанционного образования, как Coursera, Udacity, edX и Stepic. Кроме того, предлагаются основные характеристики и отмечаются минусы популярных платформ для осуществления дистанционного образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, массовый открытый онлайн-курс, интернет-технологии.
ON MAIN HISTORICAL STAGES AND DEVELOPMENT ASPECTS OF THE CONTEMPORARY DISTANCE EDUCATION AND SOME PLATFORMS FOR ITS IMPLEMENTATION
Zamulin Ivan Sergeevich,
Sc. D. in Physics and Mathematics, Head of the Department of Software for Computer Engineering and Automated Systems, Engineering and Technology Institute, Katanov Khakass State University (Abakan)
The article deals with the main stages of the distance education development, from the use of postal service up to the modern Internet technologies. The author describes contribution of scientists and universities of different countries, including Russian scientists and universities, to this process. The author notes that today a fairly popular form for the distance education provision is an open online course carried out on the basis of Internet technologies. The most popular platforms for implementing distance education are Coursera, Udacity, edX and Stepic. In addition, the popular platforms of distance education are characterized, with disadvantages marked as well.
Key words: distance education, e-learning, open online course, Internet technologies.
Современный уровень развития компьютерной техники и технических средств связи позволяет человеку получать почти мгновенно как развлекательные, так и познавательные материалы. Одним из многочисленных аспектов информационной составляющей интернета может служить образование, в том числе и дистанционное. Данный вид обучения позволяет получить новые знания, не отрываясь от работы или основного места учёбы.
Для ответа на вопрос, что послужило точкой отсчёта для появления, или рождения, дистанционного образования (ДО), пришлось изучить немало литературных источников. Так, в книге "Analytical survey Distance Education for the Information Society" («Аналитический обзор. Дистанционное образование для информационного общества» (М., 2000), в частности, говорится о том, что послания Святого Павла для служителей храмов уже можно считать первым в истории примером проявления данного вида образования [1]. По версии других источников прародителем ДО является Исаак Питман [2]. Именно им в 1840 году была введена система обучения студентов стенограмме в Объединённом Королевстве при помощи отправки почтовых писем. Немного позже, в 50 годы XIX века, в Германии публикует свои «обучающие курсы» педагог-методист Густав Лангеншайдт. Данные курсы позволяли взрослым людям самостоятельно изучать иностранный язык.
Первую возможность получить высшее образование на расстоянии позволил основанный в 1836 году Лондонский университет. Данный университет позволял студентам, обучающимся в аккредитованных учебных заведениях, сдавать проводимые этим учебным заведением экзамены. С 1853 эти экзамены можно было сдать любому студенту, обучающемуся в любом учебном заведении мира.
Дальнейшее развитее ДО получило уже в Америке в 80 годы XIX века. В частности,
Тикнор Анной Элиот в 1873 году была создана такая система ДО, как «Общество Тикнор» для женщин, осуществлявшее свою деятельность по почте. В 1874 году предлагает свои услуги по дистанционному образованию также с использованием почты Университет штата Иллинойс. В 1892 году Харпером было открыто первое университетское отделение ДО в Университете Чикаго, по этой причине его считают «отцом обучения по почте» [3]. Следующим шагом по развитию дистанционного образования в мире стало введение его в Университете штата Висконсин в 1906 году.
После США ДО постепенно начало своё развитие и в других странах. Так, в 1911 году Квинслендский университет, находящийся в городе Брисбен, начинает свою работу по организации курсов уровня вуза, а в 1914 году властями были организованы курсы для детей начальной школы, живущих в отдалении от обычных школ. Затем в Мельбурне у студентов педагогического колледжа появилась возможность проводить свои занятия с использованием почты. Такая практика вскоре распространилась на среднюю школу и технические училища. Впоследствии данную систему стали использовать в Канаде и Новой Зеландии. И уже в 1938 году в Канаде, в Виктории, состоялся первый в истории съезд Международного совета по образованию по почте [4].
Если рассматривать историю ДО в России, то его отсчёт начинается с революции 1917 года. В СССР была разработана так называемая «консультационная» модель, суть которой и заключалась в получении образования без визуального контакта. При этом полученное образование считалось заочным. На начало 60 годов ХХ века в Советском Союзе имелось 11 вузов, дававших такое образование, и множество заочных факультетов в традиционных вузах. После Второй мировой войны данную практику взяли на вооружение страны Центральной и Восточной Европы.
В 1939 году был открыт Государственный центр дистанционного обучения во Франции с использованием почтовых служб. Обучение в этом Центре предназначалось для детей, лишённых возможности посещать учебные заведения. В настоящее время он является крупнейшим в Европе учебным заведением, предоставляющим услуги ДО. В значительной степени влияние на систему ДО оказало создание в 1969 году Открытого университета Великобритании, который предоставлял возможность вести дистанционное образование во многих странах Европы и Азии.
В свою очередь Китай в 1979 году в период культурной революции взамен закрытых традиционных вузов создаёт сеть Национальных радио- и телевизионных университетов. Эта сеть позволяла с помощью теле- и радиоприёмников получать образование гражданам страны как в больших городах, так и в удалённых провинциях.
Несмотря на развитие теле- и радиоприёмных способов распространения дистанционного образования, со временем для этой цели стал применяться компьютер. В своё время, в 60 годы прошлого века, компанией IBM была разработана программа Coursewriter, с помощью которой можно было на 17 различных курсах университета Альберты проходить различные виды занятий. Данная программа была запущена в университете в 1968 году и работала вплоть до 1980 года. Изобретение интернета позволило значительно расширить возможности ДО [5].
80 годы XX столетия стали временем развития обучения в режиме реального времени, учебные курсы набирали популярность у образовательных учреждений и крупных компаний, год за годом они совершенствовались. Так, в 1981 году в Институте стратегий и управления США разрабатывается программа онлайн-курсов. В 1985 году Юго-Восточный университет США начинает аккредитацию дипломов, полученных посредством онлайн-курсов.
В дальнейшем, в 1994 году, университет штата Мичиган открыл виртуальную школу обучения для студентов-психологов. В том же году компания Нью-Гемпшире разработала программу CAL Campus, которая осуществляла присылку учебного материала исключительно только через интернет.
В 1997 году была разработана платформа для управления ДО и предоставления учебных курсов. Разработкой этой платформы занималась компания Blackboard, являющаяся сейчас лидером в сфере дистанционного образования. В 2000 годы интернет продолжал совершенствоваться, он становился доступнее и вместе с ним развивались и технологии ДО. Результатом этого стало значительное увеличение количества университетов, использующих дистанционное образование. Официальная дата появления дистанционного образования в Российской Федерации считается 30 мая 1997 года, так как именно в этот день был принят приказ № 1050 Минобразования России, согласно которому разрешалось проводить эксперименты по ДО в сфере образования [6]. Этим же приказом утверждено и Положение «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [7].
Востребованность ДО с каждым годом увеличивается, так как у людей появляется возможность получить основное или дополнительное образование при невозможности сделать это в рамках дневной формы обучения. В 2011 году профессора С. Тран и П. Норвиг из Стэнфордского университета США открыли вводные курсы по основам искусственного интеллекта. Эти курсы привлекли около 160 тысяч студентов из 190 стран мира. Конечно же, большая часть желающих получить образование так и не закончила эти курсы, но около 23 тысяч записавшихся всё же получили сертификаты об их окончании. Эта ситуация натолкнула на создание Udacity (веб-сайта, мощного поставщика онлайн-курсов). В дальнейшем на основе данного сайта была открыта
платформа, предлагающая желающим учебные программы из разных университетов мира -многофункциональные массовых онлайн-курсы (МООС).
История развития ДО демонстрирует возможность получения с его помощью как начального, так и высшего образования. Его могут получить люди разного возраста. Также необходимо отметить, что спектр изучаемых дисциплин посредством ДО достаточно широк, начиная от основ математики и заканчивая дисциплинами высшего образования. Методы, применяемые в ДО, тоже разнообразные: они включают в себя обычную переписку, использование радио и телевидения, а сегодня и разнообразные возможности интернета. Отметим и такой интересный факт, как функционирование систем ДО в системе образования как развитых, так и развивающихся стран. В настоящее время по мере развития информационно-коммуникационных технологий возможность получить образование «не выходя из дома» становится всё более востребованным, и со временем, как нам кажется, ДО станет играть почти такую же важную роль, как и классическое образование [8].
В последнее время достаточно популярной формой для оказания услуг дистанционного образования является массовый открытый он-лайн-курс (МООС), работа которого осуществляется с использованием интернет-технологий. К возможностям данного средства ДО проявляют интерес и в нашей стране. К сегодняшнему дню написано, в том числе и российскими авторами, большое количество работ, посвящённых МООС, его проблемам и применению в образовании [4; 5; 8].
Существует множество платформ для осуществления дистанционного обучения таким предметам с использованием системы МООС, как криптографии, язык программирования, иностранные языки, робототехника, физика, математика, экология, бухгалтерия, менеджмент и т. д. По мнению ряда авторов [9-12],
наиболее популярными платформами для реализации ДО MOOC являются Udacity [13], edX [14] и Coursera [15]. Мы в свою очередь расширим этот перечень системой Stepic [16], в большей степени направленной на русскоязычного пользователя.
Указанные платформы имеют достаточно приятный и не перегруженный лишней информацией интерфейс. Для того чтобы начать обучение на базе этих платформ, необходимо пройти простую регистрацию, в которой необходимо указать свои ФИО, e-mail, логин и пароль для входа в систему. Часть курсов доступна в режиме постоянного функционирования, то есть после подписания на них нет ограничения по временным рамкам их завершения (получения зачёта). Другая часть учебных курсов имеет так называемый «Дедлайн», иначе крайний срок, когда нужно сдать выполненное задание, пройти тест, написать контрольную работу - другими словами, завершить некоторый модуль обучения. Если «студент» вовремя не успевает «закрыть» модуль, то ему либо задания не засчитываются, либо начисляется меньшое количество баллов. В обоих случаях, чтобы завершить курс и получить сертификат о его прохождении, необходимо набрать некоторое минимальное для данного курса число баллов.
В большинстве своём учебные курсы бесплатные, а платные услуги у каждой платформы индивидуальные. Например, у платформы edX при прохождении курса пользователь бесплатно получает «Honor Code Certificate» («Сертификат чести») в виде ссылки на pdf документ на сайте самой системы. При оплате обучения также необходимо пройти верификацию, тем самым потвердить личность проходящего курсы.
Курсы разбиты на несколько основных тем (разделов), которые в свою очередь делятся на подразделы, в каждом из которых имеются несколько видеороликов длительностью 5-8 минут и проверка полученных знаний в виде
теста или задания с открытым ответом. Проверка выполняется в автоматическом режиме, что позволяет почти мгновенно узнать свои ошибки и решить задание ещё раз, если это предусмотрено системой. Данный автоматизированный подход имеет и некоторые минусы: например, если пользователь решает не шаблонным (или близким к нему) способом задачу, то компьютер может принять ответ на данное задание за ошибку.
Ещё один из возможных недостатков системы онлайн-курсов заключается в несоответствие лекционного и практического материалов, либо в более сложном уровне практического задания по сравнению с лекционным материалом. Данная проблема происходит по причине того, что лекции и практические задания готовят разные специалисты, либо авторы настолько хорошо знают материал, что не
видят проблему, которая может появиться у начинающего пользователя. Такие недостатки присущи и классической системе образования, и по этой причине необходимо правильно формулировать свои вопросы и задавать их преподавателям (авторам) курса. В случае он-лайн-курсов для этой цели существует чат в каждом задании.
В заключение отметим, что с каждым годом ДО, построенное на системе МООС, становится всё более популярным. Например, рассмотренную нами систему edX курируют Массачу-сетский технологический институт и Гарвардский университет, которые и организовали её в 2012 году. Благодаря Stepic можно пройти некоторые онлайн-курсы, организованные такими вузами России, как СПбАУ, МФТИ, СПбПУ и др.
Библиографический список
1. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, рр. 3-6.
2. Девтерова, З. Р. Исторические предпосылки возникновения дистанционного образования / З. Р. Девтерова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 8. - С. 58-65.
3. Harper Collehe, Library. - URL: http://dept.harpercollege.edu/library/archives/williamraineyharper.html (дата обращения: 03.09.2018).
4. History of distance education. - URL: http://www.aect.org/edtech/ed1/13/13-02.html (дата обращения: 03.09.2018).
5. Петькова, Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю. Р. Петькова // Успехи современного естествознания. - 2015. - N° 3. - С. 199-204.
6. О проведении эксперимента в области дистанционного образования // Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 . - URL: https://www.lawmix.ru/pprf/143900 (дата обращения: 03.09.2018).
7. О проведении эксперимента в области дистанционного образования // Положение. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050. - URL: https://www.lawmix.ru/pprf/143900 (дата обращения: 03.09.2018).
8. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» / И. Б. Готская, В. М. Жучков, А. В. Кораблёв; РГПУ им. А. И Герцена. - URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/ (дата обращения: 03.09.2018).
9. Золотухин, С. А. Контекстные методы оценки массовых открытых онлайн курсов / С. А. Золотухин // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 8. - С. 250-259.
10. Дмитриев, Д. С. Модель формирования когнитивного компонента готовности преподавателей вуза к разработке МООК / Д. С. Дмитриев // Образовательные технологии и общество. - 2015. - № 2. - С. 638-652.
11. Костюк, Ю. Л. Массовые открытые онлайн курсы - современная концепция в образовании и обучении / Ю. Л. Костюк, И. С. Левин, А. Л. Фукс, И. Л. Фукс, А. Е. Янковская // Вестник Томского гос. ун-та. Управление, вычислительная техника и информатика. - 2014. -№ 1. - С. 89-98.
12. Голубничий, А. А. Обзор массовых открытых онлайн курсов в сфере экологического образования / А. А. Голубничий, И. М. Полуэкто-ва // Современная педагогика. - 2015. - № 8. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4821 (дата обращения: 03.09.2018).
13. Udacity - Free Online Classes & Nanodegrees. - URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 03.09.2018).
14. edX | Free online courses from the world's best universities. - URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 03.09.2018).
15. Coursera - бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов мира / Coursera. - URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 03.09.2018).
16. Courses - Stepic.org. - URL: https://stepic.org/explore/coursesж (дата обращения: 03.09.2018).
© Замулин И. С., 2019