Научная статья на тему 'Основные государственные законы Российской империи 1906 г. как основа для системы разделения властей по Конституции РФ 1993 г.'

Основные государственные законы Российской империи 1906 г. как основа для системы разделения властей по Конституции РФ 1993 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1170
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные государственные законы Российской империи 1906 г. как основа для системы разделения властей по Конституции РФ 1993 г.»

№ 14-ФЗ существенно редакционно уточнил диспозицию ч. 1 данной статьи и ввел квалифицированный состав (ч. 2 ст. 133), в котором установил уголовную ответственность за понуждение к действиям сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней).

В отличие от изнасилования (ст. 131) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132) УК РФ при понуждении к действиям сексуального характера способы воздействия на потерпевшее лицо самые разнообразные, которые исчерпывающе указаны законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 133 УК РФ.

Д.А. Самородов

Основные государственные законы Российской империи 1906 г. как основа для системы разделения властей по Конституции РФ 1993 г.

17 октября 1905 г. император Николай II подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, по которому населению Российской империи даровались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»1 2, а также объявлялось о созыве Государственной думы - первого со времен Земских соборов XVI-XVII вв. общегосударственного представительного органа с законодательными, а не законосовещательными полномочиями. Российская монархия перестала быть абсолютной (так как теперь законодательную власть монарх делил с выборным парламентом) и превратилась в дуалистическую, поскольку император сохранил за собой право формирования правительства - Совета министров, назначения и смещения его председателя и членов. Некоторые авторы полагают, что с изданием этого Манифеста, а позднее - Основных государственных законов 1906 г., Россия превратилась в конституционную монархию, а Основные государственные законы 1906 г. называют «консервативной конституцией» . По нашему мнению, с этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку Конституция - явление демократического порядка, она принимается либо непосредственно народом, либо его выборными представителями (парламентом государства или специально созываемым для этой цели органом - Конституционным (Учредитель-

1 Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 256.

2 См. напр.: Исаев И.А. История государства и права России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 498.

216

ным) собранием)1 2 и ограничивает институты власти. В теории государства и права существует также понятие октроированной Конституции, т. е. дарованной монархом. Между тем Основные государственные законы не содержали норм о правовом статусе подданных Российской империи, а учреждали только новую систему государственной власти. Как метко заметил Л. Парфенов, говоря о Манифесте 17 октября 1905 г., являвшемся своего рода преамбулой к Основным государственным законам 1906 г.: «Николай II подписал не новый закон и не, прости Господи, Конституцию, а такой себе документ о перестройке, ускорении и гласности»2. Тем не менее, Основные государственные законы Российской империи сыграли немалую роль в формировании российского постсоветского конституционного права. В частности, именно они, на наш вггляд, легли в основу системы разделения властей, предусмотренной ст. 10 и развивающими её положения нормами гл. 4, 5, 6 и 7 Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. и вступившей в силу 25 декабря того же года.

В литературе иногда можно встретить мнение, что действующая российская Конституция была создана на основе Конституции Франции 1958 г., так называемой Конституции Пятой республики. По нашему мнению, в действующей российской Конституции прослеживается прямое влияние системы разделения властей, сложившейся в Российской империи после Первой русской революции. Попробуем показать это на примерах.

Императорская власть и власть Президента Российской Федерации. В соответствии с «Основными государственными законами» императору принадлежала верховная самодержавная власть (ст. 4). Особа императора считалась священной и неприкосновенной. Он обладал правом законодательной инициативы, без его утверждения ни один закон не вступал в силу. В порядке верховного управления он издавал указы и повеления, подлежащие обязательному заверению председателем Совета министров или министром, ответственным за данную часть управления (контрассигнатура). Император являлся верховным руководителем внешних сношений Российского государства, державным вождем российской армии и флота, объявлял войну и заключал мир, подписывал договоры с иностранными государствами. Он назначал и увольнял главу правительства, министров, высших военных чинов, других должностных

1 См. напр.: Самородов Д.А. Конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Экон-Информ, 2011. С. 35.

2 См.: Российская империя. Проект Леонида Парфенова. Документальный телесериал пр-ва телекомпании НТВ, режиссер - Д. Файзиев, авторы сценария: Ю. Варенцова, Л. Парфенов, А. Лошак, А. Шилов. 2000-2003. Сер. Николай II. Ч. 2.

217

лиц, если в отношении последних не было установлено законом иного порядка назначения и увольнения. Императору принадлежало право осуществлять помилование и смягчать наказания, объявлять амнистию. Император был обязан исповедовать православную веру. Власть императора передавалась по наследству. Президент, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства, т. е. находится вне системы разделения властей, над системой разделения властей. В соответствии со ст. 90 Конституции президент издает указы и распоряжения, ему подконтрольно и подотчетно Правительство РФ (ст. 83 Конституции РФ), он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ст. 87), награждает государственными наградами Российской Федерации, осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ).

Государственная дума. Дума избиралась на 5-летний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска. Так, 1-я Государственная дума просуществовала всего 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906 г.); 2-я - 102 дня (с 20 февраля по 3 июня 1907 г.). К предметам ведения Думы были отнесены рассмотрение законов и бюджета, надзор за государственным контролем, утверждение уставов акционерных обществ и компаний (в случаях, если испрашивались «изъятия» из действующего законодательства), дела о постройке железных дорог за счет казны. Хотя в Основных государственных законах (ст. 86) было сказано, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы, ее законодательные полномочия в действительности были ограничены. Согласно 87-й статье, за императором оставалось право издавать во время прекращения работы Государственной думы указы, имеющие законодательную силу. Правда, оговаривалось, что такие указы не могут вносить изменения в Основные государственные законы. В соответствии с п. 32 Учреждения Государственной думы «Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих законов..., за исключением Основных Государственных Законов». Формирование правительства и его деятельность также оставались вне контроля Государственной думы. Следует обратить внимание на то, что Государственная дума современной России также фактически не имеет рычагов воздействия на Правительство Российской Федерации и его персональный состав. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная дума может только выразить недоверие правительству, которое ни к чему юридически не обязывает президента. Только если Дума вторично в течение трех месяцев примет постановление о выражении недоверия правительству, президент обязан либо отправить высший орган исполнительной власти в отставку, либо распустить Думу и назначить новые выборы.

218

Общее руководство деятельностью Государственной думы императорской России осуществляли председатель и его товарищи (заместители), избиравшиеся из числа депутатов на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Первым председателем Государственной думы был избран профессор Московского университета С.А. Муромцев. Члены думы распределялись по партийным группам - фракциям. Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности депутаты создавали постоянные и временные комиссии. Законопроекты принимались общим собранием думы и получали силу закона после их одобрения Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался Государственным советом, то для его доработки создавалась согласительная комиссия, состоявшая из членов обеих палат.

В соответствии с Учреждением Государственной думы от 20 февраля 1906 г. депутаты Государственной Думы (1905-1917 гг.) не были подотчетны своим избирателям. Их отстранение могло осуществляться Сенатом. Они обладали депутатской неприкосновенностью, поскольку могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти и не подлежали личному задержанию за долги. Вносить законопроект депутат мог только в составе депутатской фракции. Депутатами Государственной думы имели право быть избранными и министры царского правительства.

Представители печати и дипломатического корпуса допускались на общие собрания Государственной думы только по специальному разрешению Председателя Государственной думы.

Реорганизация Государственного совета. До 1906 г. Государственный совет являлся высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались императором. 20 февраля 1906 г. Государственный совет был наделен законодательными полномочиями и превращен в верхнюю палату (нижней законодательной палатой являлась Государственная дума). Изменился и порядок формирования Государственного совета: половина его членов, как и раньше, назначалась императором; другая половина избиралась от земств, дворянских обществ, торгово-промышленных комитетов, духовенства, университетов. Члены Государственного совета по выборам избирались на 9 лет, каждые 3 года обновляясь на 1/3. В современной системе разделения властей России Государственный совет по выполняемой им роли больше всего напоминает Совет Федерации, но поскольку Российская Империя являлась унитарным государством, он представлял интересы императорской власти и определенных сословий, а не регионов. Он играл роль политического фильтра, не пропускавшего законопроекты, которые принимались

219

Государственной думой, но по каким-то причинам не устраивали императора и его правительство.

Совет министров. 19 октября 1905 г. Николай II утвердил проект закона о создании Совета министров. Новому органу поручалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего управления». В его состав включались министры, главноуправляющие, обер-прокурор Синода и государственный контролер. Одновременно учреждалась должность Председателя совета министров, который назначался и смещался императором. Первым премьером стал

С. Ю. Витте (октябрь 1905 г. - апрель 1906 г.). Таким образом, в России появился орган, обеспечивавший большую оперативность и согласованность в действиях отдельных министров и правительства в целом. Совет министров являлся постоянно действующим высшим правительственным органом и собирался на заседания по 2-3 раза в неделю. Руководивший его деятельностью Председатель Совета министров, считавшийся главой правительства, превратился во второе по значению должностное лицо в стране после императора (как Председатель Правительства Российской Федерации фактически является вторым лицом в современной России, юридически считаясь четвертым, после председателей палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации). Вслед за С.Ю. Витте этот пост последовательно занимали: И.Л. Горемыкин (апрель -июль 1906 г.), П.А. Столыпин (июль 1906 - сентябрь 1911 г.),

В.Н. Коковцов (сентябрь 1911 - январь 1914 г.), снова И.Л. Горемыкин (январь 1914 - январь 1916 г.).

Таким образом, в Российской империи законодательную власть осуществляли: 1) император, 2) Государственный совет, 3) Государственная дума; исполнительную - Совет министров, подотчетный императору; судебную - судебная система, в основном созданная в 1864 г. и возглавляемая Сенатом, исполнявшим роль высшей инстанции по всем делам, как Верховный суд Российской Федерации. В современной России законодательная власть вручена Федеральному собранию - двухпалатному парламенту Российской Федерации, исполнительная - Правительству РФ, ведущую роль в формировании которого играет Президент РФ, правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Поэтому, по нашему мнению, современная система разделения властей и сильная власть главы государства опираются на достаточно устойчивую политическую традицию и вполне обоснованы для дальнейшего конституционного развития России.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.