Научная статья на тему 'Основные художественные течения и направления в России конца XIX начала XX века'

Основные художественные течения и направления в России конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1530
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАДЕНТСТВО / DECADENCE / СИМВОЛИЗМ / SYMBOLISM / ФУТУРИЗМ / FUTURISM / МОДЕРНИЗМ / MODERNISM / СТИЛИСТИКА / STYLISTICS / ПОЭЗИЯ / POETRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Штанько Елена Сергеевна

Конец XIX начало XX в. представляет собой переломную эпоху как в социально-политической, так и в духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила Россия за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Этот период в истории страны стал невероятно плодотворным в развитии русской культуры. В рассматриваемый исторический период выделяются разнонаправленные по своей сути течения и направления, о которых пойдёт речь в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main art movements and trends in the Russia of the late XIX and the early XX century

The late XIX and the early XX century is a watershed time in a social, political and mental life of Russia. The great calamities, which Russia endured in this relatively short historical period, couldn't leave its cultural evolvement aside. This period in the country's history became incredibly prolific for the development of the Russian culture. In the given historical time we distinguish differently directed ways and flows, which are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Основные художественные течения и направления в России конца XIX начала XX века»

Е.С. Штанько кандидат педагогических наук, кафедра социально-культурной деятельности Белгородский государственный институт

ф

искусств и культуры

Основные художественные течения и направления в России конца XIX начала XX века

В России первой трети прошлого века, как известно, произошел мощный духовный всплеск, вбросивший в сокровищницу мировой культуры немало значительных идей и произведений в сферах религиозной и философской мысли, всех видов искусства, филологических студий. Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века.

«Серебряный век характеризует пёстрый калейдоскоп различных художественных течений, направлений, школ, творческих объединений группировок, объединений, ассоциаций. Некоторые из них были крайне эфемерными, преходящими. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее»1.

Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, «мирискусничество» и «Новая школа церковного пения»... Контрастных, порой взаимоисключающих направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры.

Некоторые из них в открытую конфликтовали, противостояли друг другу, вели ожесточённую полемику, что делало общую идейно-художественную, эстетическую палитру эпохи еще более контрастной, мозаичной, переливчато-многоцветной. В то же время за этой мозаикой просматривалось и нечто общее, сближавшее различные течения и направления, делавшие Серебряный век в исторической ретроспективе внутренне единым, целостным явлением. «В этих условиях культура Серебряного века представляется сочетанием загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу»2.

Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период

' Штанько Елена Сергеевна, e-mail: lena270655@rambler.ru

1 Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Библионика, 2005, 304 с.

2 Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 687 с.

обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления и переоценки ценностей.

Широкое распространение в художественной культуре конца XIX -начала XX веков получило декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний.

Декаденство (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia -упадок) - обозначение течения в литературе и искусстве конца XIX -начала XX веков, характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д.3.

Тоска, разочарование, неверие в идеалы, болезнь, смерть стали как любимыми темами декадентской литературы, так и психологическими характеристиками их авторов. Опору для своих пессимистических умонастроений декаденты находили у философов Ф.Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше.

Главным, основополагающим в мировоззрении декадентов становится принцип всеобщей относительности: веры и неверия, добра и зла, высокой любви и физических наслаждений. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Декадентство было, скорее, настроением, психологической окраской переходного времени. Декаданс не стал в литературе особой эпохой, «чистых» декадентов было немного. Пытаясь художественно осознать своё умонастроение, сформулировать программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов.

«Русский модернизм - явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, принципиально сконцентрированные на трех проблемах: отношение к традициям русской литературы, определение новизны содержания и формы, определение общего эстетического мировоззрения. Формировалась необходимость, говоря словами Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане»4.

Наиболее влиятельным философско-эстетическим и художественно-творческим направлением в описываемую пору был символизм, представленный такими именами как З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб. В дальнейшем, по мере

3 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997, 1456 с.

4 Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Библионика, 2005, 304 с.

укрепления позиций символизма, утверждения его принципов, в его ряды влились А. А. Блок, И. Ф. Анненский, А. Белый, В. И. Иванов, С. М. Соловьёв и др. Близки к поэтам и литераторам, перечисленным выше, были и представители некоторых других видов искусства - М. А. Врубель (живопись), А. Н. Скрябин (музыка), чья творческая идеология, а также методологические подходы к реализации художественных замыслов в определённой мере сближались с позициями символистов.

Символизм как направление в развитии искусства был общеевропейским, однако именно в России он обрёл высокий философский смысл в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки. На русских символистов оказала сильное влияние французская поэзия, творчество Рембо, Малларме, Варлена, немецкая и английская поэзия. Но русские символисты отрицали свою зависимость от западноевропейской литературы. Стиль русских символистов резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.

В конце XIX в. заявили о себе поэты-символисты «первой волны» -З. Н. Гиппиус, К Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Н. М. Минский. Им на смену пришли поэты - «младосимволисты» - А. Белый, А. А. Блок, Вяч. И. Иванов, композитор А.Н. Скрябин5.

В центре внимания символистов чаще всего были извечные философские категории Жизни и Смерти, Добра и Зла, Духа и Плоти, Индивидуума и Общества, Трансцендентного (ирреального) и Материально-вещественного, и др. Основным, атрибутивным средством выражения для представителей этого направления - независимо от принадлежности к тому или иному творческому цеху - был символ, иначе говоря, некий мистический знак, декон-кретизированная субстанция, имплицидно выражавшая ту или иную Идею, Концепцию, Образ, которые, по мысли символистов, открывали путь в сферу Духовного, в ирреальные миры, неподвластные Разуму человека.

Символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами. Поэзия символизма представлена плеядой ярчайших индивидуальностей. У каждого из поэтов были своё видение, свой идеал, своё понимание совершенства и безупречности. Их творчество наполнено высокой интеллектуальностью и эмоциональной глубиной. У них присутствует редкая способность к предвидению, к пророчеству. Подтверждают это слова Н. А. Бердяева: «Поэты-символисты со свойственной им чуткостью чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, ещё не известная. Подобно Достоевскому, они чувствовали, что происходит

5 РапацкаяЛ.А. Русская художественная культура: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2005, 608 с.

внутренняя революция»6. Таким образом, можно подчеркнуть, что предчувствие ближайшей гибели и смерти у символистов сочетается со взглядами оптимистическими. Несмотря на то, что беды и ненастья не избежать не удастся, но после них всё же настанут лучшие времена.

Обращаясь к живописи Серебряного века, необходимо отметить, что художники искали вдохновение среди тех же самых тем, сюжетов и образов, что и поэты-символисты. Как было отмечено выше, это темы жизни и смерти, любви и порока, болезни и страданий. Так же тема мистики нашла своё место в их творчестве. Художники-символисты обращались в своём творчестве к мифологическим и библейским сюжетам.

Отличительной особенностью художников Серебряного века была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Проследим конкретно деятельность наиболее ярких представителей этого периода.

Наряду с символизмом, влиятельным течением в начале XX в. был акмеизм, позиционировавший себя как философско-эстетическая и художественная альтернатива символизму. Акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. В рядах акмеистов можно было видеть такие крупные фигуры как Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, С. М. Городецкий и др.

Акмеистов мало интересовали мистические мотивы, потусторонние явления, трансцендентные процессы в человеке и проч.; их искусство знаменовало собой поворот от ирреального к реальному, от абстрактно-метафорического к живому, материальному миру, блещущему яркими, сочными красками, благоухающему ароматами и пряностями. Подчас самые простые, обыденные предметы и явления вызывали у них неожиданные ассоциации, сильные эмоции, возвышенно-поэтические состояния. Вдохновляла их и природа, и быт, и окружающая среда; интересовал и сегодняшний день и вчерашний; привлекали поэтические реликвии прошлого, экскурсы в историю государства российского.

Так же характерной для акмеистов стала крайняя аполитичность, пассивное, безразличное отношение к общественной жизни, политической деятельности и современным проблемам.

Объединял многих акмеистов-литераторов культ слова - ясного, точного, ювелирно отгранённого, олицетворявшего эстетику «кларизма» («прекрасной ясности»); такого слова, которое было бы способно выразить самые утончённые эмоционально-психологические состояния. Сказанное поясняет, в силу каких причин и обстоятельств лучшие

6 Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Русская идея. Судьба России. М., 1997, с. 4-221.

творения акмеистов, прежде всего А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёва, О. М. Мандельштама сохранили своё значение вплоть до настоящего времени.

Иная судьба постигла еще одно направление, заявившее о себе в первые десятилетия XX в. - футуризм, представители которого группировались одно время вокруг журнала «ЛЕФ», редактировавшегося В. В. Маяковским. Бунтарские настроения, призывы к ниспровержению традиционных основ художественной культуры, отказ от общепринятых средств поэтического выражения, эксперименты со словом, не признававшие никаких «табу», подчёркнутое влечение к урбанистическим мотивам, - так выглядела в общих чертах стилистика футуристов, такова была их «особая» позиция в культуре начала XX века.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отвергали литературные традиции. Футуризм резко противопоставил себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошёл в мир со стремлением ниспровергать всё и вся. Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях - «Молоко кобылиц», «Дохлая луна» и т. п.

Футуризм распадался на несколько группировок. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительной из футуристических группировок, получила название кубофутуризма. В их числе В.В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В.В. Маяковский.

Таким образом, футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы, подобно символистам, мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они боялись равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала. Знаменитые публичные чтения и спектакли футуристов, начинавшиеся словами типа: «Скучно... уходите!», а когда зрители вызывали на бис автора, администратор арендованного зала обычно отвечал: Его увезли в сумасшедший дом»... В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

На протяжении нескольких лет (примерно 1918-1926 гг.) внимание части художественно-творческой интеллигенции России привлекал имажинизм, представленный именами А. Мариенгофа, Р. Ивнева, В. Шершеневича, И. Грузинова, С. Есенина. Именно С. Есенин был

наиболее видным деятелем этого течения, явившегося по сути одним из ответвлений российского футуризма. Именно С. Есенин, вместе с И. Грузиновым, объявили в середине двадцатых годов о самороспуске «ордена имажинистов», именно С. Есенин способствовал тому, что имажинистам удалось сохранить определённое место в истории отечественной культуры первой трети XX в.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

Имажинизм - русская литературная группировка 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. А. Есенин и др.). Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения7.

Имажинисты исходили из представления о том, что литературное творчество должно сводиться к созданию образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами в отдельно взятом произведении, пристальное внимание обращая на «игру» ритмов.

Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 году В. Г. Шершеневичем, С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом. В нее вошли Р. Ивнев, А. Б. Кусиков, И. В. Грузинов, М. Д. Ройзман, Н. Р. Эрдман.

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма.

Поклонников имажинистов привлекала апологетика образности в теоретических концепциях и конкретной поэтической продукции имажинистов. Действительно, имажинисты не упускали случая подчеркнуть приоритет слова-образа в своих творениях. Но только если у С. Есенина в лучших его творениях слово-образ было проникнуто тонким лиризмом, живым и непосредственным чувством, если его образность была непосредственно связана с национальной тематикой, с реалиями окружающего мира, то его коллеги-имажинисты ограничивались чаще всего малосодержательным формотворчеством, словесной эквилибристикой. Слово рассматривалось ими как некое нейтральное в семантическом отношении средство литературной выразительности: имела значение ритмика словопостроений, их эвфонические качества и свойства; ценились необычные метафоры и т.д. Соответственно, всё, что вело в сторону содержания речи, её

7 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997, 1456 с.

смысла, всё это представлялось ненужным, излишним, мешающим. «Очистим форму от пыли содержания» - этот известный девиз имажинистов красноречиво характеризовал их художественную идеологию, их вектор творческих исканий.

Иногда высказываются мнения, что деятельность композиторов, писателей, живописцев, придерживавшихся классических ориентации в своей художественной практике, завершила великую эпоху российского реалистического искусства XIX в. Известные основания для таких утверждений, видимо, есть. И, тем не менее, следует осознавать условность таких утверждений, тем более высказываемых подчас в безапелляционной форме. Бесспорно лишь то, что «художники-классики», продолжатели отечественных реалистических традиций, своим творчеством внесли определённый контраст в стилевую палитру Серебряного века, тем самым сделав её еще более богатой, интересной и многоцветной.

Штанько Е.С. Основные художественные течения и направления в России конца XIX начала XX века. Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху как в социально-политической, так и в духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила Россия за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Этот период в истории страны стал невероятно плодотворным в развитии русской культуры. В рассматриваемый исторический период выделяются разнонаправленные по своей сути течения и направления, о которых пойдёт речь в статье.

Ключевые слова: декадентство, символизм, футуризм, модернизм, стилистика, поэзия.

Shtanko E.S. The main art movements and trends in the Russia of the late XIX and the early XX century. The late XIX and the early XX century is a watershed time in a social, political and mental life of Russia. The great calamities, which Russia endured in this relatively short historical period, couldn't leave its cultural evolvement aside. This period in the country's history became incredibly prolific for the development of the Russian culture. In the given historical time we distinguish differently directed ways and flows, which are analyzed in this article.

Keywords: decadence, symbolism, futurism, modernism, stylistics, poetry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.