Научная статья на тему 'Основные характеристики и функции профессионально-педагогического общения'

Основные характеристики и функции профессионально-педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1598
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики и функции профессионально-педагогического общения»

В процессе написания программы спрогнозированы следующие ожидаемые результаты от ее внедрения.

1. Увеличение показателей деятельности зала М. А. Ульянова:

• числа посещений в 2010 г. на 5 %, в 2011 г. еще на 5 %;

• количества массовых мероприятий в 2010 г. на 30 %, в 2011 г. еще на 40 %.

3. Изменения в социокультурной сфере:

• повышение востребованности фонда зала Ульянова местным сообществом;

• укрепление связи муниципальной библиотеки с учреждениями образования и культуры по пропаганде творческого наследия М.А. Ульянова;

• участие в творческих конкурсах представителей молодого и старшего поколений, семей с целью формирования культуры диалога поколений;

• укрепление патриотических качеств у подрастающего поколения района, в том числе чувства гордости за своего земляка М.А. Ульянова;

• включение зала имени М. А. Ульянова в карту туристских маршрутов Муромцевского района;

• выпуск широкого спектра издательской и PR-продукции;

• создание собственного сайта МБ им. М. А. Ульянова в сети Интернет с отдельной рубрикой «Мемориальный зал М. А. Ульянова».

Таким образом, для муниципальной межпоселенческой библиотеки, с гордостью и честью носящей имя известного актера Михаила Ульянова, мемориальный зал его имени - это культурный брэнд. Разработанная нами программа позволит залу системно осуществлять деятельность по пропаганде творчества этого актера и тем самым способствовать решению задач патриотического воспитания местного сообщества, а библиотеке, носящей его имя, значительно расширить рынок своих услуг и привлечь большее число заинтересованных пользователей, в том числе из других регионов страны.

В. А. Григорьева-Голубева

Основные характеристики и функции профессионально-педагогического общения

В последние годы активизировался интерес к проблеме качества образования. Особую роль в современной образовательной ситуации выполняет категория общения. Ныне произошел переход от исследования «общения как фактора» к изучению процессуальных

57

характеристик общения (причем на всех уровнях анализа - методологическом, теоретическом, экспериментальном). Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривают этот феномен как важное условие формирования личности. Учебно-познавательная, профессиональная деятельность, общение, культура - взаимосвязанные и взаимопроникающие аспекты деятельности преподавателя и учащегося, которые имеют отношение ко всем педагогическим явлениям.

Педагогическая деятельность - именно та деятельность, которая строится по законам общения, по типу взаимодействия и коммуникации в системе «учитель - учащиеся». С этой точки зрения обучение выступает как творческое общение учителя и учащихся, как процесс совместного поиска и действия, в результате которого, с одной стороны, у учащихся формируются личностно добытые знания, с другой - развивается профессиональное мастерство учителя. По мысли В.А. Сухомлинского, если мы хотим повысить эффективность обучения, то должны выявить и реализовать оптимальные условия межличностного общения. При этом необходимо учитывать закономерности восприятия человека человеком (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, Х.Й. Лийметс, В.М. Соковнин и др.). Кроме того, необходимо иметь в виду, что взаимоотношения педагога с учащимися управляемы и могут быть изменены в педагогически целесообразном направлении (В.А. Якунин). В связи с этим можно говорить о том, что профессионально-педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском общении. В ходе педагогического общения могут реализовываться такие функции, как информационная, воспитательная, организации и обслуживания предметной деятельности (В.А. Кан-Калик, А.А. Лобанов, В.Ю. Питюков, Н.Е. Щуркова и др.). Наряду с этим функции профессионально-педагогического общения имеют свои отличительные особенности.

Показательно, что учителя-мастера подчеркивают важность живых контактов с учащимися, значимость доверительных отношений для успешного решения всех проблем обучения и воспитания учащихся. Вне зависимости от стажа и возраста учителя понимают, что отношение к ним учащиеся переносят на предмет, который они преподают; ими в той или иной мере осознается роль общения как одного из ведущих средств педагогического воздействия. Кроме того, привлекает и сам «человеческий материал», с которым приходится работать - общение с ребятами придает силы. Важен и еще один момент: общение с учащимися - важный источник новой информации для учителя, понимания им процессов, происходящих в обществе. «Мое Ты воздействует на меня, и я воздействую на него. Наши ученики учат нас, наши создания создают нас», - подчеркивает

58

М. Бубер, настаивая на взаимном творчестве учителя и ученика при создании гармонии общения.

Чтобы эффективно управлять людьми, общаться с ними, надо знать их. В полной мере такое утверждение относится и к сфере преподавания, учительства. Такое знание является фундаментом, базой тех моделей поведения, которые может избирать учитель при общении. Для педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях или учителей - прирожденных психологов (В. Леви назвал их «гениями общения), такие знания не являются актуальными. Однако одна из основных идей педагогики последних лет - идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося в практической деятельности учителей реализуется с трудом. Хотя исследователи указывают отдельные пути преодоления указанных трудностей.

Так А.Б.Добрович в отношениях с окружающими, в поведении людей выделяет три альтернативные пары: доминант-недоминант, мобильный-ригидный, экстраверт-интроверт, предлагая определенные стратегии поведения с людьми такого типа. Однако надо отметить, что в «чистом» виде указанные типы людей в общении встречаются редко. Часто человек может сочетать в своем поведении разные формы общения.

В системе С. Деллингер представлено ранжирование людей по пяти признакам, типам (формам), условно соответствующим пяти геометрическим фигурам: квадрату, прямоугольнику, треугольнику, кругу, зигзагу. Каждый тип по-своему одевается, тяготеет к определенным стандартам одежды, ведет себя с другими людьми на работе, дома, с начальниками и подчиненными и т. д. Для успешных контактов с ними существуют определенные стратегии поведения. Общие рекомендации здесь - развитие наблюдательности, воображения, эмпатии, толерантности, культуры речи, знание невербальных и экстралингвистических средств общения.

«У каждого времени свой путь к знанию, - считает Е.Н. Ильин, -у нашего - личностный, творческий, коммуникативный. Общение -прежде всего духовный контакт, дефицит которого особенно остро ощущает школьник. Дети идут к нам не просто учиться и не просто высказываться, а учиться высказываться...». Поэтому нами было проведено исследование с целью определения типа направленности личности педагога в общении (методика С.Л. Братченко). Анализ полученных данных показывает, что для 45 % учителей литературы наиболее значимой является профессионально-ценная диалогическая, гуманистическая направленность в общении, в то же время ею обладает лишь каждый шестой учитель иностранного языка, каждый четвертый учитель начальных классов. Кроме того, учителя начальных классов имеют тенденцию к авторитарному общению, но в

59

меньшей степени склонны к индифферентной позиции в общении. Отметим, что максимальный балл в трех выборках получен по параметру «авторитарная направленность личности в общении». Значит, «роскошь человеческого общения» учителями не осознается в полной мере и значительный воспитательный потенциал взаимоотношений с учащимися остается неиспользованным, педагоги не могут его реализовать, хотя, по словам А.А. Бодалева, учитель -специалист по человеческому общению. Обратим внимание и на то, что в повседневной практике у учителей начальных классов преобладающими оказываются методы негативно-стимулирующего словесного воздействия (запрет, угроза, наказание, порицание, выговор, критика, высмеивание, ироничные высказывания); на втором месте - методы поощрительно-стимулирующего словесного воздействия (поощрение, похвала, совет, просьба, доверие); на третьем - организация самостоятельных поступков и действий учащихся (стимулирование, вовлечение, направление их поведения, руководство).

Как показали исследования, при всей значимости межличностных отношений, к сожалению, в настоящий момент именно коммуникативные умения как стержневые, системообразующие являются самым стихийным, неуправляемым и запущенным аспектом деятельности педагога. Согласно данным исследования М. М. Кашапова, 55,3 % преподавателей средней школы склонны искать причину затруднения общения с учащимися в самом учащемся; 34,2 % стремится разобраться в педагогической ситуации в целом; и только 10,5 % ищут причину разрушения межличностных отношений прежде всего в себе. Как видно, большая часть учителей приходит к свертыванию взаимодействия через вытеснение другого участника на периферию общения, что не способствует успеху его деятельности. Вероятно, нужны новые коммуникативные техники, которые позволят осуществить сближение социальной дистанции между обучающим и обучаемыми, установление атмосферы сотрудничества, а также помогут отделить слово от аффективноволевой сферы. Например, предложенные М. Вудкоком и Д. Френсисом и активно используемые автором данного исследования «шаги контакта» или «ключевые шаги установления хороших личных отношений».

Известно, что гуманизация образования предполагает максимальную индивидуализацию. Однако осуществить данное положение в настоящее время достаточно сложно. Как показывают исследования, главные трудности выпускники педагогических вузов (более 50 %) испытывают в установлении контакта и взаимодействия с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время, успешно справляются с этим от 39,1 до 49,4 % учителей; большинство педа-

60

гогов испытывают сложности в общении с детьми, у многих учителей выявлен низкий уровень эмпатии, искренности, уважения к людям. Кроме того, в обучении в современной школе превалирует монологический способ общения. В исследованиях, посвященных возможностям коммуникативной деятельности в школе, показано, что во время уроков учитель проводит в форме диалога только 20 % времени, хотя, по данным В.Я. Платонова, при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в игровой ситуации - около 90 %. Индивидуализация обучения при фронтальном изложении материала затруднительна, так как данная ситуация оптимальна лишь для детей с вербальной познавательной стратегией. Для детей с доминирующим практическим интеллектом, эмоционально-образным мышлением, эффективность подобного обучения невелика.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога. Однако проведенный анализ актуализирует необходимость развития именно гуманистических ценностей будущих преподавателей.

Н. Ю. Данилова

Использование формы дебатов на занятиях по дисциплине «Тренинг профессиональной речи психолога»

Дисциплина «Тренинг профессиональной речи психолога» - это факультативный курс, основная цель которого - помочь студентам в овладении речью как важнейшим инструментом профессиональной деятельности психолога. В ходе практических занятий студенты знакомятся с основами знаний об общении и его видах, основными речевыми жанрами, которые использует психолог-исследователь и практикующий психолог в своей работе. На занятиях изучаются типы и этапы беседы как риторического события, виды, структура и этапы спора, способы формулирования тезиса, построения доказательства, корректные и некорректные приемы ведения спора, структура и общие правила подготовки публичного выступления, принципы написания текста в научном стиле. Студенты учатся создавать профессионально значимые речевые произведения, создают и редактируют письменные тексты в научном стиле, совершенствуют практические риторические умения (основы речевого мастерства в профессионально значимых риторических ситуациях), выступают с речью (информационной и убеждающей) перед аудиторией, участвуют в дискуссиях.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.