Научная статья на тему 'Основные характеристики этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства'

Основные характеристики этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИСТЫ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев С.П.

В статье раскрываются основные характеристики этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства в философско-культурологическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах, представленные в логической цепи дефиниций «компетентность», «профессиональная компетентность», «социокультурная компетентность», «этносоциокультурная компетентность». Дано определение этносоциокультурной компетентности экономиста сферы туризма и гостиничного хозяйства как совокупности общекультурных и общепрофессиональных знаний, профессионально-ценностных установок, психологической готовности и способности к межкультурному общению и продуктивному взаимодействию на основе признания паритета этнических культур и ментальных традиций. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогическое наблюдение. Материал. Этносоциокультурная компетентность экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства рассматривается в совокупности общекультурных и общепрофессиональных знаний, профессионально-ценностных установок, психологической готовности и способности к межкультурному общению и продуктивному взаимодействию на основе признания паритета этнических культур и ментальных традиций. Результат. Проведенный анализ научной литературы позволяет констатировать тот факт, что компетентность определяется совокупностью личностных, профессиональных и социальных качеств, присущих квалифицированному специалисту, отвечающих должному уровню овладения им профессией и продуктивной деятельности. Заключение. Выделенные автором основные характеристики этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства в философско-культурологическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах дают четкое представление их сущности и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства»

УДК 615.035.4

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

С. П. Яковлев - кандидат юридических наук, доцент Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» г. Чебоксары

BASIC CHARACTERISTICS OF ETHNOSOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE OF ECONOMISTS IN TOURISM AND HOSPITALITY

MANAGEMENT

S.P. Iakovlev - Candidate of Law, Associate Professor Branch of the federal state budget educational institution of higher professional education "Saint-Petersburg State Economic University"

Cheboksary

e-mail: svakovlev@cheb-en2ec.ru

Ключевые слова: этносоциокультурная компетентность, экономисты сферы туризма и гостиничного хозяйства.

Аннотация. В статье раскрываются основные характеристики этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства в философско-культурологическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах, представленные в логической цепи дефиниций «компетентность», «профессиональная компетентность», «социокультурная компетентность», «этносоциокультурная компетентность». Дано определение этносоциокультурной компетентности экономиста сферы туризма и гостиничного хозяйства как совокупности общекультурных и общепрофессиональных знаний, профессионально-ценностных установок, психологической готовности и способности к межкультурному общению и продуктивному взаимодействию на основе признания паритета этнических культур и ментальных традиций.

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогическое наблюдение.

Материал. Этносоциокультурная компетентность экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства рассматривается в совокупности общекультурных и общепрофессиональных знаний, профессионально-ценностных установок, психологической готовности и способности к межкультурному общению и продуктивному взаимодействию на основе признания паритета этнических культур и ментальных традиций.

Результат. Проведенный анализ научной литературы позволяет констатировать тот факт, что компетентность определяется совокупностью личностных, профессиональных и социальных качеств, присущих квалифицированному специалисту, отвечающих должному уровню овладения им профессией и продуктивной деятельности.

Заключение.Выделенные автором основные характеристикиэтносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства в философско-

культурологическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах дают четкое представление их сущности и содержания.

Keywords: ethnosocial and cultural competence, economists in tourism and hospitality industry.

Annotation. The article reveals main characteristics of ethnosocial and cultural competence of economists in tourism and hospitality sphere in philosophical-cultural , social-psychological and pedagogical aspects, presented in a logical chain of definitions of "competence" , "professional competence", "socio-cultural competence", "ethnosocial and cultural competence". The definition of ethnosocial and cultural competence of economists in tourism and hospitality industry is given as a set of common cultural and general professional knowledge, professional values, psychological readiness and ability to communicate in cross-cultural environment and productive interaction based on recognition ofparity of ethnic cultures and mental traditions.

Methods of research: analysis of scientific and educational literature, pedagogical supervision.

Materials. Ethnosocial and cultural competence of economists in tourism and hospitality sphere is considered in the aggregate of common cultural and general professional knowledge, professional values, psychological readiness and ability to communicate in cross-cultural environment and productive interaction based on recognition of parity of ethnic cultures and mental traditions.

Results. The analysis of the scientific literature allows us to conclude that competence is determined by a combination of personal, professional and social qualities of a skilled person corresponding to the proper level of mastering his profession and productive activities.

Conclusion. Basic characteristics of ethnosocial and cultural competence of economists in tourism and hospitality sphere dedicated by the author in the philosophical-cultural, socio-psychological and pedagogical aspects give clear picture of their nature and content.

Введение

Происходящие в мире процессы глобализации обусловили решение проблемы профессионализма в различных сферах экономики России. Профессионализм сегодня является основным фактором, обеспечивающим динамическое развитие российского общества. На эту проблему особое внимание было уделено в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором указывалось, что система профессионального образования, вузовская наука должны работать над практическим воплощением программ модернизации социально-экономической сферы.

Сфера туризма и гостиничного хозяйства по определению является «гостеприимной площадкой», способствующей усилению имиджа и привлекательности различных регионов России, куда приезжают в качестве туристов люди разных профессий, различных намерений (собственно туризм как знакомство с природой и культурой страны, возможность увидеть и наладить контакты для последующей коммерческой, социокультурной деятельности и др.). Если говорить о международном туризме, то в этом процессе ключевую роль играют специалисты-менеджеры, экономисты, в чьей профессиональной квалификации этносоциокультурная компетентность играет важнейшую роль.

Цель исследования заключается в раскрытии основных характеристик этносоциокультурной компетентности экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства на основе раскрытия определения данного феномена. В определении понятия «этносоциокультурная компетентность экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства» исходим из логики рассмотрения предшествующих понятий, таких, как «компетентность», «профессиональная компетентность», «социокультурная

компетентность», «этносоциокультурная компетентность».

Материал и методы исследования. Материал статьи является концентрированным выражением аналитического подхода к исследованию проблемы, выстроен в логике «анализ синтез - умозаключение». Использован аналитико-синтетический метод исследования.

Результаты исследованияи их обсуждение. Компетентность в «Большом словаре иностранных слов» (1998 г.) определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.

И.А. Зимняя рассматривает компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и к предмету деятельности. Компетентность основывается на компетенции, но не исчерпывается ею, т.е. компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций» [4, с. 35-41].

В трактовке Д. Брунера компетентность представляет собой совокупность качеств, присущих квалифицированному специалисту, качества которого отвечают должному уровню овладения каждым профессией [12].

Компетентность по В.А. Демину, это «уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» [15, с. 34-42.].

В.А. Кальней рассматривает компетентность как умение мобилизовать полученные в процессе обучения знания и опыт и включать их в конкретные жизненные и профессиональные ситуации. Ученый полагает, что в компетентности заключены также и скрытые возможности [14].

Для нашего исследования, касающегося рассмотрения проблемы формирования компетентности у экономистов сферы туризма и гостиничного хозяйства особый интерес представляет рассмотрение этого понятия с точки зрения психологической концепции совершенствования управления (отметим позицию М. Кяэрста о нецелесообразности рассмотрения компетентности вообще, а только применительно к конкретным делам, профессиям и т.д.). Он выделяет в компетентности управленца такие составляющие, как предпосылки к формированию компетентности, включающие природные способности и талант, приобретенные знания, опыт, и образование, уровень профессиональной квалификации; собственно деятельность как процесс, имеющий структуру, характеристику и признаки (особенности); результаты этой деятельности, отраженные в ее результатах, наблюдаемых изменениях в объектах деятельности, а также в количественных и качественных параметрах результатов и произошедших сдвигах [1, с. 45-67].

Таким образом, компетентность определяется совокупностью личностных, профессиональных и социальных качеств, присущих квалифицированному специалисту, отвечающих должному уровню овладения им профессией и продуктивной деятельности. Как видим, в своем большинстве ученые, характеризуя компетентность, акцентируют внимание на деятельностном характере данного феномена, что отмечено и в нашем определении. Тем самым логично рассмотрение следующего понятия - «профессиональная компетентность».

Профессиональную компетентность Г.М. Коджаспирова характеризует как владение специалистом той суммой знаний, умений и навыков, которые представляют основу для формирования базы профессиональной деятельности, для общения, в целом, для формирования личности специалиста, наделенного определенными ценностями, идеалами, установками [6].

С позиции акмеологии профессиональная компетентность определяется как главный когнитивный компонент профессионализма личности специалиста, связанный с его деятельностью в сфере решения профессиональных задач, в условиях постоянно расширяющейся системы знаний, спектра решаемых проблем. Это позволяет осуществлять профессиональную деятельность в высокой степени продуктивно [3].

С точки зрения психологического подхода Е.В. Бондаревой выделены следующие компоненты профессиональной компетентности:

- функциональный компонент представляет собой систему приобретенных будущим специалистом в вузе знаний всех предметов, а также навыков его творческой деятельности, отражающих глубину, объем, стиль мышления, морально-этические нормы, социальные функции;

- мотивационный компонент отражает мотивы, цели, потребности, профессионально и ценностно значимые установки;

- рефлексивный компонент включает совокупность навыков самоконтроля, самоанализа, прогнозирования результатов своей деятельности;

- коммуникативный компонент представлен способностями продуктивно мыслить и устанавливать гармонию в межличностных отношениях, доходчиво излагать информацию и осуществлять профессиональное взаимодействие [7].

В соответствии с выделенными акмеологическим и психологическими параметрами профессиональная компетентность определяется нами с позиции деятельности специалиста сферы туризма и гостиничного хозяйства как система актуальных профессионально значимых знаний и умений их применения в широком спектре профессиональной практики, как инновационный стиль мышления и ценностные установки в выполнении социальных функций и как продуктивность деятельности по осуществлению профессионального взаимодействия.

Социокультурная компетентность определяется как:

- «совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для межкультурной коммуникации в соответствии с культурными и социальными нормами коммуникативного поведения», структурно выраженная в таких компонентах, как «знания (знания культурно-специфических различий и сходств, выраженных в нормах, ценностях, поведенческих образцах), умения (умения применять знания в общении), личностно поведенческие качества (культурная полицентричность, эмпатия, некатегоричность суждений, гибкость)» [10].

- «интегральное качество личности, которое соединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека» [9, с. 84.].

- «совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективной готовности к самоопределению, обеспечивающие интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей» [5].

Интерес для нашего исследования представляет определение социальной компетентности, данное немецким философом и социологом Ю. Хабермасом в контексте теории речевой коммуникации, так как речевая составляющая профессиональной компетентности есть важнейшая характеристика специалиста сферы туризма и гостиничного хозяйства. Ученый рассматривает социальную компетентность сквозь призму адекватности той социальной реальности, которая требует эффективности применения механизмов решения всего разнообразия возникающих перед человеком проблемных ситуаций.

«Социокультурная компетентность» многими учеными рассматривается сквозь призму культуры общения (М.А. Богатырева Н.Б. Ишханян, В.В. Сафонова, Р. Мильруд и др.). В их исследованиях особо отмечается роль сложившихся в культуре ценностей, которые служат установлению гармоничных контактов на основе способности адекватно воспринимать и действовать в ситуациях общения с представителями разных культур. Такое понимание звучит в унисон с мнением французского исследователя M.Th. Claes о том, что социокультурная компетенция отражена в знании и уважении культуры собеседника, его шкалы ценностей, которыми он руководствуется в общении. При этом важно учитывать то обстоятельство, как отмечает ученый, что различия ценностей собеседников нередко приводит к проблемам в общении [2].

Социокультурная компетентность отражается в готовности и способности к осуществлению диалога различных географически территориальных и этнически традиционных культур. При этом важно знание своей культуры и культуры той местности (региона, страны), представителем которой является собеседник. Социокультурная компетентность является действенным механизмом воспитания интернационально

ориентированной личности, осознающей взаимосвязь и взаимозависимость, уникальность этнической и целостности картины мира, в котором насущной необходимостью в решении глобальных проблем человечества является межкультурное сотрудничество [2, с. 6].

На основе определений, данных учеными, нами социокультурная компетентность понимается как готовность и способность к установлению гармоничных контактов с представителями разных культур, к адекватному восприятию и действиям в ситуациях общения на основе равноправного диалога.

Изложенные подходы к раскрытию понятий «компетентность» «профессиональная компетентность», «социокультурная компетентность» как основа для рассмотрения основного понятия «этносоциокультурная компетентность» позволяют увидеть общее для них, это - совокупные личностные, когнитивные, деятельностные компоненты культуры личности как части сложного во всем многообразии социума, в котором личность живет, работает, реализуя свои жизненные и профессиональные установки, личность, наделенная от рождения своими национальными чертами, имеющая свое «культурное лицо». Не растерять себя и гармонично входить в общечеловеческий контекст - в этом суть этносоциокультурной идентичности. Итак, рассмотрим следующее понятие нашего исследования -«этносоциокультурная компетентность».

Данное понятие трактуется нами в единстве таких начал, как общекультурные знания, ценностные установки, психологическая, этническая и социальная идентичность, знание норм и моделей поведения, характерных для среды общения, а также готовность и способность к межкультурному общению.

Важным основанием для данного определения стали труды великого гуманиста, ученого, музыканта, философа Альберта Швейцера определившего культуру как итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях знания и деятельности, которые способствуют духовному обогащению личности и общему прогрессу. В качестве важнейшего признака культуры им выделено служение совершенствованию человека и всего человечества. Он связывал прогресс человечества с развитием культуры и обосновывал это тем, что «разумные идеалы, призванные содействовать прогрессу человечества, воспринимаются индивидами и... принимают при этом такую форму, которая способствует наиболее эффективному и целесообразному воздействию их на условия жизни людей. Следовательно, способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным существом [13]. Продолжая мысль великого ученого-гуманиста, отметим, что культурный человек в своей деятельности руководствуется теми идеалами, которые выработаны человечеством для гармонии индивида и социума, человека и природы, которая, кстати, была для Альберта Швейцера наивысшей и универсальной ценностью.

Многими учеными (П.С. Гуревичем Э.С. Маркаряном, Б.Т. Лихачевым и др.) культура рассматривается как продукт общественной деятельности и связывается с развитием личности, представляется как обобщенная характеристика человека и как мера его духовного, нравственного и профессионального развития. Как личность человек формируется, определяя отношение к окружающему миру в процессе становления своего сознания и самосознания, на этом строится эволюция культуры личности. В этом процессе важной частью коммуникации является речь, благодаря которой осуществляется и «сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходит усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм)» [8, с. 99].

В определении основного понятия исследования мы исходим из триады, выведенной Б.С. Гершунским - «грамотность», «культура», «менталитет», где отражаются современный жизненный и профессиональный контекст, личностные и профессиональные потребности в жизненной самореализации в соответствии со способностями и интересами [11].

Относительно менталитета: ментальность - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность интеллектуально-психологических установок, ориентирующих поведение какой-либо социальной или этнической группы или отдельного человека. В отличие от идеологии ментальность выражает тот уровень их сознания, в котором отношение к миру остается логически не выявленным, но дает возможность по-своему воспринимать самое себя, свое природное и социальное окружение.

Заключение. Современная этносоциокультурная среда, в которой будет проходить профессиональная деятельность экономиста сферы туризма и гостиничного хозяйства, представляет собой совокупность различных взаимодействующих между собой личностей, групп и социальных институтов. Эта среда формирует своеобразный «социальный заказ» системе туризма и гостиничного хозяйства. Поэтому для гармоничного существования этой системы необходимо задействовать организационно-управленческие, социально-психологические механизмы межэтнического взаимодействия. Действенным механизмом взаимодействия является межэтническая толерантность, основанная на признании, понимании и уважении национального менталитета всех жителей региона, в котором будет проходить профессиональная деятельность специалиста.

Закономерность развития культуры межнационального общения как важнейшего компонента профессиональной компетентности экономиста сфера туризма и гостиничного хозяйства обусловлена тем, что национальный менталитет личности определяется объективно существующими связями с той или иной территорией, где развиваются экономические отношения, культурой и языком, семейными и бытовыми традициями, с явлениями психологического порядка. Знание культуры и истории народа способствует пониманию его менталитета, того особого образа мышления, глубинного духовного склада, присущего этносу, который сложился на протяжении многих поколений и сформировавшегося в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Он определяется такими параметрами, как исторически сложившиеся черты национального характера; определенные национальные симпатии и антипатии; национальные традиции, закрепленные в культуре; важные смысложизненные ценности. Учет этих этнокультурных черт позволит компетентному специалисту выстраивать конструктивные взаимоотношения с потребителями туристических услуг на основе культурного диалога.

Литература

1. Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Н.Н. Беденко. - Тверь, 2004. - 144 с.

2. Бондарева Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования экономического образования [Электронный ресурс] / Е.В.Бондарева. - Режим доступа: http://referat.cis2000.ru/books/book6/ch1_8.shtml

3. Брунер Дж. Психология познания : монография / Дж. Брунер. - М. : Прогресс, 1977. - 414 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 605 с.

5. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг. - 2000. - № 4. - С. 34-42

6. Деркач А.А. и др. Психология развития профессионала : монография / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. - М. : РАГС, 2000.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.35-41.

8. Кальней В. А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи : автореф. дис. .. .д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. А. Кальней. - Казань, 1996. - 38 с.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 744 с.

10. Кравченко Л. И. Культурология : учебник / Л. И. Кравченко. - М., 2001. - 495 с.

11. Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией / М. Кяэрст // Актуальные проблемы труда: сб. науч. тр. - Тарту, 1980. - С. 45-67.

12. Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84.

13. Пахотина С.В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза :на примере факультета физической культуры: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С.В. Пахотина. - Ишим, 2007. - 205 с.

14. Швейцер А. Культура и этика : монография / А. Швейцер. - М. : Прогресс, 1973. - 337 с.

15. Chouliaraki L. Discourse in late modernity: rethinking critical discourse analysis / L. Chouliaraki, N. Fairclough. - Edinburg: Edinburg University Press, 1999 / L. Chouliaraki Social Semiot, 6.

Bibliography

1. Bedenko N.N. Social competence of the individual in modern urban culture : dis . ... cand . philos. sciences: 09.00.11 / N.N. Bedenko . - Tver, 2004 . - 144 c.

2. Bondarev E.V. Focus on the formation of professional competence as a way to improve economic education [Electronic resource] / E.V.Bondareva . - Mode of access: http ://referat.cis2000. ru/books/book6/ch1 8. shtml

3. Bruner J. Cognition : monograph / J. Bruner . - Moscow: Progress Publishers , 1977. - 414 p.

4. Gershunskii B.S. Philosophy of Education for the XXI Century (in search of practice-oriented educational concepts) / B.S. Gershunskii . - M. : Excellence , 1998 . - p. 605.

5. Demin V.A. Professional competence of the expert: concept and types / V.A. Demin / / Standards and Monitoring . - 2000 . - № 4 . - p. 34-426.

6. Derkach A.A. and others. Professional development of a specialist : monograph / A.A. Derkach , V.G. Zazykin , A.K. Markova. - M.: RAGS , 2000 .

7. Zimnyaya I.A. Key competencies - a new paradigm of educational result / / Higher education today. -2003. - № 5. - P. 35 -41.

8. Kalnei V.A. Pedagogical bases of economic and technological preparation of youth: author. dis. Dr. pedag. sciences: 13.00.01 / V.A. Kalnei. - Kazan, 1996. - 38.

9. Kodzhaspirova G.M. Pedagogics : textbook / G.M. Kodzhaspirova . - M.: KNORUS, 2010. - 744 p.

10. Kravchenko L.I. Culture studies : textbook / L.I. Kravchenko. - Moscow, 2000. - 495 p.

11. Kyaerst M. Consideration of competence in the psychological concept of improving the management of industrial organization / M. Kyaerst / / Actual problems of labor : collec. of scient. papers - Tartu, 1980. - S. 45-67.

12. Maslennikova V. Sh. Personality composition social relations / V. Sh. Maslennikova / / Modern concepts of education. - Yaroslavl : public. of K.D.Ushinskiy YAGPU, 2000 . - p. 84.

13. Pakhotina S.V. Formation of sociocultural competence of students of pedagogical high school language faculties : the case of the Faculty of Physical Culture : dis . ... cand. pedag. sciences: 13.00.08 / S.V. Pakhotina . - Ishim , 2007. - 205 p.

14. Schweitzer A. Culture and Ethics: monograph / A. Schweitzer . - M.: Progress Publishers , 1973 . - 337p.

15. Chouliaraki L. Discourse in late modernity: rethinking critical discourse analysis / L. Chouliaraki, N.

Fairclough. - Edinburg: Edinburg University Press, 1999 / L. Chouliaraki Social Semiot, 6.

Статья поступила в редакцию:15.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.