Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ'

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ / MUNICIPALITIES / STRATEGY / DEVELOPMENT GOALS / IMPLEMENTATION TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кюльбякова С.

В статье проводится анализ основных характеристик стратегий развития муниципальных образований, реализуемых в РФ в настоящее время. Выявлены приоритетные направления социально-экономического развития иобозначены инструменты реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кюльбякова С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT STRATEGIES OF MUNICIPALITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the main characteristics of the development strategies of municipalities implemented in the Russian Federation at the present time. Priority directions of social and economic development are revealed and tools of realization are designated

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оптимальным вариантом закупки в государственных учреждениях считается закупка в одной единой информационной системе, в котором будут все электронные аукционы и надежные подрядчики. Все договора будут оформляться, а так же вся информация о закупках будет храниться в информационной системе, что позволит оптимизацию процесса закупок.

Использованные источники:

1) Электронный аукцион [Электрон, ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия - 2003. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Электронный_аукцион.

2) ГОСТ 19.701-90 Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения: Изд-во стандартов, 1991.26с.

3) Куликов Г.Г. Системное проектирование автоматизированных информационных систем: Учеб. пособие. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1999 . 100с.

4) Юсупов И.Ю. Автоматизированные системы принятия решений. М.: Наука, 1983. 88с.

УДК 332.1

Кюльбякова С. студент магистратуры Северо-Кавказский институт-филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации

РФ, Пятигорск

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ

В статье проводится анализ основных характеристик стратегий развития муниципальных образований, реализуемых в РФ в настоящее время. Выявлены приоритетные направления социально-экономического развития иобозначены инструменты реализации

Ключевые слова: муниципальные образования, стратегия, цели развития, инструменты реализации.

Kulbakova S.

North Caucasus Institute-branch Russian Academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation Russian Federation, Pyatigorsk THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT STRATEGIES OF MUNICIPALITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the main characteristics of the development strategies of municipalities implemented in the Russian Federation at the present time. Priority directions of social and economic development are revealed and tools of realization are designated

Key words: municipalities, strategy, development goals, implementation

tools.

Стратегическое планирование является самым важным условием эффективного государственного управления. Принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» способствовало активизации в регионах работы по корректировке и актуализации документов стратегического планирования с учетом новых требований. В соответствии со статьями 1 и 2 данного закона стратегическое планирование в нашей стране реализуется и на уровне субъектов РФ, а его правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами как федерального, так регионального и местного уровней [1, 92].

В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 172-ФЗ стратегия социально-экономического развития субъекта РФ должна включать множество параметров, начиная с оценки достигнутых целей социально-экономического развития и заканчивая оценкой финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии. В большинстве случаев указанные разделы действительно присутствуют в тексте стратегий, хотя их содержание и подходы к их описанию зачастую кардинально различаются.

Одним из основных механизмов оценки внутренних и внешних угроз для региона, а также его преимуществ и возможностей развития является SWOT-анализ, наиболее эффективный и комплексный способ оценки потенциала региона, поэтому он применен в подавляющем большинстве стратегий. Количественный анализ показывает, что SWOT-анализ применялся в 49 стратегиях из 80 реализуемых. Чаще всего SWOT-анализ проводился в стратегиях для оценки социально-экономического положения региона без выделения конкретных отраслей.

По границам планирования - большинство муниципальных образований имеет стратегии до 2020 г. (23 документа), значительно меньше до 2025 г, (10 документов), несколько документов ориентированы на 2030 (3), 2021 (2) и 2022 гг. (1). Только в Калининграде официально утвердили документ, в котором стратегией закреплено развитие города, более чем на 20 лет — до 2035 г.

Большинство стратегий заявляет социальную или экономическую направленность - 88 и 75 % соответственно. Некоторые содержат в презентационной части планы по инфраструктурным преобразованиям или инвестиционной политике — по 18%; в 13% случаев документ анонсировался как стратегия инновационного развития, в 10 % случаев — пространственная стратегия.

Для характеристики содержания стратегии важным моментом служит наличие флагманских проектов. Флагманские, прорывные проекты в экономике отмечены в 42,5 % стратегий. Чаще флагманские проекты встречаются в инфраструктуре — 57,5 %, причем в 5 % стратегий такие проекты подробно описаны в тексте и имеют продуманный механизм реализации.

Флагманские проекты в социальной сфере присутствуют в 60 % документов. Их отраслевая специфика (по объему финансирования или по количеству проектов соответствующей тематики) выглядит следующим образом: проекты в области здравоохранения (30 %) и образования (28 %), по 18 % документов строятся вокруг проектов в сфере безопасности, социальной политики или культуры. В 8 % случаев проекты заявлены в сфере физической культуры и спорта.

В экономической части стратегии в 20 % документов акцент делается на конкретные отрасли или предприятия, для которых определены меры селективной поддержки. В 32,5 % стратегий превалирует ориентация на создание общих благоприятных условий для всех отраслей, хороший хозяйственный климат. Сочетание селективной и общеэкономической стратегий составляет большинство случаев — 47,5 %[2, 5].

Масштаб намеченных стратегиями преобразований в экономике не слишком велик. Радикальное изменение структуры экономики предполагается в 7,5 % документов, в 12,5 — диверсификация моноструктуры, в 20 — значительное изменение отраслевой структуры, в 47,5 % — незначительное изменение отраслевой структуры. В 12,5 % стратегий изменения не предполагаются.

Стратегии различаются по степени внимания, которое уделяется различным отраслям хозяйства. Максимальное внимание, по 23 % стратегий, уделялось туризму и машиностроению. Агропромышленный комплекс приоритетен в 18% стратегий. В 13% стратегий ведущей отраслью указывался металлургический комплекс. Стратегии, в которых в качестве ведущих указывались такие отрасли, как производство товаров народного потребления и топливно-энергетический комплекс, составили 10%. Такие отрасли, как связь и .И, сфера обслуживания, строительный, химический и лесопромышленный комплекс — в 5 % стратегий. Приоритеты в улучшении хозяйственного климата определялись по предложенным в документе мероприятиям: о консультационной поддержке речь идет в 33 % стратегических документов, об институциональной — в 65%, об экономической — в 33 %. Проект создания особой экономической зоны в качестве вида поддержки указывается в 5 % стратегических документов (рис.1).

Степень внимания к инфраструктурным проектам определяется по их количеству: исключительное внимание (т. с. упоминание более 5 проектов) в 37,5 %, повышенное внимание - в 15, среднее внимание — в 17,5. не более

1 проекта — в 17,5 %. Внимание к инфраструктурным проектам отсутствует в 12,5 % стратегий.

25 23 23

20

15

10

I Туризм

Машиностроение АПК

Металлургия

Товары народногопотребления

ТЭК

Связь

^-технологии Строитлеьный конмплекс Химическая промышленность I Лесная промышленность

5

0

Рис.1 - Приоритетные стратегические отрасли

Инфраструктурные проекты в транспортной инфраструктуре в 45 % стратегических документов касаются общественного транспорта и в 30 % внешнего транспорта. 35 % стратегий рассматривают проекты социальной инфраструктуры. Вопросы благоустройства рассматриваются в 23 % стратегических документов, трансформация промышленных территорий и энергетика — в 18 %, модернизация коммунальной инфраструктуры — в 15,

трансформация муниципального центра — в 8, обращение с отходами — в 5 %.

При анализе отражения социальной сферы в исследуемых стратегических документах можно отмстить, что отраслям уделяется различное внимание. Приоритетны образование и культура: именно им уделялось исключительное внимание в большинстве стратегий (17,5 и 15 % соответственно) и именно к ним внимание отсутствовало в меньшинстве из них (2,5 и 5 % соответственно). Также значимы мероприятия социальной политики: исключительное внимание к ним присутствует в 12,5 % стратегий. Такие сферы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, безопасность, не игнорируются авторами стратегий, но степень внимания к ним средняя [2, 8].

Внимание к инструментам реализации стратегии служит ключевым фактором для ее воплощения в жизнь, но в 45 % стратегических документов вопросам управления реализацией стратегии оказывается незначительное внимание или оно отсутствует. Повышенное внимание оказывается в 20 % стратегических документов. Поровну (по 17,5 %) распределились стратегические документы, в которых вопросам управления реализацией оказывается исключительное внимание (создание специализированной административной структуры), среднее внимание и в которых этим вопросам вообще не уделяется внимания.

Большинство документов (53 %) содержат тезисы о необходимости повышения эффективности работы местных органов власти за счет создания системы мониторинга и сбалансированной системы показателей реализации. Об участии граждан в самоуправлении говорится в 23 % стратегий. Актуальность электронных коммуникаций (электронное правительство, электронные услуги) отмечена в 15% стратегических документов. В части вопросов бюджета затрагивались такие требующие совершенствования моменты, как планирование (28 % документов) и обязательность исполнения бюджета (3 %). В 10 % стратегий отмечена важность создания системы стратегического управления развитием территории через внедрение инструментов стратегического планирования на уровне отраслевых департаментов и подразделений администрации.

Многие эксперты и практики высказывают мнение, что хорошая муниципальная стратегия должна быть амбициозной, снабженной продуманным механизмом реализации и мониторинга, концентрирующей усилия вокруг приоритетных флагманских проектов: разработанной под руководством главы администрации совместно с ключевыми участниками городского развития, понятой и принятой местным сообществом [3].

В стратегических документах содержательные формулировки цели чаще всего указывают стабильное повышение и улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения города и создание условий для этого. В качестве средств достижения данной цели в стратегиях указываются такие как:устойчивое инновационное развитие;улучшение экологической обстановки;динамичное развитие экономики города, сочетающее модернизацию традиционных отраслей и появление новых лидеров инновационного экономического развития на базе интеграции науки и бизнеса, развития кооперационных и межмуниципальных связей, а также диверсификация экономики;динамичное развитие человеческого и инвестиционного потенциалов;модернизация социальной сферы, в том числе улучшение жилищных условий и условий жизнедеятельности и благоустройство городской среды;создание максимально комфортных условий для гостей и эффективно работающих компаний.

В ряде стратегий главной целью заявлено улучшение экономических показателей города — как интегральных, так н отдельных. Нередко главные цели привязаны к специализации города. К примеру, целью Кисловодска является «сохранение и развитие города-курорта как всероссийской здравницы и зоны туризма» [4].

В главных целях ряда стратегий уделено особое внимание следующим аспектам:комфортное, привлекательное и безопасное проживание, устойчивый экономический рост; качественная городская среда; активность населения; экология; повышение благосостояния населения; семейное благополучие; здоровье и культурно-оздоровительный отдых; гармоничное развитие личности и профессиональная реализация.

Таким образом, можно отметить разнообразие формы и содержания стратегических документов, существенные различия в подходах к формулировкам целей и миссий.Следует отметить, что стратегии данного периода отличаются значительным разнообразием по форме и подходам к планированию.

Можно сказать, что содержание стратегических документов постепенно изменялось в направлении усиления свойств, которые признаны атрибутами «хорошей» стратегии: повысилась амбициозность стратегий, значительно увеличилось количество стратегий с исключительным вниманием к вопросам реализации.

В большинстве миссий муниципальных образований упоминаются качество жизни, экономическое развитие или оба аспекта одновременно. Всего в нескольких случаях миссия города носит глобальный характер и связана с поиском городом своего места в рамках разделения труда или распределения ресурсов.

Использованные источники:

1. Климанов В.В., Будаева К.В. Региональноестратегирование анализ итогов 2016 года //Бюджет. №6, 2017. С.90-94.

2. Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Муниципальное стратегическое планирование в России между кризисами// Известия Русского географического общества. 2016. Вып.3. С.1-13.

3. СеливерстовВ.Е.Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике. Новосибирск, 2013. 436 с.

4. Стратегия социально-экономического развития г.Кисловодска до 2035 года. Ставрополь, 2018. -109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.